Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №6 (50) Июнь 2019

УДК 82-32

Дата публикации 25.06.2019

Образ интеллигенции в рассказах Ван Мэна

Церенов Алтан Джангарович
Студент 2 курса, Калмыцкий государственный университет, РФ, Республика Калмыкия, г.Элиста, tserenov.altan08@yandex.ru
Эрдниева Евгения Анатольевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков, межкультурной коммуникации и регионоведения, Калмыцкий государственный университет, РФ, Республика Калмыкия, г.Элиста, erdnieva.ea@yandex.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена выявлению художественного образа интеллигента в произведениях современного китайского писателя Ван Мэна, а также исследованию художественных и сюжетных особенностей его произведений. Обьектом исследования служат произведения Ван Мэна «Новичок в орготделе», «Метаморфозы, или игра в складные картинки», «Мотылек». В статье проведен анализ и характеристика образов интеллигенции, отображен жизненный и духовный путь китайской интеллигенции в годы исторических перемен.
Ключевые слова: Ван Мэн, интеллигенция, произведения, художественный образ

The image of the intelligentsia in Wang Meng’ s stories.

Tserenov Altan Dzhangarovich
2nd year student, Kalmyk State University, Russian Federation, Republic of Kalmykia, Elista
Erdnieva Evgeniya Anatolyevna
The senior teacher of Department of Foreign Languages, Intercultural Communication and Regional Studies, Kalmyk State University, Russian Federation, Republic of Kalmykia, Elista

Abstract: This article is devoted to identifying the artistic image of an intellectual in the works of the modern Chinese writer Wang Meng, as well as the study of the artistic and plot features of his works. The object of the study are the works of Van Man's "Newcomer to the Organizing Department", "Metamorphosis, or the game of folding pictures", "Moth". The article analyzes and characterizes the images of the intelligentsia, reflects the life and spiritual path of the Chinese intelligentsia during the years of historical change.Keywords: Wang Meng, intellectuals, works, artistic image.
Keywords: Wang Meng, intellectuals, works, artistic image

Тема «интеллигенции» являлась основной в произведениях многих известных китайских писателей XX века. Сложившаяся политическая ситуация в Китае, глубокий кризис, которые затронули социальную, культурную стороны жизни китайского народа, отражались в произведениях писателей и поэтов и вызывали подъем национального самосознания. Идеи пробуждения революционного сознания интеллигенции были  широко распространены в произведениях таких известных китайских писателей, как Лу Синь, Го Мо Жо, Мао Дунь, Лао Шэ, Ба Цзинь, расцвет творчества которых пришелся на период 20 – 30  гг. XX в.  Продолжил тему революционной интеллигенции во второй половине XX в. один из крупнейших писателей современного Китая Ван Мэн. Его творчество оказало огромное влияние на современную литературу Китая. В своих произведениях он отражает реальную действительность, передает  настроение китайского народа, обнажает проблемы современного общества.  На протяжении многих тысячелетий  интеллигенция выполняет  роль носителя и хранителя духовных ценностей пятитысячелетней великой цивилизации, с ответственностью и совершенно бескорыстно  передает из поколения в поколение тот культурный код, который определяет сущность народа.

Как отмечает С.Д. Маркова, «…в китайском феномене поражает как стойкость кода, так и живучесть его носителя. Объясняется это тем, что на протяжении всего извилистого пути китайской истории – сквозь смену династий, царствование иностранных властителей, вторжение европейских держав – интеллигенция видела главной своей задачей служение народу через упорядочение отношений в обществе, гармонизацию взаимосвязи общества и государства на патриотической основе»  [ 3,с.7].

Современный тип китайской интеллигенции появился к XX столетию, характеризующимся как  один  из самых сложных периодов в истории Китая. Именно современная интеллигенция обладала критическим стилем мышления и  новыми идеями.

Интеллигенция занимала центральное место в создаваемом художественном мире Ван Мэна.

В своем творчестве Ван Мэн показал многочисленные образы китайской интеллигенции, обладающие яркой индивидуальностью, высокой нравственной позицией. Образы главных героев в произведениях Ван Мэна отражают психологические особенности китайской интеллигенции в разные исторические периоды. Наблюдение духовного перерождения китайской интеллигенции, а также изучение последствий культурно-исторических событий  позволяют нам  ясно представить картину образов интеллигенции, описанных в произведениях Ван Мэна, и, что является наиболее важным,  глубоко понять  тяжелый процесс  перерождения китайской интеллигенции.

Ван Мэн является свидетелем истории Китая, а также одним из самых ярких представителей литературного творчества в создании образов революционной интеллигенции нового Китая. В образах интеллигенции был отражен отпечаток истории Китая.  Период 40 – 50 гг. XX века ознаменован  созданием КНР, стремлением Коммунистической партией Китая выхода из тьмы и становлением  на путь просветления всего китайского народа. Основная масса интеллигенции с большим энтузиазмом встретила основание Китайской Народной Республики, что способствовало продвижению  интеллигенции в общественно-политическом положении. Данные перемены привели к углублению культурного разрыва между интеллигенцией,  политической властью и народом.

Являясь одним из ярких представителей революционной интеллигенции нового Китая, Ван Мэн, обладая духовной самобытностью и богатым жизненным опытом, стал писателем, создающим образы революционной интеллигенции. В начале своего литературного пути  Ван Мэн выпускает рассказ «Новичок в орготделе». В центре рассказа находится образ  молодого интеллигента, столкнувшегося после прихода в орготдел с суровой социалистической действительностью, бюрократизмом и равнодушием. Главный герой Линь Чжень  является  типичным подростком большевистской партии, а организационный отдел –  моделью всего китайского государства. 

Линь Чжэнь ­­­– энергичный, полный энтузиазма  молодой человек, которому не безразлична судьба народа и судьба своей родины. Его не покидала мысль об осуществлении социалистической революции и его вкладе в революцию. Он, как представитель образованного класса интеллигенции, как и основная масса молодой интеллигенции, мечтает посвятить себя великому делу, его стремления, идеи связаны с преобразованием политической системы страны. Главный герой Линь Чжэнь является отражением революционной молодежи той эпохи и во многом повторяет  биографию  автора: события жизненного пути и внутренние переживания Ван Мэна. Через описание жизни главного героя Ван Мэн воссоздает  полную картину послереволюционного периода 1950 гг. в Китае, показывает судьбу китайской интеллигенции в тяжелый период исторических перемен. В рассказе Ван Мэн  представляет два противоположных друг другу образа интеллигенции: в лице главного героя Линь Чжэня, стремящегося к переменам, революционный настрой которого только начинает возрастать, и образ Лю Шиу,  уже приспособившегося к существующей в стране  бюрократии, интеллигента, революционное настроение которого уже давно прошло. Описывая  первого заместителя заведующего отделом райкома Лю Шиу, Ван Мэн пытается показать неоднозначность его образа. Лю Шиу – это прототип  интеллигента, который, с одной стороны, обладал положительными качествами, а с другой стороны, являлся типичным партийным бюрократом. В студенческие годы  Лю Шиу был председателем совета самоуправления Пекинского университета, очень любил читать русскую литературу и обладал острым умом. Казалось бы, что именно такой начальник способен улучшить работу орготдела. «Я был молод, я горел!», –  признается Лю Шиу, но сейчас  «просто я завален работой.  От всего устал, ко всему привык» [1, с.54].  Характеризуя  образ главного героя Лю Шиу, Ван Мэн через описание его внешнего вида и манеру общения пытается показать равнодушное отношение этого опытного партийного работника к службе в орготделе.

В рассказе «Новичок в орготделе»  четко отражена склонность Ван Мэна к опыту советской литературы, которая явилась основным источником формирования личности его героев. Герои рассказа Линь Чжэнь и Лю Шиу любят  читать  советскую  классику: « Имею честь доложить, что люблю читать не меньше вашего – и прозу, и стихи, и даже детские сказки, – говорит Лю Шиу.– До освобождения я увлекался Тургеневым. В пятом классе я прочел «Дворянское гнездо». Я читал о старом Лемме и плакал, мне нравилась Елена… Правда образ Инсарова, на мой взгляд, не удался, но вообще у Тургенева столько свежести, столько чувства!» [1, с.36].

В 70 – 80 гг.  Ван Мэн  создает произведения, отражающие проблемы духовного кризиса китайской интеллигенции. Произведения «Мотылек» и «Метаморфозы, или Игра в складные картинки» отражают философско-эстетическую концепцию Ван Мэна. Автор проводит параллели между внутренним миром героев и реальной действительностью, подвергая их философскому анализу. В этих произведениях Ван Мэн описывает такие стороны жизни, как семья, любовь, друзья, внутренние переживания героев. Ван Мэн наполнил произведения «Мотылек» и «Метаморфозы, или Игра в складные картинки» трагизмом и драматизмом. В романе «Мотылек» Ван Мэн проводит сравнение образа главного героя с архетипом мотылька, символизирующего человеческую душу, достигшую стадии перерождения. «Он снова запорхал беспечальным мотыльком. И не поднимаясь к небу, и не опускаясь на землю»[5, с.140]; « он на самом деле надеялся превратиться в мотылька и летать от покрытых снегом горных вершин к ущельям, где гудят горные потоки, перелетать с зарослей диких фруктовых деревьев на террасы полей»[5, с.141]. Автор показывает, что осознание истины жизни главным героем, приобретение человеческих ценностей, мудрости происходит через определенные трудности, перенесенные главным героем. Немаловажную роль занимает описание весенней природы, весна  как символ пробуждения, символ жизни, в романе означает замену классовых ценностей  гуманистическими. Философское осмысление человеческого бытия в романе «Мотылек» автор представляет также в виде даосской  притчи о мудреце Чжуан цзы.

В романе «Метаморфозы, или Игра в складные картинки»  Ван Мэн показывает «личностную неоднозначность человека»[4,с.2], которая заключается в противоречиях между реальным обликом человека, таким, каким его сформировала жизнь, и его нереализованными в силу исторических обстоятельств мечтами и идеями. «Социальные маски и внутренние структуры личности, – пишет С. А. Торопцев, – находятся в сложных отношениях друг с другом, взаимодополняя  друг друга или конфликтуя одна с другой и тем самым создавая единство образа»[4, с.2].  Художественный образ главного героя Ни Учэна является итогом этой непримиримой борьбы. Содержание романа «полно трагического мироощущения, мы слышим реквием, посвященный памяти тех, кто не смог вырваться из трагедии и хотя не расстался с жизнью, но слишком дорого заплатил за нее – душевным надломом, опустошенностью»[4,с.2].

Главный герой романа Ни Учэн был ярким представителем  китайской интеллигенции 40 – 50 гг.. На формирование их личности  оказали огромное влияние западная культура и  радикальное отношение к традиционной культуре Китая. Воспитывавшийся в традиционной китайской семье, Ни Учэн, надевая европейскую одежду, пытается выразить свой протест против старых устоев и национальной идеологии. Часто его душу терзали противоречия: «Кто он, где он? Что он сделал в прошлом, чем он занимается сейчас, что ждет его в будущем? Что он вообще должен сделать в жизни? Что, наконец, он любит делать? Ни Учэн не смог ответить ни на один из этих вопросов » [4, с.26]. Взгляды героя, мечты о светлом будущем в семье не находили поддержки близких. Он стремился к современной, «культурной и счастливой» [4, с.26]  жизни, и считал, что «Китай отстал на двести лет, а потому их прошлая жизнь, включая и брак, лишена всяких человеческих черт, она примитивная и варварская, более того — «она пошлая, она грязная» [4, с.26].

Большинство китайских интеллигентов таких, как главный герой Ни Учэн, просто стремятся к распространению своих идей среди общества, но при этом они упускают важный момент, что их идеи и теории могут не соответствовать и не удовлетворять реальные потребности общества. Таким образом, глубокие корни китайской традиционной культуры, поверхностные знания о современной западной цивилизации, а также собственное бессилие китайской интеллигенции, компромиссы и другие недостатки  привели к трагедии  интеллигенции и  всего народа. Мрачная трагическая судьба главного героя в романе – это прежде всего  культурная, духовная,  социальная трагедия.

«Философичность Ван Мэна, - пишет Г.Б. Дагданов,-  заключается в том, что любой предмет, любое явление, событие могут послужить поводом для раздумий не о самом объекте как таковом, а о вполне далеких от него материй, связанных двумя уровнями – внешней, поверхностной ассоциацией и глубинными аналогиями. Умение взять из обыденного и перенести в непривычное, нестандартное, протянуть цепочку ассоциаций, связать с ними наболевшие общественные проблемы, – все это присуще прозе Ван Мэна, прозе во многом новой для Китая, но не порывающей с традициями, ведущей китайскую литературу к новым горизонтам – к исследованию глубин человеческой души, нюансов национальной психологии»   [2, с.39].

Характер его произведений  определялся тем временем, в которое они создавались. На литературной сцене 1950 – 60 гг.  Ван Мэн был писателем, превратившим горький опыт прошедших лет в неиссякаемый источник творчества. Потрясенный историческими событиями в стране, он создавал произведения, опираясь на собственный жизненный опыт и пережитые события. Знакомясь с содержанием произведений Ван Мэна, читатель параллельно становится свидетелем истории Китая. В связи с этим абсолютное большинство работ Ван Мэна  имеют не только литературную, но и историческую ценность.        


Список литературы

1. Ван Мэн. Новичок в орготделе. / Пер. В.Ф. Сорокин // Люди и оборотни:
рассказы китайских писателей. – М.: Прогресс, 1982. – С. 25-62.
2. Дагданов Г. Б. Современная литература Китая (1976-1999). – Улан-Удэ, 1999. – С. 39.
3. Маркова С.Д. Китайская интеллигенция на изломах ХХ века (Очерки
выживания). – М.: Гуманитарий, 2004. – 571 с.
4. Торопцев. С.А. Преодоление границы времени и пространства // Ван Мэн.
Избранное. – М.: Радуга, 1988. – С. 174.
5. Человек и его тень: Сборник повестей. / Пер. с китайского. – М.: Молодая гвардия, 1983. С.140.

Расскажите о нас своим друзьям: