Русская литература | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы

УДК 821.161.1

Дата публикации 14.08.2019

Концепция войны в мировоззрении Л.Н. Толстого

Санаева Ирина Викторовна
к.ф.н., доцент БФУ им. И Канта, РФ г. Калигинград, nikasanaeva@mail.ru

Аннотация: Рассматривается аксиологическая оценка концепта «война» в соотнесенности с философскими понятиями «добро» и «зло» и репрезентация данной идеи на страницах романа «Война и мир» в призме философско-этических исканий Л.Н. Толстого.
Ключевые слова: аксиология, концептосфера, добро, зло, концепт

Concept of war in L. Tolstoy’s worldview

Sanaeva Irina Viktorovna
associate professor of I. Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad

Abstract: The author studies L. Tolstoy’s concept of beauty in connection with such philosophical notions as “good” and “evil”, the way this concept is depicted in the novel “War and peace” in the light of Leo Tolstoy’s philosophical and ethic quest.
Keywords: axiology, world perception, good, evil, concept

Проблема видения мира обсуждается в современной гуманитарной науке разными авторами уже на протяжении многих лет. Любое представление о мире в любой национальной концептосфере неотъемлемо связано с такими извечными понятиями, как добро и зло. Рассматривая эти категории, как в масштабах национальной концептосферы, так и при изучении их в концептосфере отдельно взятого человека, эти понятия однозначно будут приобретать аксиологическую окраску. На разных этапах своего развития человечество неизменно формирует свое понятие о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. Свой вклад в аксиологическую оценку вышеупомянутых понятий, несомненно, вносят и выдающиеся личности соответствующей исторической эпохи. А если личность, благодаря своему вкладу в развитие философской мысли народа, представляет собой особую значимость, то ее влияние на национальную концептосферу остается значимым и спустя столетия.

Одной из таких личностей, внесших несомненный вклад в русскую национальную концептосферу, является Лев Николаевич Толстой. Его религиозно-философское учение стало, как отмечает Н.В. Волохова «качественной мерой культуры, ее мерилом и критерием» [3, 257]. Ключевой идеей Льва Толстого было осмысление глубинного единства мировых религиозных и нравственно-философских течений, которое содержится «в сущностном единстве к транснациональной, надвременной обозначимости нравственного закона» [3, с.260]. Поэтому неотъемлемой частью русской национальной культуры Л.Н. Толстой рассматривает мораль. Совершенно очевидно, что для Л.Н. Толстого оценка окружающей действительности может быть дана только в полной связи с этическими понятиями. «Цель жизни, – отмечает он, – есть добро. Это чувство присуще душе нашей. Средство к доброй жизни есть знание добра и зла» [1, с.129].

Обращаясь к общепринятым богословским представлениям о душе, Л.Н. Толстой тем не менее на протяжении всей своей жизни пытался проникнуть в суть природы духовного, понять психологические процессы и выявить их материальную основу. Проявление божественного для него всегда соотносилось с проявлением добра в человеке. Л.Н. Толстой не приемлет порождаемую злобой насильственную борьбу, которая, в свою очередь, порождает лишь злобу и ненависть, что в конечном итоге приводит к взаимному истреблению участвующих сторон. Как отмечает М. Храпченко, «всему хищному, злому, дикому Толстой противопоставлял любовь и дружбу» [5, c.67].

Через призму добра и зла Л.Н. Толстой оценивал любые явления общества и его социальное поведение. Для писателя и его любимых героев добро могло проявиться только в единение людей; в то время как разрозненность порождала зло, угнетение и насилие. Таким образом, анализируя вопрос о том, что для человека является злом, а что добром и благом, Л.Н. Толстой снова и снова обращался к духовно-нравственным ценностям, входящим в основу национальной картины мира. И поэтому писатель рассматривал жизнь как высшее данное человеку благо, противопоставляя его концепции войны. «Жизнь, – отмечает он, – какая бы она ни была, есть благо, выше которого нет ничего» [4, 45, 480]. И неслучайно в своем романе-эпопее «Война и мир» он создает противопоставление добра злу, жизни войне.

Концепт «война» репрезентируется в романе в первую очередь через цвето- и светообразы, с установлением их эстетической значимости, а также посредством наглядно-чувственных образов и авторской речи.

Еще только начиная создавать свои произведения, Л.Н. Толстой писал: «Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев – воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их, а интересовал меня самый факт – убийство. Мне интересно знать: каким образом и под влиянием, какого чувства убил один солдат другого… Меня занимал только вопрос: под влиянием, какого чувства решается человек без видимой пользы подвергать себя опасности и, что еще удивительнее, убивать себе подобных» [3, 2, 5]. В своем романе «Война и мир» он четко характеризует войну как явление и событие противоестественное разуму человека и его природе.

Значительную роль в раскрытии концепта «война» играют пейзажи. Природа, будучи живительным источником жизни, созидая красоту и гармонию, напрямую соотносится с мыслями и переживаниями героев романа «Война и мир». Она не приемлет войну и убийства людей. Соответствующие картины природы даются автором как усилители мыслей и раздумий героев, которые на ее фоне получают не только большую выразительность, но порой и новое содержание. В некоторых случаях пейзажи выражают философскую позицию автора и его отношение к происходящему. Например, местность перед Аустерлицким сражением была покрыта туманом и мглой: «Туман стал так силен, что, несмотря на то что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собой. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами…» и только «…на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло, над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана» (Т.3 Ч.2). Зыблющимися, обманчивыми контурами пейзажа, в котором ровная поверхность земли представляется обрывом, передано настроение тревоги в связи с ожидающим русскую армию поражением. Иллюзорной славе французского императора, который одержит здесь победу, соответствует сравнение солнца с «пустотелым поплавком». Находясь в лучах славы, Наполеон в то же время сравнивается с пустотой и отсутствием содержания, так как для Л.Н. Толстого война и военные действия, которые вел Наполеон, не имели никакого смысла.

Что касается Бородинского сражения, то сияние солнца здесь является символом вечной красоты природы: «… Лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали… в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своею изогнутою чертой вершин на горизонте». (Т.3 Ч.2 Гл. 30 с. 238) Восходящее солнце осветило поле, и все вокруг засияло ему в ответ, предвещая радость грядущей победы.

Толстой отрицал войну как явление, вступающее в дисгармонию с красотой и силой созидающей природы. Война рассматривается им как исключительно неприятное явление для человечества, в котором нет ни порядка, ни рациональности, ни справедливости. Так происходило и с Андреем Болконским: «… лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, ... над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность,…он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом, с бегущими по нему облаками. … Он был рад только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь» (Т.1 Ч.3 Гл. 19 с.372). Образ высокого вечного неба дает понять, насколько ничтожным и ненужным является произошедший раздор не только в обществе, но и в мироздании. Небо здесь – символ космоса, и идея, что жизнь человека мгновенна, усиливается образом чистого, вечного неба, в котором скрыты и правда и гармония жизни. А война и даже сам Наполеон в сравнении с ним становятся «ничтожными». Писатель словно задает вопрос: как могли люди среди этой природы не найти мира и счастья?

Почти все военные действия в романе сопровождаются цвето- и светообразами неясных тонов, задымленности; а также повсюду присутствует кровь, что создает образ страдания и смерти. Например: «…но из-за дыма выстрелов, с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть» (Т.3 Ч.2 Гл. 31 с.245) или «Ряды пехотных солдат скрылись в дыму,…» (Т.3 Ч. 2 Гл.31 с. 246). «Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались» (Т.3 Ч.2 Гл. 33 с. 250). Еще несколько примеров: «… дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага» (Т.3 Ч.2 Гл. 33 с. 250). «… и потому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более, что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность» (Т.3 Ч.2 Гл. 33 с. 250). Еще более сгущаются краски при описании такого природного явления, как туча: «Грозовая туча надвинулась…». (Т.3 Ч.2 Гл. 31 с.247) Грозовая туча здесь как бы предвестник предстоящей беды и тяжелого сражения. Неясные темные полутона даются через описание восприятия событий самих героев: «Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера» (Т.3Ч2 Гл.31 с.247). Еще один пример: «Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских». Все вышеперечисленные примеры отражают позицию писателя по отношению к военным действиям и войне. Он подчеркивает ее ненужность и противоестественность. Л.Н. Толстой выражает уверенность в возможности единения людей, прекращения безрассудной бойни. Мечтой о мире, недоумением перед ужасами войны проникнуты многие эпизоды романа, такие как, например, вид высокого, бесконечного неба, противопоставленного мелочным, ничтожным замыслам людей на Аустерлицком поле. Размышляя над войной 1812 года, Л.Н. Толстой писал: «Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на восток с запада и убивать себе подобных, точно так же как несколько веков тому назад с востока на запад шли толпы людей, убивая себе подобных» (ВиМ Т. 3 Ч.1 Гл.1 с. 7). Множество таких примеров свидетельствует о непримиримой позиции великого писателя-гуманиста, осуждавшего войну как явление противоестественное, чуждое человеческой природе, разуму, сеющее раздор и разобщающее людей, и защищавшего право каждого человека на спокойную, мирную жизнь.


Список литературы

1. Асмус. В. Ф. Мировоззрение и эстетика Л. Н. Толстого. В его кн.: Вопросы теории и истории эстетики. «Искусство», М.,1968, 654с
2 Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого // Асмус В. Ф. Избранные философские труды: в 2-х т. М., 1969. Т. 1. С. 40 -101
3. Волохова Н.В. Специфика религиозно-философских взглядов Л.Н. Толстого как социокультурного феномена // Картина мира и способы ее репрезентации: сб. науч. докладов / Межрегион. исслед. в обществ. науках, Воронеж. гос. ун-т, 2003.
4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. – Юбил. изд. – М.: Гослитиздат, 1928 – 1958.
5. Храпченко М.Б. Художник прошлого – наш современник. – Лит. газ., 1976, 23c.

Расскажите о нас своим друзьям: