Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №5 (37) Май, 2018

УДК 811.133.1

Дата публикации 10.05.2018

Символика цвета в культуре и творчестве (на примере французских символистов)

Дубнякова Оксана Алексеевна
канд.филол.наук, доцент кафедры романской филологии, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, oks_d@mail.ru
Балина Анастасия Сергеевна
студентка 4 курса направления «Лингвистика», Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, nastya.balina.97@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию цветовой символики в разных культурах. Автор дает общую характеристику цветовой символики в мифологии, искусстве, творчестве и повседневной жизни человека, где цвет рассматривается как категория познания мира. В статье проведён анализ влияния цвета на настроение и поведение человека, а также анализируется значение цвета в творчестве французских символистов, цветоощущения А. Рембо и П. Верлена.
Ключевые слова: символика цвета, познание, культура, цветообозначения, семантика цвета, французский символизм

The symbolism of color in culture and creativity (on the example of the French Symbolists)

Dubnyakova Oksana Alekseevna
Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Romance Philology, Moscow City Pedagogical University, Russian Federation, Moscow
Balina Anastasia Sergeevna
4 th year student of the direction "Linguistics", Moscow City Pedagogical University, Russian Federation, Moscow

Abstract: This article is devoted to the study of color symbols in different cultures. The author gives a general characteristic of color symbolism in mythology, art, creativity and everyday life of a person, where color is regarded as a category of knowledge of the world. The article analyzes the influence of color on the mood and behavior of a person, as well as analyzes the meaning of color in the work of French symbolists, the color perception of A.Rembo and P. Verlaine. Keywords: color symbols, cognition
Keywords: color symbols, cognition, culture, color designations, color semantics, French symbolism


В каждой культуре существуют цветообозначения, с которыми связана социокультурная информация, накапливаюшаяся этносом. Цвет является одной из категорий познания мира наравне с такими категориями, как время, движение, пространство [6, C. 20]. С древнейших времен цвет был одним из ключевых концептов в культуре всех народов, а также являлся средством осмысления мира. Цвет служил для обозначения наиболее ценного в человеке и важного в природе. Являясь одной из категорий познания, цвет приобрел символическое значение [5, C. 321]. В народном искусстве цвет сохраняет связь с религией, мифологией, обрядами и магией. Магическая, культовая и мифологическая семантика цвета, природные ассоциации у разных народов создали достаточно устойчивую символику цвета, которая усваивается искусством и перерабатывается им в художественный язык.

О.В. Тимашева отмечает, что использование цвета в искусстве и других областях не случайно. Большинство цветовых ассоциаций пришли к нам из доисторической эпохи и преобразовались в символические световые системы. Первые цветовые ассоциации известны нам еще с мифологической фазы развития культуры [6, C. 158].

Культурные эпохи, сменяющие друг друга, определяют цветонаименования в качестве символических маркеров, проводников невербальных коммуникаций и культурных традиций. Известно, что начальный этап развития символики цвета связан с ахроматичностью ( свет-тьма, белый цвет – черный цвет). В генезисе первобытной цветовой символики большое значение имели факторы, которые были связаны с представлением о свете, который отличается от тьмы и противопоставляется ей. Освоение огня способствовало такому развитию [2, C. 26]. Исследования лингвистов подтверждают, что в основе цветовой символики стоит противопоставление категорий света и тьмы. Ведь жизнь человека регулируется сменой дня и ночи, где день или свет ассоциируются с активной деятельностью и жизнью, а ночь или тьма – с холодом, пассивностью, опасностью [8. C. 120]. Таким образом, мы видим, что для каждой культуры являются универсальными представления об отрицательном значении черного и темных оттенков цвета и о положительном значении белого и светлых тонов цвета. В большинстве культур оппозиция белый – черный это первооснова [5, C. 159].

Мифологическое значение цвета основывается на неизменных природных свойствах. При создании вещей и предметов люди покрывали их знаками, чтобы привлечь добрые силы, заклинать злых и вносить порядок в мироздание [4, C. 124]. Как правило, центральное место символы занимают в сакральных обрядах общества. Цвета всегда были магически-заклинательными важными средствами в жизни первобытных людей. В данном случае цвет можно сравнить со словом, которое бывает добрым или злым. [3, C. 38].

Следовательно, хроматические и культурологические представления о цвете непосредственно связаны с конкретизацией цвета в культурологии, цвет выступает как природное междисциплинарное средство моделирования информационных систем [2, C. 33]. Согласно этнографическим данным, изолированные культуры, которые находятся на начальном этапе развития, раньше всего осваивают красный цвет, они используют его для окраски объектов в культурной и обрядовой деятельности [6, C. 19].

А.Р. Копачева считает, что с помощью цвета художник, поэт и писатель могут передать свое настроение и эмоциональное состояние. В поэзии часто можно встретить цветовые образы, эпитеты, контрастные цветовые сочетания. С эпохи средневековья ученые занимались исследованием цветовых обозначений, пытаясь определить их воздействие на человека и установить, что символизирует тот или иной цвет. Особое внимание следует уделять символике цвета при изучении стилевых особенностей символизма. Ведь символизм был построен на изучении средневековья, его языка и образов и символов. Цвета для поэтов-символистов служат непосредственно символом, либо средством для его создания [5, C. 39]. Цветопись в творчестве французских символистов несет эмоциональную и идейно-художественную нагрузку, является важным экспрессивным средством. Например, образы, созданные А. Рембо и П. Верленом с помощью цветообозначений, находятся в неразрывной связи с переживаниями, мыслями и чувствами поэтов [1, C. 85]. Стихотворения А. Рембо и П. Верлена открывают концептуальный мир поэтов, характеризующийся осознанием интерпретаций событий и мотивов по мировоззренческим нормам поэтов. Важную роль в создании целостной картины мира играет цветоощущение, которое является частью зрительной информации. Текстовые единицы с цветообозначениями не только создают наглядный образ, но несут эмоционально-экспрессивные оттенки и дополнительную информацию [6, C. 165].

Таким образом, цвета имеют сложный и большой диапазон символических значений. Цвет может являться средством выражения индивидуального авторского значения, которое представлено такими текстовыми единицами, как метафора, эпитет и сравнительная конструкция с семантикой цвета. Это все закрепляется в языковой системе, реализуется в индивидуально-авторском творчестве, в речи и в определенных текстовых формах.


Список литературы

1. Дубнякова О. А., Балина О. А. Семантика цвета в поэзии Артюра Рембо. Нижний Новгород: НГЛУ, 2016. – С. 82-85.
2. Копачева А. Р. Концепт "белый цвет" в художественной картине мира : на материале поэтических текстов французских и русских символистов : дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук. – Челябинск, 2003. – 216 с.
3. Сластникова Т. В., Мелехина Я. А. Семантика белого цвета в диахронии // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты : материалы международ. науч. – практ. конф., г. Вологда, 27 дек. 2017 г. – Вологда, 2018. – Ч. 2. – С. 37–41.
4. Тимашева О. В. Логосная эписистема в лингвориторической картине мира эпохи немецкого романтизма / О.В. Тимашева, В.Е. Холмогорова // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: сб. статей. – С., 2009. – №14 – С. 159-166
5. Фролов Б. А. Предыстория символа / Б. А. Фролов // Этнознаковые функции культуры. – М., 1991. С. 86-128.
6. Deriboré M. La couleur dans les activités humaines / М. Deriboré. – P.: Dunod, 1968. – 319 p.
7. Pastoureau M. Figures et couleurs. Études sur la symbolique et la sensibilité médiévales / M. Pastoreau. – P.: Le léopard d’or, 1986 – 244 p.
8. Ploquin F. Littérature française / F. Ploquin, L. Hermeline. – Paris: Hachette, 2008 – 128 c.

Расскажите о нас своим друзьям: