Журналистика | Филологический аспект №11 (43) Ноябрь, 2018

УДК 316.77

Дата публикации 30.11.2018

Межличностная коммуникация в социальных сетях

Хусаинова Адель Римовна
магистрант 2 г/о факультета философии и социологии, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа
Мингазетдинова Римма Флюровна
старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа, rflyurovna@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме межличностной коммуникации в социальных сетях. Медиа на сегодняшний день являются одной из самых значимых сфер в жизни людей всего мира. В новом информационном обществе достижение целей зависит от уровня включённости человека в информационное пространство, и власть принадлежит тем, кто способен создавать новые культурные коды для отражения реальности и оказания влияния на сознание общественности. В статье приводятся системные характеристики сетевых сообществ, которые определяют интернет-социализацию.
Ключевые слова: социальные сети, межличностная коммуникация, информационные технологии, информационное общество, интернет-социализация

Interpersonal communication in social networks

Husainova Adel' Rimovna
the 2-year master student of the faculty philosophical and sociological, Bashkir state University, Russia, Ufa
Mingazetdinova Rimma Flyurovna
lecturer, faculty of Humanities, Language and ed foreman, Bashkir state University, Russia, Ufa

Abstract: The article deals with the topical theme of interpersonal communication, in social networks. Media nowadays is one of the most significant human life spheres worldwide. Goals achievement depends on the level of personal involvement in information space. Power is with those able to build up new cultural codes for reflecting reality and influencing public’s mind. The article presents systemic characteristics of the Internet communities, determining Internet-socialization.
Keywords: social networks, interpersonal communication, information technologies, information society, Internet-socialization

XXI век стал веком стремительного развития информационных технологий, компьютерной техники и массовых коммуникаций. Без медиа – средств массовой коммуникации (сюда принято включать прессу, радио, телевидение, кинематограф и Интернет) – уже трудно представить современный мир.

Если обратиться к научным работам, то мы увидим, что исследования изменений в информационных процессах, проведенные Чичериной Н.В., демонстрируют, что информационная революция осталась в прошлом и общество вступило в новую эру информации. Информатизация и глобализация формируют информационный капитализм и информационную экономику. В новом информационном обществе достижение конечных целей зависит от уровня включённости человека в информационное пространство, а власть принадлежит тем, кто способен создавать новые культурные коды, отражающие реальность и оказывать влияние на сознание общественности [6].

Медиа являются одной из самых важных сфер в жизни людей всего мира. В XXI веке без медиа немыслимо социокультурное развитие любого общества практически во всех областях, включая образование [1]. Согласно исследованию Google и Ipsos «Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн», 65% россиян используют глобальную сеть Интернет каждый день, а если говорить о молодежи (от 13 до 24 лет), эта цифра возрастает до 98%. Молодые интернет-пользователи привыкли к неограниченному доступу к информации с любого устройства и в любой ситуации. Социальные сети стали основным каналом коммуникации для молодых людей. Более четверти россиян (27%) в возрасте от 13 до 24 лет проводят в социальных сетях свыше 5 часов каждый день, а 25% из них проверяют обновления каждые 30 минут [5].

Межличностная коммуникация в социальных сетях имеет ряд преимуществ и недостатков. Первым преимуществом подобного общения является возможность познакомиться с разными людьми независимо от их местоположения (из других городов, стран, континентов), найти друзей по интересам во всём мире. Подобные знакомства могут оказаться полезными не только в личной жизни, но и вопросах персонального продвижения и построения карьеры. Второе преимущество виртуального общения – возможность собеседников быть достаточно открытыми, поскольку в сети они могут не беспокоиться о том, как они выглядят в глазах других. Третье преимущество заключается в том, что пользователь социальной сети может еще до начала общения узнать информацию о собеседнике с помощью личного профиля (хотя она и не всегда достоверна). Последнее преимущество: социальные сети – удобная площадка для общения при выезде за пределы  города и страны. Для установления такого общения достаточно лишь наличие подключения к сети Интернет [4] .

Следует отметить, что понятие «дружба» в реальной жизни и в социальных сетях значительно отличается. В реальной жизни друг – это чаще всего человек, с которым многое пройдено, кто заслуживает доверия и с кем часто и давно общаешься, а в социальной сети друг – это любой человек, которого ты добавил в свой список контактов. Основными причинами включения человека в свой список друзей в социальных сетях являются: во-первых, реклама какого-то товара или услуги; во-вторых, единоразовая встреча; в-третьих, многоразовые встречи и только, в-четвёртых, это дружба в реальной жизни. [3]

Нужно отметить, что на все преимущества межличностной коммуникации в социальной сети имеются свои недостатки. Во-первых, это частое несоответствие портрета реальной личности и портрета пользователя социальной сети. Это происходит благодаря обработке фотографий с помощью графических программ, удачному освещению, чужой фотографии на странице пользователя, нарисованной картинке вместо фото и т.д. Еще одним недостатком является расстояние: при постоянном общении у друзей по социальной сети иногда не получается встретиться лично лицом к лицу в связи с отдалёнными местами проживания. Минусом также является и то, что пользователи социальной сети подвержены обману в большей степени, чем те, которые общаются преимущественно в реальной обстановке.

Прикладное исследование, проведенное в Нижнем Новгороде, показало, что основными достоинствами социальных сетей, по мнению опрошенных, можно назвать возможность общаться сразу с несколькими партнерами одновременно; общение с теми, кто недоступен в реальной жизни; простота и легкость общения; возможность общаться, не выходя из дома, простота языка коммуникации. Основными же недостатками респонденты считают трудность передачи эмоций; отсутствие визуального контакта; отсутствие моральных норм; риск обмана; отсутствие невербальных средств общения. Простота коммуникаций в сети Интернет неизбежно в результате приводит к таким изменениям, как упрощение грамматических и орфографических правил (около 40% опрошенных отмечают это как недостаток общения в сети, а 30% – как преимущество). Интернет-сленг как форма общения порождает множество шуток и стереотипных выражений, которые переходят в реальный мир. Например, «лайкнуть», «твитнуть», «селфи» и т.п [2].

В связи с вышесказанным следует отметить, что при всех многочисленных плюсах межличностной коммуникации в социальных сетях существует обратная сторона медали. В настоящее время нет единого мнения относительно полезности и вреда социальных сетей. Каждый человек сам решает, как и посредством чего ему общаться, главное – определить, какую цель человек ставит для себя. Общаться в социальной сети достаточно легко, но необходимо тщательно анализировать всю поступающую информацию, вырабатывать личное мнение, перепроверять информацию и избегать мошенников. Для молодёжи важно подключать эффективный тайм-менеджмент, поскольку Интернет, являясь неотъемлемой частью сегодняшней жизни, отнимает непозволительно много времени и отвлекает, а порой и заменяет реальную жизнь и общение [3].

В литературе, посвящённой исследованию Интернета сложились следующие определения форм социальной интеграции и реализации социального интереса: виртуальное сетевое сообщество (С.В. Бондаренко), интернет-сообщество (Р.В. Кончаковский). С.А. Данилов считает, что «сообщество» – форма социальной организации, реализующая в виртуальном интернет-пространстве сетевые принципы и основы своего бытия. Исследователь выделяет следующие системные характеристики сетевых сообществ, которые определяют интернет-социализацию:

1) Всё для всех. В сетевых интернет-сообществах все субъекты коммуникационного взаимодействия имеют возможность строить отношения со всеми. Подобная открытость является альтернативой реальным проявлениям форм социального пространства, в которых похожие варианты общения зависят от различных условий, таких как территория, время и др. Повсеместная открытость создаёт огромное пространство взаимодействия, задать границы и параметры которому может только сам участник. Например, любой участник может выбрать потенциального партнера по коммуникации, задав в поиске место его проживания, возраст, пол и т.д.;

2) Анонимность является одним из важнейших факторов, влияющих на присутствие и активность людей в виртуальном пространстве. Данный фактор позволяет любому человеку трансформировать свой собственный образ в желаемый. Ещё Г. Лебон писал о деструктивных проявлениях анонимности, присущей толпе. Сетевому интернет-сообществу также присущи практически все признаки толпы, за исключением территориальной близости. Однако именно в Интернете индивид, так же как и в толпе, благодаря анонимности не чувствует ответственность за свои слова и поступки;

3) Свобода входа и выхода. Данный фактор является ключевой ценностью интернет-сообществ. Пользователь абсолютно свободен в своих действиях от запуска компьютера и до выхода из сообщества социальной сети или в нежелании общаться в сетевом диалоге;

4) Конкретность интересов. Объединения по интересам в сетевом социальном пространстве позволяют трансформировать данное пространство в социальную структуру. Общность приводит к появлению различной сетевой интеграции, групп общения, сообществ. Виртуальная реальность обладает необходимыми ресурсами для интеграции узких сообществ. [4, 43]

Ключевым принципом интеграции пользователей в сетях интернет является конструирование индивидуального образа. Формализация образа человека (представляемого, например, в виде «личной страницы») даёт возможность сократить усилия для поддержания связей между членами интернет-сообщества. Презентационной силой обладает заполненная форма, благодаря которой индивид создает свой образ, при этом присутствует эффект постоянного нахождения в сообществе.

От качества и способа подачи личной информации зависят включение человека в сообщества, а также его идентификация как с сообществом целом, так с отдельными его членами. В этой связи стоит также отметить такое явление, как «игры с идентичностью», которое опирается на анонимность.

Социальные сети, создавая возможность для всестороннего общения людей в интернете, содействуют распространению больших объёмов информации среди численно и территориально рассредоточенной аудитории. Также они уже давно стали инструментом рекламы и PR, предоставляя неограниченное пространство для рекламодателей и пользователей сети. Авторы данной статьи считают, что хотя общение в соцсетях никогда не заменит общение лицом к лицу, спектр влияния соцсетей и их применения будет неизбежно расширяться, вовлекая всё новые аудитории и предоставляя неограниченные возможности для самореализации, самопознания, саморазвития и достижения целей.


Список литературы

1. Долженкова А.В.. Мингазетдинова Р.Ф. Книжное, экранное, сенсорное чтение в современном городе // Филологические науки: состояние, перспективы, новые парадигмы исследований. Материалы Международной заочной (электронной) научной конференции для молодых ученых, посвященной 60-летию филологического факультета. Ответственный редактор Мухтаруллина А.Р.. 2017. С. 104-108.
2. Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Известия Саратовского ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 42-46.
3. Куликова А.В. Особенности интернет-коммуникаций // Университет Лобачевского [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_2012_4(28)/3.pdf (дата обращения: 21.09.2018).
4. Лебон Г. Психология народов и масс // изд. "Макет", СПб. 1995 г. 316 с.
5. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн // think with Google [Электронный ресурс]. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/research-study/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain (дата обращения: 24.10.2018).
6. Чичерина Н.В. Медиаобразование в контексте изменяющейся социальной реальности: моногр.// Архангельск, 2008. 544 с.

Расскажите о нас своим друзьям: