Журналистика | Филологический аспект №7 (15) Июль, 2016

Дата публикации 04.07.2016

НАУЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕРИОДИКИ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА

Калмыкова Алена Сергеевна
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), г. Нижний Новгород

Аннотация: В статье представлен обзор российской научной психологической прессы конца XX – начала XXI века, а также новые тенденции в развитии научных психологических журналов на российском издательском рынке.
Ключевые слова: научный психологический журнал, научные периодические издания, современный издательский рынок

SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL JOURNALS IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF RUSSIAN PERIODICALS OF THE LATE XX – EARLY XXI CENTURY

Kalmykova Alena Sergeevna
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University (UNN), Nizhni Novgorod

Abstract: The article presents a review of Russian scientific psychological press of late XX – early XXI century, as well as new trends in the development of scientific psychological journals in the Russian publishing market.
Keywords: scientific psychological journal, scientific journal, contemporary publishing market

Специализированные журналы по психологии занимают отдельное место среди современной отечественной периодики. Они являются одним из важнейших каналов передачи узкоспециализированной информации. Стремительный рост общественного интереса к психологии в конце XX – начале XXI века оказал непосредственное влияние на увеличение численности специализированной прессы. Недостаточная изученность научной периодики по психологии и отсутствие единого взгляда на ее положение в системе печатных СМИ[3, c. 46] послужило основой для изучения этого вопроса в данной статье.

Для рассмотрения поставленного вопроса были проанализированы научные журналы по психологии конца XX – начала XXI века в контексте истории психологии[1, с 5-6.]. В настоящее время на российском издательском рынке научная периодика по психологии отличается меньшей востребованностью, чем научно-популярные периодические издания, которые в свою очередь недостаточно полно представляют науку психологию для массовых читателей.

Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, большим количеством научных психологических журналов, которые недостаточно изучены, во-вторых, отсутствием единого взгляда на положение научных психологических журналов в системе печатных СМИ.

Научная новизна данной статьи определяется рассмотрением научных психологических журналов на современном издательском рынке в России в контексте истории психологии, которые ранее подробно не изучались.

Современный этап развития научной периодики по психологии приходится на 1991 год. Именно в это время происходит изменение социальных и экономических реалий, которое оказало существенное влияние и на российский издательский рынок. В связи с тем, что психология долгое время была под запретом в России, научные издания развивались медленнее в отличие от зарубежных и были не востребованы среди массовых читателей. На рынке современной периодики научным психологическим журналам отводится меньше места, чем научно-популярным. На издательском рынке и в сети Интернет распространяется большое количество книг и статей, в которых дают советы относительно жизненных вопросов с психологической точки зрения. Но недостаточно изученные в них темы психологии рождает спрос на достоверные открытия в данной науке, которые также могут быть интересны массовому читателю, что и позиционируют многие научные журналы. И в связи с тем, что сейчас психология постоянно развивается, то и интерес будет возрастать и к науке, и к научным периодическим изданиям.

Новые тенденции в научной психологической периодике внедряются уже в конце XX – начале XXI века. К концу 1990-х годов многие научные журналы по психологии стали сотрудничать со специалистами европейских стран и Америки и привлекали зарубежных авторов для написания статей в конкретные издания. Благодаря активному развитию сети Интернет в России некоторые научные периодические издания переходят на электронную версию, тем самым рассчитывая на отклик среди читателей-неспециалистов и популяризацию науки психологии в глобальной сети.

Для рассмотрения современного этапа научной психологической периодики были проанализированы 16 наиболее известных научных психологических журналов[2] конца XX – начала XXI века как общих, рассматривающих основные разделы психологии, так и специализирующихся по одному разделу в данной науке.

К общим научным психологическим журналам относятся следующие издания, которые в свою очередь делятся на печатные: «Вестник Университета Российской академии образования», «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Актуальные проблемы психологического знания», «Национальный психологический журнал», Psychology in Russia: State of the Art («Психология в России: современное состояние») и электронные: «Психологическая газета», «Психологическая наука и образование», «Психологические исследования».

Научные журналы,  специализирующие по одному разделу психологии, также подразделяются на печатные: «Консультационная психология и психотерапия», «Мы и мир», «Школьный психолог», «Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы» (СПбГИПСР), «Синдром Дауна XXI век», «Аутизм и нарушение развития» и электронные: «Практическая психология и психоанализ», «Клиническая и специальная психология».

Рисунок 1. Научные психологические журналы

Рассмотрение научных психологических журналов конца XX – начала XXI  века на примере 16 заявленных изданий выявило следующие тенденции в развитии научной психологической периодики на современном этапе.

Во-первых, преобладание научных журналов по психологии, специализирующихся по одному разделу данной науки. Эта тенденция связана с тем, что в настоящее время появляются все больше людей с похожими проблемами, и многие ученые затрагивают эти темы в своих научных статьях и в специализированных журналах. Так, проблема аутизма, которая ранее не афишировалась среди широкого круга людей, стала достаточно обсуждаемой в последние несколько лет.

Во-вторых, электронные научные психологические журналы постепенно становятся одним из источником информации для людей в Интернете. Многим периодическим изданиям и газетам приходится следовать этой тенденции. Но основные перемены происходят именно не с тематикой или содержанием публикаций, а с формой их подачи и распространением. Все чаще стали появляться интернет-версии печатных газет и журналов. Сейчас многие предпочитают электронную подписку на публикации или журнал, а не бумажную версию. В основном она бесплатная, за исключением некоторых журналов. Это говорит о том, что научные психологические издания подстраиваются под современные технологии и постепенно выходят на широкую читательскую аудиторию.

В-третьих, рынок научных периодических изданий по психологии постоянно пополняется, что требует постоянного наблюдения. Некоторые группы журналов остаются за счет постоянного развития в области психологии, другие же исчезают. А какие-то издания только появляются среди существующих журналов и привносят что-то новое в науку психологию.

Также появляется конкуренция среди постоянных и только что появившихся периодических изданий по психологии, а также давление со стороны научно-популярной периодики, и, как следствие, повышение уровня научности статей в этих изданиях.

Изучение рынка научных периодических изданий по психологии в России  конца XX – начала XXI века показало, что несмотря на узкую читательскую аудиторию и конкуренцию со стороны научно-популярных психологических журналов, научные журналы по психологии по-прежнему остается востребованным на рынке специализированных периодических изданий, благодаря глубоким теоретическим и практическим представлениям психологических знаний.


Список литературы

1. Брушлинский, А.В. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/ А.В. Брушлинский. ‒ М.: Институт психологии РАН, 1997. ‒ 576 с.
2.Сайт портала психологических изданий [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://psyjournals.ru/index.shtml. (дата обращения: 23.05.2016).
3. Шкондин, М. В. Типологическая структура общероссийских газетных изданий // Типология периодической печати: Учебное пособие/ М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. ‒ М.: Аспект Пресс, 2007. ‒ 234 с.

Расскажите о нас своим друзьям: