Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №3 (35) Март, 2018

УДК 821.13

Дата публикации 31.03.2018

Творческий путь Шарля Пеги: социалистические и христианские мотивы

Антюшина Полина Олеговна
Студентка 2 курса направления «Лингвистика», Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, p.antyushina@inbox.ru, jul.il@mail.ru
Ильина Юлия Вячеславовна
Студентка 2 курса направления «Лингвистика», Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, jul.il@mail.ru
Научный руководитель Дубнякова Оксана Алексеевна
канд. фил. наук, доцент кафедры романской филологии, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

Аннотация: В данной статье рассматривается публицистическое поле деятельности периодическое издание «Двухнедельные тетради», а также основные темы произведений французского поэта, драматурга, издателя и публициста Шарля Пеги (1873-1914). В статье проведён анализ влияния мировоззренческих убеждений и политических взглядов писателя на тематику его произведений. В качестве анализируемых произведений взяты «Вероника, или диалог истории и плотской души», а также так называемая трилогия о Жанне д'Арк, включающая в себя следующие произведения: «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк», «Врата мистерии о второй добродетели» и «Мистерия о святых праведниках».
Ключевые слова: Социализм, христианство, французская литература, Жанна д'Арк, Шарль Пеги, Двухнедельные тетради

The artist’s career Charles Péguy: socialist and Christian motives

Antyushina Polina Olegovna
2nd year students of Linguistics department, Moscow City University, Russia, Moscow, p.antyushina@inbox.ru
Ilina Yuliya Vyacheslavovna
2nd year students of Linguistics department, Moscow City University, Russia, Moscow, jul.il@mail.ru
Scientific Director Dubnikova Oksana Alekseevna
candidate of Philology, associate Professor, Department of romance Philology, Moscow city pedagogical University, Russian Federation, Moscow

Abstract: This article discusses the journalistic field of the periodical "two-Week notebooks", as well as the main themes of the works of the French poet, playwright, publisher and publicist Charles Peguy (1873-1914). The article analyzes the influence of ideological beliefs and political views of the writer on the subject of his works. As a test of the works taken, "Veronica, or the dialogue history and the carnal soul," and the so-called trilogy about Joan of Arc, which includes the following works: "the Mystery of the charity of Joan of Arc", "the Gates of the mystery of the second virtue" and "the Mystery of the Holy righteous."
Keywords: Socialism, Christianity, French literature, Joan of Arc, Charles Péguy

Шарль Пеги – французский поэт, драматург, публицист и издатель, чье имя еще малоизвестно русскоязычному читателю, однако на родине писателя, по мнению зарубежных и отечественных литературоведов, его считают одной из знаковых фигур литературы XX в. [3; 6; 10; 12].

Творческий путь Шарля Пеги начинается в 1894 г. Поступив в Высшую нормальную школу, Пеги познакомился с Марселем Бодуэном, Братьями Таро, Жозефом Лоттом, которые впоследствии стали его близкими товарищами. Попав в круг университетской молодёжи, Шарль Пеги проникся социалистическими идеями. Позднее Пеги писал, что его товарищи тех лет «не очень-то ясно представляли себе, что такое социализм […], воображали, что социализм  это совокупность всего того, что подготавливает социальную революцию, и полагали, что эта социальная революция должна привести к счастью человечества» [4, с. 15]. По мнению Т.С. Таймановой сам Пеги старался глубже изучить социалистическое учение, вырабатывал своё собственное отношение к социализму. В декларации, созданной им 14 мая 1897 г. он заявляет о том, что  социализм для него является не политическим учением, а скорее моральной силой: «Мы хотим распространить научный социализм, опирающийся на три фундамента: изучение реальности, как в прошлом, так и в настоящем; чувство справедливости и чувство солидарности между гражданами, близкими по духу; национальный социализм, в той части, в которой он касается демократических традиций Французской революции и значительных народных движений этого века; и социализм интернациональный, поскольку он преследует интересы не только Франции, но и всего человечества» [6, с. 15]. Наиболее ярко характеризует отношение Пеги к социализму его заявление о том, что «социальная революция будет моральной или ее не будет вовсе» [6, с. 17]. Позднее, в том же 1897 г., были напечатаны его первые статьи под псевдонимом в социалистических изданиях, а в декабре этого года вышла в свет одна из самых известнейших его драм «Жанна Д’Арк».

В 1900 г. Шарль Пеги создал свое печатное издание – «Двухнедельные тетради», – выходившее в течение 14 лет. Писатель предложил новое пространство для критических размышлений­, посвященных своему времени. Это издание стало делом всей его жизни. В «Тетради» от 16 ноября 1900 г. Шарль Пеги пишет: «Мы из тех, кто не может отделить социальную революцию от моральной, и это, с одной стороны, означает, что мы не верим в возможность глубоко, искренне, серьезно совершить моральную революцию человечества, не совершив полной революции его социальных условий, а с другой стороны, мы верим, что любая формальная революция будет тщетной, если она не включит в себя тяжкий труд, глубокий переворот сознания» [13].

Первый номер журнала вышел в свет 5 января 1900 года, после трений Пеги с друзьями-социалистами. Номера печатались с периодичностью 2 раза в месяц и имели общий объём от 100 до 200 страниц. Главное здание редакции первоначально находилось в доме 19 на rue des Fossés-Saint-Jacques в Париже (5‑й округ), однако в 1901 г. Пеги перенёс редакцию «Тетрадей» в дом 8 на rue de la Sorbonne также в Париже. Дух и направленность «Двухнедельных тетрадей» отражены в известных словах Шарля Пеги: «Говорить правду, только правду и ничего кроме правды, говорить глупо правду глупую, говорить неприятно правду неприятную, печально правду печальную» (отрывок из Письма Провинциалу) [13]. Через публицистику для Пеги на первый план выступает пламенное желание остаться искренним с собой и с читателями, донести пылающее в глубине сердца, то, что, в конце концов, можно назвать «письмом о себе» [11].

В своих «Тетрадях» Шарль Пеги предстал не только как писатель, но уже и как ведущий рубрик, журналист, редактор, типограф, бухгалтер… Пеги стал управляющим «Тетрадей». Постепенно журнал эволюционировал в серию литературных произведений, которые публиковались главами и отрывками. Именно в этом издании были впервые опубликованы главы произведения «Жизнь Бетховена» (1903 г.) из цикла «Героические жизни» и отрывок из романа-эпопеи «Жан-Кристоф» (1904-1912 гг.) Ромена Роллана. В 1907 г. в «Тетрадях» был опубликован роман «Прялка из слоновой кости» Эмиля Мозелли, за который писатель впоследствии был удостоен Гонкуровской премии. Среди других авторов, чьи произведения публиковались в «Тетрадях», можно выделить Андреа Суареса, Анатоля Франса, Жульена Банда. Без сомнения можно сказать, что все знаковые и выдающиеся произведения Шарля Пеги были оценены по достоинству именно благодаря «Тетрадям».

«Двухнедельные тетради» насчитывали 238 выпусков на момент своего закрытия. По подсчётам, было продано две тысячи экземпляров, некоторые из которых сейчас находятся в музеях или частных коллекциях. Последний номер «Тетрадей» (№10 в 15-ой серии) был опубликован в августе 1914 г., незадолго до гибели Шарля Пеги в сражении при Вильруа. Сын писателя, Марсель Пеги, создал новую серию, которая публиковалась бельгийским издательством Desclée de Brouwer. В этой серии можно найти как переизданные, так и оригинальные тексты произведений Шарля Пеги.

Однако в его творческом пути Шарля Пеги особое место занимают сочинения религиозной тематики. Одними из основных являются «Вероника, или диалог истории и плотской души», а также так называемая трилогия о Жанне д'Арк, которая включает в себя следующие произведения: «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк», «Врата мистерии о второй добродетели» и «Мистерия о святых праведниках». Писатель, подобно Паскалю в семнадцатом столетии или А. Труайя в XX в., целостен в своем непростом поиске [8, с. 122; 9].

C 1909 по 1914 гг. Шарль Пеги пишет на исторические темы. Летом 1909 г. Пеги сочиняет большую часть произведения «Вероника, или диалог истории и плотской души». В марте следующего года он дополнит его страницами о страстях Христовых в Гефсиманском саду. Это произведение представляет собой длинный монолог Клио – музы истории. С самого начала «Вероника» предлагает новый стиль написания, который, по мнению французского драматурга и философа Бенуа Шатра, «вместо того чтобы смущать читателя несуществующим авторитетом псевдонауки, сразу же вовлекает его в то, что происходит в настоящем» [10]. При жизни писателя произведение остается неизданным.

В мае 1909 г. у Пеги родилась идея о создании театральной постановки на основе его работы о Жанне д'Арк 1897 г. Эту идею не удается воплотить в жизнь, и он решает, приостановив работу над «Вероникой», обновить и дополнить старый текст. Изменений внесено много, и в результате рождается совершенно новое произведение – «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк», опубликованная в «Тетради» от 16 января 1910 г. Обращаясь к образу Жанны в «Мистерии», Пеги абстрагировался от исторической канвы и сконцентрировался на том Послании, в котором соединилась миссия Христа, миссия Жанны и глубинный смысл его собственной жизни [4]. «Мистерия о милосердии» – единственное произведение Пеги, принесшее ему определенную известность, и в течение нескольких недель к нему приковано внимание парижского культурного мира. Но очень скоро для Пеги опять наступают трудные времена – светские люди, уже сформировавшие собственное представление о своей героине, относятся к нему предвзято.

В начале 1911 г. «Мистерия о милосердии» номинируется на премию Французской академии, и, кроме славы, она принесла бы и деньги в опустевшую кассу «Тетрадей». Однако все срывает жесткое сопротивление ученого мира. Пеги настойчиво переписывает созданный в молодости текст «Жанны д’Арк» и приступает к работе над произведением «Врата мистерии о второй добродетели», которое будет опубликовано в «Тетради» от 22 октября 1911 г. Это совершенно новое произведение, представляющее собой длинный монолог, написанный поэтической прозой и вложенный в уста самого Бога:

«Mais l’espérance ne va pas de soi. L’espérance ne va pas toute seule. Pour espérer, mon enfant, il faut être bien heureux, il faut avoir obtenu, reçu une grande grâce.

C’est la foi qui est facile et de ne pas croire qui serait impossible. C’est la charité qui est facile et de ne pas aimer qui serait impossible. Mais c’estd’espérer qui est difficile» [12, c. 276].

Публикация «Мистерии о святых праведниках» («Тетрадь» от 24 марта 1912 г.) завершает «трилогию» о Жанне д’Арк.  В текстах, колеблющихся между драмой и поэзией, Пеги прославляет добродетели христианства и великих личностей христианского мира: Жанну д'Арк, святую Женевьеву, святого Людовика... Великий поэт проходит свой творческий и личный путь от социалистических идей до христианского идеала как настоящий свидетель своего времени, при этом не предавая ни то, ни другое, не предавая себя [1; 2].

Обращение к защитникам и покровителям отечества есть для него возможность и средство обращения к Франции, которая должна дорожить своей неповторимостью; к народу, который должен сохранить свою самобытность; к культуре и языку, исчезновение которых, обеднение или растворение в инородном стали бы для мира невосполнимой утратой [5]. Здесь, как и во «Вратах мистерии о второй добродетели», через слова Пеги говорит сам Бог. Так, А.Г. Иванова пишет, что именно образ Жанны д’Арк произведениях Шарля Пеги стал связующим звеном между разрозненными элементами его философских воззрений, способным примирить социализм, антиклерикализм и христианство [4].

Таким образом, мы не можем утверждать, что публицистическое поле деятельности французского писателя Шарля Пеги было отделено от его пути как поэта и писателя, скорее, они шли рука об руку. Пеги занимался ими параллельно: писал литературные произведения и одновременно управлял изданием. Удивительно, как в течение жизни писатель кардинально меняет свои взгляды, а вместе с ними меняет и тематику своих произведений. В начале работы над «Двухнедельными тетрадями» перед нами предстаёт человек, следующий за социалистическими идеалами, готовый нести их в массы, пропагандирующий нравственную революцию. Однако, в его произведениях более позднего периода, посвященных Жанне д’Арк, появляется всё бóльшая одухотворённость.

 


Список литературы

1. Дубнякова О.А. Дневниковые произведения Ф. Мориака как форма самопрезентации в диалоге с обществом // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик: материалы Первой международной конференции. – М.: Языки народов мира, 2016. – С. 185-189.
2. Дубнякова О.А. Писатель-публицист как свидетель своего времени (на материале «Mémoires politiques» Ф. Мориака) // Современное гуманитарное образование и иностранный язык: сборник научных тезисов по материалам международной научно-практической конференции «Современное гуманитарное образование и иностранный язык», Мальта, Гзира, 5 октября 2016 г. / отв. ред. Ж.М. Арутюнова, Е.А. Линева, Е.Б. Савельева, Э.Н. Яковлева. -Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. – С. 54-56.
3. Дубнякова О.А., Степанов В.В. Выставка о французском писателе Ш. Шеги: метод проектов в работе со студентами-лингвистами // Иностранные языки в школе. – №9. – 2017. – С. 66-70.
4. Иванова А.Г. Отражение мировоззренческой эволюции Шарля Пеги в текстах его произведений [Электронный ресурс] // Филологический аспект. – №12 (32). – 2017. – С. 84 92. – Режим доступа: http://scipress.ru/philology/articles/otrazhenie-mirovozzrencheskoj-evolyutsii-sharlya-pegi-v-tekstakh-ego-proizvedenij.html (дата обращения 27.03.2018).
5. Карташов П.Б. Христоцентричность Шарль Пеги // Знание. Понимание. Умение. – № 1. – 2007. – С. 95-99.
6. Тайманова Т.С. Шарль Пеги // Наша юность. Мистерия о милосердии Жанны д’Арк. – Санкт-Петербург: Наука, 2001. – С. 7-64.
7. Телешова Р.И. La réconciliation des deux confessions religieuses dans les œuvres d’Henri Troyat // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – № 5. – 2011. – С. 111-120.
8. Тимашева О.В. Рецензия на монографию К.Ю. Кашлявик «Поэтика Блеза Паскаля» (М.: Изд-во ИП «Т.А. Алексеева», 2014. 336 С.) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. – № 4 (20). – 2015. – С. 122-124.
9. Chantre B. L'« âme charnelle » chez Péguy, noyau du temps, noyau du monde // Mil neuf cent. Revue d'histoire intellectuelle. – №20. – 2002. – P. 93-112 [Электронный ресурс]. URL: https://www.cairn.info/revue-mil-neuf-cent-2002-1-page-93.htm (дата обращения 27.03.2018).
10. Doubnyakova O. Des œuvres autobiographiques en classe: à la recherche de sa parole // Cahiers franco-russes de linguistique et de didactique. Université Paris-Sorbonne. – P.: Paris-Sorbonne, 2014. – p. 11-16.
11. Halévy D. Charles Péguy et les Cahiers de la Quinzaine. – Nabu Press, 2014. – 264 p.
12. Péguy Ch. Le Porche du Mystère de la deuxième vertu. – P. : Gallimard, 1986. – 288 p.
13. Site officiel de Charles Péguy [Электронный ресурс]. URL: http://www.charlespeguy.fr/cahiers (дата обращения 27.03.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: