Русская литература | Филологический аспект №11 (31) Ноябрь, 2017

УДК 82-17

Дата публикации 30.11.2017

Традиции гротеска Салтыкова-Щедрина в творчестве Оксимирона

Мутагаджиев Ильяс Салихович
Северо-Кавказский Федеральный университет, РФ. г.Ставрополь

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема продолжения традиций гротеска Салтыкова-Щедрина в творчестве М.Я. Федорова. Особое внимание уделено форме изображения гротеска. Основное содержание исследования составляет анализ и сопоставление произведений «Горгород» и «История одного города». Такой взгляд будет интересен специалистам в области современного литературоведения…
Ключевые слова: Оксимирон, Салтыков-Щедрин, Мирон Фёдоров, Горгород, гротеск, сатира, традиции гротеска, жанр

The grotesque tradition of Saltykov-Schedrin in Oksymiron's works

Mutagadgiev Ilyas Salihovich
North-Caucasian Federal University, Russia Stavropol

Abstract: This article deals with the problem of continuation of the grotesque tradition of Saltykov-Shchedrin in the works of M. Y. Fedorov. Special attention is paid to the form of the image of grotesque. The main content of the research is the analysis and comparison of the works "Gorgoro" and "History of one city". Such kind of view will be interesting to specialists in the field of contemporary literary studies...
Keywords: Oxxxymiron, Saltykov-Shchedrin, Miron Fyodorov, Gorgoro, grotesque, satire, the tradition of the grotesque, genre

Огромный вклад в мировую литературу внесла русская литература, подарив ей таких великих писателей как Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и многих других. Но сейчас в 21 веке литература переживает эпоху «безвременья», и поэтому, обходить стороной выдающихся авторов, которые, возможно, создают новые жанровые формы, продолжают  традиции великих классиков, мы просто не имеем права.

Современные реалии диктуют перерождение классических стандартов в новые парадигмы. Театр, кино, литература, поэзия, музыка – в каждой сфере люди пытаются переосмыслить ценности, найти новые формы выражения. Гибридным жанром, сотворенным из поэзии речитативного формата и современной музыки стал рэп – одна из составляющих культуры хип-хопа, которая зародилась ещё в 80-х годах XX в.

Мирон Янович Фёдоров, более известный под псевдонимом «Oxxxymiron» – современный реп-исполнитель, продолжатель русской сатиры Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина и других. Его альбом «Горгород» принял характер политического оружия, так как автор использовал известные гротескные формы. Его песни острые и злободневные. Сегодня они, пожалуй, более популярны среди молодёжи, чем произведения классиков. Но сложно не согласиться, что в его творчестве намного меньше художественности. Это во многом совершенно своеобразный писатель. “Это мать и отец нового русского рэпа” – так отзываются о нем современники. И все же, когда-нибудь это будет восприниматься как литература этого столетия, возможно, даже называться классикой двадцать первого века.

В анализируемом нами альбоме «Горгород» мы видим множество интертекстуальности, а также не можем не отметить, что многие сатирические приемы Мирона Яновича похожи на приемы Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города».

Специфика альбома Мирона Федорова «Горгород» заключается в том, что его автор настаивает на единстве музыкального текста: в описании к релизу говорится, что это не классическая форма разноплановых, отдельных композиций, а форма музыкальной новеллы, поэтому рекомендуется слушать песни в строгой последовательности. Анализируемый альбом представляет из себя лиро-эпическое произведение, со своей композицией, сюжетом, хронотопом и т.д. Каждая песня в альбоме – это отдельная глава, выраженная либо монологом одного из персонажей, либо сплетение реплик различных второстепенных персонажей. Функцию сюжетных переходов выполняет автоответчик с сообщениями, где мы, слушатели-читатели, узнаём о произошедших событиях в сюжете.

Произведение Мирона Федорова интертекстуально. Это подтверждает  обложка альбома, которой является репродукция картины Питера Брейгеля «Вавилонская башня» –  отсылка к библейской истории о строительстве вавилонской башни. Название «Горгород» созвучно с названием плато Горгорот (северо-западная часть Мордора) из романов Дж. Толкиена. Обнаруживается и параллель с русской литературой, в частности с «Историей одного города» Салтыкова-Щедрина. Мирон Фёдоров активно пользуется всеми видами сатиры, что выделяет его среди остальных рэп-исполнителей. Гротескное изображение мэра и его подвижников, ситуации в городе и тирании власти наталкивает на невольное сравнение «Горгорода» с произведениями великих русских сатириков.

Чаще всего гротеск ассоциируется с фантастикой из-за наличия чрезмерного преувеличения. Однако следует отметить, что мир писателя это тоже «фантазийный мир», и он не претендует на связь с реальностью, поэтому гротеск также вполне очевиден, потому что в закрытом сказочном мире возможно всё. Читатель, принимает самые странные вещи, осознавая, что он имеет дело с таким закрытым миром, ведь перед ним не стоит задачи принимать их как реальность.

Произведение Фёдорова – это образец современного прогностического стиха, поэма-предупреждение о пагубных последствиях глобализма, усиления вертикали власти, нравственной относительности. В этом аспекте поэма представляет собой острый политический памфлет. В качестве доминирующей жанрообразующей черты ряд критиков отмечают сатирическую заостренность памфлета.

Повествование начинается с песни «Не с начала», главный герой, писатель Марк, находится вместе девушкой: «Незаметно поправь её одеяло, за это себя предавая анафеме. / Она вышла из пены, худой отпечаток плеча оставляя на кафеле». В данном отрывке – отсылка к греческой мифологии, превращающая девушку в Афродиту, отец которой грозный и всевластный Зевс (мэр). Эта мифологизация уже является прямой ссылкой к гротескному изображению героев.

Особенность поэмы в том, что время однозначно определить нельзя, хронологическое двоемирие, где такси, автоответчик, боуллинг, гольф и т.д. соседствуют с фолиантами, эшафотами, сарафанами, религиозными пансионами. «Мой город вне времени» — говорится в «Башне».

Стремясь придать героям и событиям “Горгорода” обобщенный смысл, Фёдоров часто прибегает к анахронизмам – смешению времен. (Как и в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина мы видим уже знакомую поэтику гротеска) Это история, о которой не обязательно говорить «с начала», как это делает архивариус в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, чтобы обозначить истоки трагедии города. Мирон продолжает  текст «Не с начала»  в «Накануне», это дает нам понять, что история его «Горгорода»  тоже начинается с трагедии и закончится, соответственно, так же, а именно «глупостью» главного героя.

Тема любви неразрывно связана с изображением всего города «Горгорода». Именно героиня Алиса подталкивает безучастного, просто наблюдающего за всем происходящим, Марка на решительные действия против произвола власти. Она является своеобразным антагонистом, с появлением которого сюжетная линия повести принимает опасный поворот «Мог я себе представлять пару дней тому назад, без юродства./Чем кроме постели совместной, знакомство,/Теперь с моей девочкой … обернется?»

Но вся поспешность действий Марка заключается в том, что он так и не понял, что большинство людей в Горгороде все устраивает. А власть напоминает свирепую марионетку, которая думает, что может чинить расправу с кем угодно, но на самом деле, это целая цепь событий, которая даёт лишь иллюзию власти (глава «Переплетено»).  Произвол растет, но город молчит. Этот приём избран Фёдоровым не случайно. В его основу положена правда жизни и глубокая мысль. Потребность творить насилие вошла в плоть и кровь правителей, грабёж стал повседневной привычкой. Поэтому они и лишены даже человеческого облика (автор не дает описания ни одному персонажу города), все жители-призраки, калеки «Устал и истощился вечер. /Ты спишь беспечен, вычислив количество овечек./ Город, как пирамидка из колечек – /Каждый человечек в нем наполовинку искалечен/ Где-то лунатик крутит радио, /Оттуда голос мэра призывает взять и покарать их!».

Так же и в «Истории одного города»: властители Глупова — это уже не люди, а живые куклы. Свои функции они способны выполнять автоматически. Изображение градоначальников этому подтверждение. В голове администратора вместо мозга действует нечто вроде шарманки («органчика»), наигрывающей два слова-окрика: «разорю!» и «не потерплю!».

Здесь мы видим явное переплетение с гротескной формой способов типизации Салтыкова-Щедрина «Истории одного города» и главных героев произведения Мирона Яновича.

Следовательно, с точки зрения литературоведения, можно найти огромное количество сложных литературных мотивов и приемов в этом альбоме. Мотивы «бунт против системы» (В «Истории…» Жители взбунтовались и сбросили Аленку с колокольни. В город пришла рота солдат для подавления бунта; В «Горгороде» бунтует главный герой и пишет книгу об всех злых деяниях мэра, а градоначальник посылает на него своих людей, для расправы), «личность и толпа» (В «Истории» эта темя выражена на более высоком уровне- автор и предмет его изображения; в «Горгороде» эту роль выполняет главный герой Марк, который пытается бороться с правительством, которое обуздало весь город), «бог и власть» (В «Истории» люди сами выбрали себе власть, но считают, что она от бога; в «Горгороде» так  же). В альбоме много вставных конструкций, рассказов в рассказе, а так же отказов от действия, что называется, на самом интересном месте. Так, не рассказывается о том, каким образом прошел бунт, его методы и цели. Есть описание полигона, но не ощущений Марка на нем. Автор использовал прием отказа и любезно позволил нам додумать судьбу и мысли героев. Убийство Марка можно трактовать так же загадочно, как и исчезновение Угрюм-Бурчеева. Апокалиптический конец так же символичен. Всё это можно отнести к традициям поэтики Салтыкова-Щедрина, так как имеет схожие черты и ситуации с «Историей одного города».


Список литературы

1) Альбом Оксимирона «Горгород» // Код доступа: https://genius.com/albums/Oxxxymiron/Gorgorod дата обращения: 10.11.2017.
2) Виноградов В. Натуральный гротеск / В. Виноградов // Поэтика русской литературы. – М., 1976.
3) Дементьева С. Жанры фантастики в литературе // Библиогид: Электронный журнал // Код доступа: http://demsvet.ru/ дата обращения: 14.11.2017.
4) Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. - М.: Художественная литература, 1977. – 358 с.

Расскажите о нас своим друзьям: