Германские языки | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы №3 (3) Сентябрь 2019

УДК 81-25

Дата публикации 16.09.2019

Словообразовательные особенности англоязычных неологизмов

Аникина Татьяна Вячеславовна
доцент кафедры иностранных языков, теории и методики обучения, кандидат филологических наук, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург, anikishna@mail.ru

Аннотация: Любой язык подвержен постоянным изменениям, при этом самым подвижным его компонентом является словарный состав. Общение в коммуникативной среде Интернета способствует появлению и распространению новых лексических единиц – неологизмов. В данной статье рассматриваются способы образования неологизмов. Материалом исследования послужили лексические единицы англоязычных сайтов, форумов, журналов и интернет-газет. Проведенное исследование выявило следующие способы образования неологизмов в интернет-дискурсе: аффиксация, словосложение, сокращение, блендинг, конверсия, звукоподражание. Ведущий способ образования неологизмов – блендинг, который представлен в 26% неологизмов. Пользователи интернет-коммуникации также широко используют словосложение. Таким образом, исследование показало, что в большинстве случаев неологизмы создаются из слов, существующих в языке посредством их соединения и сокращения.
Ключевые слова: неологизм, интернет-дискурс, словообразование, аффиксация, словосложение, блендинг, сокращение, заимствование

Derivational peculiarities of English neologisms

Anikina Tatiana Vyacheslavovna
Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Сandidate of Philological Sciences, Nizhny Tagil State, Social Pedagogical Institute, branch of Russian State vocational pedagogical university, Yekaterinburg

Abstract: Any language is subjected to constant changes. It should be noted that vocabulary is the most movable part of it. Communication in the Internet causes the appearance and expansion of new lexical units – neologisms. The given article deals with the problem of neologism word-building. The examples of neologisms were taken from English sites, forums, internet magazines and papers. According to the research neologisms are constructed by means of affixation, compounding, shortening, blending, conversation and sound imitation. Blending is the main method of neologism word-formation, it’s observed in 26% of words. Also internet surfers widely use compound words. So most of the neologisms are built from the elements existing in the language by means of shortening or integration.
Keywords: neologism, Internet communication, word-building, affixation, compounding, blending, shortening, borrowing

Язык как средство коммуникации находится в постоянном изменении и динамике, отражая все процессы и явления окружающей действительности. Лексика как самый подвижный пласт языка быстро реагирует на все изменения в технике и науке, а также социальной, политической, экономической, культурной и других сферах жизни человека. Подобным образом возникают новые слова – неологизмы.

Общаясь посредством сети Интернет, пользователи нередко не только смешивают несколько разных пластов лексики, но даже пополняют лексический запас новыми современными словами. Эти «новомодные» слова – неологизмы – заменяют традиционные речевые стандарты, вследствие чего интернет-коммуникация становится проще и доступнее для коммуникантов. Другими специфичными чертами такой лексики являются неофициальность, естественность, доверительность общения, спонтанность и автоматизм речи, использование устно-диалогических форм общения [3, с. 9].

Термин «неологизм» впервые появился в 1735 году во французском языке, а позднее был заимствован в английский язык в значении: «употребление или привычка употребления новых слов, инноваций в языке, а также новое слово или выражение» [6, с. 7]. Именно с тех пор данное понятие стали применять в лингвистике к новым словам в разных языках по всему миру.

Тем не менее, не существует устоявшегося определения, что такое «неологизм». Как отмечает Л. П. Катлинская, «вопрос о том, что такое неологизм в собственно лингвистическом смысле, по-прежнему остается открытым» [4, с. 7]. В связи с этим, Е. В. Сенько пишет, что всё это дает нам основание заключить, что неология – «не сложившаяся», а пока лишь «формирующаяся» наука в области языкознания [5, с. 16].

Российский лингвист В. С. Виноградов под неологизмами понимает закрепляющиеся в языке новые слова или значения, которые называют новые предметы и мысли [2, с. 121].

И. В. Арнольд считает, что неологизм – это любое слово или устойчивое выражение, созданное в соответствии с продуктивными языковыми моделями данного языка или заимствованное из другого языка и воспринимаемое носителями данного языка как нечто новое [1, с. 232].

Таким образом, в нашей работе под неологизмами мы понимаем новые по форме или содержанию слова, появившиеся в языке на основе существующих словообразовательных моделей и обозначающие новые предметы и явления.

Для детального анализа особенностей образования неологизмов в англоязычном интернет-дискурсе мы путем сплошной выборки отобрали языковой материал из интернет-сайтов, форумов, журналов и газет:

- англоязычные сайты: britannica.com; quora.com; ru.pinterest.com; tweriod.com; facebook.com; like4like.com; instagram.com; techradar.com; pcmag.com; digitalspy.com; urbandictionary.com; dictionary.com; techworld.com; medium.com; ctrlq.org/images/; news.com.au; cnet.com; howstuffworks.com; trendmicro.com; later.com; 9now.com.au; eamonn.com; startupgrind.com; io9.gizmodo.com; lifewire.com;

- англоязычные газеты: The Times, The New York Times, The Sun, The Washington Post, Daily Mail, The Guardian, The Independent, The Telegraph.

Общий объем выборки составил 237 единиц.

Проведенный анализ показал, что можно выделить следующие способы появления неологизмов: словообразование, заимствования, семантическая деривация.

Рассмотрим словообразование. Самыми продуктивными способами словообразования, по мнению ученых, являются аффиксация, словосложение, сокращение и конверсия.

1. Аффиксация.

Аффиксальные единицы представлены префиксами и суффиксами, добавляемыми к деривационной основе. Среди отобранных нами слов, были выделены неологизмы, образованные с использованием следующих суффиксов: 

-ie: dronie – фото, созданное при помощи дрона.

-able: googleable – то, что можно найти в поисковой системе Google.

-ification: gamification – игрофикация (процесс добавления игр или игровых элементов к чему-либо (например, к задаче), чтобы стимулировать участие аудитории).

-ing: streaming – услуга, обеспечивающая потоковое вещание видео в режиме реального времени; glamping – глэмпинг (форма кемпинга, которая включает в себя дорогостоящее оборудование, изысканную еду и другие предметы роскоши).

-ise: to laymanise – упрощать техническую информацию, настолько, чтобы она была понятна простым людям.

-ism: Trumpism – Трампизм (1. политика и идеология Дональда Трампа. 2. какое-либо известное и цитируемое высказывание Дональда Трампа).

-ista: recessionista – человек, который стильно одевается с ограниченным бюджетом.

-er: follower – друг, подписчик, читатель определенного автора.

-tard: Obamatard – верный, часто воинственный сторонник кандидат в президенты от Демократической партии Барака Хусейна Обамы, у которого нет никаких веских причин для этого.

В образовании новых единиц также активное участие принимают префиксы. 

bio-: biosecurity – биобезопасность – защита от воздействия вредных биологических агентов (таких как патогенные микроорганизмы).

crypto-: cryptocurrency – криптовалюта – разновидность цифровой валюты.

un-: unhackable – невзламываемый.

cyber-: cybercriminal – киберпреступник – интернет мошенник.

nano-: nanorobot – робот, по размерам сопоставимый с молекулой, обладающий функцией движение, обработки и передачи информации, исполнения программ.

dis-: dislike – отметка некоторой публикации в социальной сети как не понравившейся.

up-: to upload – возможность загрузить в Интернет какой-либо файл (обычно фото, видео или документ).

2. Словосложение.

Основным способом образования новых слов по этой модели является сложение основ двух слов. Сложению могут подвергаться как простые основы, так и простые основы и основы производные. Есть два способа, по которым основы могут соединяться: 1. без соединительного элемента. 2. с использованием соединительного элемента. Среди отобранных нами новых лексических единиц были отмечены следующие: 

awesomesauce: awesome + sauce – очень хороший; отличный.

to binge-watch: binge + watch – устроить ТВ-марафон или ТВ-запой (просматривать несколько эпизодов телесериала в быстрой последовательности).

bitcoin: bit + coin – биткоин – децентрализованная цифровая валюта, используемая только в сети Интернет.

buddymoon: buddy + moon – медовый месяц, на который приглашаются друзья супружеской пары.

clickbait: click + bait – кликбейт – разновидность привлечения внимания в Интернете, использующего обманчивые заголовки и картинки.

crowdfunding: crowd + fund + суф. -ing – краудфандинг – добровольный сбор средств для финансирования стартапа.

exomoon: exo + moon – экзолуна – луна, или спутник планеты, которая/-ый находятся за пределами Солнечной системы.

facepalm: face + palm – физический жест «лицо, закрытое одной рукой», который является проявлением разочарования, стыда, уныния, раздражения или смущения, разг. «рукалицо».

friendzone: friend + zone – френдзона (ситуация, в которой один влюблён в другого, но тот воспринимает влюблённого только как друга).

freegan: free + vegan – человек, который отвергает потребительство и стремится помочь окружающей среде, сокращая отходы, особенно путем извлечения и использования выброшенных продуктов питания и других товаров.

gender-fluid: gender + fluid – относится к человеку, который не может отнести себя ни к одному из полов, потому что предпочитает сразу оба.

hashtag: hash + tag – хештег (ключевое слово или несколько слов сообщения, тег, используемый в микроблогах и социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию и начинающийся со знака решётки).

hypebeast: hype + beast – человек, который одержим покупкой дорогой дизайнерской одежды.

lifehack: life + hack – лайфхак («хитрости жизни», «народная мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время).

manspreading: man + spreading – мэнспрединг (привычка некоторых мужчин сидеть в общественном транспорте, широко раздвинув ноги, тем самым занимая больше одного места).

startup: start + up – стартап – инновационный бизнес, продукт которого ранее никогда не существовал.

paywall: pay + wall – платный доступ (платная подписка на онлайн издания или любая другая система, при которой часть контента на сайте доступна лишь за определенную плату).

photobomb: photo + bomb – фотобомба (фотография, на которой деталь заднего плана привлекает к себе внимание больше, чем сам объект).

post-truth: post + truth – постправда (факт или состояние пост-истины; период времени или ситуация, в которой факты стали менее важными, чем эмоциональное убеждение).

ransomware: ransom + ware – программа-вымогатель (тип вредоносного программного обеспечения, предназначенный для блокировки доступа к приложениям или файлам в компьютерной системе до тех пор, пока не будет выплачена сумма денег).

sneakerhead: sneaker + head – человек, коллекционирующий кроссовки.

3. Сокращение.

Данный способ словообразования представляет собой отсечение части основы. В большинстве случаев данный способ словообразования представлен аббревиацией или акронимами. Аббревиация заключается в использовании первых букв от каждого из слов, принадлежащих конструкции. Акроним – это тот же самый процесс, что и аббревиация, предусматривающий произношение аббревиации не по буквам, а пословно. 

app: application – приложение.

BAE: before anyone else – акроним для обозначения любимого человека: девушки/молодого человека или действительно любого человека, которого вы считаете самым важным в жизни другого человека. Так же является кратким вариантом слова «baby».

BFP: big fat positive – аббревиация в значении «положительный результат теста на беременность».

ICYMI: in case you missed it – аббревиация для фразы «если вы это пропустили».

IDK: I don’t know – аббревиатура для фразы «я не знаю.

FOMO: fear of missing out – аббревиатура для фразы «страх упустить что-то важное».

Li-Fi: Light Fidelity – двунаправленная, высокоскоростная беспроводная коммуникационная технология.

nomophobia: no mobile phone phobia – боязнь остаться без доступа к работающему сотовому телефону.

rando: random – человек, которого никто не знает, особенно тот, которого считают странным, подозрительным или ведет себя социально неприемлемым поведением.

TL; DR: too long; didn’t read – аббревиатура для фразы «слишком длинно; не читал»; жарг. «ниасилил, многабукаф».

TMI: too much information – аббревиация для фразы «слишком много информации» (выражение, указывающее, что кто-то разгласил слишком много личной информации или упомянул запретную тему, и поэтому слушателю / зрителю было неудобно).

YOLO: you live only once – акроним для фразы «живем лишь раз».

4. Конверсия.

Суть данного способа словообразования заключается в функциональном переходе слова из одной категории в другую, то есть в переходе слова из одной части речи в другую без изменения его формы. 

to google (от сущ. Google) – искать информацию при помощи поисковой системы Google или, расширительно, с помощью любого другого аналогичного средства; разг. гуглить.

Кроме морфологических способов образования неологизмов в англоязычном Интернет-дискурсе используются и иные способы: фонологический способ, семантическая деривация и заимствования.

Рассмотрим звукоподражание как способ создания отдельных звуков или их конфигураций.

bang – звук выстрела или внезапный очень громкий шум.

boom – громкий звук.

skrrt – звук при вождении автомобиля (дрейфе или резком повороте) и звук колес в этот момент.

vworp – отличительный звук ТАРДИС из телевизионного сериала «Доктор Кто».

Следующим способом образования неологизмов является семантическая деривация: ранее существующие слова после использования в интернет-дискурсе получили новое значение.

antivirus – антивирус, антивирусная программа (специализированная программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных программ и восстановления заражённых такими программами файлов и профилактики – предотвращения заражения файлов или операционной системы вредоносным кодом).

browser – браузер (прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц, содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления веб-приложениями; а также для решения других задач).

cloud – сервис, на котором можно хранить данные и легко ими управлять.

cooler – кулер, охладитель (название системы воздушного охлаждения – совокупность вентилятора с радиатором, устанавливаемых на электронные компоненты компьютера с повышенным тепловыделением).

tablet – электронное устройство с сенсорным экраном, позволяющим управлять компьютерными программами.

to follow – подписаться на чью-либо страницу и получать уведомления об его обновлениями в любое время.

to like – одобрить какое-либо действие, фотографию, публикацию или обновление статуса пользователя в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.

to friend – добавить в друзья, в контексте социальных сетей.

storage – запоминающее устройство – устройство, предназначенное для записи и хранения данных.

tracker – трекер-устройство, которое отслеживает и записывает движения кого-либо или чего-либо.

tweet – поделиться с читателями информацией, которая показалась кому-либо полезной или интересной.

block – запретить допуск к кому-либо и его информации в социальной сети.

unicorn – это частная стартап-компания стоимостью более 1 миллиарда долларов.

Последним источником образования неологизмов является заимствование. 

avatar (заимствование из санскрита) – графическое представление пользователя или его игрового персонажа.

emoji (заимствование из японского) – эмодзи (язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и веб-страницах).

selfie (заимствование из австралийского варианта английского языка) – разновидность автопортрета, сделанная с помощь мобильного телефона, планшета или иного гаджета, способного производить фотосъемку.

tsunami (заимствование из японского) – цунами.

sushi (заимствование из японского) – суши.

taekwondo (заимствование из корейского) – корейское боевое искусство.

wok (заимствование из китайского) – вок (1. круглая глубокая китайская сковорода с выпуклым дном маленького диаметра. 2. блюдо, приготовленное в такой сковороде.

Следует отметить, что было найдено немало слов, образованных при помощи блендинга. Под блендиндгом нами понимается процесс соединения двух слов, при котором происходит усечение части одного слова или сразу же двух, т. е. словообразовательная единица в этом случае не полностью основа, а отдельный его фрагмент (хотя иногда этот фрагмент и может совпадать с основой). 

beardstache: beard + moustache – сочетание бороды и усов.

brandalism: brand + vandalism – брэндализм (1. размещение на общественных и офисных зданиях наружной рекламы, логотипов или других видов корпоративного брэндинга, которая, портит их внешний вид. 2. уличное искусство, стрит-арт, граффити против рекламы на этих зданиях).

Brangelina: Brad + Angelina – Бранджелина.

Brexit: British + exit – Брексит (Выход Великобритании из Европейского союза).

bromance: bro + romance – броманс (тесные несексуальные отношения между двумя или более людьми, как правило, мужчинами, форма гомосоциальной близости).

Chimerica: China + America – взаимосвязанные элементы экономики Китая и Америки, в частности китайское кредитование Америки и американская покупка дешевых китайских товаров.

copypasta: copy + paste – копипаста – блок текста, который был скопирован с чужой работы и представлен как свой.

crunk: crazy + drunk – в состоянии легкого опьянения; разг. «навеселе», «подвыпивший».

geobragging: geography + bragging – повторное обновления статуса, отмечающие ваше местоположение в попытке привлечь внимание или заставить других людей завидовать.

gleek: Glee + geek – фанат телесериала Glee.

guyliner: guy + eyeliner – мужская подводка для глаз, или подводка для мужчин.

lactivism: lactation + activism – лактивизм-адвокация и пропаганда грудного вскармливания.

to mansplain: man + explain – снисходительная манера разговора, используя которую мужчина объясняет что-то женщине с помощью упрощённых формулировок, делая скидку на её пол.

manufactroversy: manufactured + controversy – придуманная или несуществующая полемика, созданная политическими идеологами или заинтересованными группами, которые используют обман и ложные аргументы для обоснования своих доводов.

netizen: Internet + citizen) – пользователь Интернета.

screenager: screen + teenager – подросток, который имеет склонность к компьютерам и Интернету.

staycation: stay + vacation – отпуск, проведенный дома или поблизости.

phast: phone + fast – период времени, в течение которого кто-то решает не использовать свой смартфон.

placist: place + racist – человек, который судит о других людях по месту их жительства.

podcast: iPod + broadcast – это разновидность информационного вещания в Интернете.

procrastibaking: procrastination + baking – откладывание важной или срочной задачи выпеканием.

to refudiate: refute + repudiate – отклонить, отвергать, отказать.

shrobing: shoulder + robing – тенденция носить пальто на плечах как накидку.

stuffocation: stuff + suffocation – чувство стресса, вызванное наличием множества вещей, которые вы не знаете, как использовать или хранить их все.

wantrepreneur: want + entrepreneur – человек, который хочет стать предпринимателем и начать бизнес, но так никогда и не начинает.

webisode: web + episode – 1. оригинальный эпизод из телесериала, сделанный для просмотра онлайн. 2. онлайн-видео, представляющее оригинальный короткометражный фильм или рекламирующий продукт, фильм или телесериал.

Далее в таблице представлено процентное соотношение, выявленных способов словообразования (табл. 1).

Таблица 1. «Способы словообразования в англоязычном интернет-дискурсе»

Способы образования неологизмов

Процентное содержание

Блендинг

26 %

Словосложение

21 %

Семантическая деривация

13 %

Сокращение

11 %

Суффиксация

10 %

Префиксация

7 %

Заимствование

7 %

Фонологический способ

4 %

Конверсия

1 %

Таким образом, проведенный анализ показывает, что блендинг является основным способом образования неологизмов: подобным образом было создано 26% слов. Это объясняется тем, что бленды, в отличие от сложных слов, которые могут быть как мотивированны, так и нет, всегда являются мотивированными. Мотивированность блендов обуславливается самим процессом их создания, где важную роль играют стилистические принципы и приемы, обеспечивающие успешную передачу информации и отражающие семантическую прозрачность блендов.

Вторым по степени значимости способом образования неологизмов является словосложение – 21% слов; третьим по значимости словообразовательным способом стала семантическая деривация –13% слов; далее сокращения, включающие акронимы и аббревиацию – 11% слов; слова, образованные по суффиксационным словообразовательным моделям – 10%; шестое место разделили префиксация и заимствование, в каждом по 7 % слов и меньше всего слов было создано при помощи конверсии – 1%.

Предпринятое исследование доказывает, что неологизмы активно входят в состав любого языка, так как они раньше других реагируют на все изменения в жизни общества и в языковом окружении. Несмотря на то, что есть тенденция возникновения новых слов чаще всего в разговорной речи молодежи, неологизмы могут использоваться в текстах практически всех функциональных стилей.

Очевидно, что новые слова возникают в любом языке непрерывно и динамично, соответственно нельзя говорить об исчерпывающем исследовании какого-либо аспекта в их изучении. Всё это составляет перспективу исследований данного вопроса.


Список литературы

1. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка. – М.: Флинта, 2012. – 302 с.
2. Виноградов В. С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). – М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001. – 224 с.
3. Голец В. А. Неологизмы в современной англоязычной молодежной прессе : автореф. ... дис. канд. филол. наук. – Пятигорск, 2015. – 30 с.
4. Катлинская Л. П. Живые способы создания русских слов: учебное пособие для преподавателей и студентов филологических факультетов. – М.: Прометей, 1995. – 167 с.
5. Сенько Е. В. Теоретические основы неологии. – Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2001. – 107 с.
6. Deroy L. Neologie et neologisms : essai de typologie generale. – La banque des mots. – 1971. – № 1. – P. 5–12.
Список источников
1. Encyclopedia Britannica. – Режим доступа: http://www.britannica.com (Дата обращения: 19.05.2019).
2. Quora – A place to share knowledge and better understand the world. – Режим доступа: http://www.quora.com (Дата обращения: 19.05.2019).
3. Tweriod – Get to know when your Twitter followers are online the most. – Режимдоступа: http://www.tweriod.com (Дата обращения: 19.05.2019).
4. Like4Like – Get FREE real Instagram likes! – Режим доступа: http://www.like4like.com (Дата обращения: 19.05.2019).
5. Tech Radar: The source for tech buying advice. – Режим доступа: http://www.techradar.com (Дата обращения: 19.05.2019).
6. PCMag.com – Technology Product Reviews, News, Prices & Tips. – Режим доступа: http://www.pcmag.com (Дата обращения: 19.05.2019).
7. Digital Spy – TV, movies and entertainment news. – Режим доступа: http://www.digitalspy.com (Дата обращения: 19.05.2019).
8. Urban Dictionary. – Режим доступа: http://www.urbandictionary.com (Дата обращения: 19.05.2019).
9. Dictionary.com Meanings and Definitions of Words at Dictionary.com. – Режим доступа: http://www.dictionary.com (Дата обращения: 19.05.2019).
10. Techworld: Latest UK Technology News, Blogs, Reviews & Analysis. – Режим доступа: http://www.techworld.com (Дата обращения: 19.05.2019).
11. Medium – Read, write and share stories that matter. – Режим доступа: http://www.medium.com (Дата обращения: 19.05.2019).
12. Free Image Hosting – Upload Pictures Without Sign-up. – Режим доступа: http://www.ctrlq.org/images (Дата обращения: 19.05.2019).
13. CNET: Product reviews, how-tos, deals and the latest tech news. – Режим доступа: http://www.cnet.com (Дата обращения: 19.05.2019).
14. How Stuff Works – Learn How Everything Works! – Режим доступа: http://www.howstuffworks.com (Дата обращения: 19.05.2019).
15. Trend Micro: Enterprise Cyber security Solutions. – Режим доступа: http://www.trendmicro.com (Дата обращения:19.05.2019).
16. 9 Now: Watch Channel 9 Live and On Demand. – Режим доступа: http://www.9now.com.au (Дата обращения: 19.05.2019).
17. Start up Grind Global Community for Entrepreneurs. – Режим доступа: http://www.startupgrind.com (Дата обращения: 19.05.2019).
18. Life wire. – Режим доступа: http://www.lifewire.com (Дата обращения:19.05.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: