Русский язык | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы

УДК 811.161.1

Дата публикации 19.08.2019

К проблеме употребления имен числительных обучающимися Уфимского юридического института МВД России

Бикмаева Лилия Узбековна
канд.филол.наук, доцент кафедры иностранных и русского языков, Уфимский юридический институт МВД России, РФ, г. Уфа, bikmaevaliliya@mail.ru
Файзуллина Ильсюяр Ильгизовна
канд.филол.наук, доцент кафедры иностранных и русского языков, Уфимский юридический институт МВД России, РФ, г. Уфа, ilsi.82@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема употребления имен числительных обучающимися факультета профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России. В работе анализируются типичные ошибки, допускаемые сотрудниками органов внутренних дел при употреблении количественных и собирательных числительных. Авторами предложены пути преодоления негативных тенденций, связанных с нарушением норм современного русского литературного языка.
Ключевые слова: имя числительное, культура речи, норма литературного языка, склонение и употребление числительных

On the problem of the use of numerals by students of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Bikmaeva Liliya Uzbekovna
candidate of Philology, associate Professor at the Department of foreign and Russian languages Department of Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Russia, Ufa
Faizullinа Ilsuyar Ilgizowna
candidate of Philology, associate Professor at the Department of foreign and Russian languages Department of Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Russia, Ufa

Abstract: This article deals with the problem of the use of names of numerals by students of the faculty of professional training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The paper analyzes the typical mistakes made by employees of the Internal Affairs bodies in the use of quantitative and collective numerals. The authors propose ways to overcome the negative trends associated with the violation of the norms of the modern Russian literary language.
Keywords: numerical name, culture of speech, norm of literary language, declension and use of numerals

В последнее время проблема культуры речи становится одной из важнейших проблем общества. Ни для кого не секрет, что наша речь постоянно претерпевает огромные изменения, но, к сожалению, не в лучшую сторону. Наш «великий и могучий» русский язык «засоряется», говорящие не стремятся соблюдать нормы литературного языка, а среди нарушений наиболее частой является норма верного употребления имён числительных. Многие ученые, занимающиеся чистотой русского языка, называют эту проблему одной из наиболее главных и серьезных. Например, М.Я. Гловинская, доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела современного русского языка Института русского языка имени В.В. Виноградова в своей статье «Изменения в склонении числительных в русском языке на рубеже XX-XXI веков», опубликованной в сборнике статей «Язык в движении…» в 2007 году пишет: «Одними из наиболее частых ошибок, которые допускаются в современной русской речи, являются ошибки в формообразовании и употреблении имен числительных… Принято считать, что интенсивность нарушения норм склонения имен числительных усилилась в конце XX в. с появлением «свободного политического дискурса» [1]. М.А. Кронгауз, советский и российский лингвист, доктор филологических наук, в своих многочисленных интервью о состоянии русского языка говорит, что числительные плохо склоняются уже минимум лет 50, а то и все 100. Причем, как отмечает ученый, путаются в склонении числительных даже вполне образованные люди [2].

К сожалению, эта проблема актуальна и для сотрудников органов внутренних дел. Случается, что они часто допускают неуместные речевые штампы, которые в дальнейшем причиняют вред. Цицерон отмечал: «Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие – возвышенно, а средние – с умеренностью» [3]. Почему же культура речи так важна в деятельности юриста? Ответ прост: речевая культура во многом определяет репутацию, эффективность профессиональной деятельности. Можно сказать, что для юриста правильная речь – это основное орудие труда, поэтому необходимо, чтобы его культура речи была на достойном уровне. Также «речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия» [4]. Это означает, что в своей профессиональной деятельности сотрудники  правоохранительных органов не только преподносят какую-то информацию людям, но и могут с ее помощью оказывать воздействие на людей (например, в пользу принятия какого-либо решения). Еще в начале ХХ века известный российский юрист и общественный государственный деятель А.Ф. Кони очень точно отметил, что юрист должен быть человеком, безукоризненно владеющим нормами литературного языка, у которого общее образование идет впереди специального [5].

Опыт преподавания учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации» на факультете профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России показывает, что многие обучающиеся допускают в своей речи огромное количество ошибок, связанных с употреблением и склонением числительных.

Наиболее часто встречающиеся сложности в образовании форм числительных и их употреблении в речи связаны, в основном, с их изменением по падежам и сочетанием с существительными. Обучающиеся не склоняют или неполностью склоняют сложные и составные числительные, что является нарушением литературной нормы, т.к. в соответствии с правилами русского языка в составном количественном числительном должны склоняться все образующие его части. Например:

«…выявлено около пятьсот нарушений» (правильно: «около пятисот»),

«…с шестистами семидесяти семи процентами» (правильно: «с шестьюстами семьюдесятью восемью процентами»),

«на пятьсот сорока девяти купюрах…» (правильно: «на пятистах сорока девяти купюрах…»).

Трудности вызывает также склонение числительного тысяча, т.к. оно имеет разные формы винительного падежа в составе количественных и порядковых числительных. Например:

«груз весом в тысяча пятьсот тонн» (верно: «в тысячу пятьсот тонн»),

«в тысячу девятьсот семьдесят седьмом году» (верно: «в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году»).

При склонении составных порядковых имен числительных обучающиеся допускают ошибки, поскольку не учитывают тот факт, что в подобных числительных склоняется только последнее слово. Например:

«в двухтысячном двенадцатом году» (правильно: «в две тысячи двенадцатом году»),

«к двум тысячам двадцатому году» (правильно: «к две тысячи двадцатому году»).

Сложным для слушателей является написание правильной падежной формы числительного полтора. Например:

«в течение полтора суток» (правильно: «в течение полутора суток»),

«около полтораста тысяч рублей...» (правильно: «около полутораста тысяч рублей»).

Проблематичным в речи сотрудников органов внутренних дел является употребление сочетания числительного полтора с существительными. Эта ошибка связана с тем, что во всех падежах, кроме именительного и винительного, существительное при числительных полтора и полтораста ставится во множественном числе. Например:

«я беседовал с полутора десятком очевидцев» (верно: «с полутора десятками очевидцев»),

«свыше полутора миллиона человек» (верно: «свыше полутора миллионов человек»).

Вызывает затруднение у обучающихся также задание, в котором необходимо выбрать нужное числительные, согласуя его с существительным. Среди ответов были такие неверные варианты:

«двое генералов» (верно: «два генерала»),

«четверых сотрудниц» (верно: «четырех сотрудниц»),

«у нее пять несовершеннолетних детей» (верно: «у нее пятеро несовершеннолетних детей»),

«три незнакомых лица» (верно: «трое незнакомых лиц»).

С целью правильного выполнения этого упражнения обучающимся необходимо помнить о том, что собирательные числительные употребляются только с существительными, обозначающими лиц мужского пола; названия детёнышей птиц и животных; с существительными, имеющими форму только множественного числа; с существительными дети, люди, ребята, лицо.

 Затруднительным для обучающихся является задание, связанное с употреблением собирательного числительного оба, обе. Например:

«Такое положение характерно для обоих стран» (верно: «такое положение характерно для обеих стран»),

«На обоих сторонах реки раскинулись поля» (верно: «На обеих сторонах реки раскинулись поля»),

«Вопросы были заданы обеим свидетелям» (верно: «Вопросы были заданы обоим свидетелям»).

Сложности возникают также при склонении существительных, которые сочетаются с составными именами числительными, оканчивающимися на два, три, четыре. Например:

«опросил двадцать двух свидетелей» (верно: «опросил двадцать два свидетеля», т. к. в сочетаниях составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительные в винительном падеже сохраняют форму именительного).

В задании, требующем записать словосочетания с использованием даты, обучающиеся допускают ошибки, поскольку не пользуются правилом: «В словосочетаниях, обозначающих даты, существительное после числительного должно употребляться в родительном падеже». Например:

«Необходимо предоставить все данные к пятнадцатому декабрю» (правильно: «к пятнадцатому декабря»),

«заявление датировано двадцать третьим декабрем» (правильно: «двадцать третьим декабря»).

Таким образом, проблема употребления имен числительных остается актуальной, поэтому волнует многих учёных-лингвистов и педагогов. На наш взгляд, основным инструментом преодоления негативных тенденций в использовании имен числительных является именно постоянное внимание к данной части речи, тем более что частотность использования числительного в реальной речевой практике весьма высока. И здесь педагогу необходимо следовать классическому принципу систематичности и последовательности в обучении, а также принципам положительной мотивации, комплексности и межпредметности. Можно использовать задания, способствующие развитию познавательного интереса, расширению лексического запаса обучающихся, формированию лингвокультурологических компетенций.

 

Список литературы

1. Гловинская М.Я. Изменения в склонении числительных в русском языке на рубеже XX-XXI веков // Язык в движении: К 70-летию Л.П. Крысина. М., 2007.
2. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Либроком, 2009. – 240 с.
3. Канафина М.А. Профессиональная речь юриста // Наука и современность, 2015. № 36. С. 154-157.
4. Кони А. Ф. Избранные труды и речи / А. Ф. Кони, Г. М. Резник. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 589 с.
5. Кронгауз М. А. Слово за слово. О языке и не только. – Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 480 с.

Расскажите о нас своим друзьям: