Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №7 (51) Июль 2019

УДК 821.111-3.09

Дата публикации 12.07.2019

Английский «готический» роман: к вопросу об истории и специфике жанра

Князева Ольга Игоревна
студентка 1 курса магистерской программы «Романская и германская филология», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялте, РФ, г. Ялта, knyazevaiolga@yandex.ru
Научный руководитель Осадчая Татьяна Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялте, РФ, г. Ялта, osadchaya_ta@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается становление и развитие «готического» романа как самостоятельного жанра в эпоху предромантизма и романтизма. Основное внимание в работе уделяется роли «готического» направления в истории развития английской литературы. Автор анализирует генезис «готического» романа, который вобрал в себя опыт предшествовавших ему литературных эпох и отразил в себе переосмысление исторического прошлого целой нации. В статье раскрыто понятие «готический» роман, определена специфика «готического» направления и его связь с историей, культурой и мифологией Англии.
Ключевые слова: романтизм, предромантизм, «готический» роман, «готика», специфика «готического» жанра

The English «gothic» novel: history and specific features of the genre

Knyazeva Olga Igorevna
First-year student of the Master’s Degree Program ‘Roman and German philology’, Humanities and Education Science (branch) Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, The Russian Federation, Yalta
Scientific adviser Osadchaya Tatiana Yurievna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Humanities and Education Science (branch) Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, The Russian Federation, Yalta

Abstract: The article describes the formation and development of the «gothic» novel as an independent genre during Pre-romanticism and Romanticism. The focus of the work is on the role of this literary genre in the history of English literature. The author analyzes the genesis of the «gothic» novel, which absorbed the experience of the preceding literary epochs and reflected a rethinking of the historical past of the whole nation. In this article the concept of the «gothic» novel, the specific features of the «gothic» and its connection with English history, culture and mythology are revealed.
Keywords: pre-romanticism, romanticism, «gothic» novel, «gothic», specificity of «gothic» genre


Исторической родиной «готического» романа является Англия, именно здесь в эпоху предромантизма, зародившегося в революционной волне 18 века, когда общество восстало против не оправдавших их надежды устоев просвещения, произошло существенное изменение в миропонимании целой нации. Уход к своим истокам, воскрешение мифологии и новое переосмысление своего исторического прошлого послужило поводом для создания уникального литературного жанра, который не мог не сказаться на культуре страны в целом.

Благодаря такому изменению в обществе, которое стремилось освободиться от оков просвещения, возник «готический» роман, авторы которого проявляли интерес к культуре средневековья, сказкам, рыцарским романам и эпосу, а также роману барокко.

«Готический» роман был популярен на рубеже 18-19 веков и представлял собой уникальное литературно-художественное явление, пользовавшееся небывалым успехом. Менее чем за семьдесят лет в свет вышло около шестисот «готических» произведений, принадлежавших перу как известных, так и малоизвестных писателей.

Стремительный рост интереса к «готическому» направлению был вызван желанием авторов выйти за пределы границ рутинности, увести читателей подальше от окружавшей их обыденности, ведь «готический» роман обязан был взывать к эмоциям и пробуждать воображение.

Многие отечественные и зарубежные литературоведы и исследователи (Е. В. Григорьева, М. Б. Ладыгин, Б. Р. Нацпок, А. А. Пушкина, М. Саммерс, Н. А. Соловьева и другие) занимались изучением вопросов возникновения, становления и развития «готического» романа как особого жанра в литературе, охарактеризовав его не только как особую эстетику эпохи романтизма, но и как совершенно новый способ восприятия мира.

«Готический» роман – это абсолютно новое течение в литературе начала 18 века, создававшееся на опыте предшествовавших ему литературных жанров и эпох, отличавшееся способом построения сюжета, который обязательно выстраивался вокруг тайны и был окружен атмосферой страха, мистики и ужаса. Первыми создателями «готического» романа были знаменитые английские писатели, такие как Анна Рэдклиф, Гораций Уолпол, Уильям Бекфорд и Чарльз Мэтьюрин.

Для творцов «готического» жанра было важным создать особую «готическую» атмосферу в своих произведениях, которая повергла бы читателя в пучину ужаса, заставляла бы его полностью погрузиться в историю, прочувствовать главного героя и вместе с ним разгадать тайну «темной» романтики.

Есть несколько точных определений «готического романа», одно из которых, предложил исследователь М. Б. Ладрыгин: «Готический роман – это произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, его также можно назвать романтическим "черным романом" в прозе, с элементами сверхъестественных "ужасов", таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения)» [5, с. 14].

Стремительное развитие «готического» направления обусловлено не только его развлекательной составляющей, позволяющей читателям уйти от проблем внешнего мира и погрузиться в захватывающую, мистическую историю, но и актуальными на тот момент темами, отражавшие проблемы общества 18 века.

Особой заслугой авторов считается их способность воссоздать внутренние переживания героев, заставить читателей сочувствовать им, сопереживать, найти в их отражении идеал, который не смогла дать им эпоха Просвещения. Мастерство авторов романтизма возрастало, поскольку они были способны создавать глубокие образы персонажей, детально прописывать их историю и характер.

По мнению исследователя Б. Р. Нацпок, «готический» роман стал настоящим феноменом литературы предромантизма, что было связано не только с его новой эстетикой, переосмыслением исторического прошлого нации, но и с тем, что «готические» литературные традиции происходили из фольклорных и средневековых источников, связанных с самыми древними и сильными человеческими чувствами – страхом и ужасом перед неведомым [10].

В «готическом» романе страх и ужас перед неведомым, перед будущим, вновь занимает первое место: люди, разочаровавшись в просвещении и потеряв опору в виде доверия к власти и надежного будущего, вновь охвачены сомнениями и напуганы возможными переменами.

Зарождение «готического» романа, формирование его структуры и особенностей тесно связанного с фантастическим и мистическим началами. Генезис этого жанра неразрывно связан с развитием литературы Англии.

Интерес к данным жанровым особенностям зародился еще в период расцвета мифологии, с помощью которой люди пытались объяснить пугающие или неизвестные им явления. Именно из мифологии в готический роман пришел интерес к «пугающему», «таинственному» и «неизвестному».

Как отмечает Н. А. Соловьева, «задолго до того, как в литературе зародился готический роман, в долитературных формах сознания, в мифологии и в фольклоре уже существовали "страшные" истории, фантастические сказки, легенды, предания, "сверхъестественные" народные баллады, ставшие основой для формирования данного направления» [7, с. 12].

Писатели эпохи Романтизма уделяли большое внимание мифологии, черпая вдохновение из народных сказаний, мифов и эпоса, этим объясняется появление элементов фантастики и сверхъестественного в «готических» романах той эпохи. Образы героев, противостоящих злодею и злу в целом, пришли из рыцарского эпоса, важной особенностью которого было то, что герой, олицетворявший собой добро, должен был одолеть злодея. При этом герою могли помогать некие сверхъестественные силы или боги, а в конце он получал награду в виде любви прекрасной дамы. Эта же романтическая составляющая осталась в «готическом» романе, где мотив любви присутствовал параллельно мотиву ужаса.

Е. В. Григорьева в своей работе указывает, что «фантастическое проявлялось в рыцарском эпосе и как одна из особенностей видения мира, и как эстетический принцип, и как художественный прием, а позднее – и как признак жанрового содержания, что, в конечном счете, предопределило многозначность понятия "фантастический"» [3, с. 42].

Во второй половине 18 века в Англии вновь вспыхивает интерес к эпохе средневековья, богатой доблестными рыцарями и прекрасными дамами. Понятие «gothic» стало употребляться в значении «средневековый», что было связано с тем, что действия, разворачивающиеся в произведениях, ограничивались временными рамками Средневековья.

Связь со средневековьем в «готическом» романе выражалась обращением писателей к прошлому, стремлением с помощью своих текстов отразить мировосприятие того времени, когда вера человека в сверхъестественное была связана с основными доктринами христианства и их суеверной интерпретацией. Это отразилось и на хронотопе романов, в которых время подчинялось иным законам, а пространство обретало сюжетообразующую силу.

В пространственном развертывании «готического» романа ведущую роль играл мотив «замкнутости»: главного героя необходимо было заключить в непреодолимые рамки обстоятельств, влияющих на его свободу. Так авторы выражали одну из основных идей «готического» жанра – отчуждение человека от мира. Такой вид закрытого пространства сюжетно связан с загадочными или бытовыми обстоятельствами в жизни главного героя.

Говоря о хронотепе «готического» романа, взятого за основу из романов средневековья, М. М. Бахтин характеризует его следующим образом: «Время распадается на ряд отрезков – авантюр, внутри которых оно организовано абстрактно, технически, связь его с пространством также технична. Здесь мы встречаем ту же случайную одновременность и разновременность явлений, ту же игру далью и близостью» [2, с. 146].

Причину популярности «готического» направления Б. Р. Нацпок видит в следующем: «Писатели находили в данной культуре мотивы, созвучные с современностью. Основными из мотивов были "мотив любви" и "мотив борьбы", также они пытались найти в средневековой традиции некую опору для своих поисков и открытий. Постепенно слово "gothic" переосмыслялось и приобретало другое значение» [10].

Следующим литературным этапом, который связан со становлением «готического» романа, стала эпоха Возрождения, базировавшаяся на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Для данной эпохи характерно разнообразие жанров, среди которых выделялись новелла, философский и плутовской романы, а также сонеты.

 Говоря об эпохе Возрождения, Е. В. Григорьева указывает, что «в это время ведущим становится фантастический гротеск, наиболее полно воплощенный в творчестве Франсуа Рабле. В зрелой драматургии Шекспира фантастическое выступает в основном в форме гротеска, усиливая звучание философских и этических проблем» [8].

Возрождение сменяет барокко, наступившее после глубокого духовного и религиозного кризиса и ставшее откликом на политическую, экономическую и общественную нестабильность. В литературе барокко грани между жизнью и сном размыты и формируется своеобразный взгляд на человека, чья жизнь сравнивается с театральным действием. В это же время происходит эстетизация восприятия фантастического, свойственная и фантастической литературе последующих веков.

Классицизм, пришедший на территорию Англии в 17-18 века и вступивший в противостояние с господствующей в то время культурой барокко, отдавал предпочтение прозаическим жанрам и был настроен против фантастических и мистических элементов. В романах того времени они не имели самостоятельного значения и зачастую выполняли вспомогательные функции.

Особенностью данной литературной эпохи является то, что она была тесно связана с философией античности, а именно с культом разума. Эстетика классицизма отражалась в стремлении к упорядоченности, лаконичности и нормативности.

В то время как герои эпохи Возрождения отличались эмоциональностью, многогранностью, душевной страстью, невероятной внутренней силой и даже некой напыщенностью, герои эпохи классицизма были более сдержаны, не подвластны эмоциям и чувствам. Именно в эту эпоху происходила борьба между эмоциями и разумом, чувствами и долгом – это становилось главной основой конфликта литературных произведений данного времени.

На смену классицизму пришло просвещение. М. Б. Ладрыгин в своей работе указывает, что «мыслители того времени не сходились в своих мнения, многие говорили о важности чувственного познания мира, но вместе с тем, часть из них утверждала, что такие знания не всегда объективны; отрицали богословскую схоластику, но не порывали с религией окончательно» [5, с. 45].

Если вначале просвещение манило писателей техническим прогрессом, наукой, свободой, правами человека, а также обязательным каноном, в котором государство служит своему гражданину, то со временем, не оправдав ожидания людей, все это начало отходить на задний план. Писатели стали отходить от строгих правил, выступали против прогресса, губительно сказывавшегося на мистическом, волшебном мире, порожденном мифологией и фантазией.

В это время подвергались критике все исторически сложившиеся формы и виды отношений, индивидуальность подавлялась и люди обязаны были полностью подчиниться политической власти, которая в это время говорила о «полной свободе» каждого жителя страны. В это время «готический» роман заменяет собой однотипные, лишенные национального своеобразия и яркой эмоциональной окраски произведения эпохи Просвещения.

Но все же в «готическом» романе присутствуют и все положительные характеристики эстетики эпохи Просвещения. Авторы продолжают придерживаться логичности повествования в развитии сюжета, все события взаимосвязаны, следствия вытекают из причин, а произведение в целом представляет собой цепочку гармоничных нарративов, подчиненных здравому смыслу и логике. В произведениях авторов можно встретить сложные образы персонажей второго-третьего плана, каждый из которых является колоритным, запоминающимся героем, наделенным как положительными, так и отрицательными качествами. Основой каждой истории является наличие в ней морали или поучения, согласно которому, если добро и не всегда торжествует, то зло непременно должно быть наказано.

Г. В. Аникин указывал на присутствие «в ранних "готических" романах неотвратимости рока или загадочной природы человека, сочетавшиеся с элементами мифологии и сверхъестественного. Данное литературное направление отличалось еще не только гиперболизацией чувств персонажей, но и сильным преувеличением в описаниях местности, излишней мистификации обыденного, и любовью к мелодраматическим эффектам и экзотическому» [1, с. 63].

Е. В. Григорьева в своей работе отмечает, что с приходом романтизма, готический роман еще долго «сохранял нравоучительный характер литературы эпохи Просвещения, однако не с позиции исключительно общественных моральных ценностей. В нем появился мотив высшего правосудия и возмездия за счет вмешательства потусторонних сил. Унаследовал он и резкое противопоставление героев положительных отрицательным». Предмет жанра был нов для литературы той эпохи и шел вразрез с идеалами уходящей эпохи [8].

Н. А. Соловьева основной темой готических романов считает «мистичность, загадочность жизни, неспособность проникнуть в скрытые от людского глаза тайны действительности. Именно данная черта отличает готический роман от предшествовавшему его просветительского романа, в котором темы были ориентированы на реальные картины жизни, в них было главное – рационалистическое познание бытия» [7, с. 52].

По мнению одного из основоположников «готического» романа Хорация Уолпола (1717—1797), именно ужас и является необходимым качеством готической прозы, которую принято еще называть «историей ужаса» [11].

В жанре «готического» романа особое место отводится человеку, именно он становится ключевым элементом произведения, потому что в человеческой натуре многое не поддается объяснению и определению. Кроме человека, обязательными героями готической литературы становятся мифические создания – нежить и нечисть (особо распространены были истории с призраками).

Героями «готического» романа управляют высшие силы (это могут боги, духи, сама судьба), они могут чувствовать приближение опасности, ощущать сверхъестественное вмешательство, но не могут сделать самостоятельный выбор, не могут отказаться от уготовленной им участи и изменить свою судьбу.

Все это влияет на характер конфликта, систему персонажей, повествовательную технику, иерархию мотивов: предопределенность судьбы, случайность, алогизм событий.

Из вышеизложенного можно выделить несколько основных особенностей «готического» романа:

1) сюжет романа строится строго вокруг тайны или мистического происшествия: похищение, убийство, исчезновение и т.д.;

2) тайна раскрывается только в самом конце повествования;

3) в произведении присутствует излишне детальное описание предметов, обстановки, внешности героев;

4) все повествование пропитано атмосферой ужаса и страха;

5) действие романа разворачивается в старом монастыре, поместье или родовом замке, при этом в этих зданиях обязательно должны быть тайные комнаты и молчаливые, что-то скрывающие слуги;

6) в описаниях обязательно должны присутствовать нагнетающие факторы: вой ветра, скрип половиц, чьи-то стоны и т.д.;

7) центральный персонаж зачастую юная девушка, олицетворяющая в своем образе добро и наделенная всеми добродетелями;

8) в конце романа добро обязательно восторжествует над злом, а главный герой будет вознагражден за свои мучения;

9) в сюжете обязательно должен присутствовать злодей, который является ключевой частью сюжета [9].

Как отмечает Т. В. Зеленко, «готический жанр был порождением переходного времени, и поэтому в нем сочетаются разные тенденции и создаются новые традиции, в частности зарождается интерес к экспериментам в психологии главного героя, которые нередко компенсируют невероятность и надуманность событий, известную схематичность ситуации и порой неумеренное использование специфических составляющих готического романа» [4, с. 40].

Вальтер Скотт допускал появление чудесного и сверхъестественного в готическом романе, если при этом не исчезает правдоподобие, однако считал, что «сверхъестественные явления лучше намечать, не слишком на них останавливаясь» [9].

Именно благодаря появлению «готического» романа понимание готики изменилось. Её уже не воспринимали как что-то «варварское» и «дикое», а рассматривали как символ религиозного мистицизма, связи человека с потусторонним миром.

А. А. Пушкина, в своей статье указывает, что «… и романтизм, и готический роман совершили поворот к историческому прошлому, что совсем не было свойственно литературе эпохи Просвещения. Романтизм в средневековой литературе и фольклоре интересовали героические характеры их действующих лиц, а готический роман – мистические легенды, предания и поверья, связанные со сверхъестественными силами» [6, с. 81].

И «готический» роман, и произведения романтизма отличаются наличием ярких образов и ситуаций, которые невозможно представить в обыденной жизни. Именно благодаря «готическому» роману начало стремительно развиваться новое ответвление в литературе, а именно – романтический философский роман, характерной чертой которого было наличие трагического конфликта одинокой личности с целым обществом.

Еще одной особенностью «готического» романа является то, что он наполнен образами-символами, характеризующие всю эстетику жанра – замок, сверхъестественное, борьба добра и зла, пугающие звуки, тайны.

«Готический» роман являлся важной составляющей такого понятия, как «готика», благодаря которому литература 18-19 веков совершила поворот к изучению и осмыслению исторического прошлого.

В начале 20 века традиции «готического» направления модернизируются и в литературе возникает новый жанр – «неоготика». «Неоготика» придерживается традиций романтизма, вобрав в себя все его основные ценности такие как индивидуальность, отчужденность, свобода мысли. Из «готического» направления в нее перешли мрачность, тревожность атмосферы, наличие тайны, борьба добра со злом, а также присутствие образа замка, родового поместья или аббатства.

«Готическое» направление не утратило своей актуальности и по нынешний день, и нашло единомышленников в современной литературе, отразившись в произведениях таких писателей как Нил Гейман, Терри Пратчетт, Дэн Браун, Диана Сеттерфилд. Даже в историях Стивена Кинга, Гордона Лавкрафта и Ричарда Блоха, которые расширили границы данного направления, широко используя его в своей «литературе ужасов», присутствуют элементы, характерные для «готического» жанра.

Черты «готического» романа можно найти также и в массовой литературе жанра фэнтези: в начале 21 века произошла эволюция образа главного злодея – вампира, который начал преподноситься как положительный, романтичный персонаж. Таким романам присущи следующие ключевые черты «готического» направления: наличие прекрасной главной героини, за которой охотится злодей и который в конце всегда повержен, богатого главного героя, замка или современного двухэтажного или трехэтажного дома, тайны из прошлого одного из главных героев, мистики, которая сопровождает события.

Так, в романах Стефани Майер образы классических вампиров Б. Стокера и Э. Райса претерпели существенные изменения, вобрав в себя черты человека из современного мира. У данных героев почти нет недостатков, они не боятся ни света, ни воды, ни чеснока, и в сравнении со своими предшественниками они более человечны и не столь жестоки.

Таким образом, «готический» роман сыграл в истории литературы значительную роль, отразив в себе историческое прошлое английского народа и литературы, впитав в себя лучшие черты предшествовавших романтизму литературных эпох. Возникнув как реакция на недовольство и разочарование эпохой Просвещения, «готический» роман представил мир как арену извечного противостояния добра и зла, затронув важные проблемы Англии 18 века.

«Готический» роман сформировал собственные жанровые признаки, к которым относится наличие характерного топоса – замкнутого пространства, циклического сюжета, устойчивого комплекса мотивов (мотивы «ужаса», 
«страха» и др.), столкновения двух миров (реального и сверхъестественного), которые актуальны и по сей день.

Кроме того, «готический» роман породил собственную философию, основанную на предопределенности и неизменности судьбы. Герои романа находятся в руках высших, сверхъестественных сил, которых определяют их судьбу.

Но несмотря на отражение социальных и политических проблем, «готический» роман в первую очередь являлся развлекательным жанром, в котором авантюрный сюжет способствовал усвоению нравственных истин, а также акцентировал внимание читателя на преображении или моральном взрослении героя.


Список литературы

1. Аникин Г. В. История английской литературы. – М.: Высшая школа, 1985. 431 с.
2. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986. 543 с.
3. Григорьева Е. В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05. – Ростов-на-Дону, 1988. 23 с.
4. Зеленко Т. В. О понятии «готический» в английской культуре XVIII века // Вопросы филологии. 1978. № 7. С. 40–43.
5. Ладыгин М. Б. Английский готический роман и проблемы романтизма. – М., 1978. 149 с.
6. Пушкина А. А. Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №. 2. С. 319–330.
7. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. – Москва: Издательство Московского университета, 1988. 232 с.
8. Григорьева Е. В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма // Литературы народов Европы, Америки и Австралии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/goticheskii-roman-i-svoeobrazie-fantasticheskogo-v-proze-angliiskogo-romantizma#ixzz5eTPgqpFB (дата обращения: 02.06.2019).
9. Мазур О. И. Традиции жанра готического романа в русской литературе на примере повести Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/18/traditsii-zhanra-goticheskogo-romana-v-russkoy-literature (дата обращения: 11.06.2019).
10. Нацпок Б. Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра // Психология человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psibook.com/literatura/angliyskiy-goticheskiy-roman-k-voprosu-ob-istorii-i-poetike-zhanra.html (дата обращения: 02.06.2019).
11. Приданникова Т. Ю. Готический роман – что это такое? // Голос магнитогорской молодежи. 1991. выпуск 8. С. 4–5. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-all/pridannikova-goticheskij-roman.htm (дата обращения: 24.05.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: