Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект №6 (50) Июнь 2019

УДК 37; 372.881.161.1

Дата публикации 30.06.2019

Использование эмодзи в преподавании русского языка как иностранного

Труханенко Мария Константиновна
магистр по направлению “Преподавание русского языка как иностранного”, преподаватель русского языка как иностранного, mariatruhanenko@gmail.com
Гужова Наталья Владимировна
кандидат. пед. наук, доцент, Доцент кафедры РКИ и ОНД ННГСУ

Аннотация: Обучение языку сопровождается поиском интересных способов предоставления информации учащимся. В данной статье авторы привели примеры использования эмодзи в процессе обучения русскому языку как иностранному. Обоснована целесообразность использования эмодзи. Описаны преимущества работы с ними, приведены примеры заданий. Предложенные задания были апробированы в работе с иностранными студентами, владеющими русским языком на элементарном (А1) или базовом (А2) уровнях. В статье даны интернет - источники для самостоятельного формирования новых заданий. Стоит отметить, что данная тема малоизучена русскоязычным сообществом и имеет большой потенциал в преподавании любых языков.
Ключевые слова: преподавание, иностранные языки, русский язык как иностранный, интернет, эмодзи

Using Emoji in teaching Russian as a foreign language

Trukhanenko Mariia Konstantinovna
Master in Teaching Russian as a Foreign Language, teacher of Russian as a foreign language
Guzhova Natalya Vladimirovna
PhD of Pedagogical Sciences, docent. Associate professor at the Department of Russian as a foreign language and Associate Professor of the Department of General Disciplines Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

Abstract: Language learning is accompanied by a search for interesting ways to provide information. In the article the authors gave examples of using emoji in the process of learning Russian as a foreign language. The expediency of using emoji is justified. The advantages of working with them are described, examples of tasks, sources for the independent formation of new tasks are given. The proposed assignments were prepared to work with foreign students who speak Russian at the elementary (A1) or basic (A2) levels. It is worth noting that this topic is poorly studied by the Russian-speaking community and has great potential in the teaching of any languages.
Keywords: teaching, foreign languages, Russian as a foreign language, the Internet, emoji

По данным статистики, 6 из 10 самых популярных мобильных приложений - мессенджеры и социальные сети. Интернет-коммуникация стала частью жизни для подавляющего большинства населения. Основным принципом такого общения является необходимость кратко излагать мысли. Следствием этого стало такое явление, как компрессия языка. В смсках это происходит следующим образом: опущение знаков препинания, сокращение слов специфическими методами, например, пропуск гласных или согласных. Самое распространенные примеры: “спс” - спасибо, “дд” - добрый день, “пжл” - пожалуйста.

Альтернативой интонациям, жестам и мимике в виртуальном общении  стало использование заглавных букв,  смайликов и эмодзи.

Эмо́дзи (от яп. 絵 — картинка и 文字 — знак, символ; произношение: [emoʥi]) — язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и веб-страницах.[1]

Созданные для выражения эмоций в текстовых сообщениях эмодзи сейчас используются в публичных выступлениях, рекламе, кинематографе, мультипликации. Можно сделать очевидный вывод о мощном влиянии эмодзи на культуру XXI века. Поколение Z (люди, родившиеся после 1995 года) с недавних пор стало называться поколением эмодзи.

В данной статье мы рассмотрим различные способы использования эмодзи в преподавании русского языка как иностранного.

В работе мы будем использовать названия эмодзи указанные в словаре эмодзи с добавлением их графического изображения. На ресурсе Emojipedia.org вы сможете найти толкование каждого эмодзи [2].

Преимущество использования именно этого ресурса в его стилевом единстве, большом разнообразии изображений и, самое главное, в доступности каждому студенту в любой момент. За счет этой доступности студент может сам создавать задания.

Благодаря зрительной памяти  ассоциациативные связи, возникшие при выполнении подобных заданий, будут бессознательно повторяться. Таким образом внеучебный опыт студентов будет способствовать эффективности обучения языку.

Количество эмодзи большое и постоянно пополняется, поэтому возможно использование их в создании текстов с заменой слов картинками. Но более эффективно использовать их для расстановки акцентов, а не для замены слов. Эмодзи добавляют новые оттенки словам, вследствие чего они становятся стилевым элементом общения.

Некоторые из них используются не в том значении в котором их задумали авторы или могут иметь несколько вариантов значения, в зависимости от контекста сообщения. Учителю не обязательно разбираться в значениях эмодзи. Благодаря отсутствию этого знания он сможет выделить новые контекстные значения. На этом строится следующее задание.

 

Далее можно предложить студентам составить свои текстовые сообщения, используя эти же эмодзи.

Подобное задание развивает умение использовать контекстные подсказки и делать вывод. Эти умения уже используются в социальных сетях и мессенджерах.

Для работы в группах используйте следующее задание: попросите студентов описать их выходные/ хобби/ путешествие/ настроение с помощью 5-7 эмодзи. Студенты обмениваются сообщениями в паре. Студент А пытается расшифровать сообщение студента Б и наоборот.

Можно писать истории по случайно сгенерированному набору эмодзи, для этого предлагаем использовать сайт Emoji Prompts. Набор эмодзи может быть индивидуальным для каждого студента или общим для всей группы.

Наглядность эмодзи позволяет использовать их для создания опросников, инфографики, которые обычно используются в классе.

Предложенные задания прошли апробацию в группах студентов, владеющих русским языком на элементарном (А1) или базовом (А2) уровнях. Практика показала, что использование данных упражнений способствует повышению вовлеченности студентов в образовательный процесс, подталкивает их к продуцированию собственных заданий. Игровая форма благоприятно влияет на атмосферу в классе. Мы рекомендуем использование предложенных заданий в работе со студентами на начальном этапе обучения, а также в работе с детьми-билингвами.


Список литературы

1.Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B8
2.Энциклопедии Emojipedia [Электронный ресурс] URL:https://emojipedia.org/ (дата обращения: 20.06.2019)
3.EmojiTranslate [Электронный ресурс] URL:https://emojitranslate.com/ (дата обращения: 20.06.2019)
4.Ерошин Антон Павлович К вопросу об использовании эмодзи в преподавательской деятельности // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-emodzi-v-prepodavatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.06.2019).
5.Emoji Prompts URL:http://byrdseed.com/emoji/ (дата обращения: 22.06.2019)
6.Компрессия в языковом конструировании виртуальной личности // Проблемы теории языка и переводоведения / Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 34. - М.: МГОУ, 2008. С. 61-67.(дата обращения: 20.06.2019)
7.Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение /Андрюшина Н.П. и др. — М. — СПб.: "Златоуст", 1999. — 36 с.
8.Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова (электронное издание). — 5е изд. — СПб. : Злато уст, 2015. — 80 с.

Расскажите о нас своим друзьям: