Языки народов Российской Федерации | Филологический аспект №5 (37) Май, 2018

УДК 811.511.152.1

Дата публикации 31.05.2018

Роль зоонимов в развитии образного мышления детей (на материале эрзянского языка)

Рябова Галина Викторовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры мордовских языков, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П.Огарёва», РФ, г. Саранск, ryabova.gv@bk.ru

Аннотация: В статье рассматриваются экспрессивно-эмоциональные особенности зоонимов эрзянского языка, которые участвуют при формировании образной речи детей, расширяют словарный запас детей, помогают им быстро овладеть оценочной стороной языка, углубляют представления о системности и нормированности речевого стиля, обогащают эстетический уровень общения, повышают интеллектуальный уровень подрастающего человека. Семантический план рассматриваемых единиц позволяет анализировать оценочное значение данной группы слов. Их национальная специфика раскрывается при создании ярких, точных образов, используемых с положительной или отрицательной окраской, и отражает колорит родного языка. В данной статье анализируются зоонимы эрзянского языка, которые образуют значительный экспрессивно-оценочной пласт лексической системы эрзянского языка, отражают лингвистические особенности, национально-специфические и культурные ценности носителей мордовских языков. Также выявлено, что в них четко проявляется выражение оценки, положительно или отрицательно окрашенное, что передает соответствующее отношение к предмету речи.
Ключевые слова: эрзянский язык, лексическая единица, зооним, зооморфизм, эмотивное значение, образная характеристика

The role of zoonyms for developing children image thinking (a case study of the erzya language)

Ryabova Galina Viktorovna
Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of the Mordovian Languages, FSBEI HE “N.P. Ogarev Mordovia State University” the Russian Federation, Saransk, ryabova.gv@bk.ru

Abstract: The article deals with the expressive and emotional features of the animal names of the Erzya language, which are involved in the formation of the figurative speech of children, expand the vocabulary of children, help them to quickly master the evaluative side of the language, deepen the understanding of the system and normalization of speech style, enrich the aesthetic level of communication, increase the intellectual level of the younger person. The semantic plan of the considered units allows to analyze the estimated value of this group of words. Their national specificity is revealed in the creation of bright, accurate images used with positive or negative color, and reflects the color of the native language. This article analyzes the zoonyms of the Erzya language, which form a significant expressive-evaluative layer of the lexical system of the Erzya language, reflect the linguistic features, national-specific and cultural values of the speakers of Mordovian languages. It is also revealed that they clearly express the expression of evaluation, positive or negative, which conveys the appropriate attitude to the subject of speech.
Keywords: Erzya language, lexical unit, zoonym, zoomorphism, emotional value, figurative characteristic

Образная система любого языка заложена в словесном выражении речевого факта, она базируется на ярких, запоминающихся образах, которые способны воздействовать на мировоззрение ребенка. Слово, обладающее национально-специфической насыщенностью и экспрессивной выразительностью, остается в сознании подрастающего человека. В данной статье анализируются зоонимы эрзянского языка с позиции создания ими специфических образов и выражения национального самосознания мордовского народа.

Рассматриваемая группа нейтральной лексики в контексте способна приобретать эмоциональное значение и создавать яркие, запоминающиеся образы. Данная группа объединяет в себе тот круг «многозначных лексических единиц языка, получивших эмотивное значение с различной эмоциональной окраской при их переносном употреблении в речи» [2, с. 182]. Представленные номинативные слова выступают с экспрессивной окраской, при этом обладают положительным или отрицательным значением. Зоонимы включают в себя названия животных – зверей, птиц, рыб, насекомых. Термин «зооним» в современном языкознании рассматривается как «лексико-семантическая группа слов, в которой отсутствуют общие дифференцированные лингвистические признаки и полярность» [1, с. 126]. Они часто употребляется в переносных значениях, куда входит и выражение эмотивности. В этом случае зооним выступает в качестве образной характеристики лица – человека – для обозначения его внешних и внутренних особенностей, черт характера. Для удобства разграничения данных лексем в научной литературе принято использовать термин «зооморфизм», как «метафорический вариант зоонима, проецируемый на человека и имеющий оценочное значение» [4]. Зооморфизмы активно используются для характеристики человека и в эрзянском языке. Например, зооморфизм сея / сея баран «коза, козел» [6, с. 582] ассоциируется с глупым, тупым, упрямым человеком, при этом значение лексической единицы содержит оттенок раздражения, неприятия, презрения и несет отрицательную оценочную характеристику; образ птицы гулька «голубь» воспринимается носителями языка как нежный, добродушный человек; зооморфизм ваз «теленок» ассоциируется с маленьким, беззащитным, несмышленым, уставшим ребенком; зооним овто левкске «медвежонок» как метафорический вариант нейтральной лексемы используются также для характеристики неуклюжего и неразумного ребенка. Приведенные выше зоомрфизмы встречаются в речи с положительным или отрицательным оттенком значения, соответственно, носителями языка воспринимаются с позитивной либо негативной оценкой.

Образная система языка заложена в его словесном выражении, она базируется на точных, ярких, запоминающихся образах-фактах речи, которые способны воздействовать на миропонимание детей. Слова-зоонимы, функционирующие в языке, приобретает в речи различные смысловые оттенки: варака «ворона» – ротозей, разиня, или болтун и хвастун; туво «свинья» – грязнуля, обжора, невежа; нумоло «заяц» – трусливый человек, вызывающий к себе чувство жалости и сочувствия; чеерь «мышь» – тихий, спокойный и неприметный ребенок или терпеливая, незаметная и трудолюбивая женщина. Созначение слова-зоонима быстро улавливается детьми, поскольку оно содержит в себе наиболее информационно точную характеристику, необходимую при общении в эмоционально-насыщенной речевой ситуации. Слово-образ обладает яркой экспрессивной выразительностью и эмоциональной насыщенностью, одновременно при этом несет оценочную характеристику. Новый образ легко фиксируется носителями информации в национальной языковой среде: значение зооморфизма остается в сознании ребенка, так как несет в себе национальную специфику языка, духовные ценности и культурно-исторические традиции мордовского народа.

Любой язык богат выразительно-образными средствами, которые употребляются для передачи образности, красоты, его эстетической функции. В лексической системе эрзянского языка зооморфизмы занимают достаточно прочное место [3, с.37]. Они являются ярким показателем богатства и красоты языка, духовной культуры народа, его миропонимания. Поэтому зооморфизмы играют важную роль в воспитании ребенка при изучении родного языка, они принимают активное участие в формировании характера подрастающего человека. Основная функция зоонимов заключается в воспроизведении тех фактов языка, которые на протяжении веков формировались в понимании народа при восприятии того или иного образа животного, той или иной его характеристики. Д. В. Цыганкин отмечает, что «с представлениями о некоторых словах этой группы у носителей одного языка (эрзян) связаны определенные устойчивые ассоциации, проецируемые на человека» [5, с. 115]. Следовательно, при рассмотрении эрзянского языка следует обращать особое внимание на национальную специфику зооморфизмов. Так, лексические единицы цянав «ласточка», цёков «соловей» воспринимаются носителями языка с положительной оценкой, так как образы названных птиц создают ассоциации, граничащие с добротой, лаской, спокойствием. Зооним нармунь/нармушка «птичка, пташка» создает положительный женский образ, отождествляя добродушное и доброжелательное начало в человеке; употребление слова вадов «ястреб», наоборот, характеризует отрицательный мужской образ. Лексической единицей атякш «петух» называют человека, обладающего отрицательными качествами задиры и драчуна; носителями эрзянского языка зооморфизм айгор «мерин» воспринимается человеком-бездельником; семантическое значение зоонима киска «собака» – человек-негодяй; ривезь «лиса» – это хитрый, изворотливый индивид. Обозначение человека зооморфизмами – процесс активный, при этом преобладающее место среди них занимают эмотивные зооморфизмы, которые характеризуются ярким эмоционально-оценочным оттенком.

Многообразие языковых средств, функционирующих в речи и участвующих в формирование словарного запаса человека, включает в себя соответствующую лексику. Образное слово – выразительно, обладает экспрессивно-эмоциональной окраской, раскрывает лексический речевой потенциал ребенка. Зооморфизмы образуют значительный экспрессивно-оценочной пласт лексической системы эрзянского языка, отражают лингвистические особенности, национально-специфические и культурные ценности носителей мордовских языков. Эмотивно-экспрессивный план зоонима соотносится с семантикой нейтрального слова, поэтому в зооморфизмах содержится огромный языковой материал, служащий эмоционально-оценочной характеристикой для обозначения человека. В них, кроме экспрессивно-эмоциональной окраски, четко проявляется выражение оценки, положительно или отрицательно окрашенное, что передает соответствующее отношение к предмету речи. Использование образных зоонимов расширяет словарный запас детей, помогает им быстро овладеть оценочной стороной языка, углубляет представления о системности и нормированности речевого стиля, обогащают эстетический уровень общения, повышают интеллектуальный уровень подрастающего человека. Зоонимы по части запоминания информации или воздействию на адресата являются наиболее экономичным и точным элементом языка, способствующие успешному овладению богатством и красотой родного языка.

 


Список литературы

1. Жаринова О. М. Зоонимическая лексика карельского языка // Вестник Поморского университета. Серия. Гуманитарные и социальные науки. – Архангельск, 2006 № 5. С. 125-129.
2. Рябов И. Н., Рябова Г. В. Дифференциация лексем с эмотивным значением в мордовских языках// Вестник НИИ ГН при Правительстве Республики Мордовия. – 2017. - № 3 (43). – С. 177 – 183.
3. Рябова Г. В. Эмотивная лексика эрзянского языка. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 80 с.
4. Скворцова Е. В. Частотность употребления позитивно и негативно окрашенных зооморфизмов в речи. 2012 г. URL: http://www.conf.tsu.tula.ru.
5. Цыганкин Д.В. Мордовские языки глазами ученого-лингвиста. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000. – 316 с.
6. Эрзянь-рузонь валкс. Эрзянско-русский словарь// Под ред. Б.А. Серебренникова, Р.Н. Бузаковой, М.В. Мосина. - М.: Рус. яз., Дигора. - 1993. - 803 с.

Расскажите о нас своим друзьям: