Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект Лингвокультурология

УДК 81.33

Дата публикации 16.12.2019

Формирование коммуникативной компетенции у студентов непедагогических специальностей в процессе изучения курса «Речевые практики»

Грызина Ольга Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва, gry8753@yandex.ru

Аннотация: В представленной статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов непедагогических специальностей. Автором убедительно доказывается мысль о том, что свободное владение русским литературным языком, умение самостоятельно создавать тексты разной функциональной направленности, возможность свободно общаться, вести диалог с разноуровневыми группами слушателей, способность реализовывать эффективную межличностную коммуникацию в устной и письменной форме являются необходимыми составляющими профессиональной деятельности будущих выпускников вузов, независимо от их специализации. Особое внимание уделено анализу современных форм работы с обучающимися в рамках курса «Речевые практики», включенного в базовую часть коммуникативного модуля Учебных планов МПГУ в качестве обязательной для изучения дисциплины. Выделены критерии оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов-бакалавров.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетенция, коммуникативно-деятельностный подход, речь, речевая культура, речевое поведение, речевая деятельность

The formation of communicative competence among students of non-pedagogical specialties in the process of studying the course "Speech Practices"

Gryzina O.V.
Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Rhetoric and Culture of Speech, Moscow State Pedagogical University, RF, Moscow

Abstract: This article discusses the problem of the formation of communicative competence among students of non-pedagogical specialties. The author convincingly proves the idea that fluency in the Russian literary language, the ability to independently create texts of different functional orientations, the ability to communicate freely, conduct dialogue with multilevel groups of students, the ability to implement effective interpersonal communication in oral and written form are necessary components of future professional activities graduates of universities, regardless of their specialization. Particular attention is paid to the analysis of modern forms of work with students in the framework of the course “Speech Practices”, which is included in the basic part of the communicative module of the Moscow State Pedagogical University Curriculum as a required discipline. Criteria for assessing the level of formation of the communicative competence of bachelor students are highlighted.
Keywords: communication, communicative competence, communicative-activity approach, speech, speech culture, speech behavior, speech activity

В настоящее время курс «Речевые практики», вот уже несколько лет успешно внедряемый в практику преподавания МПГУ среди студентов как гуманитарного, так и негуманитарного профилей в качестве базовой части коммуникативного модуля, способствует формированию успешной языковой личности. Речевая культура, без сомнения, — это «культура сознательного и грамотного пользования «неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения» [1, c. 3].

И действительно, свободное владение русским литературным языком, умение самостоятельно создавать тексты разной функциональной направленности, возможность свободно общаться, вести диалог с разноуровневыми группами слушателей, создавать электронные презентации и выстраивать эффективное речевое поведение во время их демонстрации, способность реализовывать эффективную межличностную коммуникацию в устной и письменной форме в наше время являются необходимыми составляющими профессиональной деятельности будущих выпускников вузов. Сегодня ведущее место среди методов обучения русскому языку (в том числе как иностранному) принадлежит коммуникативно-деятельностному подходу, что позволяет формировать у студентов-бакалавров, по словам Г.Б. Вершининой, «начальные представления о речеведческой / риторической основе профессии и аспектные компетенции» [2, с. 327]. Несомненно, коммуникативная компетенция студентов формируется прежде всего на речеведческих дисциплинах в вузе, которые определяют основные цели, задачи, принципы, методы, приемы, формы и средства обучения, а также специфику выбранной студентами специальности, что в конечном итоге формирует коммуникативно развитую личность. М. Б. Успенский, в свою очередь, конкретизирует совокупность сведений, включаемых в коммуникативную компетенцию: «это те знания, которые даются в форме правил, приемов различения и употребления единиц языка, различных инструкций и рекомендаций по функционированию языка в речевом общении» [3, с. 73].

Так, основываясь на собственном опыте преподавания курса «Речевые практики» у студентов нефилологического профиля, можно с уверенностью сказать, что к окончанию изучения дисциплины студенты могли самостоятельно создавать тексты различных  учебно-научных жанров, использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, разрабатывать содержание и речевое оформление электронных презентаций, осуществлять эффективное речевое воздействие (были способны грамотно представиться, корректно выразить просьбу, извиниться, выразить благодарность кому-либо и т.д.). В целом, следует подчеркнуть, что курс «Речевые практики» «помогает совершенствовать речь учащихся, вызывает познавательный интерес к русскому языку и делает обучение более продуктивным» [4, с. 359]. Для реализации задачи, связанной с формированием коммуникативной компетенции будущих профессионалов, в процессе изучения «Речевых практик» используются следующие педагогические технологии: семинары, практикумы, ставятся и решаются ситуативные коммуникативные задачи (как вариант кейс-метода), ролевые игры, проектная деятельность, дискуссии на волнующие студентов темы (проблемы образования, социальная справедливость, перспективы  возможности профессиональной реализации и т.д.). Таким образом, уровень сформированности коммуникативной компетенции студентов-бакалавров целесообразно оценивать в соответствии со следующими критериями (табл. 1):

Таблица 1. Показатели уровня владения речевой деятельностью студентов

Приоритетные направления

Критерии речевого развития студента

Повышенный

базовый

пороговый

Соблюдение речевых норм

Самостоятельно анализирует теоретический материал, умеет применять теоретическую базу

при выполнении практических заданий;

выполняет задания повышенной сложности, предлагает собственный метод решения, грамотно обосновывает его ход;

самостоятельно анализирует решение и делает выводы.

Владеет методикой решения стандартных речевых задач и заданий, решение нестандартных речевых задач вызывает затруднения;

выполняет все поставленные задачи и речевые действия, производит оценку с консультацией

у преподавателя.

 

Умеет выполнять практические задания, но не всех типов;

способен решать речевые задачи

лишь по заданному преподавателем алгоритму;

испытывает затруднения при анализе теоретического материала, в применении теории

при решении задач и обосновании решения;

допускает ошибки при выполнении заданий;

испытывает затруднения

с выводами.

Богатство речи

Соблюдение этических норм

Соблюдение коммуникативных норм

Логичность мышления

Рефлексивные умения

Различение устной и письменной речи

Владение стилями речи и речевыми жанрами

Создание и произнесение устного монологического высказывания

Владение диалогической речью

Владение общекультурными нормами речевого поведение

Способность к творческому использованию языка

Следует особо отметить, что студенты нередко сталкиваются с трудностями в процессе подготовки развернутого высказывания (публичной речи) перед аудиторией. Это касается прежде всего студентов творческих специальностей (художников, дизайнеров, музыкантов), которые, следуя своим увлечениям, зачастую не способны публично выражать свои мысли, отстаивать убеждения, аргументировав при этом собственную позицию. Необходимость выступать и заинтересовывать своими идеями слушателей (вполне благожелательно настроенных) приводит их в состояние психологического напряжения и сильного стресса. Каковы же причины возникновения подобных настроений у студентов-нефилологов?

Так, согласно О.Б. Акимовой, студенты в числе основных причин возникаю­щих перед ними трудностей назвали следующие: а) вид аудиторного занятия, на котором требуется проявление речемыслительной самостоятельности студента: практическое или семинарское занятие; подготовка докладов, сообщений на заданную тему (исследовательских, развернутых или с крат­ким ответом); защита реферата; задания на обобщение изученного учебного материала; б) отсутствие практического опыта публичного выступления и боязнь аудитории, доходящая до неконтролируемого страха перед ней; в) состав аудитории, перед которой студент должен выступать (студенческая / преподавательская / разноуровневая); г) личностные особенности препода­вателя (слишком требовательный, резко реагирует на допущенные студен­том речевые / грамматические, акцентологические или произносительные ошибки, допускает некорректные шутки и др.); д) личностные особенности выступающего студента: неуверенность в собственных знаниях, что связано в целом с некачественной подготовкой к выступлению, неумение структури­ровать высказывание, связанное зачастую с отсутствием плана и др. [5, с. 137].

В подтверждение выводов Акимовой подчеркнем, что подготовка любых развернутых высказываний (тематических выступлений) требует от студентов серьезной работы. Только в таком случае наградой по-настоящему неравнодушному к аудитории студенту будет заинтере­сованная реакция слушателей и благодарные отзывы в свой адрес.

В целях повышения коммуникативной активности студентов рекомендуется начинать практическую работу с использования выступлений, которые в настоящее время занимают лидирующее положение среди других речевых жанров. Речь идет, прежде всего, об автобиографии, резюме, самопрезентации. Именно благодаря системе перечисленных речевых жанров обеспечивается самораскрытие личности говорящего (адресанта). Студенты, в свою очередь, пользуясь ресурсами родного языка, должны задать себе вопрос: «Для чего я рассказываю о себе?»; Какова цель моего рассказа о себе?»; «Каким образом лучше всего себя представить?» Первоначально студентам предлагается выбрать 3-4 аспекта своей жизни (увлечения, семейные традиции, предпосылки выбора профессии и т.д.) и связать их в небольшой рассказ (модель № 1). Студенты, уже имеющие некоторый опыт публичных выступлений, могут использовать в качестве самопрезентации модель № 2 – свободный рассказ о себе (с акцентированием внимания слушателей на самых интересных фактах из собственной жизни). Ср., например: Я люблю…; Больше всего я не люблю…; Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются…; К своим слабостям я бы отнес следующее…; Мои друзья считают меня…; Со мной иногда случаются интересные (забавные) случаи…  [6, с. 79-80]. Не вызывает сомнений, что выступать со свободным рассказом о себе необходимо в доброжелательной манере, искренне, с легкой иронией по отношению к собственным недостаткам, не слишком серьезно. В заключение каждого студенческого выступления с самопрезентацией предлагается произвести его самоанализ и взаимоанализ, что, в свою очередь, способствует раскрытию языкового потенциала обучающихся и приобретению опыта живого, непосредственного взаимодействия, когда существует реальная возможность приводить собственные аргументы, внимательно выслушивать мнение других. Все это в конечном итоге является основанием для формирования культуры диалога / полилога и повышения коммуникативной компетенции студентов вузов независимо от их специализации.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что именно качество общественно-речевых коммуникаций, которое, по мнению Аннушкина, является предметом филологии как искусства, «есть отражение культуры как совокупности нравственных, социальных, коммуникативно-речевых и даже материальных ценностей, которые общество призвано сохранять и творчески развивать в условиях нового изменившегося информационного пространства» [7, с. 17]


Список литературы

1. Дунев А.И., Ефремов В.А. Русский язык и культура речи / под ред. В.Д. Черняк. СПб: САГА; М.: ФОРУМ, 2005. С. 3.
2. Вершинина Г.Б. Учитель словесности для будущего (к проблеме формирования коммуникативной компетенции бакалавра) // Медиариторика и современная культура общения: наука – практика – обучение: сб. статей XXII международной научной конф. (30 января – 1 февраля 2019 г.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2019. С. 327.
3. Успенский М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: Учеб. пособие / М.Б. Успенский. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004. - С. 73.
4. Грызина О.В. Обучение информационной речи студентов-нефилологов в рамках курса «Речевые практики» // Медиариторика и современная культура общения: наука – практика – обучение: сб. статей XXII международной научной конф. (30 января – 1 февраля 2019 г.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2019. С. 359.
5. Акимова О.Б. Заметки об учебной речи студентов // Научный диалог. № 3(27). 2014. С. 137.
6. Речевые практики: учебное пособие / под ред. Е.Л. Ерохиной. М.: МПГУ, 2019. С. 79-80.
7. Аннушкин В.И. Культура речи и риторика в составе речеведческих дисциплин и современной речевой практике // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 17.

Расскажите о нас своим друзьям: