Теория языка | Филологический аспект №10 (42) Октябрь, 2018

УДК 372.881.161.1

Дата публикации 31.10.2018

Принципы дистанционного обучения русскому языку как иностранному

Конышева Юлия Романовна
преподаватель кафедры иноязычной профессиональной коммуникации, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, РФ, г. Нижний Новгород, kalshikova@bk.ru
Дементьева Ксения Сергеевна
студентка магистратуры кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина, РФ, г. Нижний Новгород, ksuha-dementeva@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается дистанционное обучение как один из способов освоения дисциплины «Русский язык как иностранный». Раскрываются основные принципы дистанционного обучения русскому языку как иностранному, такие как интерактивность, гибкость, активность и самостоятельность обучающегося, наличие индивидуальной траектории обучения и другие. С учетом принципов, а также специфики дистанционного обучения выделены главные требования к обучающим курсам и программам по русскому языку как иностранному, необходимые для эффективной их реализации и достижения оптимального результата. Применение дистанционных курсов при обучении русскому как иностранному важно для повышения качества образования по сравнению с традиционными методиками.
Ключевые слова: русский как иностранный, дистанционное обучение, дистанционный курс, электронная обучающая программа, информатизация образования

The principles of distant learning of Russian as a foreign language

Konyshevа Julia Romanova
the teacher of foreign language professional communication department, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod
Dementyeva Kseniya Sergeevna
the master student of theory and practice of foreign languages and linguodidactics department, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article is devoted to distance learning as one of the ways of teaching the discipline "Russian as a foreign language". The basic principles of distance learning of Russian as a foreign language, such as interactivity, flexibility, activity and independence of the student, the presence of an individual learning path, and others are described. Taking into account the principles, as well as the specifics of distance learning, the main requirements for training courses and programs in Russian as a foreign language, necessary for their effective implementation and achievement of optimal results are highlighted. The use of distance learning courses in teaching Russian as a foreign language is important to improve the quality of education in comparison with traditional methods.
Keywords: Russian as a foreign language, distance learning, distance learning course, e-learning program, informatization of education

Резкий скачок в развитии мировых информационно-коммуникационных технологий послужил стимулом к информатизации образования. Появилась потребность в освоении и применении передовых информационных технологий, а также разработке новых, максимально доступных и открытых способов осуществления образовательной деятельности. Несмотря на то, что на сегодняшний момент широко представлены возможности овладения языком посредством дистанционного обучения, оно все еще рассматривается весьма инновационным именно в этой специфической предметной области.

Анализируя отечественную и зарубежную практику дистанционного обучения, нам удалось выявить следующие характерные особенности, присущие данному виду обучения [1], [2], [5]:

    • гибкость, ориентация на потребителя;
    • интерактивность;
    • модульность;
    • параллельность;
    • дальнодействие;
    • асинхронность;
    • массовость;
    • рентабельность;
    • повышение качества образовательного процесса по сравнению с традиционным заочным образованием;
    • возможность реализации принципа непрерывного образования;
    • изменения в системе «преподаватель - обучающийся», расширение и обновление роли преподавателя (тьютора);
    • технологичность, опора на передовые коммуникационные технологи;
    • социальность и интернациональность.

Данная специфика обучения русскому языку как иностранному (далее РКИ) определяет принципы, которым необходимо следовать при дистанционном обучении. Важно отметить, что на сегодняшний день не существует однозначно сформулированных принципов именно дистанционного обучения русскому языку как иностранному.

В ходе анализа научных трудов нами была предпринята попытка выделить несколько наиболее важных принципов дистанционного обучения русскому языку как иностранному [1], [2], [3], [4].

Таблица 1. Принципы дистанционного обучения русскому языку как иностранному

Принцип

Суть принципа

Пример реализации принципа

Принцип интерактивности учебного процесса

(применительно к области «Иностранные языки» этот принцип может рассматриваться как ведущий).

Использование в учебном процессе всех форм взаимодействия участников (учащийся -преподаватель, учащийся-учащийся, учащийся-средства обучения).

Тесты, различные формы электронной коммуникации, обратная связь в виде диалогового обмена информацией с преподавателем.

Принцип телекоммуникационного межличностного общения

Организация реального общения всех участников учебного процесса посредством ИКТ.

Осуществление удаленного общения между преподавателем и студентом, либо между студентами. Участие в телеконференциях. Переписка с носителями языка.

Принцип гибкости процесса обучения и учебного материала

Самостоятельное определение темпа обучения и уровня сложности материала в соответствии с уровнем владения иностранным языком, коммуникативными и профессиональными потребностями.

Выполнение заданий, дифференцированных по уровню сложности.

Принцип индивидуальной траектории обучения

Корректирование тьютором образовательной траектории учащегося.

Проведение входного и промежуточного тестирования. Составление индивидуального плана учебы. Изучение дополнительных материалов.

Принцип мобильности обучения

Обеспечение студента банком данных для дистанционного обучения, который позволяет ему самостоятельно корректировать учебную программу.

Размещение дополнительных учебных пособий и их корректировка.  Использование дополнительных средств аудио-, видео- и телеконференцсвязи, блогов).

Принцип модульности обучения

Модульное построение содержания курса, соблюдение универсальной структуры каждого модуля, автономности.

Наличие учебного плана, четкое разделение учебного курса на модули и наличие рекомендаций по работе с курсом.

Принцип активности и самостоятельности обучающегося

Вовлечение обучаемого в активную познавательную деятельность, при направляющей роли преподавателя. Создание подлинной мотивации к изучению языка.

Выполнение заданий, направленных на поиск и систематизацию информации, стимулирующих критическое мышление. Использование новейших педагогических технологий, стимулирующих познавательный интерес учащихся.

Учитывая данные принципы дистанционного обучения иностранному языку, можно сделать вывод о том, что для их соблюдения необходимо обозначить ряд требований к обучающим курсам и программам по русскому языку как иностранному. Рассмотрим наиболее важные из них:

  1. Электронная обучающая программа должна предоставлять возможность выбора индивидуальной траектории обучения русскому языку как иностранному для каждого учащегося.
  2. Электронная обучающая программа должна обеспечивать обратную связь (максимальную интерактивность).
  3. Электронная обучающая программа должна обеспечивать возможность формирования навыков в рецептивных и продуктивных видах иноязычной речевой деятельности.
  4. При разработке обучающих программ по русскому языку как иностранному должны быть задействованы различные виды информационно-коммуникационных технологий.
  5. Программы должны обеспечивать четкий мониторинг за ходом учебного процесса, при условии возможности осуществления двусторонней связи.
  6. В программе должны быть реализованы различные способы предъявления учебного материала.
  7. Программа должна стимулировать учащихся к овладению языком при помощи различных стратегий.
  8. Стимулировать развитие творческих способностей, на основе индивидуальных потребностей учащихся.

Таким образом, принципы обучения представляют собой некую «законодательную» базу процесса обучения РКИ. Более важным оказывается то, насколько всецело учитель придерживается данных принципов, и от этого зависит успех в оптимизации процесса обучения.


Список литературы

1. Азимов Э.Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному. - М.: Русский язык. Курсы, 2006. - 152 с.
2. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
3. Бовтенко М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка: Монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. - 244 с.
4. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / Т. Е. Владимирова [и др.]. –М.; СПб.: Златоуст, 1999. – 28 с.
5. Густырь А.В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования: автореф. дисс., канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2001 – 26 с.

Расскажите о нас своим друзьям: