Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №1 (45) Январь, 2019

УДК 821.111

Дата публикации 31.01.2019

Парень по прозвищу Кролик и ценностные ориентации среднего американца

Петрухина Майя Андреева
кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры английского языка, Дипломатическая академия МИД РФ, DAConfa@mail.ru

Аннотация: Изменения в сфере культурно-ценностных и нравственных ориентаций среднего американца, который является опорой современного американского общества, можно наблюдать в двух наиболее важных для американцев областях жизни – в религии и семье, где происходит определенная радикализация взаимоотношений. Начавшееся с середины 70х гг. прошлого века, это противостояние привело к возникновению новых, подчас противоположных представлений о морально-этических ценностях американского среднего класса. Дж.Апдайк в своей тетралогии+ о Гарри Энгстреме, по прозвищу Кролик, последовательно показал, какие изменения происходили в системе ценностей среднего американца на протяжении 40 лет. Заслуга Апдайка в том, что свое повествование в книгах он ведет на фоне политических и общественных событий внутри страны, что помогает понять причины растущей радикализации, с одной стороны, и конформизма среднего класса, с другой. Постепенное обесценивание основных ценностных установок приводит к тому, что ни Кролик, ни его дети не могут состояться как личности. Литературные критики считают тетралогию+ одним из лучших произведений конца ХХв., а главный герой стал культовой фигурой.
Ключевые слова: Американская мечта, коммунитарный идеал, средний класс, радикализация, конформизм, отцы и дети

A Guy Nicknamed Rabbit and Value System of a Middle American

Petrukhina Maya Andreevna
PhD in Philology, Docent, Professor of English Department, Diplomatic academy of Russia’s Foreign Ministry

Abstract: Changes in cultural and moral values of a middle American who is a pillar of American society can be seen in two most important spheres of life for Americans that is in religion and family where the relations have been radicalized. Starting with the mid-70s the strife has led to the emergence of new, in some cases conflicting ideas about moral and ethical values of American middle class. In his quadrilogy+ about Harry Angstrom, byname Rabbit, John Updike again and again showed how a middle American’s value system had been changing for 40 years. We should give the author the credit for the narrative that unfolds against the background of domestic political and public events which helps to understand the causes of resurgent radicalization, on the one hand, and conformism of the middle class, on the other hand. Gradual devaluation of the fundamental value system results in the fact that neither Rabbit nor his children could succeed as personalities. Literary critics consider quadrilogy+ as one of the best works of late 20th century, and its main character has turned into a cult figure.
Keywords: American Dream; community ideal; middle class; radicalization, conformism, fathers and sons

Систему ценностных ориентаций американцев сегодня можно представить в виде слоёного пирога, где центральным организующим принципом, основой всей американской культуры в целом является индивидуализм. Индивидуальность, личность – первооснова американской философии, политического и национального идентитета, самоопределения. Как известно, особое влияние на формирование национального характера, становление и развитие идеалов американцев, получивших название «Американской мечты», оказали мораль и этика пуританизма, идеи о «простой жизни с мыслью о Боге» («plain living and high thinking”) [11].

Целью данной статьи является выделение отдельных позиций в системе ценностей среднего американца. Анализируя текст, автор приводит экспликацию этих позиций в тетралогии+ Дж. Апдайка о Гарри Энгстроме, состоящей из 4 книг и одной новеллы. Предметом анализа являются ценностные ориентиры среднего американца, как они существуют в американском обществе на протяжении последней трети ХХ века.

Сегодня изменения в сфере культурно-ценностных и нравственных ориентаций среднего американца, являющегося опорой современного американского общества, можно наблюдать в двух наиболее важных для американцев областях жизни – в религии и семье, где происходит определенная радикализация взаимоотношений.

Автор книги «Культурные войны» Джеймс Д.Хантер [12] откровенно говорил о том, что Америка находится в гуще такого культурного противостояния и конфликта, который оказывает влияние не только на её официальную политику, но и на повседневную жизнь среднего американца в целом. Привлекая в качестве доказательства подобного утверждения примеры из судебной практики конца 80х годов по вопросам семейных и религиозных споров и разбирательств, он приходит к выводу, что сегодня конфликт в обществе возникает не из-за различий религиозных верований, а в силу совершенно иных, подчас противоположных представлений в отношении морально-этический ценностей. С ним невозможно не согласиться, особенно учитывая тот разлом в американском обществе, который мы наблюдаем сейчас.

В основе политических споров сегодня по таким вопросам, как воспитание детей и отношение к абортам, деятельность групп за «позитивное действие» и субсидирование искусств, права меньшинств и статус работающих женщин и т.д. лежит проблема «морального авторитета, означающего вполне определенную установку, согласно которой сам человек определяет, что является хорошим или плохим, верным или ложным, приемлемым или нет» [12, с. 42].

Именно различия морально-этического плана во взглядах людей приводят к культурному конфликту, который проявляется в нарастании политической и социальной враждебности в обществе, что, по мнению автора книги, постоянно вызывает споры относительно того, как «организовать нашу жизнь – нашу личную жизнь и нашу общую жизнь в этом обществе» [16, с. 34]. Проблема усложняется тем, что на сегодня отсутствуют концептуальные категории и механизмы для наиболее полного определения природы этих различий.

Внутри каждой из трех главных религий США – протестантской, католической и иудейской – Хантер выделяет (в соответствии с их моральными установками) представителей радикально-ортодоксального крыла, с одной стороны, и либерально-прогрессивистского – с другой. Однако такое деление на два радикальных крыла не объясняет мотивы поведения и действий других групп людей, также принадлежащих к среднему классу, чьи взгляды не отличаются радикализмом и чьи ценностные ориентации могут быть иными. Как известно, само понятие «средний класс» весьма разнородно по имущественному и этническому составу и включает три слоя – верхний (upper middle class), средний (middle middle class) и нижний (lower middle class). При этом (не без влияния последствий большого притока иммигрантов за последние годы и роста новых технологий, окончательно вытесняющих ручной труд) наблюдается значительная поляризация среднего класса. Происходит расслоение, размежевание внутри групп людей, принадлежащих к срединной прослойке, большая часть из них пополняет нижний ряд среднего класса и лишь незначительная часть – верхний (отсюда и тенденция к росту множественности и разнонаправленности ценностных ориентаций и воззрений среди американцев).

Сегодня во взаимоотношениях внутри самых разных групп среднего класса все больше раскрывается сложность современной морально-общественной ситуации США, расшатывание и размывание классических либеральных идей и усиление альтернативных контрлиберальных или постлиберальных систем ценностных ориентаций с опорой на ригоризм пуританской философии либо на возведение абстрактного идеала свободы во всем в абсолют, столкновение традиционных консервативных социальных норм и появление новой морали [13, с. 6], а также радикализация взаимоотношений внутри различных обществ и организаций. Проблема индивидуума и его соотношения с социумом – одна из самых важных проблем для любого общества. И простое сопоставление философии индивидуализма и коллективизма вряд ли поможет решить ее, хотя индивидуум тесно связан с коммунитаризмом, общиной.

Как известно, создание общин первых переселенцев явилось результатом свободного выбора иммигрантов и заключенного на основе этики «добровольчества» договора с Богом. Коммунитарный идеал, в основе которого лежал договор не только с Богом, но и друг с другом (о чем свидетельствует речь Дж.Уинтропа в 1630г. «о Городе на Холме»), все более уступает место этике индивидуализма. Закрепляется кальвинистская идея о том, что отношения с Богом имеют весьма личностный характер [3].

Со временем пуританские ценности (умеренность, воздержание, трудолюбие с обязательным вознаграждением за труд, освященный самим Богом, бесконфликтность, порядок, послушание и т.д.) подверглись секуляризации [14, с. 234], продолжив свое существование в модернизированном социуме и сохранив свою подоснову ценностей, ориентированных на человека, «сделавшего самого себя».

В этике индивидуализма, понимаемой, прежде всего, как возможность исповедовать и преследовать свой собственный интерес (self-interest), постоянно присутствуют коммунитарные ценности. Но индивидуальная свобода понимается здесь уже как свобода выбора для осуществления своей «мечты», личной цели, а не подчинение воле Бога. Коммунитарные ценности напоминают о себе и в той готовности американцев по любому важному для них поводу, особенно в переломные моменты общественной жизни, организовываться в различные группы, движения для поиска согласия (пусть временного и недолгого) на уровне межличностного общения. Естественно, что вновь образованные институциональные связи способствуют самоограничению индивидуума, но, в отличие от пуританской традиции, эти самоограничения связаны не с божественной волей, а с приземленным, «горизонтальным» пониманием идеалов и цели в жизни. Отсутствие глубокого, в своей основе духовного «вертикального» смысла труда, интереса и оценки жизни становится со временем барьером на пути саморазвития личности, ее духовном самосовершенствовании, самообразовании.

Об этом еще в 1931г. писал известный американский исследователь и историк Джеймс Траслоу Адамс в книге «Эпопея Америки» (The Epic of America), где впервые в американской историографии вводится в повседневный оборот речи (равно как и в философский словарь) понятие «американская мечта». В представлении Адамса «Мечта» - это современная американская версия идеи, уходящая корнями в историю культуры, мифологии и цивилизации, современное американское светское переосмысление древнего многолетнего представления о другой, лучшей жизни и мире.

По сути, «Американская мечта» - это мечта о такой социальной системе, при которой каждый сможет наиболее полно раскрыть и реализовать свои способности, свой потенциал. А сама идея материального преуспеяния – одна из базовых установок пуританских ценностей – лишь фундамент, на котором происходит реализация «мечты». Вместе с тем, как справедливо отмечается в книге Джеймса Адамса, «с достижением приемлемого уровня существования и созданием разумной экономической базы «Американская мечта» сама порождает массу вопросов в отношении ценностных ориентаций. Легко говорить о лучшей и более обеспеченной жизни для всех, но что значит лучше и богаче?» [11].

Итак, для реализации высокого уровня жизни людей в области культуры и духа требуется длительная и кропотливая работа их души. Без этого человек превращается только в потребителя, что в итоге ведет к девальвации определенных моральных норм и ценностей, к деградации интеллектуальной и художественной деятельности.

Бездумный оптимизм, игнорирование многих неприглядных фактов американской истории, а подчас и небрежение прошлым в гонке за безоблачным будущим может привести, по мнению историка, к росту антиинтеллектуальных тенденций в американской культуре, к упрощенному взгляду на мир в целом [2]. При таких обстоятельствах становление личности не сможет быть достижимой целью.

Можно сделать вывод, что дух пуританского смирения перестал считаться американской добродетелью, поскольку не способствует укреплению чувства личной ответственности и борьбы за свободу строителя вселенского счастья, готовности и способности к индивидуальному протесту. Если добавить к этому тот немаловажных факт, что американское национальное сознание издавна подпитывалось как либерально-просветительскими идеями, так и ригоризмом пуританских установок, то можно понять, каким образом в умонастроении американцев сегодня идеализм и иррационализм вполне уживаются с прагматизмом и рационализмом, создавая довольно сложную и взрывоопасную смесь [7, c.42], которая, как можно видеть, периодически начинает закипать.

В то же время для сохранения стабильности, равновесия в обществе (своего рода системы «качелей») необходимо наличие фундамента, ядра ценностей, составляющих основу гражданской культуры, где должна превалировать терпимость к другим взглядам и представлениям, доброжелательное отношение к иным религиям и институтам власти, поддержка и доверие к членам других общественных институтов и организация [4, c.185].

Вполне естественно, что художественная проза США не осталась в стороне от исследования американского национального характера и сознания, на формирование и становление которых столь сильное влияние оказали и мораль пуританизма и этика «крепкого» индивидуализма, ставшая, как уже отмечалось, центральным организующим принципом, основой всей американской культуры в целом [8, c. 60].

Чтобы проследить, какие изменения и явления в сфере ценностных ориентаций происходили в жизни и умонастроении среднего американца в конце ХХ века - начале нынешнего, достаточно, например, обратиться к творчеству Джона Апдайка, большинство книг которого – наглядный художественный документ о жизни среднего класса, начиная с 60х готов.

Временной отрезок повествования тетралогии писателя о Кролике -«Кролик, беги» (1960), «Кролик вернулся» (1971), «Кролик разбогател» (1982) и «Кролик на отдыхе» (1990) - составляет три декады от начала 60х до конца 80х годов. К ним примыкает новелла «Вспоминая Кролика» (2000), действие которой происходит в 1999г. На примере своего героя – Гарри Энгстрома (Кролик – его баскетбольный псевдоним в молодые годы) – Апдайк стремился рассказать о жизни и взглядах, составляющих основу нравственных ориентаций среднего американца, являющегося одновременно надежной опорой, стержнем современного американского общества, хотя и его нелицеприятным критиком. Чтобы понять особое внимание и интерес писателя к среднему классу, стоит побывать в тех местах, где жил и он сам, и его герои.

В одном из своих интервью Апдайк признался, что основной причиной, побудившей его закончить повествование о Кролике, явилась ностальгия и грусть по тем местам, где некогда жил он сам и куда после смерти матери в 1990г. ему было трудно возвращаться. Но расставание с родными местами далось ему нелегко, что нельзя не почувствовать по грустной тональности завершающего романа о Кролике «Кролик на отдыхе».

Бруер, прообразом которого был город юности Апдайка, Рединг, - во всех смыслах типичный с давних пор для среднего класса небольшой городок одноэтажной Америки с ровными рядами одинаковых домов. Вид города, по свидетельству героя, постоянно приводит его в волнение «незамысловатостью своих улиц – с цветочными горшками на подоконниках домов – и кирпичных заводов, угрюмостью возвышающихся над домами церквей – и все это вперемежку, все старомодным декоратором» [10, F-1]. Таких городков немало и в стране, и у каждого из них – своя главная улица, которая выделяется в Бруере тем, что на ней теперь полно новых стоянок для автомобилей, новых высоких зданий из стекла, где размещаются банки и офисы государственных учреждений.

С не меньшей тщательностью выписаны и другие места в городе и прилегающих к нему окрестностях, где побывал герой, что, несомненно, говорит о той большой любви, которую испытывал автор к родным местам. Эта любовь, тронутая грустью расставания, пронизывает всё повествование последней книги, включая заключительную сцену в больнице, где лежит умирающий Кролик.

Апдайк сострадал своему герою, несмотря ни на какие его прегрешения, которых у того было в жизни предостаточно. Устами бывшей возлюбленной Кролика – Тельмы Гаррисон – автор объяснял свое моральное кредо: «Клянусь Богом, я верю, что ты сам вершишь над собой суд и получаешь именно то, что заслуживаешь. Порукой этому – сам Бог» [10, F-1].

И в самом деле, хотя Апдайка всегда интересовали такие малопривлекательные темы из жизни американского среднего класса, как алкоголизм, семейные измены, брошенные дети и старики, бездумное существование в мире денег и личной выгоды, он все же скорее сочувствовал своим небезгрешным персонажам, нежели осуждал их. Писатель верил, если говорить о его морали в религиозном смысле, в Божью благодать, считая, что чем больше человек грешит, тем больше он будет страдать и, страдая, очищаться душой. Тем самым как бы подтверждая давний постулат о Боге относительно того, что Господь любит самых больших грешников, так как именно они дают ему возможность познать на себе всю силу его милости и благодати.

Действительно, в Гарри Энгстроме сконцентрировались самые различные, подчас противоположные, сочетания динамизма и инертности, здравого смысла и глупости, добродетельного поведения и дурных поступков. В начале повествования герою – 26, в конце – 56. Эти 30 лет жизни вместили целую судьбу школьной баскетбольной звезды «местного» масштаба, работавшего линотипистом, ставшего позднее продавцом, а затем и главой небольшой фирмы по продаже японских автомобилей, унаследованной от отца, и, в конце концов, ушедшего на покой состарившегося главы семейства.

Самые лучшие дни Гарри, о которых он постоянно вспоминает, закончились в 18 лет, с окончанием его баскетбольной карьеры. Тогда у него была дорога впереди и мечта, и ему казалось, что, пойдя по дороге вперед, он сможет осуществить свою мечту.

Апдайк сам неоднократно заявлял о том, что во всех его романах в центре – дилемма нравственного характера, проблема выбора ценностных ориентиров в жизни [6, c. 44]. Настоящая звезда баскетбола Кролик с раннего возраста стал символом физической силы, воли к победе в спорте, где проявил незаурядные способности, но, как выясняется позже, в ущерб становлению себя как личности. Любопытно, что и кончину Кролика ускорил его импровизированный баскетбольный поединок с молоденьким негром, которого он прозвал Тигром и над которым, как он вспоминает перед смертью, он одержал-таки свою последнюю спортивную победу. Кролик ни в чем не преуспел так, как в спорте: он не учился в колледже, его не интересовали книги, искусство. Правда, в конце жизни Кролик пытается восполнить пробелы в своем образовании, занявшись чтением подаренной ему женой книги об истории покорения индейцев в Америке, что весьма символично, так как лишь не очень давно средние американцы начали открывать для себя отдельные элементы культуры коренного населения США, а многие из них даже не знают о существовании в Вашингтоне музея американского (т.е. индейского) искусства!

Возникает вопрос: состоялся ли Гарри как индивидуум?

Конец 50-х годов (действие первого романа тетралогии «Кролик, беги») был ознаменован в общественной жизни США социальной неприкаянностью и прозябанием людей типа Гарри: отсутствие каких-либо прочных интересов (за исключением спорта) в жизни, узость кругозора и неразвитость сознания беспечного обывателя, для которого деньги становились самоцелью. Но в отличие от других Кролик пытается освободиться от пут, приковывающих его к быту, опустошающему человека своей заданностью и стандартизованностью. Инстинктивно он ощущает потребность избавиться от чувства безысходности, пытается бежать из дома и одновременно от самого себя, от тех трудностей, которые то и дело настигают его, а в конечном итоге и от своей ответственности в жизни, стремясь переложить свои обязанности на других. Ничего не добившись, он возвращается домой к семье.

В романе «Кролик вернулся» иной общественно-политический фон, иное социальное измерение, ведь речь идет об Америке 60-х! Дом героя становится прибежищем многих людей, настроенных оппозиционно по отношению к американскому истеэблишменту. Ощущается и некая смена ценностных установок среднего класса, идут поиски определенных нравственных ориентиров в жизни [5, c. 46]. Представители молодого поколения героев в этом романе пытаются переосмыслить те ценностные ориентиры, которые казались незыблемыми для Кролика.

Писатель много говорил об идеализме молодых героев романа – Джил и Скитера, в чем-то противопоставляя им уже умудренного опытом Кролика, который демонстрирует здесь свою жизненную стойкость перед лицом неурядиц и конфликтов. Он стал больше задумываться о непреходящих ценностях жизни – роли семьи и воспитании детей, а отдельные трудности даже закаляют его. Именно в своей семье он пытается найти понимание и опору.

В следующем романе, «Кролик разбогател», Гарри – вполне состоятельный человек, разбогатевший благодаря удачной конъюнктуре, связанной с продажей японских автомобиле его агентством. Кажется, что он воплотил в жизнь «американскую мечту». Он уже не принадлежит к нижней прослойке среднего класса, а поднимается на ступеньку выше. Теперь он заполняет свою жизнь предметами, составляющими материальный комфорт, вступает в связи с различными женщинами, к большинству из которых равнодушен, но так и не наполняет свою жизнь глубоким смыслом.

В романе содержится много примет из общественно-политической жизни Америки конца 70-х – здесь и ощущение драматизма «энергетического кризиса», охватившего Америку в то время, и растущая безработица, и утрата доверия среди среднего класса к политике президента Картера внутри страны и за рубежом – явление, получившее название “credibility gap”. Одновременно в обстановке спада оппозиционных настроений среди молодежи и укрепления консервативных взглядов среднего класса [1, с. 87-88] становятся более определенными убеждения главного героя. Психология предпринимательства все более овладевает им, но из-за ограниченности своего образования и кругозора он часто демонстрирует слепое следование философии здравого смысла, что подчас обостряет его взаимоотношения с сыном Нельсоном.

Тема отцов и детей – одна из центральных в творчестве Апдайка [Begley] – приобретает здесь особый смысл. В плане образования Нельсон во многом повторяет судьбу отца: не заканчивает колледж, не интересуется книгами, он более инертен и пассивен в жизни, чем его отец в те же годы. И хотя материальное благополучие не может заменить ни Кролику, ни его сыну отсутствие понимания подлинного смысла жизни, оба осознают, в конце концов, чувство ответственности и любви по отношению к своей семье и окружающим людям. Под конец жизни главный герой начинает оказывать особое внимание своим внукам, пытаясь привязанностью к ним компенсировать нереализованность своих былых мечтаний и запросов. Именно семья оказывается для него теперь в значительной степени самым спасительным якорем, хотя и здесь далеко не всё гладко.

Гарри к концу жизни начинает, наконец, понимать, что люди сами вершат над собой суд в жизни. Правда, в отличие от автора, который верил в искупление греха через страдание и раскаяние, Кролик нигде не декларирует свою веру в Бога, не ходит в церковь. Он скептически относится к тому, что происходит в Америке при президенте Буше (бесконечные аварии, застой  в экономике, экологические катастрофы), к тем ценностям жизни, которые тиражирует телевидение. Его высказывания полны горечи и весьма красноречиво свидетельствую о том, что попытка устраниться от всего происходящего путем бегства (образ дороги в начале становления карьеры героя и в самом конце символичен), изначально обречена на провал: у него не хватает для этого ни сил, ни веры в спасительные идеалы.

В юности у Кролика была мечта – стать пилотом и улететь в Тибет, чтобы встретиться с самим Далай-Ламой, но она так и не осуществилась: Кролик при всей своей физической силе оказался в чем-то лишенным жизненных соков и умирает от сердечной недостаточности.

Не случайно Апдайк в книге «Кролик разбогател» подчеркивал проблему конформизма наиболее обеспеченных представителей среднего класса, стандартизованность и инертность их мышления. Пример Кролика, прозревающего в конце жизни в отношении, прежде всего, к своей семье и друзьям, говорит о том, что слепая идея погони за успехом мешает развитию подлинных человеческих взаимоотношений. «Все, что мы хотим друг от друга, это – признание, признание своего положенного места в гонке за богатством… Есть другие вещи, которые делают человека человеком» [16, с. 374], – признается герой. Однако понимание этого приходит к нему в конце его жизненного пути, о чем говорят заключительные страницы книги.

Через ежедневные мелочи жизни своих персонажей Апдайк отображал изменения в американском обществе в тот или иной период. Последняя новелла о Кролике – «Вспоминая Кролика» - заполнена приметами описываемых в ней дней, такими как растущее влияние компьютерных технологий, популярность автомобилей типа SUV, «проблема 2000 года» и бойня в Колумбайне, а также не бросающимися в глаза, но появляющимися повсюду изменениями во вкусах, религиозных практиках, ценах на недвижимость, отношении к семье в Америке.

В американском обществе в 1990х годах секс играл доминирующую роль [13, с. 73-75]. Возможно, это произошло из-за скандала Клинтон-Левинский. Общество было расколото отношением к этому скандалу. Когда Нельсон, сын Кролика, приглашает его незаконнорожденную дочь, Аннабел, на обед в честь Дня благодарения в дом своей матери, обед превращается в политический спор. Автор проводит параллели между характером президента и Гарри, и защищая Клинтона, Аннабел защищает Гарри в его отсутствие и получает в ответ оскорбление от Ронни, который спрашивает её, каково это «…чувствовать себя ублюдком шлюхи и ничтожества…». Через образ Аннабел, которой приходится сталкиваться со множеством унижений, Апдайк показывает, как американское консервативное общество продолжает относиться к незаконнорожденным детям.

Сюжет и действующие лица тетралогии отражают изменения в американской культуре, ценностях и обществе. The New York Times Book Review назвал романы о Кролике одним из двадцати пяти лучших литературных произведений последней четверти ХХ века, и они входят в список рекомендованного чтения. Романы можно рассматривать своеобразную американскую сагу, охватывающую период длиной более чем 40 лет, а Гарри Кролик Ангстрем окончательно превратился в фигуру современного культурного сознания.

Если подводить итоги исследования ценностных ориентаций значительной части американского среднего класса, то нельзя не задаться вопросом о значении и масштабе любого индивидуума, значимость которого проверяется и его участием в общественно значимых событиях и делах. А таких явлений, вызывающих споры в американском обществе особенно в условиях действия «политической корректности», сегодня в Америке хватает.

Поэтому ответ на вопрос о том, будет ли средний американец продолжать довольствоваться во многом принципами ранее сложившейся философии и морали вполне определенного стандарта, заложенного в психологии и умонастроении нации (о чем говорилось ранее), может быть дан только с учетом радикализации мнений, происходящей сегодня внутри разных слоев среднего класса в их отношении к проблемам культурного и морально-этического плана.


Список литературы

1. Золотых В.Р. Американский консерватизм в 1950-1970е гг.: интеллектуальная традиция и социальные проблемы / Американский ежегодник. № 2015. М.: 2016. С. 83-98.
2. Колс Л. Роберт. Ценности, которыми живут американцы [Электронный ресурс]. – URL: http://rm.pp.net.ua/blog/2008-08-09-32 (дата обращения: 06.09.2018).
3. Коптелова И.Е. Мышление масс и социальная мифология. Дисс. … кандидата философских наук. МГУ им. М.В.Ломоносова. М. 1999. 177 c.
4. Костюченко Т.Я. Культурные коды в семиотическом пространстве культуры. // Проблемы языка и культуры: поликультурализм и мультилингвальность. Сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово. 2013. С. 183-189.
5. Латышев Л.К., Тимко Н.В. Отражение ценностей американской лингвокультуры в художественном тексте при переводе на русский язык. // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». № 2. 2013. С. 44-49.
6. Петрухина М.А. К проблеме ценностных ориентаций американского среднего класса. Американский ежегодник. 2002. № 2000. С. 204-212.
7. Петрухина М.А. Сопоставление мифов и реальности в лекциях по страноведению США. Мир педагогики и психологии. 2017. № 10 (15). С. 39-47.
8. Трофимова З.С. Американский национальный характер и английский язык // Сб. материалов конференции New World. New Language. New Thinking. Дипломатическая академия МИД РФ. 2018. C. 306-309.
9. Begley, Adam. Updike. 2014. HarperCollins Publishers. 576 p.
10. Chistian, Ed. Reading Eagle. November 11. 1990.
11. Ekirch Jr., Arthur. Ideologies and Utopias: The Impact of the New Deal on American Thought. [Электронный ресурс] – URL: https://www.questia.com/read/94251126/ideologies-and-utopias-the-impact-of-the-new-deal (дата обращения: 06. 09.2018)
12. Hunter, James D. Culture Wars. The Struggle to Define America. Basic Books. 1991. 461 p.
13. Neal Arthur G. & Youngelson-Neal Helen. Core Values in American Life. Living with Contradictions. 2nd ed. 2017. Routledge. 192 p.
14. Prager, Dennis. Still the Best Hope. 2013. HarperCollins Publishers. 448 p.
15. Updike, John. Licks of Love. Random House. 2010. 384 p.
16. Updike, John. Rabbit at Rest. Random House Trade Paperback Edition. N.Y., 2012. 606 p.

Расскажите о нас своим друзьям: