Литература народов Российской Федерации | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы №4 (4) Декабрь 2019

УДК 398.2(=551.1)

Дата публикации 21.11.2019

Вклад семьи Никиты Ивановича Ерныхова в сбор и фиксацию хантыйского фольклора

Ерныхова Ольга Даниловна
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, начальник фольклорного центра, Ханты-Мансийск, urnhop@yandex.ru

Аннотация: Настоящее исследование посвящено истории сбора и публикации фольклора на территории Казымского сельского совета в советский период. Далеко не в каждой семье понимают ценность древних сказаний, народных сказок, интересных слов и выражений родного языка. Но когда фольклорные произведения членами одной семьи достаточно грамотно записываются, документируются и публикуются в период создания и становления хантыйской письменности – эта деятельность по сбору и фиксации фольклора является неоценимой. Примером такого творчества можно назвать семью Никиты Ивановича Ерныхова из села Казым Березовского (ныне Белоярского) района Ханты-Мансийского автономного округа.
Ключевые слова: хантыйский фольклор, семейная традиция, сказка, становление хантыйской письменности

Contribution of Nikita Ivanovich Ernikhov's family in the collection and fixation of Khanty folklore

Ernykhova Olga Danilovna
Ob-Ugric institute of applied researches and development, head of folklore center, Khanty-Mansiysk

Abstract: This study is devoted to the history of collecting and publishing folklore on the territory of the Kazym village Council in the Soviet period. Not every family understands the value of ancient tales, folk tales, interesting words and expressions of the native language. But when folklore works by members of one family are quite competently recorded, documented and published in the period of creation and formation of Khanty writing - this activity of collecting and fixing folklore is invaluable. An example of such creativity can be called the family of Nikita Ivanovich Yernikhov from the village Kazym Berezovsky (now Beloyarsk) district of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug.
Keywords: кhanty folklore, family tradition, fairy tale, formation of Khanty writing

Истории исследования и сбора произведений хантыйского фольклора и их публикации посвящена диссертация Т. В. Волдиной, в которой особое внимание уделяется неизвестному прежде в науке направлению в изучении фольклора хантов [1]. В исследовании Т. В. Волдиной  подвижническая деятельность семьи Н.И. Ерныхова по сбору хантыйского фольклора упоминается частично, в контексте работы хантыйского журналиста И. Н. Ерныхова и кандидата филологических наук В. Н. Соловар. Проблемам собирания и изучения письменных традиций в масштабах одной семьи посвящена статья И.А. Разумовой. Она утверждает, что «семья в аспекте данной темы должна рассматриваться как коллективный носитель традиции, создающий собственное культурное пространство» [2].

В данном исследовании в качестве источников используются документы из личного семейного архива В. Н. Соловар, окружной газеты «Ханты ясанг» за 1957-1958 годы, а также документы из госархивов Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области.

Никита Иванович Ерныхов (1898-1976) родился в юртах Амня Березовского уезда. Согласно архивным документам, на начало 1930-х годов он входил в состав Амнинского юртового объединения, его семья в то время насчитывала 6 человек, «преимущественным родом его деятельности являлась охота» [3. С. 50].  

Никита Иванович был сторонником хантыйских традиций – он придерживался консервативных взглядов, являлся исполнителем священных песен обрядового комплекса обских угров «Медвежий праздник». В советский период времени этот ритуальный праздник казымских хантов по случаю добычи медведя в целях «борьбы с религиозными предрассудками» был под запретом, но все же «тайно» проводился населением. Организация казымскими хантами этого обрядового праздника контролировалась представителями власти и лицами, отвечающими за агитационную работу на селе [4. Л.1-4]. После проведения праздника местным населением в сельский совет поступали списки участвовавших в обряде хантов, и с этими людьми проводилась разъяснительная «работа по искоренению древних обычаев». В этих списках также упоминается и имя Н.И. Ерныхова.

Сказки, загадки, песни, исполняемые Никитой Ивановичем Ерныховым, начинают фиксировать на бумагу его шестеро детей. Записи производились ими в блокнотах, ученических тетрадях, а иногда и просто на оберточной бумаге. Часть записанных ими фольклорных текстов была опубликована в окружной газете «Ленин пант хуват», выходившей на хантыйском языке, а позже в различных фольклорных сборниках и учебных пособиях. Кроме этого, семьей записывались и собирались отдельные слова с переводом на русский язык для хантыйско-русского словаря.

Старший сын – Ерныхов Алексей Никитич (1925-1954) собирал хантыйский фольклор еще со школьной семьи. В Казымской школе, в избах-читальнях сельского совета (Кислор, Выргим, Хуллор) периодически выпускалась стенная газета, которая выходила на хантыйском и русском языках. Материалы в газету писались от руки, специального типографского оборудования не было. В ней располагались статьи, имеющие отношение к деятельности культбазы, публиковались сказки и загадки на хантыйском языке. Стенные газеты воспринимались населением как безусловная часть периодики, и несли те же функциональные обязанности, что и советско-партийная пресса. Авторы заметок и статей пользовались огромным авторитетом у местного населения.

В семейном архиве В. Н. Соловар сохранилась записная книжка дяди, Алексея Никитича – самого старшего из сыновей Н. И. Ерныхова. Записи в ней велись с 1946 года, с того времени, когда Алексей Никитич поступил в Салехардский зооветеринарный техникум. В блокноте записана сказка «Ими-хилы». Фольклорное произведение написано на кириллице, используется знак л с апострофом для обозначения звука – [ԓ]. Отрадно то, что уже с середины 1950-х годов существовали попытки обозначить специфичные фонемы хантыйского языка. Надо отметить, что семнадцатилетним юношей Алексей Никитич был призван в конце 1944 года в действующую армию и до мобилизации 1945 года воевал на фронте. В документах Казымской культбазы послевоенной поры его фамилия непременно сопровождалась значимой на то время характеристикой – «фронтовик».

Старшая дочь  – Ерныхова Анастасия Никитична (1928-1985) закончила 7 классов Казымской школы, работала всю жизнь в совхозе «Казымский». Вела записи хантыйского фольклора в школьных тетрадях, зафиксированные ею сказки были обработаны и опубликованы д.ф.н, В.Н. Соловар в сборнике «Мифы, предания, сказки хантов и манси», составителем которого является Н.В. Лукина [5. С. 211-213,255].

Эти же сказки помогала записывать и средняя дочь – Ерныхова Анна Никитична (1934-1983). Ею записанные сказки также вошли в вышеназванный сборник под наименованиями «Золотой конь» и «Богатырь, росший три дня» [5. С. 244-249], После окончания Ханты-Мансийского педагогического училища она работала учителем в Казымской школе, затем после болезни работала «избачом в избе-читальне» д. Кислор. В то время эти клубные учреждения были центром просвещения в деревнях. Они проводили большую образовательную работу среди населения, выпускали стенные газеты (в том числе и на родном языке), выдавали книги и журналы из библиотеки, организовывали культурный досуг в деревне, по сути, выполняя те же функции, что и в настоящий момент осуществляют сельские дома культуры и библиотеки. Одной из главных задач изб-читален была «ликвидация безграмотности» населения.

Средний сын – Ерныхов Данил Никитич (1930-1999) после окончания семилетней Казымской школы закончил 10 классов в средней школе с. Октябрьское. В 1955 году закончил курсы моториста в г. Ханты-Мансийск, всю жизнь проработал в совхозе «Казымский». В 1950-х годы он активно сотрудничал с газетой «Ленин пант хуват», работая внештатным корреспондентом. У него выходят статьи о работе изб-читален, других учреждений Казымской культбазы [6. С. 3]. Позже, в 1990-х годы, он писал небольшие этнографические рассказы о жизни и быте охотника-промысловика. Эти небольшие произведения были опубликованы В.Н. Соловар в учебном пособии для студентов, осваивающих родной (хантыйский) язык  [7. С. 12].

Стремление записывать фольклор хантов было и у младшей дочери Никиты Ивановича – Полины Никитичны (1938-1969). Она работала учителем начальных классов в д. Юильск Березовского (ныне Белоярского) района и скрупулезно в своем дневнике записывала историю деятельности и жизни сельской учительницы, которая обучала детей грамоте. На страницах дневника отражены внутренние переживания, надежды и упования на то, что потомки обязательно продолжат дело, начатое членами семьи по документированию хантыйского фольклора. Полина Никитична также активно сотрудничала с хантыйской газетой «Ленин пант хуват» и публиковала статьи на хантыйском языке. Кроме этого, она была занята общественной деятельностью – была «агитатором» во время выборных кампаний. Задачей агитатора в советский период была организация  встреч с избирателями, чтобы дать полное представление о предмете голосования. Как стало известно из материалов о состоянии агитационно-пропагандистской работы в Березовском районе, Полина Никитична была названа «одной из лучших агитаторов в Березовском районе» [8, Л.12].

Младший сын Никиты Ивановича - Ерныхов Иосиф Никитич (1939-1961), наряду со сбором хантыйского фольклора, был связан и с литературным творчеством. Он в конце 1950-х годов работал корреспондентом в газете «Ленин пант хуват». Иосиф Никитич публиковал сказки на хантыйском языке, писал стихи.  Его деятельность по сбору и публикации фольклора отмечена в монографии Т.В. Волдиной «Хантыйский фольклор: история изучения». Она указывает И.И. Ерныхова в списке первых собирателей хантыйского фольклора, публиковавшихся с момента основания газеты [9. С. 65-66]. В этой же книге в «Указателе публикаций по фольклору хантов в периодических изданиях» в перечне опубликованных фольклорных материалов его нет [9. С. 218-238]. Надо сказать, что в указателе представлено преобладающее количество собирателей фольклора с реки Казым и отчасти с территории полноватского Приобья.

В семейном архиве В. Н. Соловар также сохранились хантыйские сказки, записанные  И. Н. Ерныховым. Записям уже более 70 лет, но они отлично сохранились. Одна из сказок «Жирный кулик», которая вошла в фольклорный сборник «Мифы, предания, сказки хантов и манси», составителем которого является Н. В. Лукина. Иосиф Никитич хантыйский фольклор стал публиковать в газете «Ленин пант хуват» еще в студенческие годы, причем некоторые сказки были подготовлены и опубликованы совместно с В. Китуровым.  Этот собиратель фольклора учился в то время вместе с И.Н. Ерныховым в Ханты-Мансийском национальном педагогическом училище на четвертом курсе. В последующих публикациях хантыйского фольклора имя В. Китурова уже не упоминается. В хантыйской газете «Ленин пан хуват» Иосиф Никитич также публиковал статьи, посвященные попытке анализа хантыйских сказок с точки зрения правящей идеологии. Очевидно, такие статьи делались журналистами в целях пропаганды советского образа жизни «по заказу сверху»[10. C. 3]. И.Н. Ерныховым совместно с В. Китуровым были опубликованы такие сказки, как «Мутраинг хон митхо»[11. С.2], «Хутым номсынг янсынг»[12. С. 3], «Хатысат номыс юр нумпие питыс» [13. С. 3 ] и др.

К сожалению, жизнь троих детей Никиты Ивановича прервалась очень рано из-за болезней и несчастного случая. Но все они без исключения оставили яркий след в истории сбора и публикации хантыйского фольклора. Их дело продолжили потомки: В.Н. Соловар, С.Д. Дядюн, О.Д. Ерныхова. Валентина Николаевна Соловар – доктор филологических наук, автор более ста научных статей, пяти монографий, пятидесяти учебно-методических пособий и учебников. Дядюн Светлана Даниловна – автор более 40 статей по теории хантыйского языка и фольклористики, составитель нескольких фольклорных сборников.  Ерныхова Ольга Даниловна – автор монографии и более 30 статей по этнической истории и хантыйской фольклористике.

Таким образом, можно констатировать, что данная семейная письменная традиция, передаваемая по одной линии родственников, внесла весомый вклад в историю сбора хантыйского фольклора в условиях становления и развития письменности, объединила семью, способствовала ее самоидентификации, интеграции родственного коллектива в пространстве и времени. Подобный анализ деятельности по сбору и фиксации фольклора в масштабах одной хантыйской семьи может стать основой для дальнейшей работы по этнической истории, истории отечественной фольклористики, а также воссоздания картины мира хантыйского человека.


Список литературы

1. Волдина Т.В. История изучения хантыйского фольклора ((ХIХ-ХХ вв.) :автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07. - Томск, 2000. - 18 c.
2. Разумова И.А. Письменные традиции современной семьи: проблемы собирания и изучения// «Наивная литература»: исследования и тексты. Сост. С.Ю. Неклюдов. М..2001. С.93-115.
3. Касум-ёх. Материалы для обоснования проекта этнической статусной территории. Под редакцией А.В. Головнева. 1993. 112 с.
4. Архивный отдел АМО «Белоярский район». Ф.4, Оп. 1, Д. 25 . Л. 1 – 4.
5. Мифы, предания, сказки хантов и манси. Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной, под общей редакцией Е.С. Новик. М., 1990.- 568 с.
6. Ерныхов Д. Н. Кислор курт изба-читальня томанны лап тухырма// Ленин пант хуват, 11 декабря 1958.
7. Хăнты путрăт. Сост. В.Н. Соловар. Ханты-Мансийск. 1994. 26 с.
8. ГА ОПОТО, Ф.п 107, Оп.1, Д. 712. Л. 12.
9. Волдина Т.В. Хантыйский фольклор: история изучения. Томск. 2002.- 258 с.
10. Ерныхов И.Н., Китуров В. Там моньсь си отынгны…// Ленин пан хуват. 22 декабря. 1957.
11. Ерныхов И.Н.,Китуров В. Мутраинг хон митхо// Ленин пант хуват. 8 декабря 1957.
12. Ерныхов И.Н., Китуров В. Хутым номсынг янсынг// Ленин пант хуват. 1 декабря 1957.
13. Ерныхов И.Н., Китуров В. Хатысат номыс юр нумпие питыс// Ленин пан хуват. 19 января 1958.

Расскажите о нас своим друзьям: