Русская литература | Филологический аспект №9 (29) Сентябрь, 2017

УДК 8.81

Дата публикации 30.09.2017

Метатекст в романе В. Пелевина «Омон Ра»

Прихода Ирина Вениаминовна
Ст.преп.кафедры делового иностранного языка, Челябинский Государственный университет, РФ, г.Челябинск

Аннотация: Статья посвящена понятию метатекст в современной лингвистической науке. Дан краткий обзор ведущих исследований в данной области. Рассмотрены различные виды метатекста в рамках художественного романа В. Пелевина «Омон Ра». Сделаны выводы о преобладающем виде метатекста и его функциях.
Ключевые слова: метатекст, виды метатекста, интраметатекст, функции метатекста

Metatext in the V. Pelevin’s novel “Omon Ra”

Prikhoda Irina Veniaminovna
Senior lecture of Business Foreign Language Department, Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk

Abstract: The article deals with the concept of metatext in the modern linguistic science. It is given a brief description of the leading researches in this field. The author considers the main types of metatext in the framework of the V.Pelevin’s novel “Omon Ra” and makes the conclusions about the prevailing type of metatext and its functions.
Keywords: metatext, the types of metatext, intrametatext, the functions of metatext

В последние десятилетия многих гуманитарные науки интересуются феноменом метатекстуальности. Ученые  в лингвистике, семиотике, культурологии, литературоведении исследуют метатекст. Однако единства мнений в данном вопросе  нет, что говорит о проблематичности предмета исследования.

Цель настоящей работы выявить метатекст в романе В. Пелевина «Омон Ра», исследовать его и определить его функции. Цель определяет следующие задачи: опираясь на работы в области метатекста, дать определение метатексту, выделить его отличительные признаки, виды, проанализировав материал романа, сделать выводы о преобладающем виде метатекста и его функциях.

Понятие «метатекст» в лингвистике появилось после статьи А. Вежбицкой «Метатекст в тексте». Монологический  текст представляется как слияние самого текста и текста о данном тексте или комментария к нему. Такая ситуация возникает, когда автор разделяет свое авторство, подчеркивает дистанцию по отношению к своему тексту. Выражения  «Сообщаю..»,  «Потом перейду к..», «В заключение я представлю..» и другие подобные составляют, по мнению Вежбицкой,  метатекст в вышеуказанном слиянии двух текстов. По ее определению, метатекст – это вводные слова и обороты с эксплицитно или имплицитно употребленным  глаголом «говорить», функция которого – разъяснение семантики основного текста [2, с. 403].

В работах  Р. О. Якобсона мы встречаем несколько другое понимание метатекста.  Исследователь говорит о метатекстовых элементах, выполняющих метаязыковую функцию, которая делает предметом речи код текста[9, c. 87].

В понимании В.А. Лукина метатекст это языковые знаки, выполняющие метатекстовую функцию, или устойчивые клеше и словосочетания с аналогичными свойствами [3, c. 100].

Для Н.И. Рябцевой метатекст это некий коммуникативный указатель  темы высказывания, организации текста, его структурированности, связности [6, c. 45].

В.Шаймиев рассматривает  метатекст как прагматико-ситуативное образование, которое отражает конкретные ситуации раскрытия, комментирования и восприятия определенного основного текста [8, c. 75].

Таким образом, можно наблюдать  сужение или расширение понятия метатекст.  Опираясь на вышеизложенные определения, мы в данной работе под метатекстом будем понимать  совокупность языковых средств, имеющую  референтом конкретно- определенный текст   и служащую порождению, оценке, восприятию определенных речевых ситуаций в рамках данного текста.

Отличительным признаком метатекста является прагматическая ориентация, которая заключается в вербализации интенций автора текста, представлении всего текста или его части как объекта создания и интерпретации, манифестации самого факта порождения текста и осуществляемых для этого речевых действий  [8, c. 77].
Метатекстовый слой любого текста неоднороден, что послужило причиной появления различных классификаций типов метатекста. В нашей работе наибольший интерес представляют работы А. Вежбицкой и В. Шаймиева.

В. Шаймиев выделяет и исследует метатекст двух типов:

  • Интраметатекст – метатекстовые образования в структуре основного текста  с выраженной прагматической ориентацией;
  • Сепаративный метатекст – композиционно удаленные от основного текста образования (введение, комментарий, примечания в форме сносок). Сепаративный  метатекст не только композиционно дистанцирован, но и обладает особой стилистической функцией: он способствует  прежде всего правильному восприятию исходного текста адресатом  [8, c. 80].

Для романа В. Пелевина «Омон Ра» характерным является интраметатекст в трактовке В. Шаймиева.  Опираясь на исследования А. Вежбицкой, рассмотрим данный интраметатекст. Как уже упоминалось ранее, метатекстовый слой неоднороден. А. Вежбицкая выделяет несколько видов  метатекстовых элементов (оборотов) согласно их назначению (функциям):

  • Обороты с глаголом «говорить»: О тетке мне сказать почти нечего [5, c. 8]; Но вряд ли можно сказать, что все это видел я [5, c. 14]; Надо сказать, что ее идиотизм, который я достаточно ясно осознавал…[5, c. 23];
  • Метатекстовые обороты, с помощью которых автор отделяет себя от своих слов: Выглядело это так, словно он пятился по коридору, отталкивая несущуюся за ним койку [5, c. 27]; Приходилось как бы висеть над рамой, распределяя вес между руками [5, c. 67]; Это был голос Митька, но какой-то странный, будто к его голосовым связкам вместо легких подключили кузнечные мехи [5, c. 58];
  • Метаорганизаторы (термин А. Вежбицкой), обеспечивающие связь между фрагментами текста:
  1. Направление хода мысли: Поэтому, кстати, такую скуку вызывали у меня всю жизнь западные радиоголоса и сочинения разных солженицыных [5, c. 7]; а они никак своим поведением не показали, что хотя бы видят меня. Впрочем, я, кажется, видел одного из них на экзамене в Зарайском летном [5, c. 38].
  2. Сигнализирующие об определенной последовательности: Потом тот же танец исполняли остальные, и под конецмне наскучило смотреть на них [5, c. 33]; Мы не говорили на эту тему с Митьком, но когда нам сказали, что начинаются наконец и наши занятия на аппаратуре, мы переглянулись… [5, c. 58];

Помимо этого считаем необходимым выделить следующие виды метатекстовых оборотов:

  • Метатекстовые обороты с катафорической функцией: Однажды случилось несчастье [5, c. 45]; Поразило меня вот что..[5, c. 89].
  • Метатекстовые обороты с функцией активации адресата: Вот, например, я часто думал – кто же такой я? [5, c. 60].
  • Метатекстовые обороты, указывающие на главную и второстепенную информацию: И самое, конечно, главное – мне хотелось самому стать одним из других людей [5, c. 16]; Это была, наверно, самая тяжелая часть моей задачи [82, c. 82.

Сепаративный метатекст в романе представлен единственным примечанием автора в форме сноски: 1. «Ме-сто девять» – это не ошибка и не опечатка, это Me-109, истребитель Люфтваффе Второй Мировой Войны [5, c. 145]. Функция данного метатекста – адекватное восприятие текста читателем.

Таким образом, в романе В. Пелевина «Омон Ра» преобладает метатекст, структурно не дистанцированный от основного текста – интраметатекст. Будучи вплетенным в ткань повествования, он выполняет следующие функции: связь между фрагментами текста, прояснение семантики текста, топикализация,    выделение главной и второстепенной информации, активизация и направление читателя.


Список литературы

1. Андрющенко, Т.Я. Метатекст и его роль в интерпретации текста / Т.Я. Андрющенко // Проблемы организации речевого общения: сб. ст. / под ред. Е.Ф. Тарасова. - М.: Ин-т языкознания, 1981. - С. 127-150.
2. Вежбицкая А. Метатекст в тексте. Новое в зарубежной лингвистике. Вып.8. Лингвистика текста. - М.: 1978. - с. 402-421.
3. Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа / В.А. Лукин.- М.: Ось-89, 1999. - 189 с.
4. Падучева Е.В. Семантические исследования. - М.: 1996. - 277с.
5. Пелевин В. Омон Ра. Проза Виктора Пелевина. – М: Эксмо-пресс, 2015. – 160 с.
6. Рябцева Н. И. Коммуникативный модус и метаречь//Логический анализ языка. Язык речевых действий. - М.: 1994. - 60 с.
7. Турунен Н. Метатекст как глобальная система и вопросы конструирования текста в пособиях по развитию речи. Стереотипность и творчество в тексте: Межвузовский сборник научных трудов / Перм. ун-т. – Пермь, 1999. - 334 с.
8. Шаймиев В.А. Метатекст и некоторые его признаки//Лингвистический семинар. Вып.1. Язык как многомерное явление. Межвуз.сб.науч.тр. -СПб.: Бирск, 1996. – 83с.
9. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика// Структурализм: "за" и "против". - М.: 1975.

Расскажите о нас своим друзьям: