Журналистика | Филологический аспект №4 (48) Апрель 2019

УДК 81’272

Дата публикации 30.04.2019

Стратегия сенсационности в телевизионных анонсах и речевые способы её воплощения

Комлякова Юлия Сергеевна
Магистр филологии, специальный корреспондент службы информации телекомпании «Афонтово», г.Красноярск, fekjia220@mail.ru

Аннотация: В данной статье описаны речевые способы реализации стратегии сенсационности в жанре телевизионного анонса. Представлена характеристика жанра телевизионного анонса. Стратегия сенсационности рассматривается как одна из стратегий, направленных на привлечение внимания аудитории. Описаны основные тактики реализации стратегии сенсационности на современном телевидении, кроме того выявлены и описаны речевые средства оформления этих тактик и закономерности их словесного исполнения (методы языковых игр, средства словесной агрессии и т. д.). Материалом исследования послужили телевизионные анонсы в информационных программах телеканала «НТВ», «Рент ТВ» и «Первого канала» в течение последнего десятилетия.
Ключевые слова: речевая стратегия, речевая тактика, средства массовой информации, сенсационная новость, агрессивность, языковая игра

Strategy of sensationalism in TV announcements and speech ways of its realization

Komlyakova Iulia Sergeevna
Master of Philological sciences, special reporter for the information service of the «Afontovo» TV Company, Krasnoyarsk

Abstract: In this article the speech methods of realization of strategy of sensationalness are described in the genre of televisional announcement. Description of genre of televisional announcement is presented. Strategy of sensationalness is examined as one of the strategies sent to bringing in of attention of audience. The basic tacticians of realization of strategy of sensationalness are described on modern television, in addition speech facilities of registration are educed and described these the tactician and conformities to law of their verbal execution (methods of language games, means of verbal aggression and т. of д.). Televisional announcements served research material in the informative programs of the TV channel "НТВ", "Rents of TV" and "First channel" during the last decade.
Keywords: verbal strategy, mass media, scoop news, aggression, language game

На современном этапе развития всех форм подачи информации в СМИ представляются наиболее актуальными проблемы, связанные с использованием языка для эффективного воздействия на массового адресата. Эти проблемы находятся в ведении различных коммуникативных дисциплин, в том числе лингвистической прагматики. В ее основе лежит признание того факта, что язык, выполняя функцию общения, служит не только для передачи информации, но и для воздействия на собеседников, которое проявляется в регуляции их социальных и межличностных отношений.

Сенсации – это сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которые публика не должна заметить, или прекратить скандал, который уже пора прекратить, но так, чтобы о нем не вспомнили.

Подготовка сенсации – кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. Поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места события, интервью в прямом эфире, как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Но это и не важно, важен эффект, ради которого запускается сенсация. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», неотобранный жизненный материал, так что между ним и реальностью нет никакого посредника. «Эта иллюзия достоверности – сильное свойство телевидения» [1].

Для телевизионного анонса как информационно-императивного речевого жанра характерна последовательность репрезентативного, а затем директивного речевого акта.

Телевизионный анонс находится как бы в промежутке между речью устной и речью письменной. На первый взгляд, это устная речь, но, если посмотреть глубже, это воспроизведение зафиксированного ранее текста, как правило, тщательно выверенного. Более того, телевизионный текст фиксируется в письменном виде дважды: сначала редактор, корреспондент или ведущий готовят его к выпуску, затем, уже после того, как выпуск новостей выходит в эфир, текст попадает в Интернет и хранится на сайте телекомпании [2, с. 48].

Под телевизионным анонсом вслед за Л.Е. Малыгиной понимаем определенный тип текстов, который характеризуется свернутостью, информативностью и членением фраз [3, c. 152].

В качестве ведущей стратегии речевого жанра анонса наблюдается стратегия сенсационности, которая представляет собой совокупность речевых действий журналиста, направленных на создание такого сообщения, в котором подчеркивается уникальность передачи, ее исключительная степень важности для общества, что позволяет концентрировать и нужное время удерживать внимание адресата, побуждая его к дальнейшему просмотру канала.

Стратегия сенсационности в жанре телевизионного анонса реализуется при помощи трех субстратегий: субстратегии создания мишеней психологического воздействия, презентационной субстратегии и субстратегии побуждения.

Задачей субстратегии создания мишеней психологического воздействия является выбор и актуализация этой мишени. Авторы телевизионных анонсов предпочитают ориентироваться на простые «мишени», такие как желания, потребности и слабости человека. Их универсальность позволяет адресовать анонсы широкому кругу лиц, тем самым увеличивая зону воздействия. Как правило, в качестве мишени воздействия используется чувство страха и жалости, например: Массовые убийства на Ставрополье. Восемь погибших, один ребенок. Кто расправился со стареющим мафиози, его родными и прислугой? (Первый канал, «Человек и закон» 29.11.2013).

Задачей презентационной субстратегии является сообщение знания. Посредством презентационной субстратегии знание передается не открыто, а в «упакованном» виде. Картина мира представлена искаженно – в виде целенаправленно выбранных фрагментов, необходимых для создания того или иного эмоционального отклика [4,c. 118]. Например: Это «Анатомия дня». Здравствуйте. Сегодня в программе вы увидите…(НТВ, «Анатомия дня» 29.03.2015);

Субстратегия побуждения основывается на оперировании поведением людей для извлечения выгоды. Основная её идея заключается в побуждении человека выполнить определённые действия. Например, анонс программы «Военная тайна»: Включайте РЕН ТВ! Такого вы еще не видели. Лучшие кадры пролета ракетоносца Ту-95.

Субстратегия создания мишеней психологического воздействия реализуется посредством тактики эмоционального давления, тактики дискредитации и тактики «шокирование» фактами.

Тактика эмоционального давления направлена на лишение объекта манипуляции спокойствия, самообладания и введение его в сильные негативные эмоциональные переживания. Языковыми средствами реализации данной тактики являются лексические единицы, относящиеся к криминальной тематике и слова «тайна», «сенсация», «заговор», «скрывать», «сокровенный» (Пример анонса программы «Человек и закон»: Массовые убийства на Ставрополье. Восемь погибших, один ребенок. Кто расправился со стареющем мафиози, его родными и прислугой? Как шестерка побила туза).

Тактика дискредитации заключается в подрыве доверия к кому-либо, умалении достоинства, авторитета (пример анонса программы «Русские сенсации»: Они повсюду: на вещевом рынке и в элитном бутике на Рублевке. Фальшивки «Мейд ин Чайна». Как не подцепить опасную заразу от китайской «Барби» и остаться в живых, купив китайский автомобиль? Кто пускает левый товар через границу? Где штампуют ядовитый ширпотреб?).

Тактика «шокирования» фактами реализуется посредством целого ряда ярких примеров, подробных деталей, отдельных наблюдений, поражающих, смущающих и даже оскорбляющих адресата (Анонс программы «Новые русские сенсации»: Именно здесь мотает пожизненный срок жестокий серийный убийца, превративший один из столичных парков в страшное кладбище невинных жертв. Александр Пичужкин – знаменитый Бийцевский маньяк. 48 доказанных убийств и еще не доказанных больше дюжины. Это его первое появление перед телекамерами в местах столь отдаленных.

Презентационная субстратегия реализуется при помощи тактики апеллирования к потребности нового знания и тактики подчеркивания собственной уникальности[5]. Тактика апеллирования к потребности нового знания реализуется эксплицитно с помощью слов «впервые», «премьера» (Смотрите сразу после нас премьеру программы «Новые русские сенсации» (НТВ, 04.10. 2011).

С помощью тактики подчеркивания собственной уникальности журналист стремится отметить неповторимость и исключительность анонсируемой программы. Тактика реализуется посредством речевых оборотов «только у нас», «покажем один раз» (Интервью Лады Дэнс покажем один лишь раз. Как цветы любви цвели в саду известной певицы (НТВ, «Русские сенсации»).

Субстратегия побуждения представлена тактиками предупреждения и побуждения адресата к действию.

Посредством тактики побуждения адресата к действию журналист стремится склонить аудиторию к определенному поступку. Данная тактика реализуется при помощи слов и словосочетаний «не переключайтесь», «оставайтесь с нами» и т.п. (Смотрите внимательно! Главное – не переключайтесь (НТВ, 03.05.2015).

Тактика предупреждения репрезентирует ту часть знаний, которая дает возможность зрителю сделать вывод о последствиях своих действий (Переключите канал – пропустите все самое интересное (РЕН ТВ, «Военная тайна» 23.11.2013).

Для всех тактик, реализующих стратегию сенсационности, мы выделили ряд универсальных речевых приемов. К ним мы отнесли паралогизмы – осознанные и целенаправленные отклонения от законов логики и правил формальной логики. Намек на какой-либо факт, например: Пока успешные строители гуляют в окружении голливудских звезд, их город новостроек превратился в ад для жителей (НТВ, Максимум 17.11.2012). В подтексте содержится намёк на то, что строители нечестным образом заработали деньги и некачественно выполнили работу.

Универсальным речевым приемом, свойственным всем тактикам, является также нагромождение вопросительных конструкций, которые содержат в себе имплицитные утверждения о событиях, явлениях, действиях, которые отклоняются от обычного (нормативного) поведения и потому приковывают к себе внимание.

В телевизионных анонсах журналисты также часто используют нелитературную лексику. Прямая речь героев журналистского материала, а также текст журналиста за кадром воспроизводит брань, ругань, изобилующую сниженной лексикой. В качестве приема при создании телевизионных анонсов журналисты используют и имена в функции обидных прозвищ, а также амфиболию (двусмысленность, нарушение тождества семантики слова посредством постановки его в такой контекст, в котором это слово одновременно реализует два разных значения), основанную на сексуальной тематике.

Данные исследования позволяют проследить последовательность и особенности используемых журналистами средств манипуляции, знание о которых поможет нивелировать перлокутивный эффект представляемого текста. Если учитывать массовую направленность исследуемых анонсов, то результаты исследования имеют практическую значимость: они могут использоваться в качестве ознакомительного материала с механизмом работы журналистов и послужить базой для создания рекомендаций по способам обеспечения информационной безопасности.


Список литературы

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 832 с.
2. Ковалъчукова М.А. Новостной анонс в сети интернет как речевой жанр дискурса СМИ: автореф. … канд. филол. наук: 10.02.19 Ижевск -2009. 24 с.
3. Малыгина Л.Е. Прецедентные имена в телевизионном закадровом тексте (прагматический аспект) //Труды кафедры стилистики русского языка. Вып. 2. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2008, с. 148 – 160. - 1,2 п.л.
4. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учеб. пособие. М.: Наука, 2010. 176 с.
5. Антропова В.В. Коммуникативные стратегии СМИ и тенденции развития российской журналистики в фокусе духовно-ценностного измерения [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 23 (277), с. 18 – 26. URL: http://cyberleninka.ru/

Расскажите о нас своим друзьям: