Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект Лингвокультурология

УДК 8

Дата публикации 27.12.2019

Новаторство и трансформация английской комедии в 1 половине XVII в.

Зонина Нина Владимировна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка в сфере философии и социальных наук, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, ninazonina@yahoo.com

Аннотация: Темa статьи - эволюция английской комедии в 1 половине XVII в. Кризис гуманистического мироощущения к началу XVII в. радикально изменил для английского общества картину бытия, что нашло отражение в английской драме и, прежде всего, в социально-бытовой комедии. В основе реформации комедии лежала «теория юморов» разработанная Беном Джонсоном. Преобразование затронуло все аспекты комедии: ее сути, задач, вида, персонажей. Задачей комедии стало правдивое изображение действительности с ее недостатками и пороками, лицезрение которых должно было вызывать их отторжение. Чтобы порок выглядел действительно отталкивающим, в характере персонажа выделялась доминирующая черта, страсть - «юмор», создававшая гротескное его изображение. Новаторская комедия 1 половины XVII в. создала основу для комедии конца XVII в. - комедии Реставрации.
Ключевые слова: XVII век, английская комедия, Б.Джонсон, «теория юморов», трансформация

Innovation and transformation of English Comedy in the 1 half of the XVII century

Zonina Nina Vladimirovna
PhD in Philology, Associate Professor of the chair of English language in the sphere of Philosophy and Social sciences, St.Petersburg state university, Russia, St.Petersburg

Abstract: The article regards the evolution of English comedy in the first half of the XVII century. The crisis of humanistic attitude to the world by the XVII century radically changed the picture of reality for the English society. This caused the transformation of English drama, in particular, social Comedy. At the heart of the change was the " theory of humour" put forward by Ben Jonson. All components of Comedy underwent reformation: its essence, task, place of actions, characters. The task of Comedy was to portray a truthful of reality with all its flaws and vices, the sight of which was to cause their rejection. In order to make the vice look more repulsive, the dominant traits, temper in the characters were to be highlighted, presenting thus the vice in a grotesque way. Innovative Comedy of the first half of the XVII century created the basis for the Comedy of Restoration born at the end of the XVII century.
Keywords: XVII century, English comedy, Ben Jonson, “theory of humours”, innovation

В 1621 г. в Англии вышла в свет книга Роберта Бертона, теолога, учёного, «Анатомия меланхолии». Само название отражало ту атмосферу беспокойства, пессимизма, отчаяния, которая воцарилась в стране с началом нового XVII в., сменив ренессансное мироощущение гармонии, радости и оптимизма. Видя в людской «меланхолии» опасность для общества, автор большое внимание уделяет необходимости и способам ее лечения. В книге приводятся методы борьбы с «меланхолией» у разных народов: «итальянцы отгоняют напавшую на них грусть и печаль, погружаясь в сон, датчане, голландцы, поляки и жители Богемии заливают тоску и уныние вином», а «наши соотечественники ходят в театр» [5, c.144] . Невзгоды и проблемы не могли отвратить англичан от театра. Он оставался для них любимым зрелищем и духовной пищей, лекарством от отчаяния и руководством к действию. Особенно востребованной в это драматичное время была комедия.

Реальная действительность не походила на тот светлый гармоничный мир, воспеваемый драмой Возрождения. Процесс отрезвления от иллюзий начался в конце XVI в., но окончательное прозрение пришло вместе с мятежным XVII в., приведшим к революции и гражданской войне. Реальность предстала безрадостной, нестабильной и пугающей, и, оказалось, что мир населяли не гармонично развитые личности, а простые смертные с их насущными проблемами, слабостями и пороками. Чтобы в этой действительности существовать, ее нужно было познать, внимательно и трезво на нее взглянуть, выявить то зло и пороки, которые препятствовали гармонии и благоденствию, и искоренить их, исправляя этот мир. Трансформация мироощущения английского общества дала мощный толчок к эволюции комедии, ведь именно в ее функции входило изображать повседневную реальность, быт, нравы простых обывателей, представителей 3-его сословия, особенно недовольных существующим миропорядком.

Романтическая комедия с ее влюбленностью в жизнь ушла со сцены вместе с возрожденческим гуманизмом. На театральные подмостки вышла социально-бытовая комедия, господствовавшая в английской драме всю 1 половину XVII в. вплоть до закрытия театров в 1642 г. пуританским парламентом. Эта комедия, отражая все социальные, нравственные и этические перемены в английском обществе того времени, не могла использовать старую эстетику и приемы. Сохранив основной принцип драматургии «подражания природе», она вносит в него ряд поправок. Ставя « зеркало перед природой… шириной в сцену…», комедиографы теперь направляют его исключительно на родную несовершенную среду обитания с тем, чтобы соотечественники могли «увидать уродство века» [8,c.572], возмутиться и начать его преобразование. Комедиографов более не интересуют «новости из-за границы» [9,c.240 ] – они предлагают аудитории Англию с ее нравами, вкусами, бытом, поскольку «никакой другой климат не даст такого хорошего материала для создания куртизанки, сводни, помещика и многих других» [10,c.108].

Задачи и тематика новой комедии определили ее остросатирическую направленность. Осмеянию и развенчанию пороков подвергались все представители английского общества: от аристократов до набирающего силу буржуа. Сатира, острая и часто безжалостная, нацелена на изображение и бичевание пороков с тем, чтобы, показав их разрушительную силу, освободить от них общество и тем самым способствовать восстановлению гармонии. Драматизм тех лет обусловил остроту и разнообразие тем, проблематики, художественных приемов и средств комедии. Комедия нового века откликнулась на самые актуальные события, проблемы в стране, доходя порой до публицистического уровня. К ней повернулись такие мастера позднего Возрождения как: Б.Джонсон, Дж.Флетчер, Т.Деккер, Т.Гейвуд, Дж.Марстон, Т.Миддлтон. Позднее к этим авторитетам присоединилась и плеяда младших их современников, продолжив реформаторскую деятельность их старших собратьев по перу.

Бесспорно, в ряду драматургов, перешедших из XVI в. в XVII в., возвышается мощная фигура Бена Джонсона – реформатора комедии XVII в. Его теоретические разработки и новации в области комедийного жанра не только воплотились в его искрометных пьесах, но и заложили фундамент всей последующей английской комедии. Масштабную панораму английского общества начала XVII в., созданную в его комедиях, несомненно, можно назвать «энциклопедией эпохи» [1, c.20]. Влияние Джонсона на современных комедиографов и на театральную аудиторию того времени было чрезвычайно велико, и последняя, согласно свидетельствам, отдавала явное предпочтение Б.Джонсону в сравнении с Шекспиром [6,c.19]. Не оставив специальных теоретических работ по искусству комедии, Джонсон изложил свои суждения по основным вопросам ее драматургии в прологах к своим пьесам, непосредственно в пьесах и в своих «Заметках», содержащих взгляды автора на различные аспекты жизни английского общества тех лет и отражении их в комедии [3,c.174-201].

После первых опытов в жанре «романтической» комедии («Обстоятельства переменились» 1597) Джонсон порвал с ней и вскоре представил на суд зрителей и коллег новую комедию « Всяк в своем нраве» (1598), которая произвела переворот в комедиографии. Позиционируя себя поклонником и преемником классицистских взглядов Ф.Сидни на литературу, Джонсон в прологе к пьесе представил свое понимание современной комедии. Призывая драматургов соблюдать правила классицизма: чистоту жанра, деление на 5 актов и принцип 3-х единств, он весьма свободно интерпретировал эти правила. Его дух преобразователя легко перешагивает через них, если они стояли на пути выполнения главной задачи комедии «развлекая, поучать»: «… ничто так не побуждает к литературному творчеству, как знакомство с античными писателями. Но не следует опираться единственно на их авторитет. Каждому замечанию древних мы можем противопоставить результаты собственного опыта…. , они проложили нам путь, но как вожди, а не как повелители…». Еще резче он высказывался об ограничениях автора правилами: « Я не считаю возможным стеснять свободу поэта узкими рамками законов, диктуемых философами и грамматиками» [2,c.XXXI]. Джонсон находил неправдоподобным, а значит недопустимым, перерождение героя пьесы за 24 часа: «Бывает человек велик, но никогда случайно или вдруг. / Ведь было б право странным превращенье/ Простого малого, каким он был с утра, в Сиднея/ На закате дня» [11,c.124-127]. За сутки, по мнению Джонсона, можно представить на сцене лишь быт «простого малого», передать ритм его жизни, раскрыть его занятия и увлечения, создавав такой его портрет, в котором ясно проявится его характер, нрав и пороки. Джонсон отрицал также и обязательность античного сюжета, призывая коллег кинуть свой взор на отчий край.

Критикуя «романтическую» комедию за отход от жизненной правды и за надуманных героев с их сверхстрастями, он призывал следовать принципу истинного «подражания природе», подавая тому пример: « У меня нет ни тронов, падающих с неба, ни выстрелов и баталий, ни потопленных кораблей, но все говорят и поступают как в действительности, представляя верное отражение людей в жизни; я буду рисовать картину своего времени и смеяться над человеческой глупостью» [12,c.576]. Внимание к обыкновенному человеку в его повседневной жизни повлекло за собой необходимость пристальнее присмотреться к деталям этой жизни: быту, речевой характеристике, психологии, что позволило выделить в многообразии человеческих характеров определенные типы, воплощающие общие, яркие, только им свойственные черты. При создании новой комедии сказался опыт работы Джонсона с «масками» и «антимасками», олицетворяющими идеи добродетели («маски») и идеи порока («антимаски») [7,c.72-73]. Сатирические типы, представленные в комедии Джонсона – это очеловеченные «антимаски», то есть антигерои, которые обладают абсолютным пороком, представляющим, по мнению автора, не что иное как отклонение от нравственной нормы. Это отклонение и составляет нрав человека, или, говоря языком Джонсона, его «юмор». Как поясняет драматург, «юмор» – это состояние, «когда одна единственная страсть так сильно овладеет человеком, что все его желанья, мысли, чувства в один поток сливает неразлучно….» [13,c.577]. Эта концепция комедии Джонсона вошла в историю драмы под названием «теории юморов». Нормальная жизнедеятельность человека определялась равновесием этих «юморов», т.е. страстей, собенностей нрава, нарушение которых и приводит к личностной дисгармонии, к пороку как к социальному заболеванию. Если восстановить баланс «юморов», то восстановится и гармония как внутри человека, так, в конечном итоге, и в обществе. Выделение в характере персонажа доминирующей черты его нрава, определявшей его порок, стало ведущим приемом сатирической комедии. Эту комедию с ее интересом к нраву, слабостям и порокам человека отличал и новый подход к сюжету. Джонсон, отказавшись от традиционно готовых сюжетов, сам придумывал фабулу, главной задачей которой было обеспечить наглядность, правдивость и выразительность «юмористическим» персонажам. На «теории юморов» строится все здание комедии XVII в. Оппоненты Джонсона ставили ему в вину обеднение и упрощение личностной характеристики персонажей вследствие утрированного внимания лишь к одной черте характера героев, которые явно проигрывали многогранным шекспировским образам. Но нельзя не признать, что в реальной жизни редко встречаются идеально разносторонние личности: умные, остроумные, утонченные, философствующие, какими являлись герои Шекспира. Джонсоновские персонажи, несомненно, были ближе к «природе», которой он призывал «подражать». Они обыкновенные Homo sapiens: не мудрствуя высоким стилем о высоких материях, они живут в реальной действительности согласно своему нраву.

Новаторским было внимание Джонсона к речевой характеристике персонажей, также отвечавшей задаче изображать реальную картину мира. Разговорный язык героев его комедий индивидуален и тоже работал на создание «юмористических» образов, представлявших собой уже определенные сатирические типы, обладавших обобщающей силой. Их обличение приобретало социальное значение борьбы против существующего в обществе зла. Идеальным воплощением «теории юморов» в драматургии являются 4 комедии Джонсона, написанные в начале XVII в.: «Вольпоне» (1606), «Эписин, или молчаливая женщина» (1609), «Алхимик» (1610) «Варфоломеевская ярмарка»( 1614). В них Джонсон создал целую галерею нравов ( «юморов») людей, поглощенных материальным и чувственным наполнением своего бытия. Он беспощаден, изображая своих соотечественников, погрязших в пороках: хищничестве, эгоизме, всепоглощающей страсти к деньгам (Вольпоне в «Вольпоне»), лицемерии, ханжестве, чревоугодничестве (Ребби Бизи в «Варфаламеевской ярмарке»), черствости и себялюбии (Мороуз в «Эписине, или молчаливой женщине»), тщеславии и стяжательстве ( Сатл в «Алхимике») и т.д. Говорящие имена его персонажей: Вольпоне – лис, Корббаччо – ворон, Вольторе – стервятник, Моска – муха усиливают их «юмор» – хищнический нрав. Драматург доводит их образы до сильного гротеска, который , как и все его приемы, служит все той же цели – пущей наглядности порока, его осмеяния, быстрого опознания, и, в результате, его отторжения.

География комедий Джонсона также инновационна. Впервые город как среда обитания в начале XVII в. становится местом действия в пьесах. Жизнь его героев всегда проходит в городе, главным образом в Лондоне. Город определял жизнь и нрав своих обитателей, вобравших в себя все злое и доброе, старое и новое, что характеризовало общество того времени и вело к противоборству в нем. Первой «городской комедией» стала «Эписин , или молчаливая женщина», открывшая целую серию «лондонских комедий», созданных Б.Джонсоном и его преемниками [4,c.50-58]. Реформаторская деятельность Джонсона в области комедии отвечала запросам новой эпохи. «Теория юморов» Джонсона была оценена, подхвачена и далее реформирована его «младшими современниками», учениками и последователями: Т.Миддлтоном, Дж.Фордом, Дж.Шерли, Р.Брумом.

Наполненные актуальным социальным и гражданским содержанием, комедии 1 половины XVII в. оказывали такое сильное воздействие на современную публику, что одним из первых актов пуританского парламента, пришедшего к власти в 1640 г., был акт от 6 сентябре 1642 г. о запрещении всех спектаклей и закрытии театров Англии . На несколько десятилетий был остановлен процесс развития и дальнейшей эволюции английской драмы в целом и, в частности, английской комедии. Именно комедии 1 половины XVII в. стали отправной точкой в процессе дальнейшей трансформации английской комедии после реставрации монархии - комедии Реставрации.


Список литературы

1. Аникст А.А. Современники Шекспира// Современники Шекспира/ В 2-х т. М. 1959. С.20
2. Блох. Я.Н. Предисловие//Джонсон Б. Эписин или молчаливая женщина. Петербург. 1921. С. ХХХ1
3. Джонсон, Б. « Заметки или наблюдения над людьми и явлениями, сделанные во время ежеднев¬ного чтения и отражающие своеобразие отношения автора к своему времени» \ критические очерки\\ « Литературные манифесты западноевропейских классицистов», М. Московский университет, 1980. С. 174-201.
4. Зонина Н.В. Лондонская комедия в английской драматургии первой половины XVII века//Сборник статей по материалам VIII научно-методической конференции «Англистика ХХI века», посвященной памяти профессора С.В.Воронина. С.-Петербург. 2016. С.50-58
5. Burton R. “ The Anatomy of Melancholy”, part 2 – The Cure of Melancholy. The Ex-classics Project, 2009. Р.144. http://www. Ex- classis.com Public Domain.
6. Bently G.E. Shakespeare and Jonson. Their Reputation in the Seventeenth Century, compared. L. 1972. P.19
7. Orgel St. The Jonsonian Masque. N.Y. Columbia University Press. 1981
8. Джонсон Б. Всяк в своем нраве//Драматические произведения. Л.1931.С.572
9. Broom R., Heywood Th. The Last Lancashiere Witches. Renaissance Drama. A collection of Critical Editions/Ed. By L.H.Barber. N.Y.- L. 1979. P. 240 10.Джонсон Б. Алхимик\\Пьесы. Библиотека драматурга. М. 1960. С.108 11.Джонсон Б. Всяк в своем нраве//Драматические произведения. Л.1931.С.572 12. Джонсон Б. Всяк в своем нраве//Драматические произведения. Л.1931.С.577 13.Jonson B. The Underwood// Ben Jonson. Works. In 11vol. Oxford. 1925-1953. V.VI. P.124-127

Расскажите о нас своим друзьям: