Теория языка | Филологический аспект №2 (34) Февраль, 2018

УДК 81'42

Дата публикации 28.02.2018

Когнитивно-дискурсивная пространственная модель концепта "Город": трансформация под влиянием реноваций

Зарубина Анна Борисовна
Аспирант кафедры романо-германской филологии, Белгородский национальный исследовательский университет, член общероссийской ассоциации искусствоведов (АИС) , РФ, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматривается когнитивно-дискурсивная модель концепта «город». Выявляются особенности дискуссионного дискурсивного поля модели «редизайн», нацеленной на реновацию публичных библиотек в России как значимых символов модели концепта «город». Важным компонентом дискурсивной модели «редизайна» является комплекс пространственных маркеров, репрезентирующих архитектуру библиотек. Когнитивно-дискурсивный потенциал, который содержится в ней, колоссальный: красивый дизайн и актуальная архитектура для библиотек – не украшательство и не художественные ремесло, а дискурсивный инструмент создания гармоничных, вдохновляющих и развивающих интерьеров как значимых семиотических компонентов урбанистической коммуникационной модели.
Ключевые слова: городская среда, концепт «город», редизайн, реновация городской среды, урбанистический дискурс, дискурсивная модель «редизайна»

Cognitive-discursive spatial model of the concept "City": transformation under the influence of renovations

Zarubina Anna Borisovna
PhD student of the Department of Romance and Germanic Philology, Belgorod National Research University, Member of the All-Russian Association of Art Critics (AАС), Russia, Belgorod

Abstract: The article deals with the cognitive-discursive model of the concept "city". The peculiarities of the discussion discursive field of the "redesign" model are revealed, aimed at the renovation of public libraries in Russia as significant reviews of the concept model "city". An important component of the discursive model of "redesign" is a set of spatial markers representing the architecture of libraries. The cognitive-discursive potential contained in it is colossal: beautiful design and actual architecture for libraries are not scenery, not artistic crafts, but a discursive tool for creating harmonious, inspirational and developing interiors as significant semiotic components of the urban communication model.
Keywords: urban environment, the concept of "city", redesign, renovation of the urban environment, urban discourse, discursive model of "redesign"

Восприятие пространства в мире культуры и искусства идет от внешнего – к внутреннему, от чувственного – к идеальному. В творчески-деятельностном плане область идеального, наоборот, предполагает акт выражения идеального содержания в знаке с целью коммуникации. Отсюда возможность и необходимость изучения культурных объектов, произведений искусства методами семиотики [8].

Комплексный анализ знаков урбанистического дискурса, составляющих его знаков городского пространства, играющих важную коммуникативную роль в городском социуме, одна из важных тем современного языкознания. Дискурс, в данном случае, рассматривается «в виде комплексной матричной социомодели, изучение которой находится на стыке трёх научных сфер: лингвокультурологии, лингвокогнитивистики и социолингвистики» [Огнева: 569]. Рассмотрение концепта «город», его архитектоники как совокупности маркеров пространства, знаков урбанистического дискурса, параметров городского социума, выводит наше исследование на междисциплинарный уровень, где пересекается семиотика города как живого организма, в котором есть «код города», «язык города», «культура пространства», « культурный код города» и т.д.

В рамках междисциплинарного подхода к исследованию городского дискурсивного пространства уделяется внимание изучению дискурса архитекторов, социологов, горожан, а сам город рассматривается как произведение искусства, являясь объектом и одновременно субъектом коммуникации, в которой адресатом и адресантом является горожанин, он же зритель, без которого существование городского пространства будет неполным. Примерами таких неполных коммуникативных моделей могут послужить заброшенные города древности и современности.

В современной урбанистической семиотической модели город стал рассматриваться как художественное творение, а в художественном творении, как утверждает  Хайдеггер, есть аллегория [8].

Современная культура презентует себя как поликультура, как свободное сосуществование различных культурных миров, что свойственно и  современной  науке, которая характеризуется сближением сфер, традиционно считавшихся весьма отдаленными, что привело к появлению «гибридных» областей знания. Мы отмечаем, что плодотворные результаты порой приносит именно смелое перенесение методов исследования, выработанных в других областях науки в новые области. Разумеется, искусство  как форма общественного сознания требует  исследования конкретно-исторического и социального контекста [2]. Но это не исключает необходимости разработки проблем внутри текстового анализа этой чрезвычайно сложной сферы человеческой деятельности. Искусство организации городского пространства с последующим комплексным анализом знаков городского дискурса, поскольку город в современном мире воспринимается как «текст» культуры, как «знаковая материя», «знак» особого рода и его можно рассматривать  как неотделимую нить, которая вплетена в канву бытия, в общественную коммуникативную модель. Сегодня организация городского пространства, городского дискурсивного пространства решает ряд задач от утилитарной функции до изменения философии жизни горожанина, культурно-воспитательной функции. Сегодня город, его дискурсивно-пространственную модель, можно обозначить как продукт эстетической деятельности. В центре этой модели – человек (субъект восприятия), поскольку никем, не воспринимаемый, город лишается своего содержания – того, ради чего он создается.

Сущность искусства, согласно М. Хайдеггеру, непостижима именно потому, что «...никогда невозможно совершенно адекватно с помощью рациональных средств передать смысл произведения искусства. Оно не позволяет исчерпать свое содержание, не позволяет другими средствами «сказать» то, что оно говорит человеку» [Цит. по: Гайденко 1997:341]. 

Данное суждение поможет интерпретировать архитектуру и дизайн городского пространства, общественного пространства и визуального оформления городских пространств, которые пытаются сегодня нести те же функции, что и произведение современного искусства. Архитекторами, дизайнерами, планировщиками выстраивается общая  «фабула городского пространства», которая побуждает или наоборот останавливает посетителя / зрителя,  создается общее настроение, которое несет не только функциональную нагрузку, но и смысловую, эстетическую коммуникативные нагрузки.  В образном решении современного городского дизайна отмечается стремление превратить элементы предметного наполнения, которые представляют собой семиотические знаки в рамках нашего исследования в необычные произведения пластического искусства, «маркирующие» место своим присутствием, стимулирующие воображение зрителя, предлагая ему включиться в неожиданно возникшую игровую или развлекательную ситуацию. Появление понятия городской интерьер – знак усиления тенденций «глобального» многоцелевого благоустройства открытых пространств в современном городе.  Данные пространства, мы рассматриваем  в виде семиотических моделей, насыщенных специальным оборудованием, декоративными и художественными элементами, приближающими их по уровню оснащенности к интерьерам зданий и сооружений, что позволяет, при необходимости, формировать единую непрерывную ткань оптимально приспособленной к потребностям человека городской среды.

  Создание новых общественных пространств, становящихся объектами исследования и выявления нового «культурного кода города», обсуждения «языка города»,  составляет один из сегментов урбанистического дискурса, в котором культурной доминантой становится не только город, но и человек в этом городе.

В процессе создания урбанистической дискурсивной модели художник создает невербальные сообщения (картины, скульпутуры и т.д.), через изобразительные знаки (образы, формы, линии и т.д.), а искусствовед, в данном случае, должен их декодировать, стать посредником между художником и адресатом / зрителем. Когда произведения искусства становятся предметом произведений вербальных, совокупность, взаимодействие и функционирование последних становится особым видом дискурса – искусствоведческим [1]. Данный подход можно применить к современному архитектору и дизайнеру городской среды,  которые создают новый облик городского пространства. Современные градостроители осознают, что нужно интерпретировать и вербализировать свои проекты, не только для специалистов данной области и смежных дисциплин, но и для всех заинтересованных сторон, а именно для горожан в целом, которые  готовы и хотят принимать участие, влиять на свой город, делать его более открытым, доступным, комфортным для жизни. Но мы понимаем, что это будет уже не архитектурный дискурс и урбанистический дискурс,  в котором лексика составляет самостоятельный сегмент в наивной и научной картине мира носителей языка; она формирует разветвленную терминосистему, объединяющую общелитературную лексику и специальные термины, называющие понятия архитектуры, архитектурной деятельности,  городского дизайна, городской среды и т.д. Лексический состав специального языка архитектуры неоднороден: лексико-семантическое ядро составляют общенаучная и узкоспециальная терминология, формирующая «дискурс междисциплинарного глобального городского сообщества» [4].

В данной статье мы рассмотрим то, как междисциплинарный подход к общественному обсуждению новых городских проектов влияет на проекты, а также создает дискуссионное дискурсивное поле «затронутости», в котором происходит побуждение к аналогичным изменениям в других городах вследствие  «редизайна», реновации различных реалий урбанистического пространства, в частности публичных городских библиотек, которые являются значимым сегментом архитектоники концепта «город».

Внимание к библиотекам как символу урбанистической дискурсивной модели, как к социокультурному феномену впервые за много лет привлекла московская программа реорганизация библиотек (2013), реализованная проектным бюро SVESMI, а именно А.Смирновой, партнером архитектурного бюро SVESMI (Роттердам-Москва) и программным директором Advanced Urban Design, а также Б.Куприяновым, директором книжного магазина «Фаланстер». Представленная модель «редизайна» этого сегмента архитектоники концепта «город» показала, что советские библиотеки необязательно перестраивать, достаточно добавить в них новый функционал, чтобы они стали востребованы в современном городе, в его обновлённом дискурсивном формате. Важным компонентом представленной дискурсивной модели «редизайна» является комплекс пространственных маркеров, репрезентирующих архитектуру библиотек. Когнитивно-дискурсивный потенциал, который содержится в ней, колоссальный: красивый дизайн и актуальная архитектура для библиотек – не украшательство и не художественные ремесло, а дискурсивный инструмент создания гармоничных, вдохновляющих и развивающих интерьеров как значимых семиотических компонентов урбанистической коммуникационной модели.  Строительство новых и реконструкция старых зданий библиотек, необходимость «вписать» библиотечное пространство в городскую среду, сделать библиотеку частью повседневной жизни людей, часть урбанистической дискурсивной модели вынуждает задуматься об этой проблеме не только профессиональных архитекторов, урбанистов, но и культурологов, и лингвистов, и сотрудников региональных и муниципальных органов управления, представителей различных кругов общественности и, конечно же, самих библиотекарей [3].

В библиотеку приходят новые формы организации: используются два типа культуры – вербальный (книжный) и визуальный . Это делает библиотеку активным участником процесса формирования нового социокультурного дискурсивного пространства городской среды, в которой библиотеки трансформируются посредством активного дискурсивного социального поля. Дискурс глобального городского сообщества направлен на формирования нового эстетического вкуса горожанина, его отношения к городской коммуникативной среде, в которой семиотические компоненты играют всё более важную роль, поскольку коммуникация «формирует единую реальность культуры, не отрицая многообразия культурных миров, и помогает увидеть рациональные основания современной культуры, что означает ее познание» [6, с. 59].

Важно отметить, что происходят изменения  и преобразования многих дискурсивных библиотечных пространств по всей России. В качестве ярких примеров приведём следующие: старейшая библиотека, основанная в 1907 году, называлась «современной», в 1921 году получила имя Ф. М. Достоевского, а с 2013-го – стала наименовываться первым современным медиацентром Москвы – «библиотекой большого города», т.е. за столетие возникла следующая номинативная цепочка: «современная» библиотека → библиотека имя Ф. М. Достоевского → медиацентр Москвы. Сегодня библиотека работает в пространстве от москвоведения до урбанистики,  что играет важную роль в столичном дискурсивном пространстве. Однако,  есть примеры наименований библиотек, сохраняющихся в течение длительного времени, например библиотека имени Н.В. Гоголя в городе Санкт-Петербург, но кардинально изменившаяся после создания функционального пространства, над которым работали специалисты по интерьерному дизайну и дизайну среды из архитектурного бюро KIDZ. Данная библиотека оставила официальное название, но теперь вместе с названием «Библиотека им. Н.В. Гоголя» обязательно можно услышать, что это «общественное пространство» и  «культурный центр».

Очевидно, что в архитектонике урбанистического дискурса создаётся новая «история» публичной городской библиотеки как значимого компонента концепта «город». Важную роль в данном процессе играет  правильно выстроенная коммуникативная среда, где пересекаются дискурсы профессиональных сообществ; архитекторов, кураторов, дизайнеров, урбанистов и к данному мультидисциплинарному глобальному городскому сообществу подключаются новые культурные институции, в итоге создавая  «новый культурный код города», который отвечает запросам нового современного городского дискурсивного пространства, в котором значимую роль играет вкус, проявляющийся в чувстве соразмерности и гармонии, в чувстве меры во всем, что делает и потребляет человек. Отсутствие художественного вкуса ведет к отсутствию гуманности. Ж.-Ж. Руссо писал: «…хороший художественный вкус чрезвычайно уникальная вещь, потому что, будучи дарованный всем от природы, он становится действительным лишь в результате воспитания и влияния социальной среды»[7].


Список литературы

1. Булатова А. П. Концептуализация знания в искусствоведческом дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1999. No 4.
2. Епифанова А. Г. Дизайн в рекламном дискурсе: доминанты культурологического исследования: статья / А. Г. Епифанова. – Челябинск, 2015
3. Зарубина А.Б. Роль проектирования и дизайна в формировании нового социального статуса библиотеки [Электронный ресурс]: материалы конвента специалистов модельных общедоступных библиотек «Модельный формат современной общедоступной библиотеки» 3-5 октября 2017 г. / А.Б. Зарубина. – Режим доступа :http://sitenew.bgunb.ru/mb/sources/Activity/modelnyj_format/index.html
4. Зарубина А.Б. Урбанистический дискурс в аспекте мультидисциплинарной дискурсологической практики как драйвер позитивных изменения городской коммуникативной среды [Электронный ресурс] // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – 2018. — № 1. – Режим доступа: http://scipress.ru/philology/?p=0000 (Дата обращения: 26.02.2018)
5. Огнева Е.А. Трансформация дискурсивной модели социума: проблемы и перспективы // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: Мат. междунар. науч.-практ. конф. / Отв.ред. Ю.А. Зубок. – Воронеж: ООО «ПТ», 2015. – С. 569-573.
6. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения / под общ. ред. Ю. В. Петрова. – Томск: НТЛ, 2004. – 178 с
7. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве : статьи, высказывания, отрывки из произведений /Ж. Ж. Руссо. – Москва, 1959. – 296 с.
8. Хайдеггер М. Исток художественного творения / Пер. с нем. Михайлова А.В.. — (Философские технологии: философия).. — М.: Академический проект, — 528 с.

Расскажите о нас своим друзьям: