Русский язык | Филологический аспект №8 (28) Август, 2017

УДК 81

Дата публикации 31.08.2017

Реализация словарно-семантического аспекта русского языка в работе с картиной на уроках русского языка как иностранного

Мельникова Галина Тимофеевна
Магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, РФ, г.Нижний Новгород
Гайда Маргарита Геннадьевна
Студентка кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация: В статье доказывается эффективность использования картин на уроках русского языка как иностранного для семантизации и активизации лексических единиц.
Ключевые слова: семантизация, лексическая единица

On the implementation of the lexico-semantic aspect of the Russian language in the work with painting on the lessons of Russian as a foreign language

Melnikova Galina Timofeevna
Undergraduate of Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Gaida Margarita Gennadievna
Student of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article proves the effectiveness of using paintings at the lessons of Russian as a foreign language for semantics and activation of lexical units.
Keywords: semantization, lexical unit

Известно, что слово быстрее и прочнее усваивается, если его восприятие эмоционально окрашено, если в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи, если оно тематически обусловлено. Использование картины на уроках русского языка как иностранного в полной мере отвечает этим условиям. Работа по картине развивает у учащихся навыки и умения применения языковых средств в определенных условиях, очерченных темой картины, помогает возникновению ассоциативных связей между словами, обозначающими те или иные предметы и явления, изображенные на полотне, способствуют многократному употреблению слова после его первичной семантизации, содействуют закреплению слов и выражений не только в логической, но и в эмоциональной памяти. Очевидно, это объясняется тем, что по словам М.И.Бобневой, «сам механизм мозговой информации настроен на зрительную модальность». [1] Учащийся имеет возможность зрительно представить, в первую очередь, сам предмет, а также все связи, отношения между понятиями, подобрать необходимые слова для обозначения тех или иных изображенных предметов, цветов, оттенков, а также для передачи своих чувств. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению новой лексики, семантики эмоционально окрашенных слов, развивает образно-выразительную речь учащихся на более высоком уровне усвоения языка.

Восприятие картины происходит не только с помощью символов-слов, но и образов, что ускоряет процесс семантизации, увеличивает запоминаемость слов и выражений, кроме того, очевидно, на основе картины реализуется «предметный план речевой деятельности» (И.А.Зимняя) [2], помогающий говорящему следить за собственным высказыванием. Исходя из этого, мы считаем, что семантизация и активизация языковых единиц более эффективна в процессе работы по картине, чем по другим источникам, в частности, по тексту. В группе иностранных студентов в качестве эксперимента было задано написание двух сочинений – по художественному тексту с описанием сцены бала и по картине с изображением бала. Сравнение эффективности художественного текста и картины для усвоения семантики описательных лексических единиц и в целом для обогащения словарного запаса учащихся было проведено с помощью анализа употребления учащимися в работах имен прилагательных. Лексико-семантический анализ имен прилагательных показал, что в сочинениях по картине учащиеся более уместно и точно употребляли разнообразные слова «зрительного» ряда, обозначающие цвет, оттенки, форму, размер, описываемых предметов, а также эмоционально-оценочные слова. Общий анализ этих работ показал, что не только в лексическом, но и содержательном плане высказывания учащихся по картине значительно богаче, чем по тексту.


Список литературы

1. Бобнева М.И. Техническая психология. – М., 1966. – 127 с. http://biznes-kniga.com/bobneva-m-i-texnicheskaya-psixologiya/
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997. – 480 с.

Расскажите о нас своим друзьям: