Русский язык | Филологический аспект №8 (28) Август, 2017

УДК 81

Дата публикации 31.08.2017

Пути изучения структуры и семантики безличных предложений

Мельникова Галина Тимофеевна
Магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, РФ, г.Нижний Новгород
Гайда Маргарита Геннадьевна
Студентка кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация: В статье рассматриваются критерии разграничения типов односоставных предложений, указывается на важность семантики при их классификации. Более детально рассматривается один из типов - безличное предложение – с точки зрения определения его семантики на разных этапах школьного изучения.
Ключевые слова: семантика, односоставное предложение, безличное предложение

Studying the structure and semantics of impersonal sentences

Melnikova Galina Timofeevna
Undergraduate of Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Gaida Margarita Gennadievna
Student of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article discusses the criteria for distinguishing the types of one of the proposals indicates the importance of semantics in their categorization. More details is considered one of the types - the impersonal offer – from the point of view of definition of its semantics at different stages of school study.
Keywords: semantics, one sentence, impersonal sentence

В методике русского языка выдвигаются различные критерии для распознавания типов односоставных предложений. Например, Р.А.Московкина критерием для разграничения односоставных предложений называет способы выражения сказуемого, называя признаки каждого структурного типа; перечисленные признаки имеют сугубо морфологический характер – наклонение, лицо (род), время, число глагола, выступающего в качестве главного члена. К сожалению, семантика безличных предложений игнорируется.

Методически целесообразно использовать единый принцип классификации, однако, факты языка в ряде случаев доказывают недостаточность только грамматического критерия для достоверной характеристики односоставных предложений, так как их семантико-синтаксическую сущность в значительной степени определяет смысловая специфика, которая не всегда находит выражение в свойственной лишь ей форме главного члена, поэтому при анализе предложений ученик, помимо указания на морфологический признак, должен осознавать и его семантико-синтаксическую сущность.

Безличные предложения в современной школе изучаются в восьмом классе, но первое понятие о том, что в предложении может быть только один главный член, дается учащимся уже в пятом классе, когда у них формируется общее понятие о предложении. Например, учащимся предлагается подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях типа: 1. Вновь зарей восток озолотило. 2. Ночной грозы угомонился гром. Учитель также требует переделать первое предложение так, чтобы в нем было и подлежащее и сказуемое: Вновь заря восток озолотила.

В качестве еще одного упражнения может быть требование изменить данные предложения так, чтобы в них было и подлежащее, и сказуемое: 1. Быстро вечерело. – Быстро наступал вечер. 2. Светало рано. – Рассвет приходил рано.

Полезным бывает и задание определить семантику предложений, в которых не может быть подлежащего: 1. Вьюжит. 2. Морозит.

Шестиклассники знакомятся с понятием безличные глаголы, что позволяет с учетом потребностей речевой практики раскрыть понятие о безличных предложениях и позитивно влияет не только на дифференциацию личных и безличных глаголов и предложений, но и используется в определенных стилистических целях: ученики убеждаются, что одну и ту же мысль можно выразить разными способами. При этом целесообразными являются такие упражнения: найти сказуемые в безличных предложениях, указать наклонение, а также лицо и род, в котором употреблены безличные сказуемые; сопоставить личные и безличные предложения, подчеркнуть в них главные члены; заменить личные предложения безличными и наоборот; определить, какое состояние (человека или природы) выражается в безличных предложениях; из двух простых предложений (безличного и двусоставного) составить одно сложное при помощи союза, объяснить расстановку знаков препинания.

Безличные глаголы – это грамматическое явление, которое в одинаковой степени принадлежит как морфологии, так и синтаксису. Усваивая морфологические признаки безличных глаголов, ученики одновременно знакомятся с новой синтаксической конструкцией – безличными предложениями. Это углубляет их знания по морфологии, обогащает культуру речи, закладывает основу для изучения односоставных предложений и сложных синтаксических конструкций.

Углубить понятие о безличных предложениях позволяет изучение причастий и наречий, которые могут выполнять роль главного члена. Например: 1. В комнате натоптано. 2. На душе легко. 3. На улице свежо. При этом внимание привлекается к семантике таких предложений, характеризующих состояние окружающей среды или человека.

Изучение темы «Односоставные предложения» часто вызывает у школьников большие трудности, но этот материал, как никакой другой, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава, но и путем использования «арсенала» синтаксиса.

Если в 8-м классе учащиеся не впервые столкнутся с односоставными предложениями, в частности, безличными, а будут иметь какой-то опыт знакомства с этими конструкциями, это поможет им усвоить непростой материал за те несколько часов, которые уделяются ему в рамках программы.

Безличные предложения в большей степени, чем другие виды односоставных предложений, характеризуются специфическими чертами семантики, поэтому при систематическом изучении их особенностей важно основываться на семантико-грамматическом принципе и наряду со сведениями о грамматических особенностях сказуемого раскрывать семантику данных конструкций. Для ребят не составит больших затруднений сформулировать названия основных семантических групп безличных предложений, если подобрать соответствующие примеры.

Продуктивными при изучении данной темы являются упражнения с выявлением смысловых различий между разными по структуре предложениями, которые не только наглядно показывают цель изучения односоставных предложений, но и способствуют развитию языкового чутья. Факультативно учащимся рекомендуется сообщить краткие сведения из истории появления безличных предложений в языке, рассказать о связях этих конструкций с определенными формами самосознания людей, что помогает школьникам задуматься о связи языка и мышления.

Кстати, знание семантических особенностей различных предложений даст возможность школьникам отличать эти конструкции от других односоставных, узнавать безличные предложения в составе сложного, что важно для пунктуационных навыков.

Таким образом, важнейшими путями изучения безличных предложений должны стать, во-первых, предварительное ознакомление пятиклассников со структурой таких предложений; во-вторых, углубление понятия о безличных предложениях при изучении безличных глаголов; в третьих, расширение знаний о безличных предложениях при изучении страдательных причастий, а также наречий, и наконец, систематическое изучение односоставных предложений. На каждом из указанных этапов важно уделять должное внимание как структуре, так и семантике безличных предложений.


Список литературы

1. Козлова Р.П., Клокова Л.Н. Изучение безличных предложений в школе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - Тамбов, 2005 - № 1(7).
2. Московскина Р.А. Изучение сложного предложения в школе. – М., 1981.

Расскажите о нас своим друзьям: