Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №7 (15) Июль, 2016
Дата публикации 07.07.2016
Отличительные черты французской сентиментально-романтической повести 18-19 вв. (на примере романов «История кавалера де Грие и Манон Леско» Ф. Прево, «Дама с камелиями» А. Дюма и новеллы «Кармен» П. Мериме)
Поляков Илья Арусланович
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация: Анализируются наиболее отличительные черты французской сентиментально-романтической повести 18-19 вв. Выявляются особенности употребления определенных черт, характеризующие литературу данного периода
Ключевые слова: документальность, психологизм, концептуальность литературы, сентиментально-романтическая повесть, рамочная форма повествования
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract: Analyzed the most distinctive features of French sentimental and romantic novel 18th-19th centuries, Reveals the peculiarities of the use of certain characteristics of the literature of this period
Keywords: realism, psychologism, conceptual literature, sentimental-romantic story, frame narrative
Французская просветительская литература 18-19 вв. представляет собой обширное поле для изучения. Сентиментально-романтическая повесть 18-19 вв. обладает уникальными отличительными чертами, свойственными французской литературе на данном периоде развития. Исследование этих особенностей представляется интересным, с одной стороны, необходимостью осмысления отличительных особенностей самой литературы, с другой стороны, малой степенью освещенностью проблемы. Интерес для исследования вызывает, во-первых, документальность и психологизм литературы, т.к. произведения в своем основании зачастую имеют факты из биографии автора и отражают внутренние черты жизни французских писателей того времени; во-вторых, концептуальность литературы, которая проявляется в воплощении определенных философских категорий и архетипов многими женскими образами; в-третьих, особая форма организации текста, определенные особенности которой также являются отличительной чертой французской литературы 18-19 вв.
К одной из основных отличительных особенностей французской повести 18-19 вв. относятся документальность и психологизм литературы. Все выбранные для анализа произведения носят автобиографический характер. К примеру, Прево наделяет историю своего героя, персонажа де Грие, элементами своей собственной биографии: герой имеет большую семью, собирается принять сан священнослужителя, точно так же, как и автор, незаконно вступает в связь с молодой девушкой, много путешествует. Описание переживаний героя и его отношения с отцом Прево берет из собственного опыта: в возрасте 20-ти лет автор оставляет иезуитский орден из-за несчастной любви, а его связь с молодой протестанткой порицается семьей точно так же, как и семьей де Грие. Дюма, автор «Дамы с камелиями», не прерывает эту традицию, и история, описываемая в романе, имеет много общих черт с биографией писателя: основным мотивом, взятым из жизни Дюма, является любовная история автора и куртизанки Мари Дюплесси, известной красавицы Парижа того времени; в основу образа Жоржа Дюваля, отца героя, лег образ отца самого автора. Дюма также отразил в романе сочувствие, проявляемое Дюма-старшим по отношению к Мари Дюплесси, как и его нежелание подобной связи для сына. Наконец, Мериме создает новеллу «Кармен» именно после путешествия по Испании, где он встречает прототипы образов свободолюбивой цыганки и влюбленного в нее испанского разбойника. Существует мнение, что характер отношений главных героев раскрылся автору в процессе наблюдения за кочевой жизнью испанских цыган. Из путешествия Мериме привозит яркие экзотические образы, в результате чего получается целый цикл «Экзотических новелл». Можно увидеть, что образы главных героев этого цикла ‑ Таманго, Кармен, Матео Фальконе ‑ существенно отличаются от образов ранних произведений писателя.
Другая отличительная черта французской сентиментально-романтической повести – ее концептуальность, проявляющаяся в изображении главных женских образов.
Концептуальность литературы этого периода обусловлена большим количеством архетипов, философских категорий и идей, которые воплотились в центральных женских образах. К примеру, роман Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» относится к эпохе Просвещения и отражает эстетические принципы своего времени, и в нем, как и в большинстве произведений века философов, в сюжете, в системе персонажей и в образной системе воплощается определенная философская концепция. Ярче всего это прослеживается в образе главной героини – Манон, с которой автор связывает просветительские категории Красоты (девушка обладает необычайной красотой, перед которой не в силах устоять ни один мужчина) и Добродетели (незадолго до смерти девушка переживает душевный перелом, после чего природа ее отношений к главному герою меняется). В романе Дюма с образом куртизанки Маргариты связана категория Любви: героиня идет на все лишения ради своего чувства к Арману и жертвует всем, включая сами отношения, ради сохранения его доброго имени (связь с куртизанкой бросает тень на семью главного героя). Кроме того, на олицетворение Маргаритой этой категории указывает и тот факт, что сам автор переходит от внешней характеристики героини, ее красоты и обаяния, к внутренней, т.е. переживаниям Маргариты и описаниям ее чувства. Пылкость же и безмерное свободолюбие героини новеллы Мериме дает основание предполагать, что Кармен является олицетворением Страсти. Кармен импульсивна и непостоянна, характер ее чувств к Хосе носит дикарский, хтонический оттенок, непривычный для европейского читателя.
Наконец, третья отличительная черта французской сентиментально-романтической повести этого времени заключена в особой форме построения текста, т.н. рамочной формой повествования, когда основная часть литературного произведения «опоясывается» второстепенными
Рамочная форма повествования имеет ряд специфических особенностей. Рамочное повествование, которое открывает и закрывает произведение ‑ это только внешний слой (уровень 1), скрывающий настоящую историю (уровень 2). Вследствие возникновения двух уровней повествования появляются два информанта, принадлежащие к разным уровням. Это объективный повествователь (рассказчик 1) и главный герой (рассказчик 2, т.е. кавалер де Грие, Арман Дюваль, Хосе Наварро, Вертер и т.д.). Поскольку информанты принадлежат к разным уровням повествования, то и функции их разнятся. Главный герой (рассказчик 2) «изнутри» представляет читателю изображаемый мир, дает ему возможность стать участником повествовательного процесса. Так кавалер де Грие в романе Прево знакомит читателя с Манон, передавая ему свое к ней отношение; Арман Дюваль в «Даме с камелиями» Дюма, описывая Маргариту и свои чувства к ней, выступает в роли медиатора между образом главной героини и читателем; Хосе Наварро в «Кармен» Мериме, делясь своими переживаниями и описывая Кармен, позволяет познакомиться с этим неоднозначным образом, а рассказ, описывающий историю Хосе, становится реалистичным и вызывающим сочувствие.
В отличие от истории главного героя, история рассказчика 1 выполняет функцию фона, на котором происходят события из исповеди рассказчика 2. Функция этого информанта не так важна на первый взгляд, однако, именно благодаря рассказчику 1 появляется определенная достоверность истории главного героя. Как правило, рассказчика 1 и автора объединяют такие общие факты биографии как место пребывания, профессия и т.д. Это обеспечивает достоверность истории главного героя: если рассказчику (т. е. автору) рассказали историю, которую он позже записал, значит, эта история правдива.
Другая особенность такой повествовательной формы заключена в повествования от первого лица. Такая форма характерна для личной беседы, признания, автобиографии и т.п. Обращаясь к такому приему, автор, во-первых, исключает из «повествовательного фокуса» главного героя (от лица которого ведется повествование), концентрируя внимание читателя на образе главной героини; во-вторых, усиливает достоверность повествуемого. Прием концентрации внимания читателя на образе главной героини имеет важные причины и последствия, однако в данной статье эта тема не будет рассмотрена, поскольку достаточно обширна и заслуживает отдельной статьи. Усиление достоверности происходит, главным образом, за счет психологического воздействия формы 1 лица, носящей исповедальный характер и подразумевающей прямое и искреннее общение.
Использование рамочной конструкции позволяет писателю создать еще один пласт произведения, зачастую насыщенный событиями: рамочное повествование «Кармен» представляет собой путешествие исследователя Кордовы и его встречу с разбойником Хосе (от лица которого и продолжится повествование) и Кармен. В результате читатель может увидеть объективный портрет героини (взгляд повествователя на нее) и субъективный (мнение самого Хосе). В романе Прево рассказчик 1 видит де Грие и Манон Леско в порту Гавра, подробно описывает их, что в дальнейшем даст возможность читателю сравнить объективную оценку героини рассказчиком 1 и субъективную оценку главного героя. В произведении Дюма читатель также может видеть два взгляда на главную героиню – рассказчика 1 (друга главного героя), который видел Маргариту лишь в свете и знакомого с ней только как с человеком, играющим определенную общественную роль, и Армана, близко знакомого с ней и рассказывающего о героине как о личности.
Подробно рассмотрев некоторые отличительные черты французской сентиментально-романтической повести, можно сделать следующий вывод. Документальность и психологизм, как одни из отличительных особенностей французской литературы этого времени, выраженные в биографической природе произведений, позволяют обратиться к внутреннему миру самого автора, поскольку писатель наделяет чувства, мысли и действия персонажа чертами своей собственной биографии. Также благодаря документальности и психологизму у читателя появляется возможность вступить в диалог с сознанием автора, «погрузиться» в окружавшую писателя среду.
Концептуальность же отражает те жизненные ценности и ориентиры, имевшие ценность в то время. Можно увидеть, что за сто лет развития французской литературы (такой временной отрезок разделяет «Манон Леско» и «Даму с камелиями») приоритетность философских категорий несколько меняется. При анализе «Истории кавалера де Грие…» видно, что для Прево важно было внешнее проявление красоты, тогда как для Дюма и Мериме внешняя красота отходит на второй план, уступая место чувству и различному его проявлению: возвышенному (любовь Маргариты) и приземленному (страсть Кармен).
Наконец, использование автором рамочной конструкции обогащает композицию произведения, вводя два уровня повествования, и делает его более «рельефным», выделяет описываемое и подчеркивает его значимость. Кроме того, такая организация текста усиливает эффект документальности благодаря интимно-исповедальному характеру повествования от первого лица, что не только «прибавляет» доверия, но и позволяет читателю «стать» участником происходящего действия и рассмотреть окружение героя через призму его ощущений и мыслей.
В заключение работы необходимо отметить, что документальность, психологизм, концептуальность и особая повествовательная форма являются наиболее яркими чертами французской сентиментально-романтической повести 18-19 вв., но отнюдь не исчерпывающими. Такие особенности, как концентрация внимания читателя на образе главной героини, причины, изменившие приоритетность философских категорий, поиск общего принципа воплощения биографических элементов в произведении разных авторов заслуживают пристального внимания и дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Келдыш Ю. В. Опера / музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. – Москва : Советская энциклопедия, 1978. – Т. 4. – 6432 с.
2. Косиков Г. К. Об экзотических новеллах Мериме [Электронный ресурс] / Косиков Г. К. // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. – Москва, 1978. – С. 42 47. Электрон. версия печат. публ. URL: http://www.philology.ru/literature3/kosikov-78.htm. (дата обращения: 27.05.2015).
3. Susan McClary Georges Bizet. Carmen. Cambridge University Press, 1992 (trad. it Cecconi Annamaria, Milano Fontanili 2007). – 386 p.