Теория языка | Филологический аспект №3 (47) Март 2019

УДК 378:147

Дата публикации 31.03.2019

Квест как метод обучения РКИ

Будаева Людмила Николаевна
преподаватель кафедры русского языка Оренбургского государственного медицинского университета
Григорьева Анна Васильевна
преподаватель кафедры русского языка Оренбургского государственного медицинского университета
Шмакова Лариса Витальевна
преподаватель кафедры русского языка Оренбургского государственного медицинского университета

Аннотация: Квест – это своего рода игра, подразумевающая выполнение обучающимися определенного задания. Эта методика РКИ направлена на практическое использование знаний. Данную технологию можно применять на всех уровнях изучения РКИ. Задача преподавателя – найти интересную тему проекта, состоящего из трех этапов, исполнить роль организатора, определить задания для студентов. Участники выполняют задание и подготавливают отчет. При проверке преподавателем учитывается правильность в употреблении форм слов и конструкций, связность текста, грамматика. Квест разнообразит процесс обучения и повысит мотивацию студентов к изучению РКИ, поможет интегрироваться в практическую речь в реальной ситуации.
Ключевые слова: Квест, базовый уровень, элементарный уровень, русский язык как иностранный (РКИ), грамматика, падеж, падежные окончания

Quest as a method of teaching foreign Russian language

Budaeva L. N.
teachers of the Russian language Department of Orenburg state medical University
Grigorieva A.V.
teachers of the Russian language Department of Orenburg state medical University
Shmakova L. V.
teachers of the Russian language Department of Orenburg state medical University

Abstract: Quest – a kind of game that involves the implementation of a specific task of students. This RCT technique is aimed at the practical use of knowledge. This technology can be used at all levels of RCT study. The task of the teacher is to find an interesting topic of the project, consisting of three stages, to play the role of organizer, to define tasks for students. Participants perform the task and prepare a report. When checking the teacher takes into account the correctness of the use of forms of words and structures, the coherence of the text, grammar. Quest will diversify the learning process and increase the motivation of students to studyRCTS, will help to integrate into practical speech in a real situation.
Keywords: Quest, basic level, elementary level, Russian as a foreign language, grammar, case, case endings

Многие инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного основываются на эмоциональной памяти обучающихся. Яркие впечатления, связанные с событием, которое принесло большое количество эмоций, будут способствовать запоминанию слов.

Широкое распространение получают методики, внедряющие в образовательный процесс новые технологии. Среди современных инновационных методов в преподавании РКИ одним из наиболее продуктивных, по нашему мнению, является квест.

Квест – это своего рода игра, подразумевающая выполнение обучающимися определенного задания. Как и любая образовательная методика РКИ она направлена не только на приобретение знаний, но и на практическое их использование [1]. Главным является отсутствие ограничения, т.е. игроки могут пользоваться книгами, пособиями, ресурсами интернета, переводчиком.

И.А. Зимняя отмечала, «вместо широко распространенной схемы субъект-объектного взаимодействия (преподаватель – обучающийся), должна иметь место схема субъект-субъектного равно партнёрского учебного сотрудничества» [4]. Поэтому важным становится то, что процесс обучения происходит в виде игры. Она формирует навыки самообразования; благодаря решению практических задач, развивает устную речь.

Квест как современная методика обучения ориентирована не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на особенности мышления и на развитие коммуникативных навыков обучающихся. Задача преподавателя состоит в том, чтобы найти интересную тему проекта, в котором будут задействованы все его участники, определить план выполнения и проверить сделанное задание.

Квест позволяет не только моделировать реальное многостороннее общение, но и подразумевает работу в групповой форме в практической ситуации. Данную технологию можно применять на всех уровнях изучения РКИ.

Проводимая в форме игры, она вызывает азарт, повышает интерес со стороны всех игроков, требует ответственного отношения к заданию и самоорганизации. Важным условием является обучающий эффект и выход в устную речь.

Сценарий проектной деятельности составляется преподавателем. Число участников может варьироваться в зависимости от задачи и целей квеста [5].

Выполнение проекта должно проходить в три этапа. Преподаватель принимает участие только на первом этапе и на этапе проверки. Сначала он исполняет роль организатора. Работа заключается в определении задания для образованных микрогрупп, поля деятельности для каждого участника, последовательности действий и при необходимости помощи с литературой [2]. Задание должно быть понятно и интересно обучающимся и самое главное – выполнимо.

На втором этапе участники работают самостоятельно. Это выполнение задания и подготовка отчета. Третий этап предполагает представление результата проделанной работы и его проверка преподавателем, исправление ошибок.

Выбор заданий для игры должен соответствовать изучаемой теме. Например, на базовом уровне при освоении предложного падежа в значении места можно предложить тему «Мой университет», которая позволит закрепить материал и поможет познакомиться со структурой университета. Студенты по желанию или по жребию выбирают номер корпуса университета, о котором им предстоит рассказать. Преподаватель определяет поле деятельности каждой микрогруппы. Студенты повторяют еще раз предложный падеж, его окончания и конструкцию «Где находится что». Важно то, что, приводя примеры, преподаватель не должен использовать слова, которые могут служить подсказкой для студентов. При необходимости они сами должны будут найти нужное слово. Например: На первом этаже находится библиотека. Результатом работы может быть рассказ о том, что находится в том или ином корпусе университета.

На базовом уровне возможна и другая тема: «Достопримечательности города», где каждый участник должен рассказать об известном месте города, в котором он обучается. В результате вся группа должна подготовить и представить отчет о достопримечательностях города, подкрепив его фото или видео материалом, презентацией.

Квест может быть использован на более поздних этапах обучения РКИ с учетом будущей профессии. Так иностранные студенты медицинских вузов могут получить задание: «Произвести опрос пациента и подготовить отчет».

Каждая микрогруппа получает заранее подготовленную карточку с адресом и именем пациента. Задача участников игры: произвести опрос больного и подготовить отчет о его состоянии. Вместе с преподавателем оговариваются разделы медкарты, по которым необходимо будет собрать информацию: паспортные данные, жалобы пациента, история заболевания, проводимое лечение и его эффективность. Каждый участник группы получает свое задание: собрать информацию по определенному пункту плана Вопросы по каждому пункту плана, которые будут задаваться, их последовательность могут оговариваться заранее преподавателем на подготовительном этапе, или можно предоставить только разделы медкарты. Важно напомнить об уточняющих вопросах: куда отдает боль, какой кашель: сухой или влажный и прочее.

Преподаватель сам определяет поле деятельности каждого участника. Роли могут быть распределены по-разному: в зависимости от уровня владения языком назначается тот, кто будет производить непосредственно опрос больного, кто будет фиксировать ответы, снимать видео и т.д.

На заключительном этапе каждая группа должна подготовить отчет о состоянии пациента. Результат самостоятельной работы группы должен быть четко определен. Например, отчёт о результатах опроса пациента, согласно собранной информации. Он может быть представлен в устной или письменной форме. При проверке преподавателем учитывается в первую очередь правильность в употреблении форм и конструкций, связность текста, грамматика [3].

Таким образом, квест не только разнообразит процесс обучения и повысит мотивацию студентов к изучению РКИ, но и поможет интегрироваться в практическую речь в реальной ситуации.


Список литературы

1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании ИТО-99». – С. 28.
2. Ван лоо Э., Брон Ж.Т., Янсен Ю. Эксперименты в обучении русскому языку, основанном на задачах: «ярмарка языков» и «веб-квест по русскому языку и страноведению» // Русское слово в мировой культуре. Материалы конгреса МАПРЯЛ. Сборник докладов и сообщений. СПб., 2003. – С. 56-57.
3. Галустян О.В. Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, №2, 2015 – С 115-118.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - [Текст] / И.А. Зимняя.- Ростов-на-Дону, 1997. – С. 104-106.
5. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования, №7, 2002. – С. 69-70.

Расскажите о нас своим друзьям: