Журналистика | Филологический аспект Лингвокультурология

УДК 070

Дата публикации 30.12.2019

Формирование информационной повестки в региональных печатных изданиях на примере газеты «Республика Башкортостан»

Ахметьянова Наиля Ахмадулловна
Кандидат филологических наук, доцент, Башкирский государственный университет, Россия, Уфа, ANailaA@yandex.ru
Шакиев Владимир Александрович
Магистрант, Башкирский государственный университет, Россия, Уфа

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы формирования эффективной информационной политики в региональных печатных изданиях на примере газеты «Республика Башкортостан». На фоне перехода к цифровому обществу перед печатными изданиями встала сложнейшая задача – сохранение целевой аудитории и прежних доходов. Авторы статьи, опираясь на контент-анализ республиканского печатного издания и свой опыт, предлагают ответы на традиционные вопросы, связанные с использованием контента издания для сохранения своих позиций на рынке СМИ республики и тиражи.
Ключевые слова: СМИ, региональная журналистика, печатные издания, электронные издания, контент.

Formation of the information agenda in regional publications on the example of the newspaper “Republic of Bashkortostan”

Ahmetyanova Naila Ahmadullovna
Candidate of Philology, Associate Professor, Bashkir State University, Russia, Ufa
Shakiev Vladimir Alexandrovich
Graduate student, Bashkir State University, Russia, Ufa

Abstract: This article discusses the problems of forming an effective information policy in regional publications on the example of the newspaper "Republic of Bashkortostan". Against the background of the transition to a digital society, print publications faced a difficult task - to maintain the target audience and previous revenues. The authors of the article, based on the content analysis of the Republican print edition and their experience, offer answers to traditional questions related to the use of the publication's content to maintain their positions in the media market of the Republic and circulation.
Keywords: media, regional journalism, print media, electronic publication, content

Переход к рыночной экономике и ускоренная информатизация общества в стране сильно подкорректировали планы печатных изданий. В регионах Российской Федерации они оказались на грани выживания. И как выход, произошел переход некоторых из них на электронный формат. Остальные печатные СМИ обзавелись собственными сайтами. Поэтому одной из самых актуальных задач стало изучение контента, от которого зависит способность удержать читательскую аудиторию и сохранить тиражи на приемлемом уровне. Исследование проводилось на основе контент анализа регионального издания одного из субъектов РФ Республики Башкортостан – общественно-политической газеты «Республика Башкортостан» с целью оценить привлекательность издания для читателей; изучения контента посредством мониторинга номеров газеты; выявления тем, не пользующихся популярностью среди журналистов и определения приоритетных.

Республика Башкортостан характеризуется этнической, культурной, языковой, конфессиональной мозаичностью. Это один из самых крупных по численности населения (более 4 млн.) и многонациональных (представители 160 национальностей) регионов России. Национальный состав Башкортостана: русские —36,1 %, башкиры —29,5 %, татары — 25,4 %, чуваши — 2,7%, марийцы — 2,6 %, мордва —0,5%, удмурты — 0,5%, украинцы – 1,0 %, лица других национальностей — 2,7 % [1, с. 432]. Поэтому в регионе государственные печатные издания общим количеством 176 СМИ выпускаются 95 предприятиями (редакции, РИК) и выходят на 6 языках народов Башкортостана: на башкирском – 69 (39,7%), русском – 63 (36,2%), татарском – 32 (18,5%), чувашском – 3, марийском – 3, удмуртском – 1.

Периодическая печать на русском языке в государственном секторе Республики Башкортостан представлены следующими изданиями 3 республиканские, 39 районных и городских газет. «Республика Башкортостан» — русскоязычная республиканская общественно-политическая газета издается в г. Уфа. Если раньше она была ежедневной, то сейчас выходит 3 раза в неделю: вторник, четверг, пятница. Во вторник и пятницу выходит печатное издание формата А2 на восьми полосах, а в четверг – на шестнадцати полосах. Тираж – 7127 экз. Целевая аудитория – люди старше 45 лет в городах и районах республики.

Газета начала выходить 8 октября 1906 года под названием «Уфимский рабочий». Всего вышло 28 номеров. В создании подпольной типографии, где она печаталась, принимал участие А. Д. Цюрупа. Первый редактор – А.Х.Митрофанов. 17 октября 1908 года выпуск газеты был остановлен. С 19 марта 1917 года начала выходить как ежедневная газета «Вперед!» (орган Уфимского объединенного комитета РСДРП), редактор А. И. Свидерский, его сменила Л.Н. Сталь. С июля 1919 года газета стала выходить под названием «Известия Уфимского губернского революционного комитета». B 1922 году газета получила название «Власть труда» — орган Башкирского обкома РКП(б) и ЦИК Башкирской АССР; с 1 января 1925 года до сентября 1951 года выходит под названием «Красная Башкирия». С сентября 1951 года — «Советская Башкирия» [2, с. 21].

В современном статусе газета «Республика Башкортостан» занимает ту же самую нишу (рупора региональных властей) и выполняет похожие (со скидкой по времени) функции, что и первое официальное региональное издание «Оренбургские губернские ведомости», затем «Уфимские губернские ведомости». Происхождение «Республики Башкортостан» от «Уфимского рабочего» ведется по традиции, возникшей во время зарождения советской власти – вести происхождение новых изданий от пропагандистских листков, издававшихся революционерами. Было несущественно, какой периодичностью и объемом были эти «революционные» газеты, неважна была их тематика, жанры или формы подачи материала. Главное, что они были «оппозиционные», а не «царские». То, что газета «Советская Башкирия» подчеркивала свое происхождение от оппозиционной власти газеты «Уфимский рабочий» в советское время было оправдано как противопоставление дореволюционной «царской» газете, но оппозиционный государственной власти листок никак не может являться аналогом нынешней республиканской общественно-политической газеты «Республика Башкортостан».

Сегодня газета «Республика Башкортостан» (гл. редактор – Г.Р. Набиева.) освещает общественно-политические события, происходящие в регионе. И если она раньше была политическим «рупором» республики, то сейчас под воздействием глобальных изменений, в том числе проникновения интернета и социальных сетей почти во все сферы деятельности человека, вынуждена изменять подход к освещению событий республики, акцентируя внимание на темах, интересующих население. Однако такие меры не спасают газету от падения тиражей. В течение года они несколько раз меняются. Во втором полугодии 2019 году тираж сократился почти треть: с 10391 до 7127 экземпляров.

Печатные издания уступают в оперативности и информированности электронным СМИ, что, безусловно, является одним из факторов снижения тиража [4, с. 237]. Кроме этого, исчерпал себя административный ресурс, которым ранее пользовалась газета, а рост цен на нее еще больше оттолкнул читателей. Так, например, только за первое полугодие 2020 года читатель заплатит за подписку 834 рубля, а в год обойдется свыше 1,5 тыс. рублей.

Газета имеет электронную версию – resbash.ru, в которой публикуются наиболее яркие материалы и активно заполняется новостные колонки. В интернет-версии разделы носят упрощенные названия: Культура, Социум, Экономика, Спорт. Также на сайте обсуждаются актуальные темы, например, тема пагубного влияния алкоголя на здоровье человека и запретительные меры на продажу спиртных напитков в новогодние праздники. Эта тема встречается и в печатных изданиях, например, статья о рейде по точкам, торгующим алкогольным суррогатом (№ 14).

Газета состоит из таких разделов, как «Новости» (от 3 до 5 информаций), «Экономика и общество», «Грани», «Документы», «ТВ-программа», «Культура», «Калейдоскоп», «Фотофакт», «Тема для обсуждения», «Спорт», «Ваше право», «Традиции», «Страна советов».

В 2019 году приоритетными в контенте газеты были следующие темы по частотности подачи: работа выборных органов, программы кандидатов в депутаты, общественные движения, партии, деятельность главы региона и ее администрации, сельское хозяйство, деятельность правоохранительных органов, культура, литература, искусство, образование, просвещение, торговля, здравоохранение, досуг, отдых, туризм, религия, краеведение, архивы, воспоминания, семья, быт, природа, экология, происшествия, экономика, строительство, социальное обеспечение.

Особое место занимают вести с мест. Часто в газете публикуются заметки из Туймазинского, Учалинского, Салаватского, Хайбуллинского районов, Нефтекамска, Кумертау. Репортажи на первой полосе посвящены труженикам села, талантливым школьникам, многодетным семьям, открытию российских и республиканских форумов и выставок. Почти половина материалов освещают события, происходящие в городах и районах республики: в №3 две полосы формата А3 о праздновании мордовского праздника в Федоровском районе, в №27 – подборка о рукодельницах в городах Стерлитамак, Нефтекамск, Кумертау и Хайбуллинском районе. Большинство материалов (свыше 90%) носит фактографический (62,8%), позитивный (33%) характер, но тем не менее, находится место критическим (4,2%) материалам. Также мало материалов с элементами критики. Это объясняется подведомственностью газеты правительству Республики Башкортостан.

Еще одна важная социальная тема не сходит со страниц газеты – образование. Почти каждый десятый материал посвящен ей. Познавательным и важным был репортаж с форума «Взлетай» (№ 14), в котором рассказывается, какие новшества в сфере образования решил ввести глава республики Радий Хабиров. И в других материалах предложения руководителя перекликаются и находят свое продолжение: например, реализация проекта «Инженерное образование» в детском саду Хайбуллинского района и покупка развивающихся конструкторов (№ 84). Журналисты обращаются за советами к опытным педагогам, и рассказывают об их жизненном пути, представляя на страницах газеты истинный образец для подражания молодежи. В № 53 написана статья о 95-летней Розалии Шемагоновой, проработавшей в школе свыше 40 лет.

Популярностью пользуются у читателей медицинская тематика (11,7 % доли публикаций): печатаются новости об оснащении медтехникой районов республики (№ 118), организации вертолетной площадки на территории центра в Уфе (№ 120), врачебной династии Хайбуллиных в Стерлитамаке (№ 39) и рассуждения журналиста о пользе и вреде самолечения (№ 15). В первом номере на открытие года поставлен материал об увеличении многодетных семей в Учалинском районе.

Хотя после уборки урожая, казалось бы, жизнь аграриев замирает, однако в газете «Республика Башкортостан», и в этот период журналисты находят сельскохозяйственные темы, например, в декабрьских номерах (№ 145 и 138) о тепличном хозяйстве в Туймазинском районе и уборке подсолнуха в Белебеевском. В ноябре корреспондент газеты (№ 133) поднимает тему непопулярности мясного скотоводства и в пример приводит хозяйство Бураевского района, которое не испугалось финансовых трудностей и занялось этим производством. В феврале (№ 13) они пишут об автоматизации фермы в Уфе и оснащении ее современными доильными аппаратами. Доля публикаций по сельскому хозяйству составляет свыше 7 процентов.

В разделе «Спорт» большое внимание уделяется ФК «Уфа» (№ 141) и ХК «Салават Юлаев» (№ 142), в меньшей степени – волейбольному клубу «Урал», баскетбольной команде «Уфимец». Почти нет информации об играх чемпиона Женской хоккейной лиги – «Агидель». В первую очередь это говорит о поиске журналистами газеты наиболее популярных тем для читателей – охвате наиболее массовой аудитории. В «Республике Башкортостан» о достижениях популярных спортивных клубах – ФК «Уфа» и ХК «Салават Юлаев» пишет журналист Владимир Леонтьев. Однако писать об этих башкирских грандах не только черта отдельной газеты, но и ряда других информационных изданий, например, газеты «Вечерняя Уфа» или партийной газеты «Единая Россия - Башкортостан». В них наблюдается единообразие в освещении спортивной тематики. В результате некоторые темы вытесняются из информационного пространства печатного издания.

В четверговом номере на постоянной основе печатаются юридические консультации в виде ответа на вопросы жителей республики сотрудников налоговых органов, Росреестра, миграционной службы и других государственных структур, также даются советы по бытовым вопросам, кулинарные советы.

В газете почти 40 процентов занимают место объявления о государственных закупках, торгах и прочая информация.

В тоже время в газете мало представлены темы промышленности, экономики, финансов. Тема религии освещается однобоко, в жанрах проповеди, репортажа, интервью; публикации носят, в основном, просветительский характер. Не поднимаются актуальные дискуссионные темы религиозных направлений, которым увлекаются современники (в том числе молодежь). В этом случае они раскрыли бы в другом ракурсе республиканскую тему противостояния экстремизму и терроризму.

Для выявления жанровой структуры издания было проанализировано 390 публикаций. На страницах газеты встречаются такие жанры, как: информация, заметка и хроника (60,8%), репортаж (14%), корреспонденция, статья, комментарий (9,3%), интервью (4,4%), зарисовка, рецензия, очерк (3%), отчёт (1,3%). Материалы, жанр которых не определены составляют 4,8%.

В последнее время значительно больше в печатном издании появилось фотографий. Их доля составляет свыше 45,8% в объеме информационных материалов, а текст с фото – 52%. Также появились новая форма публикаций – фото с текстом – 2,2%. Пример: фотогалерея известного фотокорреспондента в Башкортостане – Р. Бадыкова (№ 126 – об Узбекистане).

Исследование позволяет сделать несколько выводов, которые свидетельствуют о попытки издания сохранить свои позиции на рынке СМИ республики и тиражи: несмотря на то, что в газете в отличие от электронных изданий страдает оперативность, все равно большинство материалов носит информационных характер; освещаются социально-значимые и популярные среди читателей темы, появляются проблемные материалы и позитивные с элементами критики, что говорит о присутствии связи с читателями; репортаж из районов, в том числе много публикаций на сельскохозяйственные темы, подогревает интерес к газете в районах, в том числе удаленных от столицы республики.

Медленно, но всё-таки происходит изменение в технологиях производства информационного продукта, отвечающего требованиям времени. Новые возможности открывают перед печатными СМИ активное развитие информационно-коммуникативных технологий, появление новых технических устройств и процессов [5, с. 233]. В 2017 году на платформе 1С-Битрикс появились новые сайты с современным функционалом на корпоративной основе. Одним из основных целей создания новой платформы — сделать все редакции полноценными мультимедийными СМИ [6, с. 243]. Этот проект реализуется в рамках Концепции корпоративной системы ГУП Издательский дом «Республика Башкортостан», предусматривающей создание единого портала, обеспечивающего централизованное ведение всех сайтов филиалов и формирование централизованного информационного продукта [7]. Также разработана система «Редакционные метрики сайтов изданий», позволяющая изучать и реагировать на запросы аудитории, проверять эффективность работы журналистов в интернете (на сайте и в социальных сетях), определять лучшие по просмотрам и вовлеченности материалы, повышать влияние государственных СМИ на повестку дня в интернете [3, с. 35].

Роль печатных изданий Башкортостана в системе СМИ современной России колоссальна: по мере развития печатных органов и распространения их на русском языке, охватывается наибольшая часть населения республики. Но тем не менее, сохранение региональной журналистики невозможно без адаптации к новым рыночным реалиям и процесса конвергенции местных изданий в интернет-пространстве.


Список литературы

1. Ахметьянова Н.А. Роль печатных изданий в этнической идентификации этносов Республики Башкортостан // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2018. № 12(90). Ч. 3. C. 432-436.
2. Ахметьянова Н.А. Современные печатные издания Республики Башкортостан. – Уфа, 2018. – 113 с.
3. Ахметьянова Н.А. История развития и особенности татароязычных СМИ в сети интернет//Актуальные проблемы современной татарской филологии. – Уфа, РИЦ БашГУ. – 2015. С. 34-39.
4. Фатхтдинов Ф.К. Роль государственных СМИ в формировании человеческого капитала//Медиапространство РФ: глобальный и национальный аспекты. – Уфа, 2017.- С. 237-240.
5. Хисамова Л.И., Ахметьянова Н.А. Современные информационные технологии и их влияние на функционирование СМИ//Слово и текст в культурном и политическом пространстве Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина". – Сыктывкар, 2016. – С. 232-234.
6. Хакимова В.М. СМК на языках народов Республики Башкортостан и особенности масскоммуникационного процесса//Медиапространство РФ: глобальный и национальный аспекты. – Уфа, 2017.- С. 241-244.
7. Отчет «Об итогах работы Агентства по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан за 2017 год и задачах на 2018 год»: [Электронный ресурс] https://pressarb.bashkortostan.ru/documents/active/19841/ (дата обращения 22.21.2019)
8. Газета «Республика Башкортостан», №1-150, 2019 год.

Расскажите о нас своим друзьям: