Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №11 (43) Ноябрь, 2018

УДК 821 (811.512.5)

Дата публикации 30.11.2018

Проблема карьеризма в рассказе Толена Абдикова «Қайырсыз жұма» («Неудачная пятница»)

Гакрама Каламкас Муратовна
канд. филол. наук, ассоц. проф. факультета общеобразовательных дисциплин, Казахская головная архитектурно-строительная академия, РК, г. Алматы, gakrama@mail.ru

Аннотация: В этой статье рассматривается проблема карьеризма на основе портрета главного героя рассказаТолена Абдикова «Қайырсыз жұма». Герой рассказа становится заложником своего положения, достигнутой должности. Автор остро осуждает стереотип мышления такого «чиновничества», обреченного на пустую жизнь и печальный исход. Т.Абдиков проповедует человечность, при этом он отрицает личность, более того, он называет ту самую преграду, которая мешает человеку возвыситься и создать достойное общество.
Ключевые слова: главный герой, образ, автор, литература, фигура

The problem of careerism in the story of Tolen Abdikov "Kairsys Zhuma" ("Bad Friday")

Gakrama Kalamkas Muratovna
Candidate of Philology, Associate Professor of faculty of general disciplines, Kazakh Leading Academy of Architecture and Construction, Kazakhstan, Almaty

Abstract: This article deals with the theme of careerism on the basis of a portrait of the main character in the novel T.Abdikov "Kairsys zhuma" ("Bad friday"). The hero of the story becomes a hostage of his position, reached the post. The author sharply condemns a stereotype of thinking of such "officials" doomed to empty life and a sad outcome. T. Abdikov preaches humanity, at the same time he denies the personality, moreover, he calls that barrier which prevents the person to tower and create worthy society.
Keywords: the protagonist, image, the author, literature, the figure

Глубокая философская парадигма взаимоотношения общества и личности включает в себя ряд вопросов и предопределяет актуальность литературоведческих исследований. Проблема карьеризма неразрывно связана с вопросами одиночества, отношения к семье, гибели души в окружающем обществе, что является причиной разрушения родственных и дружеских связей. Централизует же все эти вопросы проблема вечного и временного. В художественной литературе рассматриваются судьбы всего человечества, поднимаются непреходящие проблемы, актуальные для человека любой эпохи. Писатели ХХ века не раз поднимали проблему карьеризма, особенно этот вопрос рассматривался в исследованиях сатирических произведений, где зачастую ироническая часть комедии достигала апогея трагедии – внезапной смерти героя. Одной из проблем прошлого являлось чинопочитание и карьеризм, что актуально и в современности. В определенном понимании карьеризм действительно может быть разрушительной силой, так как проблема возникает тогда, когда вопросы карьеры вступают в сложные отношения с общечеловеческими ценностями.

В небольших произведениях Толена Абдикова зачастую заложен глубокий смысл, обозначить который можно только благодаря художественным деталям, раскрывающим читателю основную идею. Рассказ «Қайырсыз жұма» представляет собой сюжет закрытого типа, где каждый эпизод и ключевое событие представляют собой развертывание единого конфликта [2, 37]. В этом произведении автор повествует о трагедии, случившейся с одним чиновником. Главным героем является человек, занимающий пост министра. Он является заложником своего кресла, мало того, все его окружение находится в плену его должности. Трагедия состоит в том, что однажды преданный и верный своему делу человек лишается высокой должности, в которой как оказалось и заложен смысл его жизни. У героя нет настоящих друзей, нет по-настоящему близкого человека, есть лишь всепоглощающая работа. Автор затрагивает тему одиночества, поскольку главный герой одинок несмотря на наличие семьи: «Сүйген жары көрікті. Өзінен айнымайтын ұлы, әйелінен айнымайтын қызы бар» [6, с. 284] (Любимая жена очень привлекательна. Имеет сына, как две капли похожего на него и дочь, похожую на жену).

Прочитав этот рассказ нельзя не вспомнить короткий, но очень глубокий по содержанию рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника», в котором  аналогично затрагивается тема карьеризма. В сатирическом рассказе Чехова неожиданный и комический конец заключается в излишнем преклонении перед высоким чином генерала. Смех, по мнению Э.Фесенко, — особая, эмоционально отраженная критика, острая и доходчивая. Комические положения всегда разрешимы, смех оказывается той жизнеутверждающей силой, которая беспощадно разит призраки прошлого, расправляется с пороками. В литературе наблюдаются все оттенки и разновидности комического: шутка, насмешка, юмор, ирония, сарказм, сатира, которая в реализме становится одним из способов типизации жизни [3, 771]. А.П.Чехов пытается протестовать подавлению человеческой личности и ярко показывает последствия такого обращения: образом сатиры является мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве. Чиновник же Толена Абдикова не осмеян, но осужден, ведь находится в растерянности перед будущим «без кресла».  Чиновник с говорящей фамилией Иван Дмитриевич Червяков - герой насмешки. Абен Ильясович – чиновник и объект осуждения.

Тема маленького человека описана в рассказе Чехова достаточно комично: «Я вчера приходил беспокоить ваше —ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами. В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер» [4, 165]. Если у Чехова герой хочет предупредить потерю должности или чина ненужными извинениями, то министр Т.Абдикова не вынесет уже де-факто потери должности. Трагедийность рассказа сопровождается почти традиционной для произведений Т.Абдикова неожиданной смертью главного героя: «Әйелі, бала-шағасы өзінен бөлініп, қол жетпейтін, дауыс жетпейтін жерге алыстап барады. «Әттеген-ай!» – демек болды, тағы да үні шықпады. Кенет әлдекім өзегін ыстық темірмен күйдіріп өткендей болды да, Әбен есінен танды. Инфарктан қайтыс болды» [6, с. 288] (Супруга, дети вдруг отдалились настолько, что к ним невозможно было приблизиться и услышать их. «Эх!» - значит всё, снова молчание. Вдруг он почувствовал мгновенную обжигающую боль, словно его прожгли раскаленным железом, Абен упал без сознания. Умер от инфаркта).

Сатирическое осмысление чиновничества вызывает нелепая настойчивость Червякова, а жалость порождает его беспрерывное унижение себя, его надоедливые извинения привели генерала в ярость. Червяков, самоунижаясь, отрекается от своего человеческого достоинства и  умирает из-за крика, доведенного до агрессии генерала. В рассказе порождается конфликт чиновника и генерала, причем конфликт не оправдан, а выдуман самим главным героем - Червяковым. Осуждение героя Толена Абдикова сопровождается сравнением с карьеризмом как всеобщим заболеванием, наконец, грехом. Сам автор пишет об этом герое следующее: «Ол үшін бала-шағаның, ата-ананың, жұбайының амандығы жұбаныш емес, туған-туыстарының жеткен жетістіктері де алданыш бола алмайды. Адамдардың көбі Мефистофельге жанын сатқан Фауст секілді ғой. Орын үшін арын да, жанын да сатып жіберген мына шенеуніктер сияқты» [5, с. 34] (Ни в чем он не может найти умиротворение: ни в здравии родителей и супруги, ни в успехе родственников. Многие люди являются своего рода Фаустами, продавшими душу Мефистофелю. А ради должности и кресла готовы пожертвовать душой и честью как чиновники).

Герой-карьерист далеко не редкий излюбленный образ в литературе. Многие писатели обращались и продолжают возвращаться к этой проблеме. Одним из писателей, поднимавших тему духовной красоты, является Иван Алексеевич Бунин. Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» он повествует о человеке, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы оказаться в списке самых богатых и влиятельных людей, но скоропостижно скончается и окажется на самом дне корабля именно в тот момент, когда достигнет вершины американской мечты и решит наконец наслаждаться и жить полной жизнью. Бунин четко проводит границы бесмысленной жизни и незаметной смерти. Близкие люди господина, потеряв отца или супруга, практически не заметили его отсутствия, ведь он не уделял им внимания и не проводил с ними время ранее. Более того, автор не наделил героя даже именем, поскольку это был обыкновенный посредственный человек.

В свою очередь портрет главного героя рассказа «Қайырсыз жұма» лишен будущего без высокого поста. Историю жизни героя автор дает не в начале произведения, а в конце, привлекая ретроспективное повествование для более четкого очерчивания образа: «Әбен іскер де бейнетқор еді. Атқа ерте мінуіне себепкер болған да осы қасиеті. Ең алғаш комбинатқа келгенде директордың көзіне түсті. Әбен өлген-тірілгеніне қарамай жұмыс істеуді үйренді. Соның арқасында жақсы атқа ілігіп, бұған жоғарғы жақ көңіл аудара бастады. Жиырма жеті жасында комбинатқа директор, одан министрдің орынбасары, ақыры министр болып тағайындалды» [6, с. 284] (Абен был очень трудолюбив. И благодаря этому очень преуспел в жизни с молодости. Его сразу заметил директор комбината. Абен научился много работать, не взирая ни на что. В результате руководство стало обращать на него внимание. Уже в 27 стал директором комбината, затем заместителем министра, далее вырос до министра).

Особое внимание автор уделяет профессиональному портрету героя, поскольку подчеркивается его трудолюбие, отличное выполнение должностных обязанностей и его быстрое, несмотря на молодость, повышение по служебной лестнице. Автор приводит много положительных деталей, но вместе с тем осуждает такое «вакуумное», ограничивающее жизненное описание. Человек по мнению автора не должен отдаляться от других позитивных моментов жизни, нельзя концентрироваться только на министерском кресле, притесняя свою жизнь оковами должности. С первых страниц рассказа описываются кабинет героя, рабочие моменты, интерпретируется феномен сознания одинокого человека, связанного по рукам и ногам карьерой: «Үй ішіндегі адамдардың тіршілік белгісін – дем алысын, жүрек жылуын сезіп отырған жоқ. Ғайыптан пайда болған беймәлім жалғыздық қасынан үйріліп шықпай жүр. Шын сенісіп, сырласатын досы да жоқ екен. Өзін өмір бойы құл қылған, арына да, жанына да кісен салған, бауырдан, достан айырған, елден айырған тақсыр Қызмет екен» [6, с. 285, 287] (Он не чувствовал дыхание и тепло сердец близких  людей. Какое-то неопределимое одиночество всегда было с ним. Близкого и хранящего тайны друга никогда не было. Он стал жертвой и рабом, заложником «Должности», которая обескровила его организм, притупила понятия чести, души, друзей и близких).

Тема одинокого образа в литературе традиционна, если не сказать закономерна, одиночество нередко является одной из основных качеств портрета в психологической прозе. Портрет главного героя рассказа «Қайырсыз жұма» идентичен с персонажем повести «Ақиқат», параллель объясняется тем, что внешне Роберт и Әбен очень красивые и на вид счастливые люди, но в душе они глубоко одиноки: «Әбен сырт көзге шын бақытты адам болып көрінуге тиісті. Әбеннің өзі келбетті, ажарлы жігіт. Жұрт мұның мінезін орнықты, сабырлы деп ойлайтын» [6, с.284,286] (Абен должен был выглядить счастливым. Внешне это был очень привлекательный мужчина. Люди считали его спокойным и уравновешенным).

Верен своей традиции автор и в предистории, предшествующей кульминации. В микросюжете автор использует намек, предвидение, расшифровывающее общий сюжет. Маленькая сцена в последние часы его министерской должности предсказала и предопределила его дальнейшую судьбу. Встреча главного героя, Абена Илиясовича, с второстепенным героем – Койбагаровым Аманом Койбагаровичем была неслучайной, поскольку подчиненный пришел просить повышения и жаловался на то, что его сняли с должности начальника цеха. Т.Абдиков подробно останавливается на внешних данных посетителя и подчеркивает его заурядность, описывая типичного нижестоящего по должности чиновника: «Жұқалау шашын бір жағына мұқият тараған, бұғағы мен екі шықшыты бұлтиып тұрғаннан төбе жағы шошақтау көрінеді. Шолақ мұрын, қой көз – көшеде ең көп кездесетін, сосын да есте қалмайтын елеусіз бет пішін. Адамға тура қарамайды, жасқаншақ, бірақ көзге іліне бермейтін әлдебір қимыл-қозғалысынан, сөз саптасынан министрден басқа адамға, әсіресе, қарамағында істейтіндерге бір көрсетіп қалатын мінезінің де жоқ емес екені байқалып тұр» [6, с. 275] (Тонкий волос был тщательно зачесан на одну сторону, верхушка за счет двух выступающих боков выглядела приподнято. Лицо не запоминающееся, поскольку карие глаза и короткий нос – наиболее распространенные черты лица, встречающиеся в округе. Прямо в глаза не смотрел, скромный, неприметный. Мог проявить характер по отношению к коллегам, за исключением министра, у которого был в подчинении). Дело в том, что начальника цеха понизили до уровня мастера, в материальном отношении он ничего не потерял, но потерял в моральном плане. Подобное на себе чуть позже испытает и главный герой, через какие-то минуты после этой встречи его самого снимут с работы. Жизнь перевернулась в одно мгновение, изменилось настроение, изменились взгляды на будущее, уверенность в себе и завтрашнем дне превратилась в страх перед новой жизнью. Человек потерял покой, ведь он еще утром зашел в здание министром, а вышел простым человеком, не имеющим ничего общего со своим кабинетом и личным шофером. Его охватили переживания и боль, о себе напомнили старые болячки – разболелись зубы и вся челюсть, разболелся и шейный позвонок, автор очень четко описывает состояние главного героя: «Күш-қуатынан айрылып, құр сүлдері қалғандай, бүкшиіп, басын көтермеген күйі хатшыға қолын созды. Әбен есеңгіреген күйде айбақ-сайбақ жазумен өз еркімен жұмыстан босатуды өтініп, арыз жазды» [6, с. 281] (Потеряв все силы, будто остались кожа да кости, скрючившись, не поднимая головы, он протянул руку секретарю. Абен вынужденно, в смутном сознании, собственноручно написал заявление по собственному желанию).

Он хотел бороться за свою должность, хотел что-то предпринять, затем пытался забыть и не думать о последствиях, о предстоящей сцене с женой. Но пламень устрашающих мыслей душил его все больше и сильнее, он тушил в себе этот пожар души аутотренингом. Это объясняется тем, что он оказался вне игрового поля, был неожиданно удален и потерял свое предназначение. В одном из своих произведений философского толка Толен Абдиков выделяет несколько недостатков людей, одно из которых – карьеризм. Т.Абдиков проповедует человечность, при этом он отрицает личность, более того, он называет те самые преграды, которые мешают человеку возвыситься и создать достойное общество. Как когда-то Абай определил пять отрицательных черт характера (Өсек, өтірік, мақтаншақ, еріншек, бекер мал шашпақ – бес дұшпаның, білсеңіз…[7, с. 181]  - сплетни, ложь, хвастовство, лень и расточительство есть пять согрешений), в свою очередь Т.Абдиков выделяет десять плохих качеств, разрушающих личность человека:

  1. Жестокость
  2. Зависть
  3. Ревность
  4. Любовь к деньгам
  5. Любовь к спиртному
  6. Любовь к женщинам
  7. Эгоизм
  8. Карьеризм
  9. Жадность
  10. Высокомерие.

Карьеризм в современное время – это бич общества, который зачастую и порождает плохие поступки людей. Человек, будучи  карьеристом, торопится добиться личного успеха, продвижения, порой забывая о вечных истинах человеческого бытия. Стремление человека достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как высокая должность, признание коллег, лидерство и власть, зачастую остаются неоправданными, поскольку человек начинает понимать бессмысленность своей жизни гораздо позднее, чем следовало. Стремление к должности направлено на личные цели человека и  может быть косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Нельзя не сопоставить героя Толена Абдикова и типичного представителя карьеризма в литературе - Молчалина из комедии Грибоедова «Горе от ума». Головокружительная карьера и богатство становятся целью в жизни, будучи молодым секретарем и хорошо устроившись в доме невесты, Алексей Степанович видит высшее счастье в том, чтобы припеваючи жить и получать награды. Чацкий же видит в сопернике недостойность и презирает такое миросозерцание, но будет осмеян обществом. Грибоедов ярко показал погоню за чином и личными успехами, передав последующим поколениям мысль о карьеризме как отрицательном общественном явлении.

Достаточно подробно и доступно рассказал о погоне за карьерой, стремлении к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах выдающийся знаток русской и мировой культуры - Д.С.Лихачев. В своих письмах  о добром и прекрасном он помогает молодым учиться жизни и идти ее сложными путями, познавая все самое лучшее. В одиннадцатом письме «Про карьеризм» он говорит следующее: «Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Зрелость. Надо жить настоящим, но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих [1, с.98]. Герой рассказа «Қайырсыз жұма» становится заложником своего положения, достигнутой должности, обрекает себя на однобокую бессмысленную жизнь. Автор остро осуждает стереотип мышления такого «чиновничества», обреченного на пустую жизнь и  печальный исход.

Таким образом, персонажная сфера художественных произведений русской и казахской литературы имеет тенденцию развития проблемы карьеризма, а примеры Червякова и Абена Ильясовича становятся в один ряд с вечными образами — литературными персонажами, получившими многократное воплощение в словесности разных стран и эпох. Героев роднит тяга к особому положению, должности или признанию окружающего общества. В своих произведениях нередко писатели обличают пороки общества, конгломератом главного героя повестей, романов, пьес и рассказов является образ карьериста, соединяющий в себе черты одинокого и обыкновенного человека со своим  взглядом на жизнь, психологический портрет которого на примере героя Толена Абдикова мы попытались рассмотреть в данной статье.


Список литературы

1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г.А.Дубровской. Изд. 3-е.-М.:Дет.лит.,1989.-238 с.
2. Михайличенко Б.С. Проблемы литературоведения: теория литературы. Монография. - Самарканд: СамГУ, 2009.-182 с.
3. Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фесенко. - Изд. 3-е, доп. и испр. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.-780 с.
4. Чехов А.П. Смерть чиновника//Полное собр.соч. в 30 т. Т.2. -М.:Наука, 1975.-350 с.
5. Әбдіков Төлен. Адам сыртқы қайшылықты өз ішінен іздеуі керек. / Жұлдыздар отбасы. - Республикалық жастар журналы. №6 (72) Наурыз 2010.-52 б.
6. Әбдікұлы Төлен. Оң қол. Повестер мен әңгімелер. – Алматы, Атамұра, 2002.-352 бет.
7. Кунанбаев Абай. Шыгармалары. А.:Атамура, 1995.-560с.

Расскажите о нас своим друзьям: