Русская литература | Филологический аспект №5 (49) Май 2019
УДК 398.3
Дата публикации 31.05.2019
Специфика функционирования воды как магического средства в волшебных сказках
Егорова Ольга Арсеновна
кандидат культурологии, доцент, факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва, egorovaolga29@mail.ru
Аннотация: В статье проанализирована специфика использования магического средства – воды – в русских волшебных сказках. Прослеживаются исторические причины возникновения и эволюции чудесных свойств воды в фольклорных текстах. Изучены сказочные сюжеты, в которых вода выступает одним из основных драйверов повествования. Делается вывод о том, что архаические представления о воде, которые были свойственны мифопоэтическому сознанию, в волшебных сказках трансформировались под влиянием христианской религии. Вода становится не только целительным средством, но и возвращает к жизни, воскрешает, дарует силы для духовного роста и развития. Кроме того, магическая сила воды соединяется в волшебных сказках с нравственной идеей торжества справедливости: обличения виновных и вознаграждения достойных за терпение и доброту. Волшебное средство – вода – достается только истинным героям, совершающим свои поступки и действия не из личной корысти, а ради спасения бедствующих, оказания помощи нуждающимся.
Ключевые слова: русские волшебные сказки, генезис, волшебное средство, вода, магические представления, архаические верования, христианское мировоззрение
PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow
Abstract: The article analyzes the specifics of using one of the magical means - water - in Russian fairy tales. The historical causes of the emergence and evolution of the wonderful attributes of water in folklore texts are traced. Fabulous scenes in which water is one of the main drivers of the narration have been studied. It is concluded that the archaic ideas about water, which were typical for the mythopoetic consciousness, were transformed in fairy tales under the influence of the Christian religion. Water becomes not only a healing tool, but also returns to life, resurrects, gives strength for spiritual growth and development. In addition, the magic power of water is combined in fairy tales with the moral idea of the triumph of justice: the exposure of the guilty and the reward of those who deserve patience and kindness. The magic remedy - water – works only for true heroes, who commit their actions not for personal gain, but to save and help those in need.
Keywords: Russian fairy tales, genesis, magic means, water, magic ideas, archaic beliefs, Christian faith
Фольклорные сказки как важная часть национальной культуры народа выступают средством сохранения и передачи информации об исторической действительности, верованиях людей, их менталитете и системе ценностей, которые формировались в обществе в разные эпохи.
Волшебные сказки – одна из самых популярных и любимых жанровых разновидностей сказок. Главное, что отличает волшебную сказку от других видов сказочного повествования, – это вымысел, определяющий мир фантастики, необыкновенных событий и ирреальности. При этом основную роль в создании чудесной атмосферы играют волшебные предметы. Как отмечают исследователи, в сказках функционирует большое количество средств, благодаря которым герои достигают своих целей и добиваются успеха [6, 8, 9]. Волшебное средство в русских сказках достаётся только настоящему герою. Магическая оснащенность героя – не случайность, она им заслужена. В.П. Пропп в работе «Русская сказка» отмечает, что «наличие в сказке волшебных средств и предметов определяет собой характер ее фантастичности» [8, с. 215].
По мнению исследователей, специфика функционирования в сказках волшебных средств связана с верованиями людей в магическую силу природы и ее одухотворенность [4, 9]. При этом многие мотивы и сюжеты сказок строятся на мифологических идеях единства и взаимодействия человека и окружающего мира. Одним из чудодейственных средств русских волшебных сказок выступает вода, которая выполняет роль оберега, возвращает здоровье, жизнь и молодость, помогает героям преодолеть тяжелые испытания, одержать победу над противниками.
В статье будут рассмотрены происхождение и причины использования в фольклоре чудесной реалии – воды, а также проанализированы специфика и своеобразие ее функционирования в русских волшебных сказках.
Обратимся к генезису употребления воды как волшебного средства в фольклорных текстах. При изучении волшебных сказок мы отмечаем в них присутствие архаических представлений и принципов, связанных с магией. Одной из таких идей является вера людей в животворящую, предохраняющую, целительную способность водной стихии. Сложно переоценить значение воды как первоначального элемента мироздания и колыбели жизни в мифопоэтическом сознании, что стало причиной её сакрализации и применения в ритуалах [10, 11] «По нашим преданиям, всякой мольбе, всякому обращению к божествам должно было предшествовать омовение, заговоры обыкновенно начинаются этой формулой: «Иду я, раб Божий, в чистое поле, становлюсь на восток красного солнца, умываюсь росою (или) ключевою водою» [3, с. 281].
В «Мифологии Древней Руси» А.Н. Афанасьев приводит многочисленные доказательства веры людей в магическую силу воды, описывает примеры использования воды как целебного средства. Исследователь отмечает, что «В воронежской губернии водят больных к родникам; туда же носят матери и своих хворых детей» [3, с. 278].
Ученые указывают на тот факт, что архаические и языческие верования в силу воды эволюционировали под воздействием христианского мировоззрения. В христианской религии вода – это живительное средство, помогающее совершать чудеса добродетели и справедливости. Известно, что в России издавна находились и до сих пор существуют целительные источники, связанные с именами святых мучеников, благодаря водам которых люди избавляются от духовных и телесных недугов [5]. По утверждению А.Н. Афанасьева, «целебные свойства воды в эпоху христианства стали соединять с водою, освященную по церковному уставу; потому вода богоявленская или крещенская пользуется в народе особым уважением… Христианское воззрение на святую воду, которую в Таинстве Крещения омывается ветхий грех, слилось в умах непросвещенного народа с поверьями, наследованными от старинного язычества… Как стихия, смывающая все нечистое, злое, демонское, вода наравне с огнем-просветителем, признана была за вернейшее средство внутреннего, духовного очищения от грехов. Вот – основа тех священных «омовений», какие предписывались уставами почти всех древнейших религий» [3, с. 279-281].
В работе «Символ и миф в народной культуре» А.А. Потебня указывает на то, что «один из эпитетов воды – здоровая. Поздравляя молодую говорят: Будь здорова, як вода. Вспрыскивание и обмывание играет важную роль в медицине. Купанье, умыванье сообщает красоту» [7, с. 43]
Проанализируем специфику функционирования воды как чудесного средства в русских волшебных сказках.
В целом ряде сюжетов русских сказок герои отправляются в дальний путь за чудодейственным средством – водой, которая способна исцелить человека, даровать ему молодость и здоровье, вернуть к жизни, обрести счастье.
Обратимся к сюжету «Сказки о молодильных яблоках и живой воде» [1]. В этой сказке царь посылает трех сыновей за чудодейственными средствами в тридесятое царство, в котором есть «сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой». Если старик съест такое яблоко, то он снова станет молодым, водой умоется – начнет видеть. В сказке чудесные свойства воды соединяются с другим магическим средством – живительными яблоками, которые даруют старому человеку молодость. Чудесный колодец находится в царстве могучей богатырши девицы Синеглазки, которая тщательно охраняет свои владения. В тридесятое царство за диковинками отправляются три брата, но достать их удается только Ивану-царевичу. Ивану-царевичу удается не только пройти испытание на бескорыстность, честность, отвагу и удаль, но и покорить сердце Синеглазки ласковыми речами, красотой, храбростью и благородством. Таким образом, «живая» вода является одним из главных драйверов сказочного повествования. Она выступает как волшебное средство, связанное не только с традиционными целительными свойствами, характерными для мифопоэтического сознания, но и с идейно-нравственными представлениями о том, что владеть «живой» водой может лишь истинный герой, прошедший серьезные испытания, что более характерно для христианского мировоззрения.
В другом варианте этого сюжета в «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» красная девица сама является источником чудодейственной силы: у нее «с рук и ног вода течет: кто этой воды изопьет, тот на тридцать лет моложе станет» [2]. Пока девица спит, Иван-царевич добывает для старого царя воду, но одновременно пленяется девичей красотой. Оскорблённая богатырша просыпается, мчится на коне за обидчиком, догоняет его и вонзает в грудь острый меч. Однако ее не оставляет равнодушной прекрасный образ царевича: она не только возвращает Ивана к жизни, но и предлагает ему стать его женой: «Приложила к его ране свою руку белую, омочила целющей водой – и вдруг рана зажила, и встал Иван-царевич здрав-невредим». [2, c. 358]. В этом сюжете мы видим развитие представлений о магической силе воды в волшебных сказках. К традиционным свойствам воды: исцеление, определение достойного – добавляется оживляющая и воскрешающая функция. «Живая» вода возвращает к жизни Ивана-царевича, который надеялся использовать это волшебное средство для исцеления своего отца от слепоты. Представляется, что сказочная фабула претерпела эволюцию под влиянием христианской религии, в которой при помощи воды совершается обряд крещения, очищающий человека от грехов, дающий ему «второе» рождение.
В сказке «Безногий и слепой богатыри» [2] колодец с «целющей и живущей» водою вылечивает помощников главного героя. Вода колодца обладает такими целебными свойствами, что «сухой сучок дерева, брошенный в колодец, не долетев до воды пускает ростки, зеленеет и зацветает». Поэтому, как только безногого Катому-дядьку опускают в колодец, у него вырастают ноги; слепой богатырь смачивает свои глаза водой и прозревает. Затем персонажи помогают Ивану-царевичу проучить свою жестокосердную жену Анну-прекрасную. В сюжете сказки живая вода приносит счастье всем персонажам: Ивану-царевичу, который укрощает свою своенравную жену и «живет с нею в тишине и согласии», а также его волшебным помощникам: богатырю и Катоме-дядьке. Кроме того, в этой сказке проявляются представления о воде как о субстанции, дающей жизненную силу и энергию для роста и развития. Катома-дядька не просто исцеляется, у него вырастают ноги, вода из колодца превращает засохший сучок в цветущее и полное жизненных соков дерево.
Примечательно, что в русских сказках мотив о выполнении трудной задачи – нахождении живой воды – связан с распространенным в мировом фольклоре мотиве о покорении могучей женщины мужчиной, что исследователи исторически соотносят с переходом от матриархата к патриархату. Живая вода, которая была в руках могущественных женщин, оказывается оружием и волшебным средством мужских персонажей. По словам В. Я. Проппа, «Могущество женщины должно быть сломано, и оно уничтожается иногда самым жестоким образом: она истязается прутьями и т.д» [8, c. 238]. Характерная особенность русских сказок в том, что женщина – волшебница или богатырша – не теряет своего превосходства над мужчиной, который уступает ей по силе и могуществу. Иван-царевич покоряет сердце девушки и усмиряет ее воинственный нрав не своими физическими возможностями, а внешней и внутренней красотой, добротой, смелостью и благородством. В русских сказках волшебное средство достается только истинным героям. Поэтому трудная задача – добыть чудодейственную воду, «имеет целью не только отпугнуть ложного героя, но и обнаружить, привлечь, найти настоящего героя» [8, c. 220], того единственного, который достоин быть мужем могущественной волшебницы.
В целом ряде популярных русских сказок «Чудесная рубашка», «Марья Моревна», «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» живая вода возвращает к жизни главного героя Ивана-царевича. На помощь герою приходят его верные помощники – обычно это серый волк, сокол, орел и воробей. Чудесные помощники обладают сверхъестественной прозорливостью и добывают воду при помощи смекалки: они ловят или убивают вороненка, а затем просят ворона принести мертвой и живой воды. И ворон летит за целительной водой, чтобы спасти своего сына. В сказке «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» говорится: «На третий день ворон прилетел и принес с собою два пузырька: в одной – живая вода, в другой – мертвая, и отдал те пузырьки серому волку. Серый волк взял пузырьки, разорвал вороненка надвое, спрыснул его мертвою водою – и тут вороненок сросся, спрыснул живою водою – вороненок встрепенулся и полетел. Потом серый волк спрыснул Ивана-царевича мертвою водою – его тело срослося, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал». [1, c. 506]. Воду в сказках обычно приносит ворон. Связь ворона и воды неслучайна: мифологическая традиция представляет ворона как проводника между реальным и потусторонним мирами, царством живых и мертвых; вода вместе с исцеляющими свойствами обладает функцией оживления – то есть возвращения персонажа из загробной жизни.
В сказке «Косоручка» рассказывается о сестре и брате. Злая волшебница – жена брата – клевещет на его сестру, и он отрубает невинной руки. Изуродованная девушка встречается с сыном короля и становится его женой, матерью чудесного ребенка. Сказка любит повторения и опять низводит женщину в бездну отчаяния: мужа, бывшего в отсутствии, обманывают, а героиню с ребенком изгоняют из дворца. Она попадает в лес, видит там колодец, хочет напиться, наклоняется и роняет туда своего сына. Женщина молит Бога, чтобы он ей помог, и происходит чудесное исцеление: «Стала она слезно просить бога, чтоб даровал ей руки младенца вытащить. Вдруг чудо свершилось -руки явились; она вытащила сына и пошла странствовать. [2, c. 293]. Героиня находит своего мужа и брата и рассказывает им о том, что случилось, разоблачая злую ведьму. Здесь вера в магическую силу воды, как и в проанализированных выше сюжетах, соединяется с христианским мировоззрением. Сказка награждает невинную и терпеливую героиню, которая благодаря своим добродетелям торжествует над несчастиями. Несмотря на все невзгоды, молодая женщина не теряет веры в милосердие Бога, усердно молится и получает чудесное исцеление. Этот сказочный сюжет связан с верой людей не только в исцеляющую силу воды, но и в ее способность обличить виновного и восстановить справедливость.
Таким образом, в русских сказках мы наблюдаем непосредственное отражение архаических воззрений о воде как о чудодейственной силе и источнике жизни. Мифопоэтическое сознание справедливо отождествляет воду с самой жизнью, с квинтэссенцией жизни, именно поэтому вода способна передать её другим существам или предметам всего лишь одним прикосновением.
В сказочных сюжетах прослеживается трансформация и эволюция представлений о воде под влиянием христианской религии. Вода не только исцеляет, но и возвращает к жизни, воскрешает, что связано с таинством крещения, дарующем в христианской традиции новую жизнь.
Благодаря синкретическому соединению разных функций и представлений о воде – она часто является ключевым драйвером сказочного повествования, помогает героям в достижении их целей, личного счастья и благополучия.
Кроме того, как было показано в исследовании, магическая сила воды соединена с нравственной идеей торжества справедливости: обличения виновных и вознаграждения достойных за терпение и доброту. Волшебное средство – вода – достается только истинным героям, совершающим свои поступки и действия не из личной корысти, а ради спасения бедствующих, оказания помощи нуждающимся.
В целом, генезис русских сказок и, в частности, представлений о воде, происходил на основе определенного фантастического материала предыдущих эпох. Из мифов, архаической картины мира сказочники воспринимали и транслировали те воззрения, идеи и принципы, которые помогали лучше выразить новое мировосприятие, уклад и обычаи.
Список литературы
1. Аникин В.П. Русские народные сказки. - М.: Дет. лит., 1987. – 719 с.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3-х томах. - М.: Наука, 1986.
3. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 608 с.
4. Егорова О.А. К вопросу об актуализации мифологических представлений в фольклоре (на материале русских и британских сказок). - Litera, 2018. № 3. - С. 296-303.
5. Минерко Н.А. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни. -Новосибирск: Наука, 1989. – 160 с.
6. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1977. – 118 с.
7. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. – М.: Лабиринт, 2007. – 480 с.
8. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
9. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2000. – 336 с.
10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: АСТ, 2006. - 781 с.