Журналистика | Филологический аспект №8 (40) Август, 2018

УДК 316.77:001.12/.18

Дата публикации 31.08.2018

Сущность графических невербальных средств при анализе коммуникативного акта в интернет-пространстве

Якушева Екатерина Владимировна
бакалавр 5 г.о.,факультет филологии и истории, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет, Росиия, г. Елабуга, ya.key95@gmail.com
Сабитова Айгуль Миннегалиевна
к.ф.н., ст. преподаватель, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет, Росиия, г. Елабуга

Аннотация: В данной статье проанализированы текстовые категории, созданные с использованием средств разных семиотических систем. Основное содержание исследования составляет анализ текстов на страницах пабликов в социальной сети «Вконтакте», а именно, в группах Республики Татарстан. Большую часть исследования составили пристальный анализ написанных текстов, комментариев, изучение использованных форм общения (тексты, смайлы, стикеры и т.д.) в виртуальном пространстве. Проблема невербальной коммуникации в виртуальном пространстве на современном этапе мало изучена и требует проведения дальнейших исследований. В качестве основной задачи в данной статье авторами была предпринята попытка раскрыть основные причины использования элементов параграфемики в Интернет-коммуникации.
Ключевые слова: Интернет, виртуальное пространство, невербальные средства, коммуникация, эмоции, социальные сети, графические средства

The essence of graphic non-verbal means in the analysis of a communicative act in the Internet space

Yakusheva Ekaterina Vladimirovna
bachelor of the fiftht year of study of the faculty of Philology and history of Yelabuga Institute of Kazan Volga Federal University, Yelabuga, Russia
Sabitova Aigul Minnegalievna
PhD in Philology, Associate professor at the Department of Russian language and literature of Yelabuga Institute of Kazan Volga Federal University, Yelabuga, Russia

Abstract: This article analyzes the text categories created using the means of different semiotic systems. The main content of the study is the analysis of texts on the pages of public in the social network "Vkontakte", namely, in the groups of the Republic of Tatarstan. The most part of the research was made by the close analysis of the written texts, comments, and the study of the used forms of communication (texts, smiles, stickers, etc.) in the virtual space. The problem of non-verbal communication in the virtual space at the present stage is poorly understood and requires further research. As the main task in this article, the authors attempted to reveal the main reasons for the use of paragraph elements in Internet communication.
Keywords: Internet, virtual space, non-verbal means, communication, emotions, social networks, graphic means


Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что мы не представляем себе ни дня без него. Мы просим у него помощи, когда нам нужно что-то купить или продать, ищем рецепты для приготовления вкусного ужина,
и обсуждаем с другими людьми важные проблемы как регионального, федерального, так и мирового уровней.

Выбор изучения невербальных средств коммуникации на социальных платформах Интернет-пространства обусловлен значимостью сети Интернет на современном этапе развития общества. Актуальность заключается
в недостаточной изученности коммуникативной среды Интернет-пространства с точки зрения невербального общения. Научная новизна обусловлена тем, что в нашей работе невербальные средства виртуального общения рассматриваются как интенции коммуникантов.

Стоит отметить, что в связи со стремительным распространением информационных технологий, возможности которой стали безграничными, Интернет становится неотъемлемой составляющей частью информационного пространства постмодерного общества, и значение его неуклонно возрастает
с каждым днем [3].

Тематику виртуального общения и невербальных средств коммуникации затрагивают многие ученые: Е. Анисимова, Н. Добычина, О. Лутовинова,
В. Воробьев и другие. Анализ проводился на основе исследования 150  текстов в пабликах социальной сети «Вконтакте» [6-11].

Мы проанализировали Интернет-общение через призму лингвокультурологии. Так, например, академик РАН Владимир Васильевич Воробьев считает, что лингвокультурология – это «комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей)» [1, с.  36-37].

Стоит отметить, что «мир виртуального взаимодействия коммуникантов, представленный в их сознании, является единой системой взглядов, некоей коллективной «философией», которая навязывается всем участникам данного взаимодействия, а также характеризуется своими собственными способом и языком общения» [5, с. 477].

Мы выяснили, что виртуальное общение на площадках социальных сайтов можно назвать кодифицированным, обладающим определенными нормами и имеющим некую структуру. Интернет-коммуникация обусловлена возрастными, социальными и психологическими особенностями коммуникантов.

Одним из аспектов общения в виртуальном пространстве становятся креолизованные тексты. Креолизованные тексты – это тексты, фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык) [2, с.  9]. В структуру креолизованных текстов также входят параграфемные средства.

Параграфемные средства – это средства, «существующие около графемной системы языка и нарушающие «прозрачность» субстанции языкового выражения» [4].

В ходе исследования мы заметили, что в виртуальном общении большое значение имеют знаки препинания: чем их больше, тем сильнее проявляет эмоции собеседник. В частности, часто используются восклицательный знак и многоточие. Например, один из комментариев «Ну что сказать, - поздравляю!!!!!)))))». Этот комментарий оставлен к записи о том, что парням не нужно думать о материальных ценностях, важное – это жена и семья. В этом комментарие кроме усиленных эмоциями знаков препинания, присутствует сарказм. Так, автор комментария явно смеется над автором поста.

Одним из таких показательных знаков препинания является скобка. Она показывает настроение автора: положительное или отрицательное, в зависимости от направленности скобки во внешнюю или внутреннюю сторону. Пример выше лишь доказывает то, что комментатор иронизирует над собеседником.

В нашем исследовании не были обнаружены исчезающие виды комментариев – граффити. Не так давно они заполняли Интернет-пространство, люди активно рисовали свои «эмоции». Сегодня процесс коммуникативного акта представляет собой обмен текстовой информацией, чаще – обмен смайлами (рис.1) и/или  стикерами (рис.2).

В своем исследовании мы изучили шесть пабликов социальной сети «Вконтакте» Республики Татарстан и проанализировали около 150 текстов-примеров с комментариями пользователей. В результате  проведенного нами контент-анализа мы пришли к следующим выводам:

  1. При общении в Интернет-пространстве собеседники часто используют невербальную форму общения (креолизованные тексты с параграфемными средствами);
  2. В реакции на информационные сообщения люди проявляют не всегда правильные/объективные эмоции, однако с использованием смайлов, стикеров для усиления передачи эмоций;
  3. Часто используется метод «перехода на личности»;

Так, в современном мире проще всего передать свои эмоции в Интернет-пространстве: отправить смайл или стикер с тем коммуникативным намерением, которое вы хотели бы выразить. Такое случается в излишне эмоциональных ситуациях (как позитивных, так и негативных), когда нет возможности высказать или передать свои эмоции словами.


Список литературы

1. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. – М., 1997. – С. 36-37.
2. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. 2006. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreolizovannyy-tekst-aspekty-izucheniya (дата обращения: 27.07.2018).
3. Добычина Н.В. Интернет как элемент виртуальной реальности: // Киберлиника. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/internet-kak-element-virtualnoy-realnosti.
4. Удод Д. А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически активного текста [Текст] // Современная филология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 97-99. URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3254/
5. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – 477 с.
Список источников
6. ProKazan.ru / Новости Казани и Татарстана: [Электронный ресурс] // vk.com. URL: http://vk.com/novostiprokazan.
7. Казань Онлайн / Главный Казанский Паблик: [Электронный ресурс] // vk.com. URL: http://vk.com/kznlife.
8. БИЗНЕС Online / Новости Казани и Татарстана: [Электронный ресурс] // vk.com. URL: http://vk.com/businessgazeta.
9. Телекомпания «ЭФИР»: [Электронный ресурс] // vk.com. URL: http://vk.com/efirtv.
10. Типичная Елабуга: [Электронный ресурс] // vk.com. URL: http://vk.com/tipi4nelabuga.
11. Digest. Новости Республка Татарстан: [Электронный ресурс] // vk.com. URL: http://vk.com/newsrt116.

Расскажите о нас своим друзьям: