Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №3 (35) Март, 2018

УДК 821.13

Дата публикации 31.03.2018

Социалистические и христианские идеалы французского писателя Шарля Пеги

Абдуллаева Ситора Нуралиевна
Студентка 2 курса направления «Лингвистика», Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, zegati@mail.ru
Мамонова Дарья Владимировна
Студентка 2 курса направления «Лингвистика», Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, winglory98@mail.ru
Павлова Елизавета Сергеевна
Студентка 2 курса направления «Лингвистика», Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, elizavetammm@yandex.ru
Научный руководитель Дубнякова Оксана Алексеевна
канд. фил. наук, доцент кафедры романской филологии, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

Аннотация: Данная статья описывает социалистические идеалы и христианские убеждения французского поэта, драматурга и публициста Шарля Пеги (1873-1914), которые привели к изменениям в тематике его произведений. В статье анализируется дело Дрейфуса, в защите которого писатель принял активное участие. Используя свой литературный талант и будучи упорным в борьбе за правду, Пеги показал себя искренним борцом за справедливость и защитником личности каждого человека. Христианские же убеждения писателя описаны при помощи его паломничества в Шартр, которое позволяет нам рассмотреть и проанализировать причины, приведшие Пеги к возвращению в лоно Церкви.
Ключевые слова: Социализм, христианство, Шартр, Шарль Пеги, дело Дрейфуса

Socialist and Christian ideals of the French writer Charles Peguy

Abdullaeva Sitora Nuralievna
2nd year students of Linguistics department, Moscow City University, Russia, Moscow, zegati@mail.ru
Mamonova Dariya Vladimirovna
2nd year students of Linguistics department, Moscow City University, Russia, Moscow, winglory98@mail.ru
Pavlova Elizaveta Sergeevna
2nd year students of Linguistics department, Moscow City University, Russia, Moscow, elizavetammm@yandex.ru
Scientific Director Dubnikova Oksana Alekseevna
candidate of Philology, associate Professor, Department of romance Philology, Moscow city pedagogical University, Russian Federation, Moscow

Abstract: This article describes the socialist ideals and Christian beliefs of the French poet, playwright and publicist Charles Peguy (1873-1914), which have led to changes in the subject of his works. The article analyzes the Dreyfus affair, in which the writer took big part to defend the captain. Drawing on his literary skills and being persistent in his struggle for truth, Peguy proved himself to be a sincere fighter for justice and a protector of every human being. Description of Christian beliefs of the writer is based on his pilgrimage to Chartres Cathedral, which allows us to consider and examine the reasons that have brought him back to the Church.
Keywords: Socialism, Christianity, Chartres, Charles Peguy, the Dreyfus affair

Шарль Пеги родился в Орлеане 7 января 1973 г. в семье небогатых ремесленников – Дезире Пеги и Сесиль Кере. Вскоре после рождения отец Шарля умер от рака. Сына воспитывала мать, зарабатывавшая на жизнь плетением стульев, и бабушка. С 1879 по 1884 гг. Шарль проходил обучение в начальной школе при «Эколь Нормаль». Затем в 1885 г. он поступает в лицей в г. Со (Sceaux), где получает муниципальную стипендию, которая позволяет Пеги продолжить своё образование и готовиться к экзаменам в Высшую школу (Ecole Normale Supérieure). Но в 1892 г. Шарль Пеги не проходит по конкурсу и возвращается в Орлеан, и, не дожидаясь призыва, идет в армию. После возвращения из армии в 1893 г. получает стипендию для учебы в коллеже Сент-Барб (Sainte-Barbe) и знакомится с Марселем Бодуэном, братьями Таро, Жозефом Лоттом, будущими близкими друзьями. Там же его преподавателем стал выдающийся французский философ Анри Бергсон, оказавший сильное влияние на мировоззрение молодого Пеги. Уже в школьные годы сформировался сложный, противоречивый характер будущего поэта и философа.

Мы знаем Шарля Пеги как крупнейшего французского христианского публициста, поэта и мистика [7, с. 216]. Ранние свои статьи он публиковал под псевдонимами Pierre Baudouin или Pierre Deloire. В 1897 г. появляются первые статьи Пеги в социалистических издания, он также не скрывал своего членства в социалистической партии. В зрелые годы Пеги отмечал, что он не очень ясно представлял себе, что такое социализм, считая, что это совокупность всего того, что подготавливает социальную революцию, которая должна привести к счастью человечества. При этом они были убеждены, что социальная революция должна быть моральной, или ее не должно быть вовсе [8; 9; 10].

Шарль Пеги и дело Дрейфуса

После окончания лицея Пеги отходит от веры, к которой он был причастен с самого рождения, и в 1895 г. становится членом Социалистической партии. Социализм Пеги не является политической программой и не относится к идеологии, более или менее основанной на марксизме. Для Пеги социализм – это, прежде всего, создание общества, в котором торжествуют справедливость и равенство между людьми [14; 15].

Пеги враждебен любой форме подчинения личности коллективу. Общество не должно притеснять человека, оно должно позволить ему существовать в меру своих возможностей. Для его выживания общество требует от человека долю работы, которую он может выполнить в соответствии со своими вкусами и способностями. Социалистическое общество Пеги не стремится трансформировать людей, внедряя принципы или идеологию. Напротив, оно стремится через свою экономическую организацию дать им возможность существовать, как они есть, в своем многообразии [14].

Важным моментов в защите отдельного человека стало дело Дрейфуса. Напомним об этом событии. В 1894 г. в генеральном штабе военного министра Огюста Мерсье было обнаружено исчезновение некоторых секретных документов. Позднее эти документы были найдены офицером Анри в якобы выброшенных бумагах германского офицера. Проанализировав эти документы, военное министерство Франции признало в них почерк одного из своих капитанов – Альфреда Дрейфуса. В октябре этого же года его арестовали.

Суд над Дрейфусом произошел в декабре 1894 г. Многие настаивали на невиновности Дрейфуса, но большинство так и не решились заявить об этом публично. Судьи тоже не могли так просто выдвинуть ему приговор, так как немногочисленные улики по данному делу не были аргументированы.

Затем военное министерство пошло на решительные и незаконные действия: они изготовили фальшивый документ – якобы переписку между Дрейфусом и германским агентом. Судьи поверили в подлинность данного документа и приговорили Дрейфуса за шпионаж и государственную измену к пожизненной ссылке. В 1895 г. его отправили на Чертов остров – одну из самых строгих тюрем, откуда практически никому не удалось сбежать или вернуться. Это была тюрьма для самых опасных личностей: убийц, политических преступников и изменников государства [12; 13; 15].

Некоторые начали сомневаться, что представленный документ принадлежит капитану. Уже в 1896 г. в прессе начали публиковать статьи под названием «Судебная ошибка», где говорилось о невиновности Дрейфуса. В январе 1898 года известный во всем мире французский писатель Эмиль Золя опубликовал статью «Я обвиняю», в котором утверждалось, что документы были сфабрикованы, а Дрейфуса обвиняют те, кто действительно стоял за государственной изменой. Теперь это дело было предметом всеобщего внимания, и за ним следила уже не только Франция, но и весь мир.

После письма Эмиля Золя, общество Франции разделилось на тех, кто поддерживает Дрейфуса, и тех, кто осуждает его. Пеги вовлекается в дело по защите Дрейфуса, подписывая петиции и участвуя во многих столкновениях между сторонниками и противниками капитана. Он убежден в том, что долг социалистов восстать против государства, которое встало на сторону несправедливости, даже если жертва этой несправедливости является «буржуазной». Тем более что Дрейфус был евреем, что убеждало французское общество, охваченное тогда антисемитскими настроениями, в его абсолютной виновности как человека, очернившего честь французской армии.

В 1903 г. были обнаружены документы, указывающие на то, что дело Дрейфуса было сфабриковано. Год спустя началось расследование и два года после этого Дрейфуса полностью оправдали и вернули прежнее звание.

Дело Дрейфуса принято считать одним из самых важных событий в политической сфере жизни французского общества конца XIX – начала XX вв. Пеги горячо сражался за справедливость и внёс свой значительный вклад в освобождение и реабилитацию капитана. Всю свою жизнь писатель остается убежденным защитником личности каждого человека и борется за справедливость.

Путь в Шартр

Однако социалистические идеалы не могут ответить там, где человек беспомощен. Воспитанный в глубоко религиозной семье, Пеги отрекся от религии еще в ранней юности. В 1900 г. в «Тетрадях» он пишет: «Религия, от которой мы отреклись […]. Как бы ни была прекрасна вера отдельных католиков, могущество современной церкви основано на корыстном лицемерии или на корыстном цинизме» [Цит. по 6, c. 400].

Т.Ю. Тайманова пишет, что в 1908 г. Пеги возвращается к католицизму своего детства, и это происходит через любовь к его главному персонажу Жанне д'Арк, через любовь к Франции, потому что жизнь Церкви казалась ему тесно связанной с жизнью страны. Состоя в гражданском браке, имея некрещеных детей, так как жена отказывалась их крестить, он находился в ложном положении, но, подобно Жанне д'Арк, был совершенно уверен, что уладит это непосредственно с Богом [10].

В начале 1912 г. младший сын Пеги, Пьер, родившийся 25 июня 1903 г., заболевает паратифом. Врачи бессильны, и Пеги решает совершить паломничество в Шартр: два дня пути, нужно пройти около 70 километров. Некоторые исследователи пишут, что причины паломничества были не только в болезни сына: внутренний разлад, одиночество, нелады в семье, тяжелое материальное положение, изнурительная борьба за то, чтобы «выжили» Тетради, борьба почти в одиночку. Пеги искал помощи не только у друзей, он искал ее у Бога.

Он отбывает утром 14 июня. В первый день его сопровождают сын Марсель и друг Ален-Фурнье, потом он идет один. Судя по свидетельству Ж. Лотта, в пути он находит то, что искал: «Я так страдал и так молился… Я не могу тебе объяснить. Я живу, не причащаясь. Это невероятно. Но я получил сокровища благодати… Шартр – мой собор… Я молился в этом соборе… Я молился, мой друг, как никогда еще не молился. Я молился за своих врагов… Я грешник. Я не святой» [9].

Как же так получилось, что пламенный социалист и интернационалист стал не просто католиком и французским патриотом, а католиком и патриотом в десятой степени? 11 мая 1913 г. в «Тетрадях» он публикует поэтическое повествование о тех событиях «Гобелен Богородицы». Именно это паломничество свидетельствует об окончательном возвращении Пеги к вере. Так постепенно и его публицистическая вовлеченность (через которую проявляется социалистический пыл Пеги) становится осознанной ответственностью как ответ перед Богом [cf. 1, c. 388]. Писательский голос католика Шарля Пеги, как и других писателей-христиан был наиболее искренен в публицистике [3]. Его понимание веры особенным образом обострилось благодаря социалистическим идеям, и сам концепт веры стал центральным в мироощущении [2, с. 136].

Сам он считал это возвращение к католицизму и родине явлением закономерным и всеобщим. Во «Вратах мистерии о второй добродетели» встречаются строки, в которых постоянно повторяется местоимение «мы», «нам» вместо лирического «я», что свидетельствует об обобщении:

В детстве мы приближаемся к Иисусу,

А выросши, отдаляемся от него, отдаляемся

от него на всю жизнь…

Нынче мы стали мужчинами, отдалившимися от него;

Что же мы собой представляем?

Наш взор затуманен,

Наше чело затуманено,

Наш голос затуманен,

И складка грусти залегла в уголках рта.

А у самых достойных — складка раскаяния… [Цит. по 9].

Пеги пишет своему другу Лотту: «[…] Cо мной сокровища благодати, преизбыток неизъяснимой благодати… я совершил паломничество в Шартр… был в экстазе. Все мои мерзости разом спали с меня. Я стал другим человеком. Час я молился в соборе… я молился, друг мой, как не молился никогда. Я мог молиться за своих врагов… Сын мой спасен, я всех троих [своих троих детей на момент паломничества. – Прим. авторов] вверил Пречистой… Мои дети не крещены, пусть об этом позаботится Пресвятая Дева… Я грешник, но грешник, у которого есть сокровища благодати и редкий ангел-хранитель… “Младенцы” были предвосхищением. Я никогда не делал того, о чем писал. Теперь я этому отдаюсь…» [9].

Шарль Пеги ушёл на фронт добровольцем и был убит в первые месяцы первой мировой войны на Марне около деревушки Вильеруа 5 сентября 1914 г., ведя свой батальон в атаку, и похоронен в общей безымянной могиле. Четвертый его ребенок Шарль-Пьер родился уже после мобилизации Шарля Пеги в 1914 г. Жена, противившаяся при жизни Пеги крещению, крестилась после смерти мужа, и крестила всех детей. Не резкими убеждениями, а своей бескорыстной борьбой за справедливость и кротостью христианской жизни писатель убедил прийти в Церковь своих самых близких людей.


Список литературы

1. Дубнякова О.А. Эволюция дневниковых записей Ф. Мориака как пример становления языковой личности писателя // Эволюция и трансформация дискурсов: языковые, филологические и социокультурные аспекты: Сборник материалов научной конференции с международным участием / Ответственные редакторы: С.И. Дубинин, В.И. Шевченко. – Самара: СГУ, 2014. – С. 386-389.
2. Дубнякова О.А., Кашина Т.А. Концепт foi в христианской лингвокультуре // Человек. Язык. Время: Материалы XVII конференции Школы-семинара им. Л.М. Скрелиной с международным участием. – М.: МГПУ, 2015. – С. 134-140.
3. Дубнякова О.А., Кашина Т.А. Писательский голос в личных дневниках: А. Жид, П. Клодель, Ф. Мориак // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 12-3 (66). – 2016. – С. 14-18.
4. Дубнякова О.А., Степанов В.В. Выставка о французском писателе Ш. Шеги: метод проектов в работе со студентами-лингвистами // Иностранные языки в школе. – №9. – 2017. – С. 66-70.
5. Иванова А.Г. Отражение мировоззренческой эволюции Шарля Пеги в текстах его произведений [Электронный ресурс] // Филологический аспект. – №12 (32). – 2017. – С. 84 92. – Режим доступа: http://scipress.ru/philology/articles/otrazhenie-mirovozzrencheskoj-evolyutsii-sharlya-pegi-v-tekstakh-ego-proizvedenij.html (дата обращения 27.03.2018).
6. Моруа А. Ли¬те¬ра¬тур¬ные порт¬ре¬ты: пер. с фр. / сост. и авт. предисл. Ф. Нарки¬рьер. – М.: Про¬гресс, 1970. – С. 385-403.
7. Новая философская энциклопедия: в 4 томах / Ин-т философии РАН. Науч. ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. – Т. 3. – М.: Мысль, 2010. – 692 с.
8. Пеги Ш. Фундаментальные истины / пер. с франц. Л. Жданко; ред. А. Бабич. – Лондон: OPI, London, 1992. – 108 с.
9. Тайманова Т.С. Пеги был верен не Церкви, а Христу [Электронный ресурс]. URL: http://www.sensusnovus.ru/analytics/2014/06/18/19093.html (дата обращения 29.03.2018).
10. Тайманова Т.С. Шарль Пеги // Наша юность. Мистерия о милосердии Жанны д’Арк. – Санкт-Петербург: Наука, 2001. – С. 7-64.
11. Ти¬ма¬ше¬ва О.В. От Раб¬ле до Уэль¬бе¬ка / О. В. Ти¬ма¬ше¬ва. – СПб.: Алетейа, 2012. – 335 с.
12. Bastière J.-M. Charles Péguy, de gauche à droite [Электронный ресурс]. URL: http://www.lefigaro.fr/livres/2014/02/06/03005-20140206ARTFIG00039-charles-peguy-de-gauche-a-droite.php (дата обращения 28.03.2018).
13. Halévy D. Charles Péguy et les Cahiers de la Quinzaine. – Nabu Press, 2014. – 264 p.
14. Saint-Cheron de M. Péguy, pour un dreyfusisme mystique [Электронный ресурс]. URL: https://laregledujeu.org/2010/07/09/2286/peguy-pour-un-dreyfusisme-mystique (дата обращения 28.03.2018).
15. Site officiel de Charles Péguy [Электронный ресурс]. URL: http://charlespeguy.fr/La-cite-harmonieuse (дата обращения 27.03.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: