Русская литература | Филологический аспект №1 (33) Январь, 2018

УДК 8

Дата публикации 11.01.2018

Мотивы городского пейзажа в лирике Н.А. Некрасова

Балахонова Анастасия Александровна
студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Христова Татьяна Юрьевна
студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматриваются функции городского пейзажа на примере лирики А.Н. Некрасова. Представлена характеристика Петурбурга, как города контрастов.
Ключевые слова: город, пейзаж, Н.А. Некрасов, Петербург

Motives of urban landscape in N.A. Nekrasov`s lyrics

Balakhonova Anastasia Alexandrovna
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of the Belgorod State Research University, Russia,Belgorod
Khristova Tatiana Yurievna
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of the Belgorod State Research University, Russia,Belgorod

Abstract: The article considers the functions of the city landscape using the example of A.N. Nekrasov. The characteristic of Peturbourg is presented, as cities of contrasts.
Keywords: city, landscape, N.A. Nekrasov, Peturburg

Пейзажем в литературе называется изображение картин природы как средства образного выражения замысла автора. В произведении пейзажные зарисовки выполняют определённые функции. Во-первых, пейзаж обозначает место действия. Во-вторых, он способствует формированию характера героев. Также, отношение к природе может раскрывать определённые черты характера персонажей.

Зачастую местом действия в произведениях становится город. В литературе он обладает такими же функциями, как и природный пейзаж. Город также способен оказывать воздействие на характер и психику героев. Так, существует термин «городской пейзаж». Город в любом произведении имеет свой неповторимый образ, созданный автором. Обратимся к образу Петербурга. По мысли А.С. Пушкина, Петербург явился превосходным синтезом великих замыслов Петра Первого и талантливости русских мастеров, в то же время, это «город униженных и оскорблённых». «Петербург – воплощение общего отвлечённого понятия столичного города» – говорил А.И. Герцен, видя в нём собирательный образ города, состоящего из величия высшего общества, но с отголосками трагической судьбы [1, с.1]. Петербург Н.В. Гоголя – это фантастический мир, полный мистики. Здесь правят власть и роскошь, а простой человек может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Для Л.Н. Толстого Петербург – источник искушения и всяческих бед человека.

Обращался к образу Петербурга и Н.А. Некрасов. Поэт провёл в этом городе сорок лет, был свидетелем того, как город капитализировался, сам он не раз испытывал голод, холод, спал в ночлежках, познавая жизнь петербургского бедняка, наблюдал, как рядом с красивыми особняками строились фабрики, доходные дома, как некрасивые, угрюмые здания с дворами-колодцами портили классические ансамбли, как столица теряла свой строгий, стройный вид. Очень рано узнал писатель жизнь обитателей «петербургских углов», видел весь ужас жизни  городской бедноты. По мнению поэта, красота города принадлежит богачам, забравшим все хорошее у тех, кто создал эти богатства. Таким образом, Петербург Некрасова – город социальных контрастов. «Я узнал, что у великолепных и огромных домов, в которых замечал я прежде только бархат и золото, дорогие изваяния и картины, есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые домы… И сильней поразили меня такие картины, неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все, что есть в тебе блестящего и поразительного!.. » – говорит он [4, с. 118].

В своих стихотворениях поэт уделяет внимание не пышным кварталам или обитателям дворцов, а жизни обитателей трущоб, где всюду «смрад и копоть». На Петербург автор смотрит глазами обездоленных, голодных тружеников, у которых «жизнь трудовая» начинается «ни свет ни заря» [2, с. 175].

Поэт глубоко чувствует и передаёт красоту городского пейзажа. Так, прекрасен город зимой, когда «улицы, зданья, мосты при волшебном сиянии газа получают печать красоты» [2, с. 181]. Однако Некрасов отмечает, что у бедняков, замерзающих в мороз, нет возможности любоваться красотой зимнего города.

Писатель видит человека, несущего детский гроб и сурово плачущего, женщин, провожающих молодого человека-рекрута со слезами на глазах, бедняка, «без сапогов, в дырявом сюртуке», укравшего калач от безысходности [3, с. 37].

Нищие, ремесленники, голодные дети нескончаемой вереницей проходят перед читателем в стихотворениях Некрасова о городе.

«Мерещится мне всюду драма!» – восклицает поэт. Некрасов видит в жизни обитателей города множество ужаса и горя [3, с. 39]. Поэт может быть назван одним из зачинателей городской поэзии, поэтическим предшественником многих писателей, посвящающих свои произведения жизни города.

Городские стихи Некрасова всегда будут волновать читателя скорбью и гневом, которыми они пронизаны, и суровой жизненной правдой, которую он стремится донести до читателей.


Список литературы

1. Герцен, А.И. Москва и Петербург [Электронный ресурс] / А.И. Герцен. – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2000. – Режим доступа http://gertsen.lit-info.ru/gertsen/public/moskva-i-peterburg.htm, свободный.
2. Некрасов, Н.А. Полное собрание сочинений в трёх томах / С.А. Рейсер. – Л.: Советский писатель, 1967. – 702с.
3. Некрасов, Н.А. / В.А. Смирнов. – М.: Советская литература, 1978. – 351с.
4. Скатов, Н.Н. Некрасов / Н.Н. Скатов. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 400с. С. 118.

Расскажите о нас своим друзьям: