Русский язык | Филологический аспект №11 (43) Ноябрь, 2018

УДК 81

Дата публикации 27.11.2018

Интернет-общение как особая среда коммуникации

Сорокина Марина Владимировна,
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г.Белгород, mall93@mail.ru.
Научный руководитель Кошарная Светлана Алексеевна,
доктор филол.наук, профессор кафедры русского языка и русской литературы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г.Белгород, kosharnaja@bsu.edu.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема влияния интернет-общения на нормы русского языка. Обосновывается идея о том, что в век всеобщей компьютеризации и информационных технологий наблюдается снижение литературных норм. Это связано с изменениями в общественной и политической жизни страны. Эти изменения оказали и продолжают оказывать влияние на развитие современного русского языка. С изменением общества усложняются компьютерные технологии, живое общение утрачивает свою популярность, а на смену ему приходит интернет-коммуникация. Целью статьи является анализ изучения интернет-общения. Особое внимание уделено сокращениям в интернет-общении. Проблемы, затрагиваемые в статье, являются актуальными на сегодняшний день.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, устная речь, письменная речь, литературный язык, языковые нормы

Internet communication as a new communication system

Sorokina Marina Wladimirowna,
magistrant, Russia, Belgorod,Belgorod State University
Scientific adviser Kosharnaja Swetlana Alekseewna,
Doctor of Philology, Professor of Russian language Department and Russian literature Russia, Belgorod, Belgorod State University

Abstract: This article deals with the problem of the influence of Internet communication on the norms of the Russian language. The author substantiates the idea that in the age of General computerization and information technology there is a decrease in literary norms. This is due to changes in the social and political life of the country. These changes have had and continue to have an impact on the development of the modern Russian language. With the development of society computer technologies become more complicated, live communication loses its popularity, and it is replaced by Internet communication. The purpose of the article is to analyze the study of Internet communication. Special attention is paid to reductions in Internet communication. The problems addressed in the article are relevant today.
Keywords: Internet communication, oral and written speech, literary language, language norm

Язык проявляет себя через речь, т.е. при помощи различных видов и способов использования в тех или иных ситуациях. Виды речи разнообразны, но их можно свести к  двум основным формам – устной и письменной. Обе формы тесно взаимодействуют между собой и играют важную роль в социально-речевой практике, но каждая из них самостоятельна и имеет ряд своих особенностей. «Наличие в устной и письменной речи собственной материальной основы и индивидуальной формы бытования отличают одну форму речевой коммуникации от другой» [1, с. 143].

Устная речь – это речь, которая звучит, функционирует в сфере коммуникации, а письменная – речь, которую фиксируют знаковой системой.

В данном аспекте большое внимание вызывает интернет-коммуникация. Интернет-коммуникация – это особое языковое пространство, некое поле для реализации языка. Интернет-общение обладает собственным голосом и сочетает в себе огромное число различных видов дискурса и языковых практик.

Активные пользователи сети считают, что Интернет способствует возрождению эпистолярного жанра, но для этого необходимо четко и ясно излагать свои мысли в письменной речи. Лингвисты же не разделяют этих взглядов. Они считают, что «устная и письменная форма речи разграничиваются больше по механизмам реализации и условиям функционирования языка» [2, с. 117].

В то же время, анализируя общение в Интернете, нельзя не заметить яркое пренебрежение правилами русской орфографии и пунктуации.

В век всемирной компьютеризации прослеживается тенденция нарушения литературных норм не только устной, но и письменной речи. Особенно это характерно для молодого поколения.

Все чаще применяются сокращения, например: спок — спокойной ночи; ксткстати; пжл, ПЖСТА — пожалуйста; Др, днюха – День рождения; Нг – Новый год; Сп – семейной положение; Бел, Бгд – Белгород; тлф, тел – телефон; крч – короче; всм – в смысле; бро – брат, рили – реально, нормик – нормально, др – друзья и др.

В современной интернет-коммуникации это выглядит следующим образом:

Здоров!

Прив!

– Как ты? Чем маешься?

– Ды ниче. Втыкаю в комп. Он че то косячит. Как сама?

Нормик. На Др к подруге собираюсь.

– Где будете тусить?

– В Бгде, а где именно еще не решили. Мож, посоветуешь че-нить?

–На Богданке открылась новая кальянка, сходите туда.

– Ну и отл! Спс за совет!))

Многие коммуниканты при сетевом взаимодействии избегают буквенного обозначения состава слов, т.е. здесь популярен принцип «как слышится, так и пишется». Зачастую здесь имеются отклонения от  правила раздельного, слитного и полуслитного написания слов. Коммуниканты нередко не используют заглавных букв в словах, которые употребляются в начале предложения или являются именами собственными, заменяя их строчными. Так появляются такие написания, как: «да будет патвоему вик неволнуйся», «кароче говаря пиши свой id от странички», «и чо вы тут сидите штаны протераете а ничо пазитифного от вас нивидно?» и др.

«Отклонение от нормы зачастую осуществляется намеренно – как реализация языковой игры» [4, с.98]. Графическая форма при этом приближается к звуковой и напоминает транскрипцию: «мя» (меня), «бум» (будем), «сип», «пасип», «пасипки» (спасибо), «хошь», «хош» (хочешь), «чо-ньть» (что-нибудь), «щас», «щаз» (сейчас), «здрасьте» (здравствуйте) и др. Важно заметить, что нарушение правил орфографии в интернет-коммуникации не воспринимается как знак неуважительного отношения к собеседнику.

Особую роль в интернет-коммуникации играют знаки пунктуации. «С помощью знаков препинания пользователь  Сети может передать собеседнику чувства, эмоции, показать свое настроение и интонацию» [3, с. 63].

Письменная коммуникация утрачивает часть смыслоразличительных качеств, присущих устной речи – в первую очередь, интонацию, мимику и жесты (то есть именно те средства выражения, которые составляют эмоциональный компонент). Поэтому самыми популярными выразителями эмоций являются смайлы. Кроме того, наблюдается частотное употребление междометий: ах; ой; мм; ахаха; хех.

Также в интернет-дискурсе наблюдается сознательное нарушение норм, т.е. употребление при общении так называемого «олбанского языка», или, как его еще называют,  языка «падонкафф». «Олбанский» язык  распространился в Рунете в начале XXI века. Это стиль использования русского языка с фонетически почти верным, но нарочито неправильным написанием слов, частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, присущих сленгу. Чаще всего элементы такого языка применяются при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и веб-форумах.

Вот как это выглядит в одном из сообществ социальной сети «Вконтакте»:

Внимание! Этот пост включает в себя ненормативную лексику и может показаться некоторым пользователям непристойным или оскорбительным. Но из «пестни» слов не выкинешь, поэтому людям с тонкой организацией советую просто закрыть страницу)))) Сорри за многабукафф...

Но особенности коммуникации не исчерпываются сознательным нарушением литературных норм русского языка. В современном обществе компьютерная сеть становится новой формой социализации и самореализации личности, формируются новые своеобразные социальные нормы.

Среди основных недостатков интернет-общения можно выделить следующие: отсутствие визуального контакта и невербальных средств общения, коммуникация с незнакомым человеком, отсутствие эмоций и затрудненный характер их выражения, простота тем, низкий интеллектуальный уровень собеседников, сниженная общая грамотность речи.

С другой стороны, «стиль жизни в интернет-пространстве диктует нам новую языковую специфику текста, возрождает эпистолярный жанр в виде электронной переписки, обогащает запас общеупотребительной лексики» [5, с.45].

Знание русского литературного языка в современном обществе должно считаться престижным, а безграмотность признаваться пороком. Необходимо овладевать нормами русского языка и повышать культуру своей речи. Молодежь должна осознавать важность приобщения к родному русскому языку – к великому наследству России. Именно поэтому необходимо и в интернет-общении по возможности следовать правилам языка, чтобы не размывались его границы и не снижалась общая культура пользователей.


Список литературы

1. Андреева С.В. Речевые единицы русской устной речи: Система, зона употребления, функции / Под ред. О. Б. Сиротининой. – 2-е изд., испр. – М.: КомКнига, 2006. – С.150.
2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – СПб.: Академия, 2008. – С. 143.
3. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в интернете. – Казань: 2004. – С. 67.
4. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. – М.: 2004. – С. 117.
5. Сретенская Л. В. Устная и письменная формы речи // Русский язык и культура речи. – М.: Гардарики, 2005. – С. 59.

Расскажите о нас своим друзьям: