Журналистика | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы №4 (4) Декабрь 2019

УДК 316.77, 070

Дата публикации 31.10.2019

Процесс концентрации СМИ: тенденции и классификация

Черепахина Полина Алексеевна
студент, 2 курс магистратуры, направление «международная журналистика», НГЛУ им. Добролюбова

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме процесса концентрации СМИ. Автор раскрывает особенности классификации медиахолдингов, а также описывает тенденции в сфере концентрации массмедиа в России и за рубежом. Особое внимание обращается на предпосылки образования медиахолдингов. Автор рассматривает состав крупнейших медиахолдингов России, выделенных по таким параметрам, как прибыльность медиагруппы, недельный охват аудитории и доступность информационного контента для потребителя. На основе анализа контекста, в котором происходило образование медиахолдингов в России, определяется основной вектор процессов концентрации средств массовой информации в России. В заключение, автор обозначает необходимые условия для изменения текущих тенденций в процессах концентрации средств массовой информации в России.
Ключевые слова: медиахолдинг, процесс концентрации СМИ, тенденции концентрации СМИ, классификация медиахолдингов, медиахолдинги в России

Concentration of media ownership: trends and classification

Cherepakhina Polina Alekseevna
student of master's degree programme, international journalism faculty, Nizhny Novgorod Dobrolyubov State Linguistic University

Abstract: This article is devoted to the problem of the process of media concentration. The author reveals the features of the classification of media holdings, and also describes the trends in the field of media concentration in Russia and abroad. Particular attention is paid to the prerequisites for the formation of media holdings. The author considers the composition of the largest media holdings in Russia, explored by such parameters as the profitability of the media group, weekly audience coverage and the availability of information content for the consumer. Based on the analysis of the context in which the formation of media holdings in Russia took place, the main vector of the processes of media concentration in Russia is determined. As a conclusion, the author identifies the necessary conditions for changing current trends in the processes of media concentration in Russia.
Keywords: media holding, concentration of media ownership, trends of media concentration, classification of media holdings, media holdings in Russia

В последние десятилетия в мировом медиапространстве сложилась тенденция к объединению средств массовой информации. В первую очередь, причиной перемен стало изменение глобальной экономической и политической конъюнктуры. Под воздействием внешних угроз, издания были вынуждены объединять капиталы ради собственного выживания. Во-вторых, стремительно возрастающая роль СМИ в политических процессах, заставила обратить на себя внимание экономических гигантов с целью получить контроль над информационным полем.

Говоря о концентрации СМИ, многие исследователи отмечают две разновидности этого процесса. Первый - Концентрация - процесс объединения, интеграции собственности на рынке массмедиа. Концентрация СМИ имеет объективную причину, как экономическое явление - это изменения в материально-технической базе массмедиа, характерные для массовых коммуникаций всех развитых стран. Эти изменения впоследствии приводят к централизации капиталов, оборачивающихся в сфере массовых коммуникаций; к развитию конкуренции в СМИ; к формированию мощных информационно-финансовых групп со своими корпоративными интересами [2].

Второй - Монополизация - процесс, когда компания (или несколько компаний) занимает доминирующее положение на рынке. Как правило, одной организации сложно добиться монопольного положения на рынке, поэтому, чтобы контролировать медиапространство и ставить ему свои условия, СМИ объединяются. Если государство не регулирует деятельность компаний должным образом, они монополизируют экономические секторы. При отсутствии правил регулирования в области массмедиа начнется монополизация со стороны крупных мультимедийных организаций.

Сегодня выделяют три классификационных вида медиахолдингов: 1) компании «одного вида СМИ» (издательские дома, занимающиеся выпуском только печатной продукции); 2) многопрофильные компании (в медиа-активы входят аудиовизуальные СМИ, печатные издания, продюсерские центры); 3) многосекторные холдинги (крупные сырьевые гиганты и финансово-банковские группы, например, «Газпром», «Лукойл»). Концентрация СМИ происходит в различных формах. Это, так называемое, «перекрестное владение» (между телевизионным и радиовещанием, между телерадиовещанием и периодическими печатными изданиями), «вертикальная интеграция» (вложение капитала в организации, связанные с основным бизнесом) в сфере СМИ, а также проникновение иностранного капитала [4].

Если говорить о тенденциях в сфере объединения СМИ, то следует отметить, что за последние полвека в мире появилось несколько десятков медиа-империй. В 1982 году половину мирового рынка СМИ контролировали 50 крупных корпораций. В 1993-м их число сократилось до 20. Сейчас можно насчитать едва ли 16 таких корпораций, а их обороты достигают по-настоящему астрономических цифр. Повсеместный бум слияний начался в конце 80-х годов. Сейчас этот процесс пошел на спад. Скорее всего, так происходит потому, что рынок уже поделен.

В постсоветский период в системной и структурной сферах российских массмедиа происходили глубинные изменения, одним из которых стал стремительный процесс монополизации со всеми присущими ему издержками развития. Подобные деформации были характерны, как для отечественного, так и для мирового медиарынка. Влияние на эти процессы оказывала пребывающая в неустойчивом положении система правового регулирования, а также несовершенный механизм использования методов решения имущественных проблем. СМИ стали предметом рыночных отношений. Скорее всего, этот процесс произошел слишком быстро, без необходимой подготовки и проработки базовых общественно-политических, экономических и гуманитарных факторов [1].

Вышеупомянутые события не могли не иметь последствий. Произошло то, что мы можем наблюдать и сегодня, а именно концентрация значительного количества изданий в рамках относительно немногих издательских домов, обеспечение крайне высокого уровня влияния в производстве и сбыте медиапродукции довольно узкой группы монополистов. В российских условиях ситуация усугубилась неэффективной работой федеральной антимонопольной службы, высоким уровнем коррупции и лоббированием интересов узкой группы лиц, приближенных к власти. Монополизация осуществлялась в условиях низкого уровня свободы средств массовой информации, неразвитого гражданского общества, а также снижения доходов населения.

В настоящее время, практически все влиятельные средства массовой информации монополизированы и включены в систему, выполняющую определенные задачи, выгодные довольно узкому кругу монополистов. Очевидно, что их позиция совсем не бескорыстна и мало соотносима с глобальными целями и задачами общества. В итоге сложился комплекс, который позволяет совершать манипулятивные действия, ориентированные на аудиторию — от ее дегуманизации и пропаганды гедонистических ценностей, особенно через примитивные телевизионные шоу-программы, до более или менее объективного информирования при помощи относительно серьезных изданий.

Как было упомянуто выше, рынок СМИ (в том числе и российский) поделен между несколькими медиахолдингами. Компания РБК составила рейтинг крупнейших российских корпораций, ориентируясь на прибыльность медиагруппы (в млн долл.), недельный охват аудитории (в млн чел.) и доступность информационного контента для потребителя (в млн чел.).[6] Лидирующие позиции занимает государственный холдинг «Газпром-Медиа». Холдинг владеет телеканалами НТВ, «НТВ-плюс» и ТНТ, радиостанциями «Сити-FM», «Эхо Москвы», «Детское радио», Relax-FM, «Радио Next», «Comedy Radio». Следующие строчки рейтинга занимают медиахолдинги ВГТРК, «СТС Медиа», «Профмедиа» и «Национальная Медиа Группа».

«Газпром-Медиа» занимает особое положение в системе российских СМИ и находится под контролем гигантской финансово-промышленной компании «ПАО Газпром». Под управлением «Газпром-Медиа» находятся около 200 компаний, ведущих деятельность в различных сегментах медиабизнеса: печать, телевидение, радиовещание, кинематография, реклама, PR-деятельность, онлайн-медиа. Холдинг объединяет газеты «Трибуна», «Известия», журналы «Фактор», «Газовая трибуна», радиостанцию «Открытое радио», спутниковую сеть АСТ, телекомпанию «НТВ», а также региональные печатные издания. В числе крупных сделок холдинга – покупка 100% акций холдинга «ПрофМедиа» [4].

Холдинг «ПрофМедиа» был основан в 1997 году и до 2013 года входил в группу «Интеррос». На момент заключения сделки «ПрофМедиа» являлся одним из крупнейших частных медиахолдингов России. Его активы включали Издательский дом «Афиша», телеканалы ТВ-3, «Пятница», 2х2, радиостанции «Авторадио», «Юмор-FM» и «Energy», кинокомпанию «Central Partnership» и телеканал «Rambler телесеть»[6].

Объединение «Национальная Медиа Группа», также занимает лидирующие позиции на российском рынке. Холдинг включает многие ключевые сегменты медиарынка страны. В нем сосредоточены медийные активы ОАО «Сургутнефтегаз» А. А. Мордашова, страховой группы ОАО «Согаз» и «АБ “Россия”». Одной из ключевых для процесса объединения задач стало построение системы эффективного управления. Сегодня в состав «НМГ» входят: издательский дом «New Media» (50%), газета «Известия» (73,2%), радиостанция «Русская Служба Новостей», ОАО «Первый канал» (25%), телерадиокомпания «Петербург-Пятый канал» (72,4%), телеканал РЕН ТВ (68%), «СТС Медиа» (25,2% акций), ООО «Арт Пикчерс Вижн» (50%).

До сих пор окончательно не определены социальные последствия дальнейшей концентрации капитала (монополия или свободная конкуренция) на медиарынке. Главные опасения экспертов и потребителей заключаются в том, что в результате слияния холдинговых предприятий могут появится гигантские монополии национального масштаба, которые, в свою очередь, смогут навязывать выгодную себе информационную политику. Другими словами, информационное поле может быть искажено, а плюрализму мнений придет конец. Рассмотрев состав крупнейших российских медиахолдингов, можно  заключить, что подавляющее большинство всех российских СМИ подконтрольны нескольким корпорациям, которые вольны диктовать собственные условия и навязывать свою политику отечественному медиарынку.

С другой стороны, проанализировав мировую практику, становится очевидным ряд общих экономических мер по урегулированию процессов концентрации СМИ: ограничение концентрации СМИ в области периодической печати должно осуществляться в зависимости от размеров и доли тиража в региональном или общенациональном тираже; необходимо ограничение доли в акционерном капитале; целесообразно ограничение количества лицензий в руках одного лица; необходимо регулирование "перекрестного владения", а также ограничение доли иностранного капитала и обеспечение прозрачности деятельности СМИ (публикации годовых финансовых отчетов, информации о продаже крупных пакетов акций, списка основных акционеров и проч.) [7].

Иными словами, процесс концентрации СМИ может проходить в позитивном ключе для экономики и общества только при условии должного объективного контроля со стороны государства и наличия работающего антимонопольного законодательства. К сожалению, говорить о чем-то подобном в России пока не приходится. Концентрация СМИ идет по пути монополизации, а тенденций к изменению данного вектора в сторону свободной конкуренции не наблюдается. О скорых переменах также говорить не приходится, поскольку медиасистема выстраивалась достаточно спонтанно, без должной опоры на духовные, культурные и профессиональные традиции.


Список литературы

1. Миcонжников Б. Я. Современный медиахoлдинг: генезис, соcтояние и перспeктивы развития // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 30-32.
2. Гуpевич С. М. От издaтельского дома – к медиaхолдингу [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2006. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/184 (дата обращения: 17.10.2019).
3. Ильчeнко Сергeй Николаeвич Проблема концентрации электрoнных СМИ: Петербургский опыт [Электронный ресурс]// Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2008. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kontsentratsii-elektronnyh-smi-peterburgskiy-opyt (дата обращения: 20.10.2019).
4. Маpкина Ю.В. Роcсийские медиахoлдинги: становление и особенности функционирования [Электронный ресурс]// Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 3. C. 36-39. URL: www.gramota.net/editions/2.html. (дата обращения: 22.12.2018)
5. Маpкина Юлия Валерьeвна Концeнтрация СМИ в условиях информационной глобализации [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsentratsiya-smi-v-usloviyah-informatsionnoy-globalizatsii (дата обращения: 23.12.2018).
6. Официальный сайт «РБК» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/ (дата обращения: 22.09.2019).
7. Цыхмиcтро Сергей Иванович Влияние инфoрмационных монополий на развитиe государства [Электронный ресурс] // Вестник МИЭП. 2012. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-monopoliy-na-razvitie-gosudarstva (дата обращения: 10.10.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: