Журналистика | Филологический аспект №10 (42) Октябрь, 2018

УДК 070

Дата публикации 25.10.2018

Тенденции развития жанра репортажа на примере журнала «Уфа»

Ахметьянова Наиля Ахмадулловна
Кандидат филологических наук, доцент, Башкирский государственный университет, ANailaA@yandex.ru

Аннотация: В статье подвергаются анализу материалы традиционного, классического жанра журналистики-репортажа на примере общественно-политического городского журнала «Уфа» Республики Башкортостан. Выделяются и описываются характерные жанровые особенности репортажа, видовые разновидности и его трансформация, которую можно проследить на основе материалов журнала. Автор приходит к выводу, что репортажи не подверглись особой трансформации и современным изменениям в стиле, характере изложения и дает рекомендации по улучшению качества содержательного и видового планов.
Ключевые слова: СМИ, городские журналы, региональная печать, жанры, репортаж

Trends in the development of the genre of reportage on the example magazine "Ufa»

Akhmetyanova Naila Akhmadullovna
Candidate of philological Sciences, associate Professor, Bashkir state University, Ufa

Abstract: In the article the author analyzed the materials of traditional, classical genre of journalism-reportage on the example of social and political city magazine "Ufa" of the Republic of Bashkortostan. The characteristic genre features of the report, species varieties and its transformation, which can be traced, are distinguished and described. The author comes to the conclusion that the reports have not undergone a special transformation and modern changes in the style and nature of the presentation. Keywords: mass media, city magazines, press, genres, reportage, reporter.
Keywords: mass media, city magazines, regional press, genres, report

Репортаж – один из самых информативных, оперативных, точных и объемных жанров в журналистике. Так сложилось с момента появления этого жанра в печатной периодике, наглядность и предметность данного жанра позволяет информировать читателей о самых сложных и проблемных явлениях действительности. Существует мнение о том, что главное для журналиста – создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет никакого значения. Но это ошибочно. Хороший материал – это совокупность интересного информационного повода, труда журналиста, яркого заголовка и жанра. В рамках данной статьи анализу будут подвергнуты жанровые особенности материалов традиционной  рубрики «Репортаж в номер».

Цель исследования– определить тенденции функционирования жанра репортажа в рамках журнала «Уфа». Общественно-политический столичный журнал «Уфа» Республики Башкортостан - ежемесячное городское издание с тиражом 5 000 экземпляров. Читателей интересует что происходит в столице Башкортостана, начиная с политической, экономической, научной жизни, заканчивая бытом горожан. Поэтому в  журнале  много разных рубрик на общественно-политические, социально-экономические, культурно-спортивные темы, об известных персонах и простых жителях города [1]. Надо отметить, что издание культивирует жанр репортажа.

Первое, на что обращается внимание – заголовки репортажей [4, с. 185]. Очень много информативных заголовков, из которых мы понимаем, о чем текст материала («Чем дышит город?», «Цветочная феерия», «Спасение придет с воздуха», «Роддом на Кольцевой», «Трубят солдату сбор»). В текстах СМИ «заголовок определяет не только тему сообщения, но и направляет мнение аудитории, аккумулирует в себе все смысловые коннотации» [2,с.269]. Есть в журнале даже заголовки в стиле советской газеты («Здравствуй, снежная Уфа!», «Город празднует. Мы дежурим», «Потрудились – отдыхаем!», «Патриоты плуга»). Корреспонденты журнала редко используют прецедентные заголовки, хотя они оживляют текст («Что нам стоит мост построить?», «Эй, машина, стороной, видишь, едет человек большой!») [3, с. 165]. Мало оригинальных, ироничных заголовков, но они есть, например, «Река подмигивает нам», «Птичий «апокалипсис» сегодня», «Банановое мышление». Поэтому заголовки репортажей особо не привлекают читателя к прочтению материала.

Следующее, на что обращается внимание при прочтении – размер репортажей, они гораздо меньше по объему и занимают в среднем четыре полосы. Соответственно и фотоиллюстрации занимают небольшую площадь от общего объема репортажа. Они не несут особой художественной ценности, не делают репортаж более интересным, скорее служат лишь обязательной для репортажа «картинкой» происходящего.

Язык репортажей более формальный, более официальный, здесь почти нет места для разговорного стиля, мало метафор, эмоционально-экспрессивной лексики, вообще нет просторечий, а уж тем более жаргонизмов. Мало и художественно-публицистических элементов. Авторы репортажей не используют прецедентные феномены, не играют со словами. С одной стороны, репортеры не рискуют «перебрать» с эмоциями, с другой стороны, этих эмоций в репортаже зачастую просто не хватает, ввиду этого материалы становятся не читабельными.

Репортажи журнала имеют традиционную композицию. Зачастую они строятся и делятся на блоки по хронологическому принципу («Спасение придет с воздуха» №08 август, 2017 г., «Взлет разрешаю!» №02 февраль, 2018г., «Роддом в европейском стиле» №11 ноябрь, 2017 г.). Например, «8.50. Прогноз погоды держит парашютистов на земле - ветер усиливается и, возможно, прыгнуть сегодня так и не удастся. Эта новость не радует ни нас, ни спасателей - для них совершить очередной прыжок - как допинг. Небом здесь бредят буквально все - и те, у кого за плечами несколько сотен прыжков, и те, кто в отряде недавно» [1]. Другие репортажи имеют однородную структуру и не всегда делятся на блоки с подзаголовками. Это усложняет прочтение репортажа.

Жанровая палитра репортажей в журнале «Уфа» разнообразна. Больше всего в журнале «Уфа» проблемных репортажей, затем - познавательно-тематические, меньше всего событийных репортажей. При этом нет смешанных видов, если это событийный репортаж – то это только событийный репортаж, аналитический – только аналитический. Анализируются актуальные проблемы для города и его жителей: проблема плохой экологии в городе, загрязненного воздуха («Чем дышит город?», №09,2017 г.), плохое качество дорог и низкий темп дорожных работ («Дорожная революция», №08,2017 г.), строительный мусор и грязь на улицах города («Побочный хлам», №05, 2018 г.), сомнительное сливочное масло в магазинах («Прощай, масло…», №09,2017г.). Познавательно-тематические репортажи посвящены работе аэропорта, диспетчерских служб («Взлет разрешаю!», №02, 2018 г.), один день в родильном отделении («Роддом в европейском стиле», №11, 2017 г.), будни экспертов-криминалистов центра МВД по РБ («Нечто особенное», №03, 2018 г.), праздничные дни аварийно-спасательной службы МУП «Уфимские инженерные сети» («Город отдыхает. Мы работаем», №01,2018 г.).

В репортажах журнала «Уфа», также присутствует много зарисовочных элементов, усиливающих «эффект присутствия»: описывается природа, предметы интерьера, детали окружающего мира, скрупулезно описываются герои репортажей: их внешность, мимика, характер, одежда. Описательные элементы в основном помещаются в зарисовочную заставку [1]. И если описание окружающего мира как-то появляется в процессе движения репортажа, то главные герои остаются полностью безликими – нет абсолютно никакой характеристики персонажей или подробной детализации, описания их внешности, одежды или ярких черт характера и наоборот.

Аналитические репортажи обычно подкрепляются статистическими данными: «Весной 1990 года в Уфе произошла масштабная техногенная катастрофа. Во время весеннего паводка фенол с территории завода «Химпром» попал в реку Шугуровка, впадающую в Уфимку выше южного водозабора. В результате от действия опасного химического вещества пострадало более 600 тысяч горожан, а чистую питьевую воду пришлось подвозить в город автоцистернами. И хотя с момента катастрофы прошло уже четверть века, а «Уфахимпром» еще в 2004 году остановил производство, после чего был объявлен банкротом, предприятие, точнее, накопленные на его территории химические отходы, остаются наиболее сложной экологической проблемой столицы, решение которой требует миллиарды рублей и невозможно без федерального финансирования» («Химия и жизнь», №05, 2017 г.) [1].

Аналитический репортаж также может иметь в своей структуре какую-то фактическую справку, в данном случае, проблема охраны городом старинных памятников архитектуры: «Доходный дом Видинеева построен в 1880-90-е годы богатым купцом и известным благотворителем Василием Ильичом Видинеевым по улице Александровской, 15 (сегодня - Карла Маркса, 15). В 1900-10 годы в доме размещались: небольшая гостиница «Петергоф», Биржа труда, Губернская Землеустроительная комиссия, контора Страхового общества «Россия», Отделение Сибирского банка в Уфе, Сиротский суд, номера И. Е. Елисеева, парикмахерская Андрианова, магазины» («Старину спасет инвестор?», №04, 2013 г.) [1].

С одной стороны, эти справки и статистические данные подкрепляют аналитическую часть репортажа, с другой стороны, возможно, они были бы более уместными в таком жанре, как статья. Они лишают репортаж живости, «утяжеляя» его. Аналитические репортажи также обычно содержат комментарии специалистов и завершаются выводами автора – «Кто виноват, и что делать?».

Таким образом, репортажи журнала «Уфа» не подверглись особой трансформации и современным изменениям в стиле и характере изложения в формате данного издания. Это репортажи более «классического» характера, журналисты «боятся идти на риск», создавать репортажи с необычной композицией и идеей. Отличаются и стиль, язык изложения репортеров: в меньшей степени проявляется авторское «Я», зачастую репортажи пишутся шаблонно. Это зависит от того, что журнал «Уфа» финансирует местная власть. Поэтому уфимские журналисты чувствуют себя более скованными в рамках жанра, что позволяет им создавать только добротные, но не особо интересные и несколько устаревшие по формату репортажи.

Выводы помогают более наглядно определить основные тенденции развития жанра репортаж на примере журнала «Уфа»: репортаж может и даже должен сопровождаться хорошими, качественными фотоиллюстрациями, объем которых может достигать половины от общего объема репортажа, а порой и текстовый репортаж заменяется фоторепортажем; композиция репортажа не должна иметь монолитную структуру, желательно делить репортаж на смысловые блоки с подзаголовками, они выделяются графически; язык современного репортажа – не сухой и формальный, а яркий, экспрессивный, запоминающийся, много выразительных языковых средств, используются прецедентные тексты в заголовках репортажей, но при этом следует соблюдать соразмерность текста, автор не должен переусердствовать с использованием просторечий, разговорной, эмоционально-экспрессивной лексики; видовая палитра жанра репортаж неоднородна – все больше и больше появляются «гибриды» (событийные репортажи с аналитической составляющей, в аналитических репортажах используются и художественно-публицистические элементы); в современном репортаже есть место для эмоций, своеобразное восприятие автором реальности зачастую положительно воспринимается читателем, хотя может и быть отвергнуто частью читателей; современный репортаж характеризует подробная детализация окружающего мира, людей, которая помогает нам увидеть глазами репортеров полную картину происходящих событий.


Список литературы

1.http://journal-ufa.ru [Электронный ресурс] URL: journal-ufa.ru (дата обращения: 23.10.2018).
2.Баярсайхан Сандуй. Медиаобраз Монголии в заголовках сетевых российских новостных лент (синхронный срез) // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. -Москва, 2017. С. 267-271.
3.Сафарова Д.Р., Ахметьянова Н.А. Использование прецедентных заголовков в газете «Маяк Приуралья» Чернушинского района // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. -Москва, 2016. С. 165-169.
4.Шутилова Н.Н., Ахметьянова Н.А. Использование контаминации журналистами в заголовках текстов // Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста сборник материалов Студенческих научных чтений. Министерство образования и науки РФ; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина; Уральский гуманитарный институт.-Екатеринбург, 2018. С. 185-187.

Расскажите о нас своим друзьям: