Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №7 (24) Июль, 2018

УДК 159.92

Дата публикации 31.07.2018

Значение способности к рефлексии в решении проблем профессиональных кризисов в педагогической деятельности

Калашникова Ольга Владиславовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, управления и права, Нижнетагильского филиала РГППУ, РФ, Нижний Тагил, olga291294@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы значения способности к рефлексии в решении проблем профессиональных кризисов в педагогической деятельности. С целью изучения проблемы выделяются, описываются и анализируются причины и особенности протекания кризисов профессионального развития педагога. Особое внимание в работе автор акцентирует на анализе результатов исследовательской деятельности среди представителей образовательных организаций по изучению роли и значения рефлексивных способностей в возникновении, протекании и возможном разрешении кризисов профессионального развития педагога, определяются возможные перспективы конструктивных способов решения кризисных проблем с помощью рефлексивных способностей.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные способности, кризисы развития, профессиональная деятельность педагога, нормативные и ненормативные кризисы

The value of the ability to reflect in solving the problems of professional crises in teaching

Kalashnikova Olga V.
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Department of social work, management and law, Nizhny Tagil branch of RSPP, RF, Nizhny Tagil, olga291294@yandex.ru

Abstract: The article deals with the problems of the value of the ability to reflect in solving the problems of professional crises in teaching. With the aim of studying the problems highlighted, described and analyzed the causes and characteristics of occurrence of crises professional development of teachers. The author pays special attention to the analysis of the results of research among representatives of educational institutions to study the role and importance of reflexive abilities in the emergence, course and possible resolution of crises of professional development of the teacher, determines the possible prospects of constructive ways to solve crisis problems with the help of reflexive abilities.,
Keywords: reflection, reflexive abilities, crises of development, professional activity of the teacher, normative and non-normative crises

Кризисы профессионального становления педагога в настоящее время требуют повышенного внимания. Как представлено в работах Л.И.Анцыферовой, Н.В.Гришиной, Э.Ф.Зеера, ЕА.Климовой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Э.Э. Сыманюк  и др., кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа  и  вектора  профессионального  становления  личности, что влечет за собой перестройку  смысловых  структур  профессионального  сознания,  переориентацию  на  новые  цели,  коррекцию  социально-профессиональной  позиции педагога [3].

Основываясь на концепции профессионального  становления личности, предложенной Э.Ф. Зеером, Н.С. Глуханюк, Э.Э. Сыманюк,  кризисные явления можно считать неотъемлемым атрибутом динамического процесса профессионального становления личности [4]. Уровень осмысленности человеком кризисных явлений  индивидуален и субъективен. Это напрямую зависит  от  ситуации возникновения и проживания  кризисной ситуации, что в случае положительного ее разрешения личность не воспринимает данную ситуацию как кризис. Поэтому, кризисы в профессиональном развитии можно рассматривать как явление нормативное. Вместе с тем, игнорировать профессиональные кризисы не допустимо. Следствием данного процесса могут стать возникновение профессиональной дезадаптации, стагнации и формирование деформациий различного плана. Поэтому знание  психологических  механизмов,  закономерностей  протекания кризисов профессионального становления позволит их учитывать и конструктивно преодолевать.

Кризисы в профессиональной деятельности педагога возникают в силу большого количества причин. Их основными детерминантами могут выступать возрастные психофизиологические изменения, меняющиеся социально-экономические условия жизнедеятельности, серьезные изменения требований к качеству выполнения профессиональной деятельности и активности педагога, связанные с внедрением новых образовательных стандартов, нарастающей поглощенностью профессиональной деятельности, жизненно важными событиями и т.д.[5].

Кризисные явления в профессиональной деятельности педагога могут протекать по-разному. От кратковременных проявлений, не обращающих на себя внимание, до ярких бурных всплесков, меняющих профессиональное поведение человека. Однако любое кризисное проявление имеет своим следствием возникновение перестройки основных смысловых структур профессионального развития, ориентацию на иные цели, коррекцию социальной позиции, что приводит к  возникновению изменений в профессиональной жизнедеятельности.

Разнообразие видов кризисов профессионального развития  личности педагога представлено в исследованиях Р.А. Ахмеровой, С.А. Беличевой, А.К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Н.О. Садовнуковой и др., начиная от кризиса учебно-профессиональной ориентации и профессионального выбора до  кризиса социально-профессиональной самоактуализации и постепенной утраты профессиональной деятельности [1].

Переживание кризиса в профессиональной деятельности педагога вызывает состояние эмоциональной напряженности, чувство неудовлетворенности собой, что существенным образом может  повлиять на качество выполняемой профессиональной деятельности и, при этом, не всегда в положительную сторону. Возникает ситуация требующая поиска новых методов и средств саморазвития в труде, разрешающая внутреннее конфликтное состояние в профессиональной деятельности [2].

Одним из средств успешного разрешения, возникающих профессиональных сложностей у педагога, в период проживания им кризиса профессионального становления, может стать его компетентное отношение к самому себе [6]. Важнейшим условием реализации данного направления поведения становится достаточный уровень развития способности к рефлексии профессиональной педагогической деятельности, что является одним из внутренних механизмов выхода из кризисной ситуации личности специалиста.

В ходе изучения проблемы было проведено исследование в образовательных организациях Свердловской области. Его участниками стали более  400 педагогов разных возрастных групп (от 21 до 61 года), находящихся на всех этапах профессионального развития (от стадии адаптации к профессиональной деятельности до профессионального мастерства). Все они имели высшее образование. Среди них были учителя начальных классов и учителя-предметники. Исследование было реализовано на базе Центра дополнительного профессионального образования Нижнетагильского филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета.

В ходе исследования была поставлена цель определить педагогов, находящихся в процессе проживания кризиса профессионального развития и выявить значение рефлексии профессиональной деятельности в  протекании кризисных явлений. В ходе работы были применены следующие методы:

- психобиографический метод изучения жизненного пути педагога, разработанный Э.Ф. Зеером и О.Н. Шахматовой. Процедура исследования заключалась в том, что педагогам предлагалось написать психобиографию с учетом определенных критериев. Объем работы не ограничивался, время написания составляло 1,5 часа;

- оценочная шкала, требующая рефлексивный анализ собственной профессиональной деятельности, созданная на основе рефлексивной анкеты А.К. Марковой. Она включала в себя самоанализ по следующим критериям: знания предметной и психолого-педагогической области; умение проектировать профессиональную деятельность, организовывать взаимодействие учащихся с разнообразными видами информации, способность к саморазвитию, способы эмоционального реагирования на критические замечания, обобщенный анализ результатов профессиональной деятельности;

- тест-опросник для определения уровня развития педагогической рефлексии, включающий в себя 68 вопросов, позволяющих определить уровень сформированности изучаемого качества.

По результатам психобиографического метода было определено, что из всех испытуемых в процессе переживания кризиса профессионального развития находится 45% (180 человек). Было выявлено, какие кризисы они переживают: кризис профессиональной адаптации – 14%; кризис профессионального роста -22%; кризис профессиональной карьеры - 45%; кризис социально-профессиональной самоактуализации- 19%.

Существуют условия, позволяющие в определенной степени управлять процессом переживания кризиса, создавать предпосылки к оптимальному преодолению кризиса. Одним из таких условий становится развитая способность к  рефлексии профессиональной деятельности.

В ходе проведения оценочной шкалы и теста-опросника, среди педагогов, которые переживают кризисные явления в профессиональной деятельности,  было выявлено значение рефлексии профессиональной деятельности в протекании следующих кризисов профессионального развития педагога:

1. Кризис профессиональной адаптации. На данном этапе благодаря развитым рефлексивным способностям педагог становится способным самостоятельно определить степень своего соответствия требованиям профессиональной педагогической деятельности, соотнести ожидания с реальными возможностями жизнедеятельности. Это приводит к серьезным изменениям  «Я-концепции» и ее постепенный переход на характеристики концепции «Я-педагог», что стимулирует рефлексию с данных позиций. В последнее время протекание данного кризисного периода осложняется сложной системой организации труда педагога, что еще существенным образом усложняет адаптационные механизмы. Развитость рефлексивных способностей зачастую приводит к активизации профессиональных и личностных усилий по более быстрому вхождению в профессиональную деятельность на основе анализа и самоанализа собственных затруднений и сложностей.

2. Кризис профессионального роста. В процессе данного кризиса профессионального развития проявляется уже не только  рефлексия индивидуального педагогического опыта, но и добавляется рефлексия педагогического опыта окружающих.  Что характеризуется тем, что педагог освоил и принял для себя собственную деятельность, он активно сравнивает себя с другими педагогами, начинает анализировать свой опыт и опыт других, и это зачастую приводит к неудовлетворенности собой и своим профессиональным статусом. Все это влечет за собой возникновение желания для самоутверждения на внешнем уровне.

3. Кризис профессиональной карьеры. Рефлексивный анализ индивидуального опыта и опыта окружающих приводит к окончательному формированию профессиональной позиции «Я-педагог», следствием чего становится возникновение серьезных изменений в профессиональной системе ценностей и отношений педагога, к актуализации мотивации большего самоопределения и самоорганизации. Данное мотивационно-потребностное изменение существенным образом влияет на систему отношений к себе и окружающим. Возникает на более высоком уровне глубокое противоречие противоречий между желаемым и идеальным будущем и реальными условиями реализации возможностей. Именно достаточный уровень рефлексивных способностей педагога в данной ситуации позволяет избежать деструктивных форм разрешения кризисной ситуации. И позволяет определить педагогу стратегию профессионального развития как в карьерном, так и в профессиональном варианте.

4. Кризис социально-профессиональной самоактуализации. Этот кризис связан с понижением роли рефлексивных процессов в  профессиональной деятельности. Уже добившись определенного социально-экономического и профессионального статуса, часть педагогов отказываются от явно выраженной тенденции к дальнейшему развитию, испытывая опасения по поводу возникновения ситуации несоответствия собственного статуса, принятого собой и своих реальных возможностей, которые определяются окружающими. Причины профессиональных проблем видятся этими педагогами во внешнем слое социальных взаимодействий (низкий уровень развития учеников и их родителей, некомпетентная школьная администрация, безграмотная политика в сфере образования и т.п.). Рефлексивные способности в данных кризисных проявлениях становятся механизмом переоценки и корректировки собственных профессиональных возможностей.

Результаты исследования показали, что во время кризисов профессионального становления наиболее сложным является процесс осуществление анализа и самоанализа педагогической деятельности. Педагоги испытывают серьезные затруднения в предложении развернутого объяснения тем проблемам, которые возникают у них в ходе профессиональной деятельности. Чаще всего они их чувствуют интуитивно, не осознавая  их причинности и следствия. Те варианты анализа, к которым они прибегают, как правило, также зависят от возраста. Наиболее глубокий и последовательный анализ причин затруднений, возникающих в педагогической деятельности, был отмечен в период кризиса профессиональной карьеры. Причем, хочется отметить, что причины кризисных явлений испытуемые видели в самих себе, они отмечали нехватку педагогического опыта, недостаточную развитость умений проектирования и планирования деятельности, неразвитость профессионально значимых качеств (терпимость, требовательность, пластичность поведения, наблюдательности и т. п.). Большинство из них отмечали недостаточные компетенции общекультурного и психологического направления, что является доказательством того, что в этом возрасте отмечается центрация на самом себе, стремление к глубокому самопознанию и самооцениванию себя в педагогической деятельности. Результаты исследования также показали, что в этот период педагоги более критично относятся к своей  деятельности, рассматривают ее результативность с самых разнообразных точек зрения, больше не удовлетворены ими, и видят причины этому в своей деятельности. Они динамично пытаются находить новые способы, методы, приемы, формы осуществления педагогической деятельности путем повышения собственной квалификации, тем самым изменяя себя в профессиональной деятельности. В основе данной процедуры, как раз, и лежит способность к осуществлению рефлексивных процессов.

Все полученные результаты исследовательской деятельности доказывают значимость рефлексивных процессов для успешного и эффективного разрешения кризисов профессионального становления педагога.


Список литературы

1. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2005.-261 с.
2.Захарова Е.В. Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителей и преподавателей// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17. - №2. - С. 465-472.
3.Зеер Э. Ф. Психология профессии. М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2006. - 244 с.
4.Зеер Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2015. - 240 с.
5. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия. 2004. - 320 с.
6. Сапего Е.И. Интердетерминанты профессиональной деформации личности педагогов// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского педагогического университета. 2015. - Т.4. - №36- С. 293-313.

Расскажите о нас своим друзьям: