Теория языка | Филологический аспект №11 (43) Ноябрь, 2018

УДК 372.8

Дата публикации 30.11.2018

Методика изучения односоставных предложений в средней школе

Курмаева Гульнара Фатеховна
студент магистратуры, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (НИУ), РФ, г. Арзамас, bronze2923@gmail.com
Научный руководитель Пряников Александр Викторович
кандидат филологических наук, доцент, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (НИУ), РФ, г. Арзамас, pryanikoff14@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается методика изучения односоставных предложений на уроках русского языка в средней школе, которая основана на модульном обучении. Модульное обучение является одним из наиболее современных форм обучения в образовательных учреждениях. Оно совмещает в себе разные виды деятельности (групповую, индивидуальную), разные виды работы с текстами (трансформация, анализ, сопоставление и др.). В статье также раскрывается направленность данной методики — обобщение и систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках. Описанная методика универсальна и способна заинтересовать обучающихся не только 8 классов, но и 9–11. С помощью поэтапно выстроенных модулей можно выстроить занятия с целью повторения изученного материала и подготовки к контрольным работам, экзаменам.
Ключевые слова: модуль, односоставные предложения, обучающиеся, анализ, сравнение, исследование

Methods for studying One-member Sentences in high school

Kurmaeva Gulnara Fatehovna
Cand. Sci. (Phylology.), assistant professor of the Russian Language and Literature Department, National Research Lobachevsky State University (Arzamas branch), Russia, Arzamas
Scientific adviser Pryanikov Alexander Viktorovich
graduate student, National Research Lobachevsky State University (Arzamas branch), Russia, Arzamas

Abstract: The article discusses a new method of studying single-sentence sentences in Russian language lessons in secondary schools, which is based on modular instruction. Modular training is one of the most modern forms of education in educational institutions. It combines different types of activities (group, individual), different types of work with texts (transformation, analysis, comparison, etc.). The article also reveals the focus of this methodology — the generalization and systematization of the knowledge gained in previous lessons. The described technique is universal and is able to interest students not only of 8 classes, but also 9–11. With the help of staged modules it is possible to build classes with the aim of repeating the material studied and preparing for tests and exams.
Keywords: module, single-sentence sentences, students, analysis, comparison, research

На современном этапе обучения существует множество приёмов и методов преподнесения обучающимся теоретического материала в школе, а также разных видов уроков: как традиционных (урок-лекция, урок-беседа), так и нетрадиционных (урок-исследование, урок-путешествие, урок-экскурсия). При изучении темы «Односоставные предложения» в 8 классах можно использовать разнообразные методики, так как данная тема содержит в себе до сих пор теоретически не решённые вопросы, что открывает большое поле для организации учителем исследовательской, проектной деятельности учеников.

До вступления в силу Федерального образовательного стандарта нового поколения обучающимися заучивался теоретический материал по каждому типу односоставного предложения, выполнялся комплекс упражнений на закрепление знаний (определение типа предложения и указание его места в классификации). Сейчас же учителю открыт путь для творческого преподнесения, оформления материала. Такой подход предполагает активное использование в образовательном процессе различных информационно-коммуникационных технологий. По своей сути традиционные, утвердившиеся в школьной практике приёмы (создание и использование опорных таблиц и схем) совершенствуются и демонстрируются учителем на уроке в новом обличии, например, в виде мультимедийных презентаций или с помощью использования планшетных компьютеров. Например, учитель русского языка и литературы Ирина Федурина разработала методические рекомендации по использованию планшетных компьютеров iPad на уроках русского языка в школе: «На уроках они помогают создать атмосферу творчества и созидания и в полной мере реализовать современный коммуникативно-деятельностный подход к обучению. С помощью планшетных компьютеров создается особое пространство учебной деятельности, в котором ученик превращается на уроке в деятеля, самостоятельно ориентируется в материале и выбирает собственные способы его освоения. Задача учителя — корректировать зону ближайшего развития ученика, уровень его продвижения в теме» [3]. Ещё одна методика, относящаяся непосредственно к изучению темы «Односоставные предложения», описана в статье Т. В. Гоголиной и Е. И. Пипко «Трудные вопросы изучения односоставных предложений в школе» [1]. Они предлагают при повторении данной темы в 10–11 классах использовать многоплановые таблицы, в которых представлены все типы односоставных предложений с учётом особенностей типового значения, морфологического признака главного члена и с подобранными к каждому типу примерами. Такая таблица позволяет концентрированно подать теоретический материал, исключая его дробление при первичном восприятии. Также авторы статьи предлагают учителю использовать данную таблицу при анализе художественных произведений на уроках литературы. Таким образом, использование новых технологий на уроках русского языка помогает преподнести достаточно сложный для усвоения материал в новом ключе. Данный аспект и приведенные выше методики подтолкнули к анализу особенностей преподавания односоставных предложений в средней школе и позволили сделать следующий вывод: изучение односоставных предложений имеет недостаток, который заключается в том, что слабо учитывается взаимосвязь между основными семантико-грамматическими типами простого предложения. Каждый вид односоставного предложения чаще всего изучается вне его связи с другими моделями предложений при таком изучении синтаксический строй речи обучающихся недостаточно обогащается данными конструкциями. Для преодоления этого недостатка необходимо учитывать возможные связи и соотношения, существующие между отдельными типами предложений. Таким образом, было принято решение разработать методику, которая бы смогла помочь решить перечисленные проблемы.

Анализ разнообразных методик, комплексов упражнений, направленных на изучение односоставных предложений, подтолкнул к созданию собственной методики изучения односоставных предложений в школе. Разработанная методика совмещает в себе разные виды деятельности (групповую, индивидуальную), разные виды работы с текстами (трансформация, анализ, сопоставление и др.). Именно такими характеристиками обладает модульное обучение.

Модульное обучение является одной из наиболее распространённых форм обучения в образовательных учреждениях. Чаще всего технология блочно-модульного обучения применяется на уроках естественнонаучного (биология, география, естествознание) и математического циклов дисциплин. Это объясняется тем, что сам термин «модуль» был перенесён из информатики. В ходе развития данной методики и опыта внедрения её в школы произошли значительные изменения: модульный подход стал применяться и на уроках гуманитарного цикла (русский язык, история), технология стала впитывать в себя специфику данных предметов и расширила понимание понятия «модуль». Термин «модуль», изначально обозначая меру, способ построения, передачи информации, функционируя как единица модульной технологии, приобрёл иное значение: «Модуль — это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [5]. Специфика методики заключается в том, что учителем разрабатывается индивидуальная программа действий/заданий для каждого ученика, либо универсальная программа, которая бы учитывала индивидуальные потребности каждого. Этого можно достичь, разрабатывая модули, которые включают в себя разные виды деятельности, и в итоге любой обучающийся сможет себя реализовать. Работа учителя состоит в создании программы действий, разработки методического руководства для достижения поставленных дидактических целей, также учитель должен при работе с данной технологией разработать модули, составить инструкции, задания, которые войдут в тот или иной модуль. Роль учителя — осуществление мотивационного управления обучением, координация, консультация и осуществление контроля над обучающимися. Роль обучающихся — самостоятельное выполнение заданий, а в конце урока — осуществление самооценки, которая помогает объективно оценить свои способности и результаты своего труда.

Модульное обучение учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, позволяет переходить от одних способов и видов деятельности к другим, предполагает разные формы работы: групповую, парную, индивидуальную, а также осуществляет разные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, разные способы оценивания: самооценка, взаимооценка, самоанализ [2].

С помощью технологии модульного обучения достигаются следующие цели:

  • включение каждого обучающегося в учебный процесс;
  • создание благоприятных условий для выполнения заданий, упражнений (учитывать темп работы каждого обучающегося);
  • формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самообучения.

Разработанная нами методика состоит из пяти модулей, каждый из которых представляет собой отдельный вид работы над односоставными предложениями. Методика направлена на обобщение и систематизацию знаний, полученных на предыдущих уроках. С помощью данной методики также возможно подготовить внеурочное мероприятие, так как она универсальна и способна задействовать обучающихся не только 8 классов, но и 9–11, как повторение изученного и подготовка к ГИА и ЕГЭ [4, с. 120]. Эти пять модулей взаимосвязаны: каждое последующее задание, заключенное в модуле, усложняется, за счёт этого осуществляется плавное погружение в сущность исследуемого явления. Задания, направленные на разные типы восприятия, не позволят обучающимся отвлечься и потерять интерес к теме урока.

Модули представляют собой следующее:

  • первый модуль направлен на первичное восприятие материала, актуализацию знаний, ориентирование обучающихся на тему занятия;
  • второй модуль полностью раскрывает тему урока, ориентирует на работу в группах, в рамках второго модуля решается проблемная ситуация;
  • третий модуль предполагает работу с готовым текстом, на исследование значения языковых единиц;
  • четвёртый модуль направлен на развитие творческого мышления: через работу с художественным тестом обучающиеся должны проанализировать найденные ими синтаксические конструкции и, опираясь на своё восприятие, описать их.
  • пятый модуль представляет собой самоанализ проделанной работы на занятии.

Далее подробнее рассмотрим содержание каждого модуля.

Модуль 1: ориентирован на зрительное восприятие, на развитие творческого мышления. Это начальный этап работы, который представляет собой этап актуализации знаний. На презентации представлены две картины, которые обучающиеся должны описать с помощью односоставных предложений. Условно можно представить, что на первой картине изображена ваза с цветами; обучающиеся описывают увиденное с помощью номинативных предложений, аргументируя это типовым значением такого вида предложений (наличие предмета в действительности). На второй картине изображен закат/рассвет, обучающиеся передают увиденное безличными предложениями, апеллируя знанием типового значения безличного предложения: протекание действия без отнесения его к какому-либо деятелю. Такое начало урока позволит заинтересовать обучающихся и настроить их на дальнейшую работу на занятии.

Модуль 2: ориентирован на слуховое восприятие. Обучающимся предлагается прослушать два небольших текста, которые различаются между собой одним предложением: в первом тексте фигурирует конструкция двусоставного предложения: В дверь кто-то постучал; а во втором — односоставного неопределенно-личного: В дверь постучали. В ходе групповой командной работы обучающиеся должны выяснить, каково смысловое различие данных предложений. Это упражнение поможет понять и уловить разницу между двумя структурно-семантическими типами предложений, а также выяснить, какому стилю речи свойственна та или иная конструкция.

Модуль 3: представляет собой практическую работу. Обучающимся даются предложения, которые им необходимо трансформировать во все возможные типы односоставных предложений. Например, предложение На улице идёт дождь (двусоставное) можно трансформировать в безличное: Дождливо и в назывное: Дождь. Необходимо охарактеризовать тип главного члена односоставного предложения и вывить смысловые различия между предложениями. Такое задание поможет увидеть не только формальные различия между односоставными предложениями, но и, самое главное, прочувствовать их смысловые оттенки. Путём такого сопоставления обучающиеся увидят чёткие границы между типами предложений, что в свою очередь предупредит ошибки в ходе анализа текста. Также это задание поможет обучающимся обогатить свою речь: называть одно и то же явление разными конструкциями, различающимися смысловыми оттенками.

Модуль 4: предполагает работу с текстом. Обучающимся предлагаются тексты, написанные в разных стилях (художественном, научном, официально-деловом, техническом). Основная цель на данном этапе — выявить функцию односоставных предложений в тексте. Например, даны отрывки из рассказа В. Астафьева, из пьесы М. Горького, поэтические тексты М. Цветаевой, Ф. И. Тютчева или текст инструкции по эксплуатации телевизора или любого другого технического устройства. Например, обучающимся дан поэтический текст А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», который состоит полностью из номинативных предложений. Им необходимо выявить, какую роль выполняют номинативные предложения в тексте, почему автору важно было именно так описать картину наступления зари, а также необходимо описать значимое отсутствие глагольных конструкций. Главное, чтобы ученики смогли задать себе вопрос: «А почему именно эти предложения?» и смогли на него ответить. Этот модуль подтолкнёт обучающихся к исследовательской работе, вызовет у них интерес к выявлению функций односоставных предложений в художественных текстах.

Модуль 5: завершающий этап занятия. На этом этапе проводится рефлексия деятельности, которая предполагает оценивание и анализ обучающимися своей работы на уроке. Рефлексия может проводиться в разных формах: листы оценивания, описать или нарисовать своё состояние на уроке и др. Мы предлагаем проводить рефлексию в форме «бортового журнала». Он представляет собой следующую таблицу:

Таблица 1. Бортовой журнал

Односоставные предложения

Что знал/а

Что узнал/а

Номинативные/назывные

 

 

Определённо-личные

 

 

Неопределённо-личные

 

 

Безличные

 

 

Такая форма самоанализа поможет обучающимся, с одной стороны, выявить пробелы в знании теории, с другой стороны — наметить путь дальнейшей исследовательской работы по данной теме. Это покажет, в свою очередь, и учителю путь работы по изучению данной темы, покажет сильные и слабые стороны обучающихся.

Таким образом, с помощью описанной методики обучающиеся закрепят знания обо всех типах односоставных предложений, получат новый опыт работы над текстами (анализ, трансформация, сопоставление). Данная методика учитывает взаимосвязь между основными семантико-грамматическими типами простого предложения. Каждый вид односоставного предложения изучается в связи с другими моделями предложений. Методика применима и не только при изучении односоставных предложений, но и других спорных интересных вопросов, существующих в русском языке.

Использование модульных технологий на предметах гуманитарного цикла является таким же эффективным средством преподнесения материала, как и при изучении естественных и точных наук. Поэтапное разъяснение материала способствует его лучшему усвоению (что необходимо при изучении новой темы) и закреплению (для эффективной работы на уроках обобщения и систематизации знаний, урока повторения пройденного материала). Благодаря модульной технологии у обучающихся пробуждается интерес к изучаемому предмету, активизируется желание учиться и делать свои мини-открытия на уроках русского языка.


Список литературы

1. Гоголина Т. В. Трудные вопросы изучения односоставных предложений в школе / Т. В. Гоголина, Е. И. Пипко // Филологический класс. — 2007. — № 17 [Электронный ресурс] / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trudnye-voprosy-izucheniya-odnosostavnyh-predlozheniy-v-shkole (дата обращения: 13.11.2018).
2. Карповская, Н. О. Блочно-модульная технология как средство повышения качества обучения [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/588216/ (дата обращения: 10.11.2018).
3. Федурина, И. Методические рекомендации по использованию планшетных компьютеров iPad на уроках русского языка в школе [Электронный ресурс] // URL: http://it.my18.ru/?p=285 (дата обращения: 07.11.2018).
4. Харитонова, Е. И. Рабочие программы. Русский язык. 5–9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2012. — 383 с.
5. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с. [Электронный ресурс] // URL: http://hum.edu-lib.net/pedagogika-psihologiya/yutsyavichene-p-teoriya-i-praktika-modulnogo-obucheniya-onlayn (дата обращения: 03.11.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: