Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект №12 (44) Декабрь, 2018

УДК 001.92

Дата публикации 26.12.2018

Художественное творчество как одна из форм популяризации науки

Покотыло Михаил Валерьевич
канд. филол. наук, доцент кафедры «Массовые коммуникации и прикладная лингвистика», Ростовский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Ростов-на-Дону, pokotylo2014@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы использования художественного творчества и различных видов искусства как одной из форм популяризации науки в современных условиях. Как отмечается в статье, художественная литература является действенным и адекватным средством создания образа науки и ученых в массовом сознании социума, позволяет использовать когнитивный потенциал научных мифов для обеспечения равноправного взаимодействие науки и общества в условиях современного высокотехнологичного информационного общества. Внедрение в повседневную жизнь общества научных достижений и инновационных технологий невозможно без мощной поддержки со стороны художественной литературы (жанров научной фантастики, научно-популярных очерков).
Ключевые слова: научная коммуникация, популяризация науки и технологий, научный миф, образ науки в художественной литературе

Artistic creativity as one of the forms of science popularization

Pokotylo Mikhail Valerievich
PhD in Philology, Associate professor of «Mass communications and applied linguistics», Rostov state University of railway engineering, Russia, Rostov-on-don

Abstract: The article deals with the prospects of using artistic creativity and various forms of art as a form of popularization of science in modern conditions. As noted in the article, fiction is an effective and adequate means of creating an image of science and scientists in the mass consciousness, allowing to use the cognitive potential of scientific myths to ensure equal interaction between science and society in the modern high-tech information society. The introduction of scientific achievements and innovative technologies into the daily life of society is impossible without strong support from fiction (science fiction genres, popular science essays).
Keywords: scientific communication, popularization of science and technology, scientific myth, image of science in fictionВ последнее несколько лет в России наблюдается возрождение интереса к подзабытой у нас на рубеже ХХ и ХХI веков сфере деятельности – популяризации науки и техники. Это связано в первую очередь с тем, что наша страна в настоящее время нуждается в современной конкурентоспособной науке и прорывных технологиях, без которых невозможно себе представить функционирование цивилизованного государства в современном мире. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, популяризация науки и техники позволяет привлечь в науку талантливую молодежь, подготовить гражданское общество, далекое от научных исследований, к восприятию технологического прогресса, без которого невозможно внедрение научных открытий и конструкторских разработок в повседневную жизнь. Популяризация науки является важнейшей составной частью академической и прикладной дисциплины, получившей наименование «научные коммуникации». Если в европейских странах научная дефиниция «научные коммуникации» трактуется как «взаимодействие ученых с массовой аудиторией» (другими социальными слоями) и в этом случае воспринимается как синоним термина «научная популяризация», обозначающего «широкий спектр практик, делающих информацию доступной для неспециалистов и широкой аудитории масс» [12, с.16], то в нашей стране под научной коммуникацией понимается «совокупность процессов представления, передачи и получения научной информации – как внутри научного сообщества, так и между научным сообществом и другими субъектами общественной жизни» [10, с.27–28] (как видим в нашей стране термин получил расширенное толкование) [Подробнее см.:11]. С нашей точки зрения, наиболее полно и образно дефиницию «научные коммуникации» определила С.М. Медведева, обозначив ее как «движение научных идей от ученого через научное сообщество в массовое сознание» [6, с.29]. Актуальность изучения и развития научных коммуникаций в данный момент связана с взаимопроникновением науки в повседневную жизнь общества и необходимостью вовлечения в научную деятельность большого числа граждан. Многие отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают, что популяризация науки и техники имеет глубокие исторические корни и ее истоки можно обнаружить уже в эпохе Античности [См.: 8]. По сути, популяризация науки и техники возникла и развивалась на всем протяжении существования науки и технологий. За многовековую историю сложились и оформились различные формы научной популяризации. Это и функционирование научных музеев и центров, имеющих цель охватить массовую аудиторию и приобщить ее к науке и образованию, и публикация популярных книг и статей о жизни известных ученых и о знаковых научных открытиях, и проведение просветительских лекций и общественных дискуссий по актуальным научным проблемам и перспективным техническим разработкам. Обращает на себя внимание тот факт, что названные выше форматы популяризации видоизменяются с учетом общественно-политического и культурного контекста того или иного исторического периода, задач стоящих перед популяризаторами науки. Если в период с XVIII в. по XX в. научная популяризация, в первую очередь, выполняла образовательную (просветительскую) функцию (ставила цель – пропагандировать научные знания и укреплять характерное для каждой исторической эпохи мировоззрение), то на рубеже ХХ – ХХI вв. образовательная функция оттесняется на второй план развлекательной (сегодня популяризаторы науки своей работой подчеркивают, что наука – это не только интересное и полезное занятие, но, прежде всего, увлекательный вид деятельности), что находит отражение в форме их проведения. Современную просветительскую научно-популярную лекцию невозможно представить без наглядных средств (презентаций, схем, таблиц, создающих запоминающийся визуальный ряд) и интерактивных методов (опытов с обязательным участием присутствующей на лекции аудитории). Эволюция форм научной популяризации обусловлена изменением статуса науки как социального института в современном мире, усилением влияния на науку гражданского общества, что проявилось в тенденции перехода современных научных коммуникаций «от модели элитарной популяризации и просвещения гражданского общества, реализуемой в виде перевода научной информации в форму доступную массовой аудитории, к модели взаимопересечения научной и общественной повестки дня» [5]. Неслучайно, исследователи и практики научной коммуникации предпринимают многократные попытки обоснования и создания новых форм научной популяризации, позволяющих обеспечить равноправный диалог между наукой и обществом. Следует обратить внимание, что на развитие популяризации науки и техники в частности, как и на развитие научных коммуникаций в целом, оказывает негативное влияние отсутствие четко продуманной и интегрированной теоретической модели. В отечественной научной практике получила широкое распространение теоретическая модель научной коммуникации, предложенная С.М. Медведевой, состоящая из 5 этапов [См.: 6, с.29–30]: «1) Этапа генерации научной идеи и ее презентации в деятельности ученого» [6, с.29] (курсив здесь и далее наш – М.П.) с помощью личных бесед, выступлений внутри кафедры или лаборатории; «2) этапа продвижения идеи в рамках научного сообщества» [6, с.29], через распространение научных идей с помощью выступлений на научных форумах (в виде докладов и сообщений) и издания научных трудов (в виде статей, монографий, диссертаций, учебников); «3) «этапа распространения научной идеи среди заинтересованных социальных групп (бизнес – структуры и госорганы)» [6, с.29], предполагающего распространение научной информации через печатные и электронные СМИ в форме интервью, пресс-релизов; «4)«этапа продвижения научных идей в массовой культуре» [6, с. 30], через научно-популярные журналы и книги, документальное кино о науке; «5) этапа художественного творчества» [6, с.30], где распространяются не научные знания, а образы и мифы о науке и ученых. Как отмечает исследовательница, каждый структурный элемент модели «рассматривается как самоценная сфера функционирования научных идей», движение по которой «может осуществляться как последовательно через все этапы» от ученого сообщества к массовой аудитории, так и «возможно независимая коммуникация между несмежными разделами» в обратном направлении от массовой аудитории к научному сообществу [6, с.29–30]. Каждый этап научной коммуникации в предложенной теоретической модели предполагает наличие определенного адресата, который и обуславливает создание и использование определенных средств взаимодействия научного сообщества с гражданским обществом. Хотя многие современные теоретики научной коммуникации игнорируют сферу художественного творчества, мы считаем, что этап художественного творчества, включающий литературу научно-фантастическую, биографическую, а также художественные фильмы о науке и ученых, представляет важную область функционирования популярной науки, без которого невозможно себе представить полноценно научную коммуникацию [См.: 7, с.184–192]. Данный этап выполняет особые функции в общественном сознании, он напрямую связан с формированием и распространением в обществе образа науки и ученого, позволяющего, с одной стороны, сформировать определенный общий уровень научной грамотности и осведомленности о науке, а с другой – оказать заметное влияние на формирование позитивного отношения к ней массовой аудитории. В частности, художественное творчество как этап научной коммуникации позволяет сформировать приверженность к науке и инновационным технологиям, укрепить доверие к ним, сгладить противоречия в интересах между учеными и социумом, в полной мере рассмотреть этические вопросы научной деятельности, актуальные для современного общества. Необходимость изучения этапа художественного творчества объясняется и новым подходом к научной коммуникации, суть которого сводится к тому, что «главным в отношении общества к науке могут быть не знания как таковые, а смыслы, которые несет наука» [3, с.240]. Ведь люди, осмысливая науку, связывают ее с повседневной жизнью, со своим опытом и убеждениями, а художественные произведения (кинофильмы и художественные книги) «существенно влияют на систему убеждения людей, формируя, поддерживая или усиливая культурное значение науки» [См.: 3, с.240]. Обращает на себя внимание и тот факт, что научно-фантастические произведения создаются не только для развлечения читателей и зрителей, но и для обсуждения важнейших для общества вопросов развития науки, философских проблем о месте человека в современном мире. Особую роль художественные произведения о науке и ученых играют у нас в стране. Как отмечает американская исследовательница А. Банерджи, научная фантастика в России на всем протяжении своего существования «не только рассказывала о современности, но и создавала ее», снабжая обывателей «языком для осмысления современного мира», превращаясь «в неотъемлемую часть интеллектуальных дебатов о том, что представляют собой реалии ХХ века и как следует в них жить» [1, с.27–28]. Говоря об этапе художественного творчества в рамках научной коммуникации нужно учитывать и то, что объектом исследования в этом случае является научный миф. В среде ученых существует пренебрежительное и критическое отношение к формированию и распространению в общественном сознании научных мифов, которые трактуются как «всякого рода околонаучные построения, не имеющие под собой научной почвы, а иногда и вступающие в прямое противоречие с твердо установленными и подтвержденными практикой научными данными» [4, с.145]. Следует признать, что в обыденном сознании мифы, связанные с наукой, укореняются и получают широкое распространение в современном информационном обществе, провоцируя лженаучные представления о мире и тем самым разрушая настоящую науку. Как подчеркивают отечественные популяризаторы науки, за кажущейся безобидностью некоторых научных мифов, например, в гуманитарных науках, стоит серьезная разрушительная сила, которая как «мыслительный вирус уводит человека от критического мышления и адекватного восприятия реальности в мир фантазий» [2]. Ведь околонаучная мифология как продукт взаимодействия науки и мифа восполняет недостающие элементы в картине мира обывателя, вводя миф взамен, сложных для понимания обычного человека, научных знаний. Особенно опасно распространение околонаучной мифологии в молодежной среде, которая беззащитна перед квазинаукой. Распространенность мифов объясняется, прежде всего, их «доступностью для понимания каждым адресатом в силу их метафоричности, образности, символичности, архетипичности» [9, с.14]. Причем современные СМИ «являются не только транслятором, но и генератором мифов» [9, с.14]. Низкий образовательный уровень, отсутствие способностей к рефлексии и критическому анализу у массовой аудитории в нашей стране создают благоприятную почву для распространения околонаучной мифологии и укоренения лженаучных и антинаучных течений. В условиях функционирования техногенной цивилизации, массового использования наукоемких технологий, из-за избытка и фрагментарности информации, современный человек вынужден использовать такой социально-когнитивный механизм как миф для полного осмысления окружающей реальности. Полагаем, что когнитивный потенциал мифа можно использовать для сближения научного знания и массового сознания в современных условиях. Считаем, что научные мифы могут играть положительную роль в обществе, так как они мотивируют человека на новые открытия и достижения, формируют интерес к окружающему миру, его устройству и свойствам его различных проявлений. Миф так же обладает большим эвристическим потенциалом, он позволяет «накапливать» материал для науки» [9, с.22]. Важно знать способы и пути формирования и распространения научной мифологии. Как считает современный отечественный популяризатор науки А. Соколов, существует 3 сценария создания научной мифологии [14, с.175–179]: 1) Путь, когда отвергнутая или ненашедшая подтверждения научная гипотеза (прежде всего, в области естественных и прикладных наук), находит «второе дыхание» в лженауке. Ярким примером этого является концепция телегонии, «согласно которой на наследственные признаки потомства влияют все половые партнеры самки» [14, с.175]. 2) Путь, когда актуальная для широкой публики добротная научная гипотеза искажается в процессе распространения в СМИ и становится частью массовой культуры. Таким путем «формируются наукообразные бренды вроде «митохондриальной Евы» или «неандертальских генов» [14, с.175–176]. 3) Путь, когда ученый интерпретирует результаты научных исследований в соответствии с «запросом общества», под влиянием политических, религиозных взглядов, давая предубеждениям взять верх над объективностью [14, с.176]. Художественное творчество может стать неоценимым инструментом в использовании когнитивного потенциала научных мифов, ведь риторические и визуальные приемы, наглядность и убедительность средств, составляющих художественное произведение, позволяют опровергнуть популярные научные заблуждения, привлечь внимание к достоверным научным фактам и актуальным научным исследованиям. Ярким примером в этом плане может стать творчество современного американского писателя Джеймса Пола Чайковски, выпускающего романы в жанре приключенческого триллера под псевдонимом Джеймс Роллинс, переведенные на многие языки и получившие известность и популярность у читателей не только в США, но и у нас в стране. По признанию самого писателя, подготовке его произведений помогает личный профессиональный опыт работы в качестве ветеринара, а так же увлечение дайвингом и спелеологией (неслучайно действие его романов зачастую разворачивается под водой и под землей, а героями его текстов являются генетики, биологи, зоологи, альпинисты, водолазы). Интересен цикл Д. Роллинса под названием «Отряд «Сигма»», включающий в себя 14 романов (цикл начат в 2004 г. романом «Песчаный дьявол», последний роман цикла был издан в 2017 г. под названием «Венец демона»). Обращает внимание на себя композиция романов, каждый из которых, с одной стороны, может рассматриваться как самостоятельное художественное произведение, а с другой стороны – как неотъемлемая часть всего цикла. У всех романов общая композиционная структура, включающая в себя следующие разделы: слова благодарности, замечания исторического характера, замечания научного характера, пролог, части, составляющие основу произведения (основной текст), эпилог и обязательные примечания автора, в которых писатель «отделяет правду от вымысла во всем том, из чего состоит книга» [15, с.651], где четко выражается надежда автора, что «этим он заинтересует читателей, подтолкнув их более подробно познакомиться с некоторыми темами и вопросами» [Там же], касающимися научной деятельности. Автор не питает иллюзий, что он все научные сведения и исторические факты, использованные в романах отразил достоверно, поэтому уже в начале своих книг «официально заявляет, что за все фактические ошибки ответственность несет только сам» [15, с.8]. Обязательным элементом романов Джеймса Роллинса являются обширный иллюстративный материал, включающий географические карты, планы зданий и сооружений, в которых разворачиваются события, описываемые в книгах. Рисунки различных символов, животных и насекомых позволяют так же увлечь вдумчивого читателя. Романы, входящие в цикл «Отряд „Сигма“», объединяет общая тематика – наука и технологии США, роль научно-технического прогресса в жизни цивилизованного общества. Главными героями романов, входящих в цикл, являются сотрудники вымышленного секретного подразделения – отряда «Сигма», входящего в управление планирования перспективных оборонных научно-исследовательских работ (УППОНИР) Министерства обороны США, девиз которого «Будь первым», во главе с Пейнтером Кроу, специалистом в области компьютерных технологий. Практически все сотрудники вымышленного секретного отряда «Сигма» превосходно физически подготовлены, имеют опыт службы в отрядах специального назначения, позволяющий им выполнять сложнейшие и опасные задания, направленные на «защиту США и всей планеты от всевозможных опасностей» [16, с.51]. Все сотрудники имеют серьезную научную подготовку по нескольким областям, позволяющую им отражать «угрозы, непрестанно порождаемые развитием технологий» [15, с.65]. Так коммандер Грейсон Пирс специализируется в области физики и биологии, его лучший друг и коллега Монк Коккалис – специалист в области медицины и биоинженерии, жена Монка – капитан Кэтрин Брайант прекрасный аналитик и специалист в области современных технологий связи. Наряду с вымышленными героями, в романах Джеймса Роллинса есть и реальные исторические личности. Так в романе «Венец демона» есть реальные исторические фигуры – химик и минералог англичанин Джеймс Смитсон, знаменитый американский изобретатель Александр Белл. Говоря о художественном творчестве как элементе современной научной коммуникации, необходимо учитывать, что наука в кино и художественной литературе должна восприниматься не столько и не только как источник фактической научной информации, направленной на верное усвоение знаний, а, прежде всего, как система формирующая приверженность к научно-техническому прогрессу и доверие к науке и технологиям, через изображение взаимодействия ученых и инженеров, научного сообщества с гражданским обществом. По мнению британского исследователя Н. Рассел, «художественная литература и драматургия – наиболее адекватные средства», позволяющие «дать наиболее полно социальный образ науки в виде сложного общественного процесса столкновения интересов, ценностей, амбиций», в котором результаты науки «в виде нового научного знания составляют самую верхушку «айсберга» их социальной подготовки» [13, с.63]. В цикле Джеймса Роллинса «Отряд „Сигма“» описывается красочно и захватывающе сам процесс поиска научной истины, психология взаимодействия между различными исследователями из разных стран и разных научных областей, формируя в общественном сознании образ современной американской науки, находящейся в авангарде всей мировой науки и технологий. Как показывает история отечественной и зарубежной литературы художественные произведения, темой которых является наука и ученые, одной стороны, создаются писателями, активно интересующимися достижениями науки и техники (Ж. Верн, Г. Уэллс, А. Беляев и др.), с другой – авторами становятся сами ученые (например, в советский период у нас в стране популярность получили научно-фантастические романы ученого-палеонтолога И.А. Ефремова и историка-востоковеда К. Булычева). В целях адекватного изображения науки в кинематографе еще в ХХ в. со стороны авторитетных научных организаций, таких как Национальная академия наук США и Международный фонд Уэлкома (Великобритания), были предприняты активные попытки налаживания делового взаимодействия ученых с создателями художественных фильмов и телепрограмм. В США действует проект «Биржа науки и развлечений», направленный на проведение фестивалей научного кино и распространение короткометражных художественных фильмов о науке, содействующий активному участию ученых в создании кинофильмов в качестве консультантов [См.: 3, с.264]. Современные зарубежные писатели-фантасты признаются, что при подготовке своих произведений используют консультации специалистов в тех или иных областях науки. Тот же Джеймс Чайковски (Джеймс Роллинс) практически в начале каждого своего приключенческого триллера выражает слова благодарности консультантам, которые предоставляли интересные исторические и научные факты, карты и иные сведения, использованные при подготовке романа. Такое взаимодействие творческой интеллигенции с представителями научного сообщества позволяет снизить степень искажения научной информации, хотя, конечно, следует признать, что научное консультирование позволяет поддерживать лишь приемлемый уровень правдоподобия в художественных произведениях. Как видим, научные мифы во взаимодействии с бытовым мышлением можно и нужно использовать как важнейший ресурс для популяризации науки и технологий, и художественное творчество является неоценимым инструментом в этом. Ведь художественный текст в полной мере позволяет использовать познавательный потенциал научной мифологии для привлечения внимания общества к актуальным направлениям современных научных исследований, а так же рассмотреть важнейшие этические проблемы деятельности ученых. Художественные произведения акцентируют внимание на самом процессе создания нового научного знания, подчеркивают специфику научной деятельности, психологические особенности взаимоотношений внутри научного сообщества, особенности взаимодействия науки с бизнесом и государственными структурами. Литература как важнейшая часть искусства всегда оказывала значительное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Достижения научного прогресса, создание новых технологий и их внедрение не могли бы состояться без мощной поддержки со стороны научной фантастики, у истоков которой находились известные писатели – Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев. Еще раз подчеркнем, что этап художественного творчества ценен не тем, что позволяет передавать достоверную научную информацию в доступной форме для массовой аудитории, а тем, что создает образ науки и ученых в массовом сознании, важный для последующего равноправного диалога науки и общества.

В последнее несколько лет в России наблюдается возрождение интереса к подзабытой у нас на рубеже ХХ и ХХI веков сфере деятельности  – популяризации науки и техники. Это связано в первую очередь с тем, что наша страна в настоящее время нуждается в современной конкурентоспособной науке и прорывных технологиях, без которых невозможно себе представить функционирование цивилизованного государства в современном мире. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, популяризация науки и техники позволяет привлечь в науку талантливую молодежь, подготовить гражданское общество, далекое от научных исследований, к восприятию технологического прогресса, без которого невозможно внедрение научных открытий и конструкторских разработок в повседневную жизнь.

Популяризация науки является важнейшей составной частью академической и прикладной дисциплины, получившей наименование «научные коммуникации». Если в европейских странах научная дефиниция «научные коммуникации» трактуется как «взаимодействие ученых с массовой аудиторией»  (другими социальными слоями) и в этом случае воспринимается как синоним термина «научная популяризация», обозначающего «широкий спектр практик, делающих информацию доступной для неспециалистов и широкой аудитории масс» [12, с.16], то в нашей стране  под научной коммуникацией понимается «совокупность процессов представления, передачи и получения научной информации – как внутри научного сообщества, так и между научным сообществом и другими субъектами общественной жизни» [10, с.27–28] (как видим в нашей стране термин получил расширенное толкование) [Подробнее см.:11]. С нашей точки зрения, наиболее полно и образно дефиницию «научные коммуникации» определила С.М. Медведева, обозначив ее как «движение научных идей от ученого через научное сообщество в массовое сознание» [6, с.29]. Актуальность изучения и развития  научных коммуникаций в данный момент связана с взаимопроникновением науки в повседневную жизнь общества и необходимостью вовлечения в научную деятельность большого числа граждан.

Многие отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают, что популяризация науки и техники имеет глубокие исторические корни и ее истоки можно обнаружить уже  в эпохе Античности [См.: 8]. По сути, популяризация науки и техники возникла и развивалась на всем протяжении существования науки и технологий. За многовековую историю сложились и оформились  различные формы  научной популяризации. Это и функционирование научных музеев и  центров, имеющих цель охватить массовую аудиторию и приобщить ее к науке и образованию, и публикация  популярных книг и статей о жизни известных ученых и о знаковых научных открытиях, и проведение просветительских лекций и общественных дискуссий по актуальным научным проблемам и перспективным техническим разработкам. Обращает на себя внимание тот факт, что названные выше форматы популяризации видоизменяются с учетом общественно-политического и культурного контекста того или иного исторического периода, задач стоящих перед популяризаторами науки. Если в период с XVIII в. по XX в. научная популяризация, в первую очередь, выполняла образовательную (просветительскую) функцию (ставила цель  – пропагандировать научные знания и укреплять характерное для каждой исторической эпохи мировоззрение), то на рубеже ХХ – ХХI вв. образовательная функция оттесняется на второй план развлекательной (сегодня популяризаторы науки своей работой подчеркивают, что наука – это не только интересное и полезное занятие, но, прежде всего, увлекательный вид деятельности), что находит отражение в  форме  их проведения. Современную просветительскую научно-популярную лекцию невозможно представить без наглядных средств (презентаций, схем, таблиц, создающих запоминающийся визуальный ряд) и интерактивных методов (опытов с обязательным участием присутствующей на лекции аудитории).

Эволюция форм научной популяризации обусловлена изменением статуса науки как социального института в современном мире, усилением влияния на науку гражданского общества, что проявилось в тенденции перехода современных научных коммуникаций «от  модели элитарной популяризации и просвещения гражданского общества, реализуемой  в виде перевода научной информации в форму доступную массовой аудитории, к модели взаимопересечения научной и общественной повестки дня» [5]. Неслучайно, исследователи и практики научной коммуникации предпринимают многократные попытки обоснования и создания новых форм научной популяризации, позволяющих обеспечить равноправный диалог между наукой и обществом.

 Следует обратить внимание, что на развитие популяризации науки и техники в частности, как и на развитие научных коммуникаций в целом, оказывает негативное влияние отсутствие четко продуманной и интегрированной теоретической модели.

В отечественной научной практике получила широкое распространение теоретическая модель научной коммуникации, предложенная С.М. Медведевой, состоящая из 5 этапов [См.: 6, с.29–30]:

«1) Этапа генерации научной идеи и ее презентации в деятельности ученого» [6, с.29] (курсив здесь и далее наш – М.П.) с помощью личных бесед, выступлений внутри кафедры или лаборатории;

«2) этапа продвижения идеи в рамках научного сообщества» [6, с.29], через распространение научных идей с помощью выступлений на научных форумах (в виде докладов и сообщений) и издания научных трудов (в виде статей, монографий, диссертаций, учебников);

«3) «этапа распространения научной идеи среди заинтересованных социальных групп (бизнесструктуры и госорганы)» [6, с.29], предполагающего распространение научной информации через печатные и электронные СМИ в форме интервью, пресс-релизов;

«4)«этапа продвижения научных идей в массовой культуре» [6, с. 30], через научно-популярные журналы и книги, документальное кино о науке;

«5) этапа художественного творчества» [6, с.30], где распространяются не научные знания, а образы и мифы о науке и ученых.

Как отмечает исследовательница, каждый структурный элемент модели «рассматривается как самоценная сфера функционирования научных идей», движение по которой «может осуществляться как последовательно через все этапы» от ученого сообщества к массовой аудитории, так  и «возможно независимая коммуникация между несмежными разделами» в обратном направлении от массовой аудитории к научному сообществу [6, с.29–30]. Каждый этап научной коммуникации в предложенной теоретической модели предполагает наличие определенного адресата, который и обуславливает создание и использование определенных средств взаимодействия научного  сообщества с гражданским обществом.

Хотя  многие современные теоретики научной коммуникации игнорируют сферу художественного творчества, мы считаем, что этап художественного творчества, включающий литературу научно-фантастическую, биографическую, а также художественные фильмы о науке и ученых, представляет важную область функционирования популярной науки, без которого невозможно себе представить полноценно научную  коммуникацию [См.: 7, с.184–192]. Данный этап  выполняет  особые функции в общественном сознании, он напрямую связан с формированием и распространением в обществе  образа науки и ученого, позволяющего, с одной стороны, сформировать определенный общий уровень научной грамотности и осведомленности о науке, а с другой – оказать заметное влияние на формирование позитивного отношения к ней массовой аудитории. В частности, художественное творчество как этап научной коммуникации позволяет сформировать приверженность к науке и инновационным технологиям, укрепить доверие к ним, сгладить противоречия в интересах между учеными и социумом, в полной мере  рассмотреть этические вопросы научной деятельности, актуальные для современного общества.

Необходимость изучения этапа художественного творчества  объясняется и  новым подходом к научной коммуникации, суть которого сводится к тому, что «главным в отношении общества к науке могут быть не знания как таковые, а смыслы, которые несет наука» [3, с.240].  Ведь люди, осмысливая науку, связывают ее с повседневной жизнью, со своим опытом и убеждениями, а художественные произведения (кинофильмы и художественные книги) «существенно влияют на систему убеждения людей, формируя, поддерживая или усиливая культурное  значение науки» [См.: 3, с.240]. Обращает на себя внимание и тот факт, что научно-фантастические произведения создаются не только для развлечения читателей и зрителей, но и для обсуждения важнейших для общества вопросов развития науки, философских проблем о месте человека в современном мире. Особую роль художественные произведения о науке и ученых играют у нас в стране. Как отмечает американская исследовательница А. Банерджи, научная фантастика в России на всем протяжении своего существования  «не только рассказывала о современности, но и создавала ее», снабжая обывателей «языком для осмысления современного мира», превращаясь «в неотъемлемую часть интеллектуальных дебатов о том, что представляют собой реалии ХХ века и как следует в них жить» [1, с.27–28].

Говоря об этапе художественного творчества в рамках научной коммуникации нужно учитывать и то, что объектом исследования в этом случае является научный миф. В среде  ученых существует пренебрежительное и критическое  отношение к формированию и распространению в общественном сознании научных мифов, которые трактуются как «всякого рода околонаучные построения, не имеющие под собой научной почвы, а иногда и вступающие в прямое противоречие с твердо установленными и подтвержденными практикой научными данными» [4, с.145].  Следует признать, что в обыденном сознании мифы, связанные с наукой, укореняются и получают широкое распространение в современном информационном обществе, провоцируя лженаучные представления о мире и тем самым разрушая настоящую науку. Как подчеркивают отечественные популяризаторы науки, за кажущейся безобидностью некоторых научных мифов, например, в гуманитарных науках, стоит серьезная разрушительная сила, которая как «мыслительный вирус уводит человека от критического мышления и адекватного восприятия реальности в мир фантазий» [2]. Ведь околонаучная мифология как продукт взаимодействия науки и мифа восполняет недостающие элементы в картине мира обывателя, вводя миф взамен, сложных для понимания обычного человека, научных знаний. Особенно опасно распространение околонаучной мифологии в молодежной среде, которая беззащитна перед  квазинаукой. Распространенность мифов объясняется, прежде всего,  их «доступностью для понимания каждым адресатом в силу их метафоричности, образности, символичности, архетипичности» [9, с.14]. Причем современные СМИ «являются не только транслятором, но и генератором мифов» [9, с.14]. Низкий образовательный уровень, отсутствие способностей к рефлексии и критическому анализу у массовой аудитории в нашей стране  создают благоприятную почву для  распространения околонаучной мифологии и укоренения лженаучных и антинаучных течений. В условиях функционирования техногенной цивилизации, массового использования наукоемких технологий, из-за избытка и фрагментарности информации, современный человек вынужден использовать такой социально-когнитивный механизм как миф для полного осмысления окружающей реальности. Полагаем, что когнитивный потенциал мифа можно использовать для сближения научного знания и массового сознания в современных условиях. Считаем, что научные мифы могут играть положительную роль  в обществе, так как они мотивируют человека на новые открытия и достижения, формируют интерес к окружающему миру, его устройству и свойствам его различных проявлений. Миф так же обладает большим  эвристическим потенциалом, он позволяет «накапливать» материал для науки» [9, с.22].

Важно знать способы и пути формирования и распространения научной мифологии. Как считает современный отечественный популяризатор науки А. Соколов, существует 3 сценария  создания научной мифологии [14, с.175–179]:

  1. Путь, когда отвергнутая или ненашедшая подтверждения научная гипотеза (прежде всего, в области естественных и прикладных наук), находит «второе дыхание» в лженауке. Ярким примером этого является концепция телегонии, «согласно которой на наследственные признаки потомства влияют все половые партнеры самки» [14, с.175].
  2. Путь, когда актуальная для широкой публики добротная  научная гипотеза искажается в процессе распространения в СМИ и становится частью массовой культуры. Таким путем «формируются наукообразные бренды вроде «митохондриальной Евы» или «неандертальских генов» [14, с.175–176].
  3. Путь, когда ученый интерпретирует результаты научных исследований в соответствии с «запросом общества», под влиянием политических, религиозных взглядов, давая предубеждениям взять верх над объективностью [14, с.176].

Художественное творчество может стать неоценимым инструментом в использовании когнитивного потенциала научных мифов, ведь риторические и визуальные приемы, наглядность и убедительность средств, составляющих  художественное произведение, позволяют опровергнуть популярные научные заблуждения, привлечь внимание к достоверным научным фактам и актуальным научным исследованиям.

Ярким примером в этом плане может стать творчество современного американского писателя Джеймса Пола Чайковски, выпускающего романы в жанре приключенческого триллера под псевдонимом Джеймс Роллинс, переведенные на многие языки и получившие известность и популярность у читателей не только в США, но и  у нас в стране. По признанию самого писателя, подготовке его произведений помогает  личный профессиональный опыт работы в качестве ветеринара, а так же увлечение дайвингом и спелеологией (неслучайно действие его романов зачастую разворачивается под водой и под землей, а героями его текстов являются генетики, биологи, зоологи, альпинисты, водолазы).

Интересен цикл Д. Роллинса под названием «Отряд «Сигма»», включающий в себя  14 романов (цикл начат в 2004 г. романом «Песчаный дьявол», последний роман цикла был издан в 2017 г. под названием «Венец демона»). Обращает внимание на себя композиция романов, каждый из которых, с одной стороны, может рассматриваться как самостоятельное художественное произведение, а с другой стороны – как неотъемлемая часть всего цикла. У всех романов общая композиционная структура, включающая в себя следующие разделы: слова благодарности, замечания исторического характера, замечания научного характера,  пролог, части, составляющие основу произведения (основной текст), эпилог  и  обязательные примечания автора, в которых писатель «отделяет правду от вымысла во всем том, из чего состоит  книга» [15, с.651], где четко выражается надежда автора, что «этим он заинтересует читателей, подтолкнув их более подробно познакомиться с некоторыми темами и вопросами» [Там же], касающимися научной деятельности. Автор не питает иллюзий, что он все научные сведения и исторические факты, использованные в романах отразил достоверно, поэтому уже в начале своих книг «официально заявляет, что за все фактические ошибки ответственность несет только сам» [15, с.8]. Обязательным элементом романов Джеймса Роллинса являются обширный иллюстративный материал, включающий географические карты, планы зданий и сооружений, в которых разворачиваются события, описываемые в книгах. Рисунки различных символов, животных  и насекомых позволяют так же увлечь вдумчивого читателя.

 Романы, входящие в цикл «Отряд „Сигма“», объединяет общая тематика – наука и технологии США, роль научно-технического прогресса в жизни цивилизованного общества. Главными героями романов, входящих в цикл, являются  сотрудники вымышленного секретного подразделения – отряда «Сигма», входящего в управление планирования перспективных оборонных научно-исследовательских работ (УППОНИР) Министерства обороны США, девиз которого «Будь первым», во главе с Пейнтером Кроу, специалистом в области компьютерных технологий. Практически все сотрудники вымышленного секретного отряда «Сигма» превосходно физически подготовлены, имеют опыт службы в отрядах специального назначения, позволяющий им выполнять сложнейшие и опасные задания, направленные на «защиту США и всей планеты от всевозможных опасностей» [16, с.51]. Все сотрудники имеют серьезную научную подготовку по нескольким областям, позволяющую им отражать «угрозы, непрестанно порождаемые развитием технологий» [15, с.65]. Так коммандер Грейсон Пирс специализируется в области физики и биологии, его лучший друг и коллега Монк Коккалис – специалист в области медицины и биоинженерии, жена Монка – капитан Кэтрин Брайант прекрасный аналитик и специалист в области современных технологий связи.  Наряду с вымышленными героями, в романах Джеймса Роллинса есть и реальные исторические личности. Так в  романе «Венец демона» есть реальные исторические фигуры – химик и минералог англичанин Джеймс Смитсон, знаменитый американский изобретатель Александр Белл.

Говоря о художественном творчестве как элементе современной научной коммуникации, необходимо учитывать, что наука в кино и художественной литературе должна восприниматься не столько и не только как источник фактической научной информации, направленной на верное усвоение знаний, а, прежде всего, как система формирующая приверженность к научно-техническому прогрессу и доверие к науке и технологиям, через изображение взаимодействия ученых и инженеров, научного сообщества с гражданским обществом. По мнению британского исследователя Н. Рассел,  «художественная литература и драматургия – наиболее адекватные средства», позволяющие «дать наиболее полно социальный образ науки в виде сложного общественного процесса столкновения интересов, ценностей, амбиций», в котором результаты науки «в виде нового научного знания составляют самую верхушку «айсберга» их социальной подготовки» [13, с.63]. В цикле Джеймса Роллинса «Отряд „Сигма“» описывается красочно и захватывающе сам процесс поиска научной истины, психология взаимодействия между различными исследователями из разных стран и разных научных областей, формируя в общественном сознании образ современной американской науки, находящейся в авангарде всей мировой науки и технологий.

Как показывает история отечественной и зарубежной литературы художественные произведения, темой которых является наука и ученые, одной стороны, создаются писателями, активно интересующимися достижениями науки и техники (Ж. Верн, Г. Уэллс,  А. Беляев и др.), с другой – авторами становятся  сами ученые (например, в советский период у нас в стране популярность получили научно-фантастические романы  ученого-палеонтолога И.А. Ефремова и историка-востоковеда К. Булычева). В целях адекватного изображения науки в кинематографе еще в ХХ в. со стороны авторитетных научных организаций, таких как Национальная академия наук США и Международный фонд Уэлкома (Великобритания), были предприняты активные попытки налаживания делового взаимодействия ученых с создателями художественных фильмов и телепрограмм. В США действует проект «Биржа науки и развлечений», направленный на проведение фестивалей научного кино и распространение короткометражных художественных фильмов о науке, содействующий активному участию ученых в создании кинофильмов в качестве консультантов [См.: 3, с.264]. Современные зарубежные писатели-фантасты признаются, что при подготовке своих произведений используют  консультации специалистов в тех или иных областях науки. Тот же Джеймс Чайковски (Джеймс Роллинс) практически в начале каждого своего приключенческого триллера  выражает слова благодарности консультантам, которые предоставляли интересные исторические и научные факты, карты и иные сведения, использованные при подготовке романа. Такое взаимодействие творческой интеллигенции с представителями научного сообщества позволяет снизить степень искажения научной информации, хотя, конечно, следует признать, что научное консультирование позволяет поддерживать лишь приемлемый уровень правдоподобия в художественных произведениях.

Как видим, научные мифы во взаимодействии с бытовым мышлением можно и нужно использовать как важнейший ресурс для популяризации науки и технологий, и художественное творчество является неоценимым инструментом в этом. Ведь художественный текст в полной мере позволяет использовать познавательный потенциал научной мифологии для привлечения внимания общества к актуальным направлениям современных научных исследований, а так же рассмотреть важнейшие этические проблемы деятельности ученых. Художественные произведения акцентируют внимание на самом процессе создания нового научного знания, подчеркивают специфику научной деятельности, психологические особенности взаимоотношений внутри научного сообщества, особенности взаимодействия науки с бизнесом и государственными структурами. Литература как важнейшая часть искусства всегда оказывала значительное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Достижения научного прогресса, создание новых технологий и их внедрение не могли бы состояться без мощной поддержки со стороны научной фантастики, у истоков которой находились известные писатели – Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев. Еще раз подчеркнем, что этап художественного творчества ценен не тем, что позволяет передавать достоверную научную информацию в доступной форме для массовой аудитории, а тем, что создает образ науки и ученых в массовом сознании, важный для последующего равноправного диалога науки и общества.


Список литературы

1.Большакова О.В. Популяризация науки и научная фантастика в России /СССР (Сводный реферат) // Наука в СССР: Современная зарубежная историография. Сборник обзоров и рефератов / Отв. ред. Большакова О.В. – М., 2014. – 194с.
2. Кириллов А. Ученые против мифов. Режим доступа: http://erazvitie.org/article/ychenie_protiv_mifov. (Дата обращения: 14.07.2018).
3. Кирби Д. Наука и техника в кино. Темы и трактовки // Пособие по общественным связям в науке и технологиях / Под ред. М. Букки и Б. Тренча. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018.– С.239–274.
4. Комаров В.Н. Наука и миф. – М.: Просвещение, 1988. – 191с.
5. Кожанов А., Земнухова Л. Научная коммуникация в России: поиск новой этики. Режим доступа: https://conf.hse.ru/2018/news/217730344.html. (Дата обращения: 03.07.2018).
6. Медведева С.М. Социально-психологические проблемы популяризации науки в России и за рубежом: сб. науч. статей / С.М. Медведева, Н.В. Литвак, М.Д. Романова. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 168с.
7. Медведева С.М. Российская наука и государство: образ ученого в современном российском кино // Вестник МГИМО-Университета. – 2014. – №2. – С.184 – 192.
8. Медведева С. О популяризации науки в России и за рубежом. Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/inno/267720/. (Дата обращения: 15.01.2018).
9. Михалевская А.С. Миф и наука: проблемы взаимодействия в современном обществе: автореф. на соис. ученой степ. канд. философ. наук: 09.00.11. Иваново, 2015. 27с.
10. Овчинникова О.М. Наука в онлайн-медиа: особенности репрезентации в итальянском сегменте интернета: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2015. – 158с.
11. Покотыло М.В. Феномен «научные коммуникации»: статус и функции // Приоритетные направления развития образования и науки : материалы IV Международной научно–практической конференции (Чебоксары, 24 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 227–231.
12. Пособие по общественным связям в науке и технологиях / Под ред. М. Букки и Б. Тренча. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. – 600с.
13. Рассел Н. Новые люди. Образ науки в британской художественной литературе начала 1930-х – конца 1960-х годов / пер. А.А Али–заде // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. – 2009. – №4. – С.63–68.
14. Соколов, А. Ученые скрывают? Мифы ХХI века / А. Соколов. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 370с.
Список источников
15. Роллинс Дж. Песчаный дьявол / пер. с англ. С. Саксина. – М.: Эксмо, 2012. – 565с.
16. Роллинс Дж. Венец демона / пер. с англ. О. Царевой, М. Стрепетовой. – М.: Издательство «Э», 2018. – 416с.

Расскажите о нас своим друзьям: