Германские языки | Филологический аспект №11 (43) Ноябрь, 2018

УДК 37.022, 37.026

Дата публикации 23.11.2018

Письменная речь на уроке иностранного языка. Виды упражнений на развитие навыков письменной речи

Каскова Маргарита Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва, 37margo@rambler.ru
Фролова Лидия Николаевна
Старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва, akvazoo@bk.ru

Аннотация: Статья привлекает внимание к такому виду речевой деятельности, как письмо. Авторы анализируют причины отсутствия интереса педагогов к формированию навыка письма. Подчеркивается взаимосвязь между аудированием, говорением, чтением и письмом, а также его положительное влияние на процессзапоминания.В статье даются методические рекомендации и практические советы по обучению письму на немецком языке на начальном этапе в лингвистическом вузе.
Ключевые слова: письменная речь; развитие навыков письменной речи; виды упражнений; эвристическое письмо

Writing in a foreign language class. Types of exercises on the development of writing skills

Kaskova Margarita Evgenyevna
PhD inEducation,associate professor at the Department of theory and practice of foreign languages Institute of Foreign Languages, RUDN University, Russia, Moscow
Frolova Lidia Nikolaevna
Senior Lecturer at the Department of theory and practice of foreign languages, Institute of Foreign Languages RUDN University, Russia, Moscow

Abstract: The paper gives valuable information about the writing as an aspect of oral activity. Authors analyze reasons why teachers of foreign languages have no interest to the writing. Similarity between writing and listening, speaking, reading is emphasized and it’s positive impact on the process of memorizing.Much attention is given tosome methodical recommendations andsome practical advice on aspects of writing in German language in linguistic university.
Keywords: speech; writing skills development; types of exercise; heuristic letter

В настоящее время иностранный язык занимает особое место в структуре содержания образования. Расширение интернациональных контактов, открытость границ, возможность учебы, работы за рубежом поставили этот предмет на небывалую доселе высоту. Социальный запрос общества – выпускник, свободно владеющий иностранной речью на иностранном языке. При его изучении у обучающегося формируются компетенции во всех видах речевой деятельности, то есть в письменной речи, в чтении, в аудировании и говорении[1]. Однако письму в  процессе обучения уделяется недостаточно внимания. Об этом свидетельствуют опросы и беседы с учителями и методистами.

Так, на международных курсах повышения квалификации по германистике в г. Веймар доктор Райнер Бон провел исследование среди 201 преподавателя из двадцати четырех стран по вопросу: «Какое значение вы отводите письму при обучении немецкому языку как иностранному?»[4]. Результаты опроса участников были следующими:

– письмо имеет малое значение для 58,2 %, то есть 117 участников;

– письмо имеет очень мало значение – 26,3%, то есть 53;

– письмо вообще не имеет никакого значения – 15,4 %, то есть 31.

В беседах-обсуждениях результатов преподаватели пояснили причины отсутствия интереса с их стороны к формированию навыка письма при обучении иностранному языку.

Во-первых, доминантой современного образования, является коммуникативный подход, поэтому требуется, прежде всего, развитие навыков говорения и осознанного понимания иностранной речи.

Во-вторых, в учебных материалах имеется малое количество упражнений для развития навыков письменной речи.

В-третьих, формирование навыка письма отнимает слишком много учебного времени.

В-четвертых, письменной речи обучающийся может научиться в дальнейшем самостоятельно.

В-пятых, проверка сочинений, эссе и других письменных работ занимает слишком много времени преподавателя.

Естественно и бесспорно, что аудирование и говорение играют важную роль в процессе обучения иностранному языку, и именно на развитие этих двух навыков нацелены учителя иностранного языка. Не на последнем месте стоит и развитие навыков чтения. А вот развитию навыков письменной речи уделяется гораздо меньше внимания, к тому же, во многих учебных пособиях письму отводится второстепенное место.

Тем не менее, владение письменной речью очень важно, оно может быть основной целью при написании мотивационного письма, заявления, статьи, отчета, аргументированного сочинения и т.д., а может быть средством для достижения определенной цели, скажем, при выполнении письменных грамматических упражнений[1, 3, 5, 7].

Коммуникативное значение письма относительно невелико и ограничивается областью официальной и неофициальной перепиской, заполнением бланков, краткими сообщениями и т.д.

Однако общепризнано, что аудирование, говорение, чтение и письмо – все виды речевой деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, тесно взаимосвязаны друг с другом. Взаимосвязь между чтением и письмом заключается в том, что при чтении быстро узнаются и понимаются те слова, фразы, которые были записаны. Письмо увеличивает эффект запоминания и сохранения материала в долговременной памяти, особенно тогда, когда у обучающегося более развита зрительная память [5, 7].

Письмо следует рассматривать как подготовку к устному высказыванию. Начиная с работы над простым предложением, продвигаясь по пути усложнения, вводя дополнения и определения обучающийся готовится к изложению сообщения в устной форме. Более того, опора на письменную речь  служит профилактикой ошибок в устной.

Кроме того, все сертификационные экзамены содержат задания на проверку навыка письменной речи.

Все вышеизложенное подводит нас к выводу о том, что сам учитель должен поставить себе вопрос: чего он хочет добиться при обучении письменной речи, какие требования он выдвигает на начальном этапе и какую роль письменной речи отводит он сам при обучении иностранному языку.

Изучение и анализ исследований по затронутому вопросу, а также многолетний педагогический опыт, позволили нам предложить некоторые методические рекомендации и рассмотреть практические советы по обучению письму на немецком языке на начальном этапе в лингвистическом вузе.

При развитии навыков письменной речи в полной мере реализуется принцип индивидуального подхода, так как обучение письму может и должно проводиться дифференцировано, в зависимости от способностей, интересов обучающихся и их индивидуальных особенностей. Сущность образования в настоящее время определяется не как управление учеником в период обучения, а как создание образовательной среды для развития его личности и раскрытия его творческого потенциала. Поэтому преподаватель сам может выбирать виды дидактических заданий с целью выбора наиболее эффективной формы работы для каждого обучающегося.

Такой образовательной средой, по нашему мнению, является постановка учащегося в условия выбора содержания, способов осуществления учебной деятельности письма, условий для самореализации и самовыражения, с последующей оценкой сделанного выбора. Именно при обучении письменной речи выбор реализуется как метод через предоставление параметров, предлагаемых учащемуся [6]. В качестве примера приводим следующие параметры:

–выбор временного режима. Студенты, быстрее справляющиеся с заданием, могут получать более длинные тексты или после выполнения одного письменного задания получать другое.

–выбор трудности заданий. Более сильные студенты получают более сложные задания (А – стандартный уровень сложности, В – уровень средней сложности, С – уровень повышенной сложности).

–выбор тематики согласно интересам. Каждый пишет на тему, наиболее для него интересную. Например, хобби, свободное время, любимое блюдо и т.д.

–выбор объема, формы текстового сообщения.

–выбор уровня творческого задания (уровень репродуктивно-подражательной активности/ уровень исполнительской активности/ уровень творческой активности);

– выбор формы исполнения (индивидуальная/парная/групповая);

– выбор модели действия согласно индивидуальным способностям и интересам.

Таким образом, данные условия предполагают вовлечение учащегося в построение личностных моделей учения посредством осознания своей роли в учебном процессе чрез принятие ответственности за свои действия.

Общеизвестна связь письменной речи с процессом запоминания[4,7]. Память напрямую связана с доминирующим каналом восприятия и обработки информации, поэтому важно учитывать данный фактор. Выполнение упражнений, конспектирование, делание пометок, написание аннотаций способствует эффективности усвоения материала, так как при письме задействуются все каналы восприятия информации:

– оптические (видят то, что пишут);

– акустические (звуки, фонемы ассоциируются с изображением соответствующих букв);

– разговорно-моторные (кто пишет, артикулирует, проговаривая про себя письменный текст);

– моторные (движение руки при письме).

Как указывалось выше, коммуникативное значение письма ограничивается следующими областями:

Официальные письма (для получения информации): в издательствах, книжных магазинах, отелях, кемпингах, деловая переписка и т.д.

Неофициальные письма: в открытках, в переписке между партнерами; формуляры при  заполнении регистрации в отеле, в кемпингах; краткое сообщение для третьих лиц.

Письмо как практическая потребность на занятиях: домашнее задание; упражнения; тесты; записи (для дальнейшего применения устной речи); выделение ключевых слов; внутренняя дифференциация.

Все навыки письменной речи формируются в процессе целенаправленной учебной деятельности, поэтому в статье предлагается типология упражнений для формирования навыков письменной речи. Рассмотрим ее более подробно.

Типология упражнений для навыков письменной речи:

1. подготавительные упражнения;

2. конструктивные упражнения;

3. упражнения со структурой письма;

4. эвристическое письмо;

5. письмо, ориентированное на коммуникативные ситуации.

Подготовительные упражнения. При выполнении таких упражнениях используется определенный словарный запас, активизируются уже имеющиеся знания, записываются предложения, отрабатывается правописание и т.д. Важно отметить, что акцент в этой работе делается на коннекторы: союзы, частицы, наречия. Не все предложения являются специфическими для развития письма, некоторые подготовляют к развитию других навыков, таких как аудирование, говорение, чтение, но все они могут и должны выполняться письменно. Таким образом, учащиеся должны уже на этой стадии узнать, что письмо может происходить вместе с другими формами обучения.

Исследование процессов обучения письму на иностранном языке показали, что половина всех проблем, которые встречаются в процессе, связана с малым словарным запасом учащихся. В работе над усвоением новой лексики и расширением словарного запаса могут помочь следующие упражнения, которые предполагают как индивидуальную, так и парную работу. Но если коллектив учащихся состоит из 5-7 человек, можно вовлечь и всю группу.

Предлагается слово, последняя буква которого является первой для поиска нового слова.

Например: Haus – Sonne – Ei – Insel – Liehe.

Это упражнение можно использовать при изучении частей речи или задать определенную тему. Образовать цепочку слов на тему «Хобби». Упражнение начинается со слова «Schön». Все последующие слова должны начинаться на последнюю букву предыдущего слова.

Например:

Schön – naß –Surfbrett –täglich–Hitze – Erholungит.д.

Змейка из слов (сложное слово).

Например: Sommerferien. Основное слово (ferien) учащиеся должны образовать другие сложные слова.

Fenenhof — Sommerferien – Fenendorf– Dorfbrunnen — Brunnenwasser ит.д.

Предложение из слов.

Например, слово: Mond. Из букв этого слова следует образовать предложение, слова которого начинаются с буквы этого слова.

Mond: MeinOnkelnimmtDrogen.

Ассоциограммы: Что приходит в голову? Собираются ассоциации, вызванные словом, предложением. Стимулом может быть фото, картина, музыка. Полезным считаем выполнение этого упражнения всей группой, когда один ученик записывает слова на доске, а потом в совместной работе слова соединяются в предложения. Если в данный момент учащийся не находит слова на немецком языке, то он может записать его на родном языке, с тем, чтобы попросить помощи у «зала» или у друга. Например:

heute-Mutter-wie-kommt-spät-deine-nach Hause ?

Wie spät kommt deine Mutter heute nach Hause?

Конструктивные упражнения. При выполнении таких упражнений готовятся заранее карточки-картинки, изображающие различные действия. Цель – научить строить сложные предложения. Упражнение соединяет два вида деятельности: письмо и говорение. Изучая придаточные предложения с союзом «weil», можно предложить произнести, а потом записать мини-диалог. Например:

А — спрашивает: Почему я сегодня пришел поздно в школу?

Б — ищет ответ на карточке, предложенной ему заранее: weil dein……

Суть комбинирования предложений состоит в выполнении задания: из нескольких предложений сделать одно. При их выполнении учащиеся тренируют структуры сложных предложений, причем они складываются «методом сборки»– от простого к сложному. Например:

DerUnfall

Eine Dame sicht die Lichter auf sich kommen

1. Die Dame ist alt.

2. Die Dame steht auf dem Zebrastreifen

3. Die Dame ist entsetzt4. Es sind die Lichter vom Auto

Eine alte Dame sicht die  auf dem Zebrastreifen steht. sicht die Lichter des Autos auf sich kommen und ist entsetzt.

Для начального этапа обучения эффективно упражнение, в котором предлагается описать человека, комнату, дом, город, путешествие и т.д. используя неполную информацию или опорные слова. Например:

Name Karl Müller

Spitzname Carlie the killers

Augen blau

Haare braun

Alter 39

Größe 199 cm

AdresseBonn

Упражнения со структурой письма. В основном речь идет об упражнениях по принципу: слово — предложение — текст.

Например: придумать ситуацию, записать ключевые слова к диалогу, потом сформулировать диалог. В аудиториях проводить такие диалоги лучше всего в парах и по ролям, а зрители должны угадать, о каком персонаже, о какой ситуации идет речь.

Совместная работа над текстом приносит большую пользу потому что, решения могут обсуждаться совместно. Учащиеся говорят о своем тексте, о формулировке идеи, о содержании, о грамматических и лексических средствах  и т.д.

Упражнение, заданием которого является заполнение пропусков. При выполнении данного задания следует дополнить текст предложениями, которые подходили бы стилистически. Например:

Bayrguth Ein "Geheimtip" war monatelang bei Schülerinnen eine 40 Jahre alte Bayreuth Ärztin

а) Sie schrieb gesunde Schülerinnen krank. Die Schülerinnen konnten "offiiziell" die Shule Schwänzen

b) Der Direktor einer Schule Schöpfte Verdacht. Er informierte die Polizei
c) Die Mädchen erzählten der Polizei alles ит.д.

В конце работы сравнить текст с оригиналом. Есть ли отличие? Не всегда составленные предложения совпадают с оригиналом, но отсутствующие предложения должны быть сформулированы таким образом, чтобы логически соответствовать контексту.

Предлагается учащимся записать короткий текст, ответив на ряд вопросов. Например:

Учащимся предлагается написать подробную биографию, используя при этом выражения:

- ich werde geboren

- ich besuchte Volks – Mutter – Realschuie, das Gymnasium, die Uni,

- ich machte das Examen, das Abiturит.д.

Эвристическое письмо. Письмо имеет эвристическую функцию. Эвристика — это учение о познании, о том, как можно получить новые знания. Приведем слова известной австрийской писательницы Ренате Велш: «Письмо имеет много общего с потребностью прояснить себе лично что-то. Во время письма объясняют адресату и разъясняют себе самому положение вещей и тесную связь между ними. Интересно, что некоторые вещи сначала принимают письменную форму, а только потом познаются через написанное. Во время письма можно приобрести опыт познания и систематизации. Письмо приводит к новым знаниям, знание может получить рабочую функцию и стать частью нашего мышления» (перевод наш) [8]. В качестве примера приводим задание на развитие эвристической функции.

Например: написать фантастическую историю к картине.

Шаг первый: изложить письменно, что видишь. Незнакомые слова найти в словаре.

Шаг второй: найти к отдельным словам как можно больше вопросов с вопросительными словами.

Шаг третий: систематизировать свою историю.

Шаг четвертый: записать свою историю, соединяя вместе отдельные части предложения, главные предложения, более маленькие, с помощью коннекторов.

Шаг пятый: если работа велась в парах, то можно обменяться написанными историями.

Шаг шестой: проверить структуру предложения, правописание  и пунктуацию.

Письмо, ориентированное на реальные коммуникативные ситуации. Речь идет о формах, которые нацелены на проведение письменной коммуникации в реальной ситуации. К ним следует отнести письма, личную корреспонденцию, комментарии, протоколы и т.д. При выполнении этих упражнений следует учитывать следующие факторы, которые выражаются через вопросы.

1. Текст направлен адресату.

Вопрос: Что от меня ожидают? Что от меня хотят узнать?

2. В основе текста лежит намерение.

Вопрос: Почему пишу?

3. В тексте используются определенные формы выражения.

Вопрос: На какие формальные аспекты следует обратить внимание?

4. Текст содержит определенную тему и имеет дело с определенным содержанием.

Вопрос: Что хочу сообщить?

Предлагается написать письмо

а) Lieber Herr…./ Liebe Frau

b) Lieber .../ Liebe.../ Hallo

c) Sehr geehrte Damen und Herren

или ответ на полученное:

a) MitfreundlichenGrüßen

b) Tschüß

c) Dein.../ Deine…

В заключение хотелось бы указать на некоторые преимущества письменной речи для обучающихся. Письменно они могут излагать свои мысли медленнее (при говорении требуется быстрота реакции), подыскивать правильные выражения, неверное могут зачеркивать (при говорении невозможно изменить уже произнесенное). Во время письма можно перечитывать весь текст, чтобы уточнить дальнейшее развитие мыслей, можно увидеть весь результат в целом. Это особенно важно для студентов, которые не отличаются быстротой реакции, медлительных или стеснительных.

Таким образом, письменные задания не просто желательны, а необходимы, так как, наряду с развитием навыков письменной речи, они способствуют развитию чтения, говорения и, в некоторой степени, аудирования. К тому же письменная речь тесно связана с развитием нашего мышления, памяти, она помогает нам привести в логический порядок наши «хаотические» мысли и структурировать их. Такое психосоматическое закрепление навыков особенно важно обучающимся, для которых латинский шрифт является иностранным.


Список литературы

1. Бим И. Л., Рыжова Л. И., Садомова Л. В. и др.Немецкий язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников И. Л. Бим. 2–11 классы. М.: Просвещение, 2018. С.336
2. Левинзон А. И. Креативное письмо: модель англоязычных стран в российской школе // Вопросы образования, 2014. № 1. C. 25-45.
3. Смирнова Н. В. К вопросу об академической грамотности // Иностранные языки: материалы конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 55-58.
4. BohnR., SchreiterI. SprachspielereienfurDeutschlernende // LangenscheidtVerlagEnzyklopädie; Auflage: 8, 2001. S.168
5. Gunde K. Zur Vermittlung des sprachlichen Ausdrucks logischer Beziehungen // Deutsch als Fremdsprache. Zeitschrift fur Teorie und Praxis des Deutschunterrichts fur Auslander, Heft 2, 2000. Leipzig: Herder-Institut. S. 097 - 103
6. Kaskova M.E., Dugina T.V., Zabolotskikh A. V. Choice as a Metod of Students’ Academic Autonomy Development // EDULEARN18 Proceedings:materials of the 10th International Conference on Education and New Learning Technologies Palma, Mallorca, SPAIN 2nd-4th July, 2018. Р. 2556-2561
7. Schreiter I. Schreibversuche. Kreatives Schreiben bei Lernern des Deutschen als Fremdsprache - Themenvorschläge, Arbeitsempfehlungen und viele authentische Beispiele für phantasievolle iudicium // Auflage: 1. München: ludicium Verlag, 2002. S. 235
8. Welsh R. Mit einem Fuß auf zwei Beinen stehen. // Texte aus der Schreibwerkstatt im VinziRast-CortiHaus. Wien: Wiener Dom-Verlag, 2013.

Расскажите о нас своим друзьям: