Теория языка | Филологический аспект №3 (35) Март, 2018

УДК 81'33

Дата публикации 31.03.2018

Самопрезентация языковой личности в интернет-дискурсе при помощи никнейма

Козько Наталья Александровна
канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова¸ РФ г. Магнитогорск, kozko_natalia@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается такой элемент культуры повседневности, как интернет-дискурс и особенности самопрезентации языковой личности в такого рода дискурсе. Представленный анализ является актуальным, так как виртуальное пространство предоставляет пользователю практически неограниченные возможности для самовыражения. Автор приходит к выводу, что на этапе вхождения языковой личности в социальную сеть, определяющую роль играет совокупность вербальных и невербальных средств, используемых при создании никнейма. В то же время, специфика социальных сетей позволяет субъекту в любой момент внести изменения в стиль коммуникации, создать неограниченное количество виртуальных двойников, либо просто прекратить общение, если оно перестало удовлетворять его потребности в самовыражении.
Ключевые слова: самопрезентация, языковая личность, интернет-дискурс, никнейм

Linguistic Personality Self-Presentation in the Internet Discourse with the Help of a Nickname

Koz’ko Natalia Alexandrovna
PhD in Philology, Associate Professor of the English Language Department, Docent Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia, Magnitogorsk

Abstract: The article examines the internet-discourse being one of the elements of everyday culture and peculiarities of a linguistic personality self-presentation in the analyzed discourse. Such analysis appears to be up-to-date as virtual space gives a user almost unlimited opportunities for self-presentation. The author comes to conclusion that when a linguistic personality enters a social network a set of verbal and non-verbal means used when creating a nickname is crucial. At the same time peculiarities of social networks let the person change the style of communication any time and create an unlimited number of virtual doubles or just stop communication if it doesn’t satisfy their need in self-presentation.
Keywords: self-presentation, linguistic personality, internet discourse, nickname

В последнее время представители различных наук все большее внимание уделяют изучению речи, функционирующей в повседневной жизни. Ценность такого рода исследований заключается в том, что это наиболее близкая, привычная человеку, реальность [3, 6, 10].

В наше время неотъемлемым составляющим элементом повседневности является интернет, в связи с чем все большую актуальность имеют работы, посвященные интернет-дискурсу, объединяющему в себе сетевой, виртуальный, а также компьютерный дискурсы [4, с. 24].

Виртуальное пространство предоставляет пользователю практически неограниченные возможности для самовыражения, в том числе и на языковом уровне. Практически все исследователи обращают внимание на особую роль визуальных средств, используемых в пространстве социальных сетей.

Конструирование зрительной оболочки текста, как отмечает Е. А. Худышкина, происходит посредством метаграфемики. Иными словами, создатели текстов активно используют различные шрифты, меняют регистры, цвет, размер букв для того, чтобы выделить наиболее важные места и гарантированно обратить на них внимание читателя [9, с. 92].

Т. В. Аникина в исследовании, посвященном сети Инстаграм, указывает, что для интернет-комментариев массированное использование прописных букв является устоявшейся нормой. Это обусловлено тем, что иные вербальные средства пользователю недоступны. С другой стороны, отмечается, что нередко в начале предложения стоят строчные буквы. По мнению исследовательницы, это «свидетельствует о доверительном разговоре, создает впечатление продолжающегося разговора и отсутствие барьера между пользователями» [2]. По данным, приводимым Т. В. Аникиной, использование прописных бук букв в равной степени характерно и для русскоязычных и для англоязычных сегментов Инстаграм: «this is like the SCARIEST TATTOO I've ever seen haha

WOW! AMAZING

YOU are GORGEOUS )))» [Там же].

Ту же самую роль выполняют и эмотиконы, среди которых лидирующую позицию занимают смайлики, которые, с одной стороны, делают дистанцированное общение более непосредственным, интимным; с другой стороны, позволяют в сжатом виде донести до собеседника необходимую информацию:

Не менее распространенным в интернет-коммуникации является усеченное написание отдельных слов. Использование данного приема обусловлено необходимостью быстрого общения в синхронном режиме: «thnks a lot!!!!!», «plz find just like this one», «you’v got 1000 lvl! I swear» [Там же]. При этом, как отмечает исследовательница, англоязычная аудитория использует сокращения реже, чем аудитория русскоязычная. Тем не менее, и для англоязычных пользователей данный прием является достаточно частотным: «gile hia pointilis nye kwkwkkwkwkw!!!», «Whhhhhhhhhhhyyy and how the hell did we miss that?!?!», «What are you goinnn to say?» [Там же]. И наконец, еще одним приемом выступает работа с пунктуационными средствами, в частности многократный повтор знаков препинания: «YESS!!!!!!!!!!!», «Are you sure??????!!!», «u should get the marant trench!!)))))))))» [Там же].

Названные средства являются общеупотребительными и не отражают своеобразия языковой личности как субъекта дискурса. Для того, чтобы рассмотреть последнюю в аспекте самопрезентации, необходим комплексный подход к решению вопроса.

Согласно современным исследованиям, именно самопрезентация является одной из наиболее актуальных проблем интернет-дискурса. Суть самопрезентации определяется совокупностью вербальных и невербальных средств, при помощи которых участники коммуникации осуществляют полноценное взаимодействие между собой. Особую роль здесь играет коммуникативное поведение участников диалога, которое направлено на установление устойчивых связей между «обитателями» социальной сети.

Для установления первичного контакта применяются следующие средства:

а) сетевое имя (ник, никнейм);

б) аватара (картинка, позволяющая виртуальной языковой личности визуалилизировать себя);

в) ориджин (подпись, идущая после основного текста сообщения; как правило, содержит некое высказывание);

г) блог или домашняя страница, имеющие оригинальные названия [5, с. 24].

Данные средства создают специфическую оболочку, в которой и «материализуется» виртуальная языковая личность.

В первую очередь, необходимо рассмотреть круг вопросов, связанных с сетевым именем. Исследователи обращают внимание на то, что никнейм нельзя рассматривать как нечто формальное. Дело в том, что определение настоящего имени в любой известной культуре регламентируется достаточно строгими правилами. Интернет-дискурс дает полную свободу творчества, позволяя человеку именоваться так, как ему больше нравится и, таким образом проявлять свою индивидуальность.

Как указывают авторы статей, посвященных анализируемому вопросу, толкование данного понятия пока еще не стало достоянием академических толковых словарей. Ресурсы сети, напротив, предлагают достаточное количество информации, которая, отметим справедливости ради, не отличается разнообразием. Никнейм, согласно этим толкованиям, восходит к английскому nickname («кличка, прозвище»), которое, в свою очередь происходит от среднеанглийского an eke name («другое имя»), перешедшее в одинаково звучащее «a nick name»), а также сетевое имя, выбираемое пользователем при регистрации на соответствующем ресурсе.

Анализируя существующие определения понятия «никнейм» С. А. Андрейко, приходит к заключению о том, что «в большинстве своем прозвищное именование характеризуется неофициальной ассоциативно-образной формой именования» [1, с. 12].

Как указывают Э. М. Рянская и А. С. Балкунова, «никнеймы - это новые единицы из сферы искусственной ономастики или вторичной номинации, что осложняет интерпретацию их как знаковых единиц»; «в образовании никнеймов участвуют имена собственные, нарицательные, комбинированные или искусственные знаки-символы», например, *$cRaT*, Sn()wy [8]. Определяя статус никнейма, лингвисты отмечают, что они относятся к онимам, и наиболее близко к ним стоят псевдонимы. Обращает на себя внимание и такое положение: «Все никнеймы либо единичны, неповторимы, следовательно, безэквивалентны и соотносимы с конкретным носителем, либо индивидуальны в условиях конкретной ситуации интернет-общения, поскольку никнеймы нескольких участников коммуникации могут совпадать» [Там же].

Вопрос об индивидуальности напрямую связан с вопросом о том, имеются ли определенные значения у индивидуальных имен. Как считает Н. Г. Комлев, «имя собственное значения не имеет до тех пор, пока оно не связано с определенным объектом - лицом или вещью» [Там же].

О. В. Лутовинова занимает несколько иную позицию и считает, что никнейм напрямую связан с личностью своего обладателя. Более того, как указывает исследовательница, он «представляет собой аналог личного имени, по которому человека знают в реальной действительности» [5, с. 25]. Для обоснования своей позиции, она подчеркивает значимую природу никнеймов, при помощи которых участники коммуникации не просто самовыражаются, но осознанно акцентируются на тех моментах, которые должны привлечь внимание других потенциальных участников диалога.

Вопрос о месте и роли никнейма в виртуальном дискурсе решается по-разному. Однако все исследователи сходятся в том, что последние могут рассматриваться двояко. С одной стороны, сетевое имя представляет собой набор определенных языковых знаков. С другой стороны, они несут ономастическую нагрузку. В последнем случае их главная задача состоит в первичной индивидуализации пользователя. При этом многое зависит от целого ряда экстралингвистических факторов, что позволяет говорить о никнейме как о лингвокультурологическом феномене.

В исследованиях российских лингвистов отмечается, что англоязычная аудитория использует несколько способов формирования сетевых имен. Так, согласно исследованиям А. А. Пашкевич, в данном случае используются лексико-семантические, словообразовательные и фонетические средства.

Лексико-семантические средства представлены метонимией, метафорой, а также антономазией: Queen, Dummy, Dancer, Nightingale, Mouse, LionGirl. Словообразовательные средства представлены аффиксацией, сложением слова, а также сокращениями: LordOfWorld, LordOfRings, Prelove, JustSam, Millie, Sweetkitty; фонетические - аллитерацией, ассонансом и ономатопеей: Kalevala, Shiny_lush, Minililly, Cucco*lady [1, с. 13].

Среди никнеймов особо выделяется группа сетевых имен, которые образованы по ассоциативному признаку. Главным здесь выступает «присвоение» уже существующего имени с сопутствующим этому имени экспрессивно-семантическим ореолом. Достаточно частотным является использование следующих имен: Einstein, Casanova, Don Juan, Madonna, Beckham, Dr. House, Brad Pitt, Mountain, Lion, Blade, Sunrise, Daisy, Bitter Lemon, Crazy Monkey, Panacea, Panther, Cand [Там же]. Реже встречается самопрезентация с персонажами культовых произведений, например - «Властелина колец» Дж. Р. Толкиена. Здесь в основном используются имена положительных героев, в частности Arvin, Sam, Frodo, Aragorn и т. д.

Кроме того, выделяют группу никнеймов, отражающую самопрезентацию по гендерному признаку. Среди типичных сетевых имен выделяются: мужские - Dream Boy, Man of Your Dreams, Sugar Papa, Romeo, Spiderman, Captain Awesome; женские – Baby Doll, Princess, Sweetheart, Angel, Queenie, Cutie, Lady Love, Kiki [1, с. 14].

Никнеймы могут быть классифицированы и по ряду других признаков. Так, О. В. Лутовинова выделяет следующие группы:

  • совпадающие с личными именами:
  • дающие указание на возраст: Дядька_Ден, Малявочка и др.;
  • непосредственно отражающие сферу профессиональных интересов: Saleswoman, *StudentKа*
  • связанные с географическими названиями: Игорь-СПб, Женёк25RUS;
  • ники, созданные на базе названий, связанных с флорой и фауной: Goldenfish, Подлая!!Гадюка!!!, =*Подорожник* =;
  • сетевые имена, характеризующие психоэмоциональное состояние коммуникантов: LifeIsCool!, HappyAnnetta;
  • ники, отражающие самооценку: PoeticNature, Wiseimp, YoungSoul, Miss Fitness;
  • ники с сексуальной тематикой: Хочутебясильно, Учитель_секса, $extrim$;
  • ники - «инкогнито»: Кое-кто-то, From Nowhere)-;
  • ники-названия предмета, которым обладает пользователь (чаше всего в качестве ников в этой группе приводятся марки дорогих машин, фирм-производителей одежды, косметики, парфюмерии и т.п., которыми пользуется коммуникант); Tiffany Chen, Chris Ferrari, Philip Morris;
  • ники с явным или скрытым юмором [5, с. 26].

А. М. Прима и Н. В. Бурдун, опираясь на классификацию Л. В. Самойленко, предлагают несколько иное распределение сетевых имен по семантическим группам:

1) реальные имена пользователей, вымышленные имена пользователей и различные производные от них (Геля Холмс, Миша Лапин, RuslanOsmanov, Mr_John_Shepard);

2) имена с указанием на возраст (Софи_19, Ксюшшонок21, Marga18ret);

3) присвоенные имена поп-звезд, героев фильмов, названия самих фильмов или рок-групп (А_в_душе_я_танцую, Капитан Джек Воробей, 30STM, Игорь Юрьевич Николаев);

4) имена с указанием на социальный статус пользователя (glamourбомж, ищу_маму);

5) имена, объективирующие характер или настроение чаттера (Разгильдяйка, Вредный_Укроп, AngryPonedelnik, Альтруист, _1nsane, Веселый_Батя_Твой, GreedyBoy);

6) имена, эксплицирующие сферу интересов пользователя (Любитель_Выпить, Типичный_Анимешник Катрина, Манговый_маньяк, ForeverDoter);

7) нетипичные ники (Заяц-Убивашка, Труповозик, Подопытный Ирландец, ВАЗ_777, Черный чемоданчик, Астральный Единорог, Левий_портизан, Мандариновый топор, Дальневосточнаячупокабра, Секция_Мягких_Игрушек, 1,5_кг_Отличного_пюре, Неадекватный Бегемот, Почуханный Почух, Коварное Печенько, Убойный Тапочек, Мозги_в_носке, Злой Хиппи), возникающие как результат игровой фантазии авторов [7, с. 56].

Принципиальных расхождений с позицией О. В. Лутовиновой здесь нет, однако отдельные моменты все же интерпретируются иначе.

На основании сказанного, мы можем говорить о том, что все разновидности ников несут определенную смысловую нагрузку. Этим никнейм в корне отличается от логина, поскольку «доступен всем и «несет в себе функцию самопрезентации личности»» [Там же]. В связи с этим выделяются новые аспекты влияния никнейма на формирование языковой личности в интернет-дискурсе. Прежде всего, среди функций сетевого имени описывается функция самопрезентации, поскольку очевидно, что она в данном случае является ведущей.

Далее исследователи говорят о дискурсивной функции. Высказывается мнение, что «образ говорящего, обозначенный в имени, детерминирует его речевое поведение» [Там же]. На третьей позиции оказывается контактоустанавливающая функция. Здесь определяющую роль играет кодовое наполнение никонима, который несет «формой и содержанием определенную систему общих фоновых знаний говорящего и адресата», и таким образом «способен выступать как кодирующий с позиции субъекта и декодирующий с позиции адресата знак» [Там же].

Эмоционально-экспрессивная функция занимает четвертую позицию, а замыкает ряд функция игровая. Последняя достаточно важна и напрямую связана с первой и второй, потому что позволяет языковой личности при необходимости сохранять инкогнито и быть свободной в речевом поведении.

Весьма интересно, что игровая функция, как считают исследователи, непосредственно связана с процессом создания сетевого имени. Последний интерпретируется как «творческий акт, элемент игры, в которой каждый стремится быть оригинальным» [Там же, с. 57]. Создание ситуации заинтересованности при помощи сетевого имени тоже получает различные интерпретации. Если одни исследователи считают, что никнеймер ставит своей целью привлечь внимание на уровне инициирования адекватных ассоциаций у возможных участников диалога, то другие говорят следующее: «Для «никмейкера» важно создать ситуацию неожиданности, так как это служит гарантией для мгновенного завязывания разговора, что, по сути, и является главной целью человека, зашедшего в чат» [Там же].

В функционировании сетевых имен важную роль играет не только их смысловая составляющая, но и составляющая визуальная. Так, исследователи, апеллируя к работам Т. В. Аникиной, говорят о существовании антропонимических никнеймов, никнеймов смешанного типа и апеллятивных ников.

Первую группу составляют никонимы, которые используют уже существующие имена и фамилии. Роль лексической основы здесь, как правило, выполняют имена знаменитостей, как реально существующих, так и вымышленных: MileyCyrus2000, T_Lannister, AlecBrood, Amanda3285, emilyclark. Когда речь идет о никах смешанного типа, следует иметь в виду, что здесь взаимодействуют антропонимический и нарицательный элементы; функции последнего различны — характеристика, оценка, создание образа: Jennyisfun, Georgian_ boy, Ashot_DEADSHOT и т. д. [Там же].

Апеллятивные ники состоят только из нарицательных элементов, которые в разных вариантах образуют оригинальные структуры. Самыми простыми являются однословные ники: nigga000, ballerina2222, exactly0909, insert, sleeeeeep; более сложные – двусловные - распределяются по нескольким группам:

  • соединение двух имен существительных (ButerflyPrincess);
  • соединение существительного и прилагательного, которое может находиться как в препозиции, так и в постпозиции (dancingbear, Active_Listener);
  • сочетания других частей речи (DetroitHere, charmed25uk, CathTheGreat, BEECOOL2);
  • многословные сетевые имена, которые могут состоять из трех и более слов - ~GoOd GiRL WiTh BaD iNtEnTiOnS~, Little Me Jenny; и отдельное место занимают ники, представляющие собой предложения - are_u_ready_4_De, i_am_so_me, I_LIVE_FOR_YOU, itsme1234, Annalovesyou, Don`t say you love me unless you mean it [Там же].

Графические средства выделения, о которых мы говорили в начале данного параграфа, также активно используются при создании сетевых имен. Как считают исследователи, главной целью применения графических средств, опять же, является привлечение внимания к личности никнеймера. Весьма распространены прием смешения прописных и строчных букв, а также включения в слово цифр - Eng_Mohamed3li, mnr6573, ZigZagRoyal, MrPerfek716er, q90210.

Также активно применяется нижнее подчеркивание, выполняющее функцию словораздела - MASSIVE_SHOWOFF, Alwaleed_Talal, Cde_Thami, a_big_one25, andrea_rock_girl, Angelic_Nat, boy_wonder.

Противоположным приемом является намеренное устранение интервала между словами: AlicefromWonderland, allthingsgood, photooftheday, asherbees, beachchicktoo, Tinalovesyou, showmehow, nicknatan, simlahills, alphaomega, mesquitadiego.

Кроме того, создатели сетевых имен нередко включают в ники небуквенную символику: $extrim$, [ju$t me], ♫ ?Squiishyy ?♫,���d [5, с. 12]. Поскольку данный прием оказывается востребованным, в социальных сетях идет работа по распространению символов, призванных обеспечить творческие потребности никнеймеров. Данные символы объединены в несколько групп: оригинальное исполнение букв и цифр (➊➋➌➍➎, ➀➁➂➃➄), знаки зодиака (♈ ♉ ♊ ♋ ♌ ♍ ♎ ♏ ♐ ♑ ♒ ♓), изображения (цветочки и снежинки ✽ ✾ ✿ ❀ ❁ ❂ ❃ ❄ ❅ ❆ ❇ ❈ ❉ ❊ ❋; шахматные фигуры ♔ ♕ ♖ ♗ ♘ ♙ ♙ ♚ ♛ ♜ ♝ ♞), а также знаки, основанные на специальных символах, предоставляемых программой Word.

Таким образом, можно утверждать, что на первом этапе вхождения языковой личности в социальную сеть, определяющую роль играет совокупность вербальных и невербальных средств, используемых при создании никнейма. Именно этот процесс во многом предопределяет дальнейшее развитие субъекта сетевого дискурса и его речевое поведение. В то же время, специфика социальных сетей позволяет субъекту в любой момент внести изменения в стиль коммуникации, создать неограниченное количество виртуальных двойников, либо просто прекратить общение, если оно перестало удовлетворять его потребности в самовыражении.


Список литературы

1. Андрейко С.А. Никнейм как незаменимый атрибут интернет-пользователей (на примере англоговорящей аудитории) // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: сборник материалов VIII всерос. научно-практической конф. аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012.  С. 1214.
2. Аникина Т.В. Языковые особенности комментариев в социальной сети «Инстаграм» // Научные исследования: от теории к практике: материалы IV международной научно-практической конф.  Чебоксары, 2015.  С. 233–236.
3. Козько Н.А. О статусе повседневности в филологических исследованиях // Научные исследования. Теория и практика. – Вроцлав, 2012. – С.105-108.
4. Козько Н.А., Тулина Е.В. Средства формирования коммуникативного поведения языковой личности // Языкознание: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития. – Нижний Новгород, 2017. – С. 23-35.
5. Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: авторе дисс. доктора филол. наук.  Волгоград, 2013.  41 с.
6. Паниткова Э.Ю. Язык как неотъемлемый компонент повседневности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. Том 1. № 3. – С. 72-76.
7. Прима А.М., Бурдун Н.В. Никнейм как самопрезентация языковой личности в интернет-коммуникации // Современные тенденции развития науки и технологий.  2015.  № 3.  С. 55-59.
8. Рянская Э.М., Балкунова А.С. Сетевое имя (никнейм) как языковой знак // Вестник Нижневартовского государственного университета.  2011.  № 4.  С. 72-76.
9. Худышкина Е.А. Речевое воздействие в контексте религиозного дискурса социальной сети // Таврический научный обозреватель.  2015.  № 5.  С. 92–95.
10. Чулкина Н.Л. Концептосфера русской повседневности как объект лингвокультурологии и лексикографии: автореферат дисс. доктора филол. наук. – М.: 2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/220423.html (дата обращения 19.02.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: