Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №12 (32) Декабрь, 2017

УДК 821.13

Дата публикации 30.12.2017

Отражение мировоззренческой эволюции Шарля Пеги в текстах его произведений

Иванова Анастасия Георгиевна
Студентка 2 курса направления «Лингвистика», Московский городской педагогический университет, РФ, г.Москва

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию отражения изменений авторского мировоззрения в произведениях «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» (1910) и «Жанна д’Арк» (1897) французского поэта, драматурга и публициста Шарля Пеги (1873-1914). В статье проведён анализ влияния на произведения таких философских концепций как социализм, антиклерикализм, христианство.
Ключевые слова: социализм, антиклерикализм, христианство, французская литература, Жанна д'Арк, Шарль Пеги

The reflection of changements of Charles Péguy’s worldview in the texts of his works

Ivanova Anastasiia Georgievna
2 nd yesr student of Linguistics department, Moscow City Teachers` Training University, Russia, Moscow

Abstract: This article is devoted to the study of reflexions of the changes in the author's worldview in his works «Le Mystère de la Charité de Jeanne d’Arc» (1910) and «Jeanne d’Arc» (1897). The article provides the analysis of the influence on the works such philosophical doctrines as socialism, anticlericalism, Christianity.
Keywords: socialism, anticlericalism, Christianity, French literature, Joan of Arc, Charles Péguy

Шарль Пеги (1873-1914) – французский поэт, драматург, философ, публицист и издатель. Имя Пеги почти неизвестно русскоязычному читателю, а знакомство с произведениями поэта представляет трудность в связи с тем, что из его творческого наследия лишь небольшая часть была переведена на русский язык [2. С. 67]. Между тем во многих странах Западной и Восточной Европы и Америки наблюдается всё возрастающий интерес к творчеству Пеги. Особенный интерес вызывает имя Пеги на его родине, во Франции, где он по сей день остаётся одной из знаковых фигур литературы XX в.

В то же время отношение к нему нельзя назвать однозначным. Наряду с существованием «Общества друзей Шарля Пеги» и Центра Шарля Пеги в родном городе писателя Орлеане в его адрес до сих пор звучат обвинения в непоследовательности, противоречивости взглядов, по меньшей мере в трудности классификации произведений Шарля Пеги и отнесения их к какому-либо конкретному направлению в литературе или философской мысли [3. С. 5]. В то же время по мнению Таймановой Т.С., «никогда еще со времен Паскаля […] творчество не составляло настолько единого целого с личностью, не было без всяких примесей только гласом совести и души» [3. С. 6].

Ярким примером кажущейся противоречивости позиции Шарля Пеги, которая на деле являлась скорее, эволюцией, развитием, а не коренным изменением взглядов писателя могут служить два произведения, посвящённые национальной героине Франции – Жанне д’Арк, фигура которой являлась ключевой в жизни и литературном творчестве Пеги.

Первое из произведений – драма «Жанна д’Арк» 1897 г., состоящая из трёх частей. Драма с точностью воспроизводит исторические события, сопутствовавшие главным событиям жизни Жанны д’Арк. Второе произведение – «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» 1910 г., основным содержанием которого является религиозный спор тринадцатилетней Жаннетты (Жанны д’Арк) с монахиней, госпожой Жервезой. Произведения, отделяющие друг от друга тринадцать лет, имеют между собой ряд отличий, обусловленных структурой, содержанием, литературным жанром и основной мыслью:

  1. «Жанна д’Арк» 1897 г. является драмой, трилогией, состоящей из трёх пьес. Первая пьеса в трёх частях – «В Домреми», вторая пьеса в трёх частях «Битвы», третья пьеса в двух частях – «Руан». «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» 1910 г. представляет собой поэму, написанную белым стихом и не делящуюся на части и акты.
  2. Хронотоп драмы 1897 г. построен в чётком соответствии с историческими данными. Перед работой над «Жанной д’Арк» Пеги посвятил время изучению таких трудов как «Жанна д’Арк» Валона, «Очерки» Ж. Кишра, 5–томный «Процесс», опубликованный Ж. Кишра, «Золотая книга Жанны д’Арк» Ланери д’Арк, «Жанна д’Арк» Ж. Мишле [3. С. 17]. Действия драмы развиваются в исторической последовательности. «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» представляет собой произведение без сюжета, главное место в котором занимают не исторические детали, а теологические рассуждения, построенные в форме диалога между Жаннеттой и госпожой Жервезой.
  3. Язык драмы, являющейся отражением исторических событий, более лаконичен. «Мистерия», посвящённая религиозной тематике, изобилует характерными для Пеги нарочитыми повторами и по форме напоминает литанию [4. С. 1105] – разновидность молитвы, в которой различные призывания Бога и святых дополняются повторяющимися прошениями [1].
  4. Главное различие между драмой 1897 г. и мистерией 1910 г. заключается в самом образе Жанны д’Арк.

В драме образ представлен в развитии: в процессе повествования меняются как возраст и имя героини, так и её отношение к своему призванию. Жанна д’Арк из драмы 1897 г. является героиней, занимающей активную позицию по отношению к окружающей действительности. Она не довольствуется возможностью пасти овец и прясть пряжу, ожидая, когда Бог пошлёт освобождение Франции, но желает занять место во главе освобождения Орлеана: (…) puisque lesAnglais /Ont décidé daller à lassaut dOrléans, / Je sens quil est grand temps que je décide aussi [8]. Героиня драмы 1897 г. неоднократно называет себя le chef de guerre, что отражает её активную позицию по отношению к происходящим историческим событиям: Vous voulez qu‘à présent je sois le chef de guerre, /Sainte à la fois pour vous et chef pour lessoldats [8].

Жаннетта из «Мистерии» 1910 г., напротив, представляет собой статический образ, возраст и взгляды которого не меняются на протяжении развития действия. Обеих героинь объединяет страдание, которое они испытывают при виде бедствий своего народа: (…) j’ai pensé à tous les malheureux, qui ne sont pas consolés, à tant et tant de malheureux, à des malheureux innombrables… Et j’ai senti que j’allais pleurer [7], но, если Жанна д’Арк становится активным деятелем, то Жаннетта из мистерии обращает свои мысли к Богу. Вызов, который Жанна д’Арк из драмы бросает англичанам, слышится в обращённой к Богу молитве Жаннеты из «Мистерии»: Notre père, notre père qui êtes aux cieux, de combien il s’en faut que votre nom soit sanctifié ; de combien il s’en faut que votre règne arrive. /Notre père, notre père qui êtes au royaume des cieux, de combien il s’en faut que votre règne arrive au royaume de la terre. /Notre père, notre père qui êtes au royaume des cieux, de combien il s’en faut que votre règne arrive au royaume de France [7].

Таким образом, два произведения Шарля Пеги, посвящённые одной исторической фигуре, являются разными по форме, структуре, содержанию, главной мысли и относятся к разным литературным жанрам.

Другое отличие характеризует идейное содержание произведений. Если драма «Жанна д’Арк» 1897 г. отражает собой призыв к действию, в котором под образом Франции времён Столетней войны можно угадать Францию конца XIX – начала XX в., находившуюся в условиях внешних и внутренних противоречий, вызванных поражением во франко-прусской войне, германской угрозой и танжерским кризисом; то «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» представляет собой построенный в форме диалога теологический спор, где место борьбы перенесено во внутренний мир человека [3. С. 45]. Корни вышеупомянутых различий следует искать в биографии писателя, эволюции его взглядов на протяжении жизни.

Как отмечает Пеги в очерке «Деньги», к двенадцати годам «всё уже решено», иными словами к этому периоду завершается важнейший этап в мировоззренческом становлении человека. Отчасти это утверждение можно отнести к биографии самого Шарля Пеги, так как по мнению Т.С. Таймановой основы его мировоззрения, сформировавшегося уже в более зрелом возрасте, были заложены в детстве. Ранние годы Пеги проводит в среде мелких ремесленников и торговцев, тяжёлым и упорным трудом зарабатывавших на жизнь, что с ранних лет прививает Пеги уважение к труду. Следует также отметить, что многие из раннего окружения Пеги были участниками недавней войны [3. С. 9]. В студенческие годы Пеги попадает в круг молодёжи, проникнутой социалистическими идеями. Позднее Пеги писал, что его товарищи тех лет «не очень-то ясно представляли себе, что такое социализм […] воображали, что социализм — это совокупность всего того, что подготавливает социальную революцию, и полагали, что эта социальная революция должна привести к счастью человечества» [3. С. 15]. Сам Пеги старается глубже изучить социалистическое учение, вырабатывает своё, особенное отношение к социализму, воспринимающее данное учение скорее не как политическое учение, а как моральную силу, о чём заявляет в декларации созданного им 14 мая 1897 г. «Кружка изучения и пропаганды социализма для студентов и бывших студентов»: «Мы хотим распространить научный социализм, опирающийся на три фундамента: изучение реальности как в прошлом, так и в настоящем; чувство справедливости и чувство солидарности между гражданами, близкими по духу; национальный социализм, в той части, в которой он касается демократических традиций Французской революции и значительных народных движений этого века; и социализм интернациональный, поскольку он преследует интересы не только Франции, но и всего человечества» [3. С. 15]. Наиболее ярко характеризует отношение Пеги к социализму его заявление о том, что «социальная революция будет моральной или ее не будет вовсе» [3. С. 17].

В раннем возрасте берут начало не только идеологические, но и религиозные искания писателя. Пеги был воспитан в глубоко религиозной семье, но ещё в ранней юности отрекается от религии. Его атеизм принимает порой бескомпромиссные формы. Будучи секретарём социалистического кружка L’école normale он писал: «Этот кружок открыт для всех социалистов, кроме христиан» [3. С. 34]. Главной причиной протеста Пеги против религии является непринятие официальной церкви, господство которой, по мнению писателя, основано на «корыстном лицемерии или на корыстном цинизме» [3. С. 35]. На протяжении многих лет консервативное правительство во Франции опиралось на официальную католическую церковь. Другой причиной непринятия церкви явились доктрины, которые Пеги не мог принять: догматы ада и вечного проклятия [5, c. 151]. Много лет спустя, вновь обратившись к вере, Пеги продолжал отрицать эти постулаты, разделяя позицию Оригена, который не мог примириться с тем, что в Царствии Божием кто-то будет страдать.

Сложность позиции Пеги заключалась в том, что, оставаясь антиклерикалом он не был атеистом: отрицая церковь, он оставался сторонником христианства: «Я так страдал и так молился… Я не могу тебе объяснить. Я живу, не причащаясь. Это невероятно… Я грешник. Я не святой» [3. С. 35].  Христианство и социализм в восприятии Пеги близки, многие исследователи творчества писателя называют его мировоззрение «христианским социализмом». Вера Пеги представляет собой особую категорию. Так, его брак не был освящён церковью, а дети остались некрещёными. Пеги не посещает церковные службы и не участвует в обрядах. Жак Маритен, бывший ученик Пеги, замечает в своём дневнике«Он [Пеги] христианин, но ещё не католик» [3. С. 52].

Другой причиной своеобразного отношения Пеги к социализму и религии заключается в его разделении мира на «политику» и «мистику». Знаменитое изречение Пеги гласит: «Все начинается в мистике и заканчивается в политике. Все начинается с… мистики… и все заканчивается политикой» [3. С. 56]. Слово «мистика» в данном контексте обладает не узким, религиозным смыслом. Под «мистикой» следует понимать верность идеалам, жертвенность и бескомпромиссность [5. С. 146].

Таким образом, говоря о философских взглядах Шарля Пеги следует выделить следующие понятия: социализм, антиклерикализм, христианство, мистика. Восприятие этих понятий Шарлем Пеги, изменение отношения к ним на протяжении жизни писателя воплотились в упомянутых выше произведениях: в драме «Жанна д’Арк» 1897 г. и в «Мистерии о милосердии Жанны д’Арк» 1910 г.

Образ Жанны д’Арк занимает центральное место в жизни и творчестве Шарля Пеги [2]. Начать следует с того, что поэт родился и вырос в Бургони, предместье города Орлеана, в честь которого национальную героиню Франции называют Орлеанской Девой. В те времена и по сей день в Орлеане каждый год в мае устраивались празднества, посвящённые Деве-освободительнице. Жанна д’Арк, чей образ сопутствовал Пеги с ранних лет, становится лирической героиней его творчества, выразительницей его мыслей и взглядов.

Эволюцию мировоззрения Пеги можно проследить, отметив основополагающие различия между драмой «Жанна д’Арк» 1897 г. и «Мистерией о милосердии Жанны д’Арк» 1910 г. В период написания драмы Пеги отрекается от религии и объявляет себя атеистом. Действительно, в первом образе Жанны д’Арк больше от «социалистки», чем от святой. Жан Онимюс пишет: Жанна – «социалистка, поскольку она ранена сознанием вселенского зла; социалистка – потому что чувствует себя ответственной за страдания, за ложь тех, кто смирился, она – социалистка своим бунтом и своей волей, своей отчаянной потребностью спасать» [3. С. 45].

Как было сказано ранее, образ героини произведения является воплощением призыва к борьбе. Тем не менее, можно отметить, что уже в те времена антиклерикализм и христианство сочетались в сознании Пеги, позднее воплотившееся в слияние в мировоззрении писателя христианства с социализмом. Перед написанием драмы 1897 г. Пеги предпринимает путешествие в Домреми и, упоминая о нём, говорит, что для него эта поездка была не экскурсией, а скорее паломничеством на родину святой [3. С. 50].

Позднее, именно образ Жанны д’Арк становится связующим звеном между разрозненными элементами его философских воззрений, способным примирить социализм, антиклерикализм и христианство. Как уже было упомянуто, «Мистерия» представляет собой поэму, написанную белым стихом, построенную в форме теологического спора между Жаннеттой и госпожой Жервезой. Основываясь на биографии Пеги, можно говорить о том, что Жанна д’Арк является в данном произведении выразительницей мысли автора, а госпожа Жервеза олицетворяет собой официальную церковь, с постулатами которой Пеги не мог примириться [3. С. 45]. Жаннетта, подобно Пеги, отрицает ад: Et s’il faut, pour sauver de l’Absense éternelle /Les âmes des damnés s’affolant de l’Absence, /Laisser longtemps mon âme à la souffrance humaine, /Qu’elle reste vivante en la souffrance humaine [7]. Следует также отметить упоминание госпожой Жервезой о первом причастии Жанны д’Арк: Enfin tu avais manqué ta première communion… C’est presque pire que si on manquait le jour de son jugement et le jour de sa mort [7], в котором ясно угадывается параллель с отношением самого писателя к религиозным обрядам.

Таким образом, два произведения Шарля Пеги, посвящённые Жанне д’Арк, отражают эволюцию взглядов писателя на протяжении жизни. Так, драма «Жанна д’Арк» 1897 г., созданная в период принятия писателем атеистического мировоззрения и активного участия в социалистическом кружке, практически не содержит религиозного аспекта, но является призывом к борьбе и действию, изложенным лаконичным, более простым по сравнению с текстом «Мистерии о милосердии Жанны д’Арк» 1910 г. языком. Главная героиня драмы, по мнению исследователей, в большей степени является воплощением социалистических идей автора, нежели святой. «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» 1910 г., написанная после возвращения Шарля Пеги к христианству, представляет собой изложенное в форме спора между героями религиозно-философское рассуждение, касающееся в том числе таких составляющих мировоззрения Шарля Пеги христианство, антиклерикализм, социализм.


Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь / Электронный ресурс: https://dic.academic.ru/contents.nsf/es/
2. Дубнякова О.А., Степанов В.В. Выставка о французском писателе Ш. Пеги: метод проектов в работе со студентами-лингвистами // Иностранные языки в школе. – №9. – 2017. – С. 66-70.
3. Тайманова Т.С. Шарль Пеги // Наша юность. Мистерия о милосердии Жанны д’Арк. – Санкт-Петербург: Наука, 2001. – С. 7-64.
4. Couty D. Histoire de la Litterature francaise / sous de direction de D. Couty. – Paris: Larousse, 2002. – 1522 p.
5. Lagarde A. XIX-e Siecle: Les grands auteurs francais: Anthologie et historie litteraire / A. Lagarde, L. Micharde. – Paris: Bordas, 2004. – 578p., 28 ill. – (Collection litteraire Lagarde et Micharde).
6. Péguy Ch. Le mystère de la charité de Jeanne d’Arc // Электронный ресурс: https://fr.wikisource.org.
7. Péguy Ch. Jeanne d’Arc // Электронный ресурс: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55293759

Расскажите о нас своим друзьям: