Социальная структура, социальные институты и процессы | Экономика и общество №1 (8) Январь, 2019

УДК 334.021.1

Дата публикации 17.01.2019

Электронное правительство как часть информационного общества: проблемы и перспективы становления

Бадлаева Ольга Андреевна
канд.экон.наук, доцент, ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова", г. Элиста, badlaeva@yandex.ru
Дербенов Чингис Юрьевич
преподаватель, ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова", г. Элиста, tenson-c@yandex.ru
Музраева Заяна Львовна
студентка, ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова", г. Элиста, muz.muz.2012@mail.ru
Палаев Владислав Юрьевич
Магистрант, ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова", г. Элиста, vladislav.palaev@yandex.ru

Аннотация: В последние годы достаточно быстрым темпом развивается деятельность электронного правительства, что в свою очередь позитивно сказывается на общем состоянии информатизации в России. В данной статье затрагивается тема электронного правительства, как части информационного общества. Проведен анализ проблем электронного правительства на современном этапе развития, а также приведены основные этапы становления информационного общества в Российской Федерации, показаны качественные показатели развития электронного правительства.
Ключевые слова: Информационное общество, электронное правительство, правительственная программа, B2B. B2C, G2B

E-government as part of the information society: problems and prospects of formation

Badlaeva Olga Andreevna
PhD in economics, docent, Kalmyk State University them. B. B. Gorodovikova, Elista
Derbenov Chingis Yuryevich
Lecturer, Kalmyk State University them. B. B. Gorodovikova, Elista
Muzrayeva Zayana Lvovna
student Kalmyk State University them. B. B. Gorodovikova, Elista
Palaev Vladislav Yuryevich
master student Kalmyk State University them. B. B. Gorodovikova, Elista

Abstract: In recent years, the activities of e-government have been developing at a fairly rapid pace, which in turn has a positive impact on the overall state of informatization in Russia. This article touches upon the topic of e-government as part of the information society. The analysis of the problems of e-government at the present stage of development, as well as the main stages of the information society in the Russian Federation, shows the qualitative indicators of e-government.
Keywords: Information Society, e-government, government program, B2B. B2C, G2B

В связи с возникновением информационной экономики, а также высокой эффективности предприятий с развитой ИТ - составляющей, информационные технологии  постепенно проникают в различные сферы общественной жизни.

Повсеместное использование ИКТ и масштабная информатизация экономики породило возникновение информационного общества.

Информационное общество – «проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни, вызывающее коренные перемены в производстве, потреблении и распространении информации». [1]

Одной из главных причин его возникновения можно считать высокую адаптивность решений из сферы ИТ. Его принято считать следующим этапом развития социума, который следует за постиндустриальным обществом (которое концентрируется на сфере услуг).

В Российской Федерации можно определить несколько этапов в области становления информационного общества в деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики:

I этап. Длительность с  1991 по1994 гг. сформированы основы в сфере информатизации.

II этап. С 1994 по 1998 гг. характеризуется со сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики.

III этап.  Который длится и до сегодняшнего времени — этап образования политики в сфере развития информационного общества.

В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества до 2020 г. [2, c.2]

Повышение эффективности системы государственного управления обществом на основе использования информационных технологий является структурно-сложной комплексной постоянно обновляемой формой реализации государственной информационной политики. [3, c. 254]

Одним из самостоятельных ее элементов является создание информационной технологии «электронного правительства».

Электронное правительство – это «использование информационных, компьютерных и коммуникационных технологий для улучшения предоставления государственных услуг населению, а также для информирования населения, повышения прозрачности работы государственных институтов и снижения уровня бюрократизации». [4, c. 323-325]

В социально-экономической жизни любой страны условно можно выделить три основных субъекта экономики: государство, коммерческие предприятия – бизнес, граждане. Граждане представляют собой общество, предприятия являются хозяйствующими субъектами экономики, государство – интегрирующей системой, связующей все три звена. Взаимодействия между государством, предприятиями и гражданами выражаются известными аббревиатурами, обозначающими область соприкосновения субъектов друг с другом: B2B ("business-to-business") – «предприятия предприятиям» или «бизнес бизнесу», B2C ("business-to-customer") – «предприятия покупателю», G2B ("government-to-business") – «государство бизнесу», G2C ("government-to-citizen") – «государство гражданину» и т. д. [5]

Среди основных качественных показателей электронного правительства можно выделить:

  • доступность и индивидуализация услуг, предоставляемых государством гражданам, организациям и компаниям;
  • подотчетность и прозрачность деятельности государственных органов;
  • информирование и обеспечение активного участия граждан в политическом процессе;
  • расширение прав представительных органов власти;
  • свободный обмен информацией и др.

С учетом различных сочетаний перечисленных характеристик ряда моделей реализации электронного правительства, необходимо разрабатывать проекты и программы развития информационного общества и электронного правительства, которые ориентируются на граждан как:

  • клиент-ориентированность, нацеленных на удовлетворение потребности граждан и организаций;
  • требование к подготовке граждан для того, чтобы стимулировать спрос на электронные коммуникации;
  • обеспечение высокого уровня доверия граждан и организаций.

Электронное правительство можно рассматривать как инструмент по снижению уровня коррупции, повышение транспарентности и доверия к государственным органам власти, а также в плане совершенствования участия граждан в развитии государства.

С другой стороны развитие электронного  правительства  влечет за собой ряд некоторых сложностей. Сравнение уровня развития «электронного правительства» в России с состоянием других стран показывает, что наша страна значительно отстает от стран Запада по всем основным показателям. Это обстоятельство, обусловлено следующими причинами:

  1. Слабая оснащенность ИКТ населения;
  2. Слабая законодательная составляющая;
  3. Плохой уровень безопасности.

Разберем каждую из них.

  1. Возможность  существования «электронного правительства» предоставлена только развитому информационному обществу, так, как только в таком типе общества вся полнота ИКТ доступно каждому из граждан. На сегодняшний день показатель насыщенности населения ИКТ В России очень отстаёт от западных стран, что, конечно, отрицательно сказывается на показателе его применения. Данная проблема решается путем широкого распространения доступных устройств, которые будут иметь возможность предоставления взаимодействия с «электронным правительством».
  2.  Недостатки нормативно – правовой основы негативно влияют на развитие «электронного правительства». Многие нормативно – правовые акты, закрепляющие основы такого вида государственного управления, противоречат друг другу. Поэтому существует необходимость полностью регламентировать деятельность «электронного правительства». [6]
  3.  Проблема безопасности постоянно дает о себе знать. В последнее время участились случаи хакерских атак на государственные сайты. Для эффективного использования «электронного правительства» необходимо формирование единой базы с личной информацией о гражданах (их прописке, владении частной собственностью, семейном положением и др.). Однако создание единой базы данных граждан может  привести  к тому,  что  общество станет  прозрачным  для  правительства  (наличие  большого  объема  информации  о  гражданах), что более характерно для тоталитарной, а не демократической системы. Также важно отметить потенциальную доступность личных данных граждан для злоумышленников. Утечка личной информации о гражданах, может привести к серьезным проблемам. Поэтому необходимо усиление  общей  защиты  правительственных сайтов,  также  реализация  на  практике  принципов  электронного  правительства  (открытость  информации  для  граждан).

Таким  образом, уже в настоящее  время существуют  инструменты для реализации  на  практике электронного правительства,  однако его становление представляет собой достаточно  длительный и ресурсоемкий процесс. Можно предположить, что становление информационного  общества, как общества знаний и информации, общества новых ценностных  и  экономических ориентаций, существенно ускорит  переход к новой  форме  государственного  управления.[7]


Список литературы

1. Агамирзян И. В. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства [Электронный ресурс] URL: //http://www.microsoft.com/Rus/Government/analytics/egov_evolution.mspx (дата обращения: 16.11.2018);
2. Бадлаева О. А., Куртукова Е. А. Динамика развития технологий и инноваций в России // Молодой ученый. – 2016. – №27.2. – 2 c.;
3. Зараменских Е.П. Основы бизнес-информатики: монография / Е.П. Зараменских. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 254 с.;
4. Мишина Е. С., Рой Н. А. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 323-325. — URL https://moluch.ru/archive/129/35851/ (дата обращения: 09.12.2018);
5. Романчевский Б.В.. Инновационное развитие виртуального управления в условиях перехода к информационному обществу [Электронный ресурс] // URL: http://dlib.rsl.ru/01003011422 (дата обращения: 24.02.2017.);
6. Слободская А.В. Электронное правительство в информационном обществе: проблемы и перспективы становления // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: http://sibac.info/archive/social/11(25).pdf (дата обращения: 10.12.2018);
7. Sokolova M. E-government: how to overcome the inertion of informatization [Электронный ресурс] // URL: http://www.sympa-by.eu/sites/default/files/library/booklet_sokolova_eng.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

Расскажите о нас своим друзьям: