Журналистика | Филологический аспект №4 (36) Апрель, 2018

УДК 81'42

Дата публикации 25.04.2018

К вопросу об эволюции блога как гипержанра

Церюльник Анна Юрьевна
старший преподаватель кафедры Русской филологии, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск, anna-jur@mail.ru

Аннотация: В статье представлен анализ имеющихся определений блога отечественных и зарубежных исследователей. Обозначены основные классификации блогов. В основе ряда классификаций лежат параметры, включающие предназначение, авторство, тематическую направленность, содержание, особенности контента, технические особенности, речевое поведение и индивидуальную речевую тактику. При этом анализ показывает, что большинство параметров, на основе которых построены данные классификации, носят нелингвистический характер (технические свойства и др.) и в связи с этим не отражают языковую специфику материала. Показана эволюция блогосферы, которая обусловлена развитием глобальной сети, а также сопутствующей техники в целом.
Ключевые слова: Блог, гипертекст, гипержанр, блогосфера, Интернет

To the question of the evolution of the blog as a hyper-genre

Tceryulnik Anna Jurevna
the senior teacher of Department of Russian philology, Pacific State University, Russian Federation, Khabarovsk, anna-jur@mail.ru

Abstract: The author presents an analysis of the definitions of the blog of Russian and foreign researchers. The main classification of blogs is indicated. A number of classifications are based on parameters including destination, authorship, thematic focus, content, content features, technical features, speech behavior and individual speech tactics. At the same time, analysis shows that most of the parameters on the basis of which classification data are constructed are of a non-linguistic nature (technical properties, etc.) and in this connection do not reflect the language specificity of the material. The evolution of the blogosphere is shown, which is caused by the development of the global network, as well as the accompanying technology in general.
Keywords: Blog, hypertext, hyper-genre, blogosphere, Internet

Термин «блогосфера» (от англ. blogosphere) построен по аналогии с терминами «атмосфера», «ноосфера» и им подобным и обозначает совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в настоящее время в мире десятки миллионов блогов на разных платформах обычно тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру.

С момента появления первого блога в сети Интернет на данный момент прошло уже более 25 лет. По версии газеты Washington Profile, первый блог появился в 1992 г.  Им стала новостная страница Тима Бернерса-Ли (Tim Berners-Lee).  А уже 1996 год стал временем широкого распространения блог-культуры за рубежом. Термин «блог» был введен Й. Баргером (Jorn Barger) 17 декабря 1997 г. Слово возникло от слияния английских слов Web (от World Wide Web - всемирная паутина) и log (журнал регистрации событий, происходящих при работе компьютерной системы). Новый термин weblog интерпретируется  как we blog (мы ведем дневник). Сокращённую форму слова «блог» («blog») впервые использовал  П. Мерхольц (Peter Merholz) в своем блоге Peterme.com в 1999 г. Данная форма стала несколько популярнее, чем первый вариант. Образовался также новый глагол  «to blog» (совершать действия, направленные на ведение интернет-дневника).  

Р. Блад отмечает, что понимание блога как совокупности ссылок на другие блоги и сайты появилось  благодаря  Дж. Дж. Гаррету,  ко­торый в 1997 г. решил собрать на своём сайте ссылки, ведущие на сайты, подобные его собственному [7].  Какое-то время блоги представляли собой только списки ссылок,  однако позже  стали  форми­ровать вокруг себя сообщество, объединяя людей для общения при помощи комментариев. Постепенно принцип ведения блогов  начал меняться: стали появляться обширные комментарии и личные рассуждения авторов  на различные темы, в том числе рассматривались текущие события. Такие личностно ориентированные блоги быстро набирали  популярность. Были созданы различные платформы, на которых можно размещать блоги. Среди них наиболее популярные – это Blogger, Livejournal, WordPress. При этом автор получил возможность в зависимости от платформы  определённым образом структурировать информационные блоки своего блога, а также продумывать дизайн. Следует отметить, что разновидностью блогов стал микроблог. В нём имеются значительные ограничения объёма текстовой публикации. Наиболее популярным сервисом микроблогинга является Twitter, который был открыт в 2006 г.

Анализ исследований  мирового документального потока, а также работ отечественных учёных показал, что на настоящее время нет единого определения блога.

В словаре  «Мерриам-Уэбстер» дается следующее определение блога: «веб-сайт, содержащий сетевой частный дневник с размышлениями, комментариями и часто гиперссылками, предоставляемыми автором» [9].

С. Херринг определяет блоги как «часто обновляемые веб-страницы, в которых датированные записи располагаются в обратном хронологическом порядке» [8]. Автор считает блог гибридным жанром, включающим разные интернет-коммуникационные жанры, а также жанры, находящиеся за пределами глобальной сети. Также исследователь соотносит блог с домашней страницей и веб-конференцией.

Определение блога как гибридного жанра поддерживает  Е. И. Горошко, считая, что он соединяет в себе характеристики стандартной персональной веб-страницы  и свойства других форматов электронной коммуникации. Также учёный отмечает, что блог является несинхронным форматом коммуникации.  Несинхронность проявляется в том, что «авторы оставляют друг другу сообщения «до востребования», поэтому «разговоры» часто получаются растянутыми во времени на один или несколько дней, месяцы и даже годы. Это даёт возможность продумать свои реплики, что делает такой способ общения более осмысленным, чем, например, чатовский» [3, с. 56].

Э. Петерсон рассматривает блоги с точки зрения их диалогичности. Исследователь приходит к выводу, что блог в традиционном понимании (с учётом адресации информации массам читателей) нельзя считать диалогичным. Однако в том случае, если блог является закрытым для случайного прохожего и адресатом являются только близкие автору люди, Э. Петерсон соотносит блог с электронной почтой, определяя данную модель коммуникации как  «Я и Вы», и допускает описание блога как диалогичной структуры.  Диалогичность в блогах присутствует не в текстах, а в особенностях отношения адресата и автора блога, а также в их коммуникации. Блог может быть понят и проанализирован и как сообщение, особая почта, a также как особый стиль или система правил построения сообщения [11].

  Ж. Мишне (Gilad Mishne) считает, что информацию об авторе блога можно собирать, опираясь на язык, который он использует  в своём блоге. В частности, исследователь выделяет классификацию сообщений блога на основе настроения, которое характерно автору блога в момент написания данного сообщения (состояние веселья, подавленности, скуки и т.д.) [10].

Т. М. Гермашева рассматривает блоги  как новый тип дискурса, под которым понимается связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами, взятыми в событийном аспекте [2].

Обобщая особенности современного блога, можно отметить, что блог – это веб-сайт (или раздел веб-сайта), который содержит датированные записи мультимедийного характера, расположенные в обратном  хронологическом порядке. При этом имеется возможность оставлять комментарии к записям и просматривать любые записи на отдельной веб-странице.  В блоге совмещаются авто-коммуникация и диалогичность, автобиографичность и функциональность, естественность письма и  попытки создать иллюзию живого устного общения, при этом происходит своеобразное сочетание элементов «карнавального» и «доверительного» общения [6, с. 24]. 

Помимо термина «блог», существуют такие термины, как «сетевой дневник», «интернет-дневник», «онлайн-дневник», «виртуальный дневник» и т.д.  Данные термины в среде пользователей блогосферы часто используются как взаимозаменяемые. Е. Г. Новикова в своей работе рассматривает сетевой  дневник как основное метапоэтическое понятие, при этом отмечает, что дополнительные различные номинации дневника   (компьютерный, личный, открытый, интерактивный, онлайн, электронный и др.) вносят отдельные компоненты, формирующие его сигнификативное значение [5, с. 72 – 73].

В качестве синонимов термины «сетевой дневник» и «блог» представлены в работах некоторых исследователей [4]. А. В. Алексеев считает, что такое употребление данных терминов нежелательно, отмечая, что  блог и дневник не являются синонимами, однако они имеют некоторые общие черты [1]. Мы также считаем, что нельзя использовать термины «блог» и «дневник» в качестве взаимозаменяемых, т.к. блог, на наш взгляд, является более широким понятием по сравнению с понятием дневника, поэтому рассматриваем их в рамках гиперогипонимических отношений.

Существует множество классификаций блогов как в отечественных исследованиях, так и в иноязычных. В основе ряда классификаций лежат параметры, включающие предназначение, авторство, тематическую  направленность, содержание, особенности контента, технические особенности, речевое поведение и индивидуальную речевую тактику. Наряду с классификациями, в которых преобладает один из названных параметров, существуют классификации блогов, в основе которых представлено  несколько параметров.

Большинство параметров, на основе которых построены данные классификации, носят нелингвистический характер (технические свойства и др.) и в связи с этим не отражают языковую специфику материала (например, классификации, разделяющие блоги на автономные и размещённые на блог-платформах). Ряд классификаций направлен на систематизацию блогов в соответствии с их содержанием (мемуары, блоги-фильтры, личные дневники и др.), а также преобладанием того или иного типа контента (блоги с картинками, фотоблоги, мобильный блог, аудиоблоги, подкасты, видеоблог). Следует отметить, что выделение групп блогов с точки зрения наполнения их той или иной информацией  сложно, т.к. в большинстве случаев блоги разнородны и невозможно выделить определённую совокупность тематических групп. Однако исследователи отмечают наличие блогов с нейтральными темами (о по­годе, о событиях в культурной, политической и спортивной жизни, бытовые темы); посвящённых пред­метно-профессиональным темам, а также блогов, освещающих социальные проблемы (политиче­ские, экономические, национальные, религи­озные, тендерные) и т.д.

Стремление к мобильности в эпоху цифровой личности, когда на первый план выходит желание оперативно поделиться информацией, представленной в разных форматах, в настоящее время становится первостепенным. Это обуславливает высокую популярность Инстаграма, в котором стало возможно вести личный блог при помощи своего мобильного устройства, имеющего доступ в Интернет. Дискурс Инстаграм-блога, как и другие разновидности интернет-коммуникации, имеет в своей основе гипертекст. Это особенная макроструктура, обладающая определённой архитектоникой и включающая ряд жанровых разновидностей сети Интернет.

Таким образом, опираясь на рассмотренные классификации блогов и их имеющиеся характеристики, можно сделать вывод, что они отражают этапы развития не только блогосферы, но и глобальной сети, а также  сопутствующей техники в целом.


Список литературы

1. Алексеев А. В. Записи в блоге как речевой жанр интернет-коммуникации: попытка описания // Филологические этюды : сб. науч. ст. молодых учен: в 3 ч. – 2010. – Вып. 13, ч. I–III. – С. 452–457.
2. Гермашева Т. М. Языковая личность субъекта блог-дискурса : лингво-когнитивный аспект : Автореф. дис. канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2011. – 20 с.
3. Горошко Е. И. Гендер и блоггика Интернета (психолингвистический анализ) // Вопросы психолингвистики. – 2007. – № 5. – С. 53 –62.
4. Елькина, О. М. Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации: на материале англоязычных блогов : Автореф. дис. ... канд. филолог. наук. – Пятигорск, 2012. – 28 с.
5. Новикова, Е. Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников : дис. … канд. филол. наук. – Ставрополь, 2005. – 255 с.
6. Сидорова, М. Ю. Интернет-лингвистика : русский язык. Межличностное общение. – М. : 1989.ру, 2006. – 193 с.
7. Blood, R. Weblogs : A History and Perspective [Электронный ресурс] / R.Blood. – URL: http://www.rebeccablood.net/essays/weblog_history.html (дата обращения 20.04.2018).
8. Herring, S. C. Weblogs as a bridging genre / S.C. Herring, L.A. Scheidt, S. Bonus, E. Wright. // Information, Technology & People. – 2005. – №18 (2). – P. 142-171.
9. Merriam-Webster Online [Электронный ресурс] – URL : http://www.merriam-webster.com/ (дата обращения 20.04.2018).
10. Mishne, G. Applied Text Analytics for Blogs : PhD Thesis / Mishne G. – University of Amsterdam. – 2007. – 297 p.
11. Peterson, E. E. How Conversational Are Weblogs? [Электронный ресурс] / E. E. Peterson. – URL: http://www.languageatinternet.org/articles/2011/Peterson (дата обращения 20.04.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: