Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №9(14) Сентябрь, 2017

УДК 159.99

Дата публикации 30.09.2017

Жизнетворчество как условие преодоления экзистенциальной фрустрации

Волынец Кристина Владиславовна
Канд. юрид. наук, доцент кафедры психологии личности, Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: В статье освещается проблема пребывания людей взрослого продуктивного возраста в положении неаутентичного экзистирования в силу отсутствия осознания либо реализации жизненных смыслов. Автор формулирует собственную точку зрения относительно понимания феномена «жизнетворчество» и определяет его влияние на уровень экзистенциальной фрустрации.
Ключевые слова: смысл, аутентичность, экзистенциальная фрустрация, жизнетворчество

Life creativity as a condition for overcoming existential frustration

Volynetc Kristina Vladislavovna
PhD in Law, associate professor at the Department of Personality Psychology, Tomsk State University, Tomsk

Abstract: The article highlights the problem of the adult men of productive age in the position of inauthentic life because of the lack of awareness or implementation of meanings . The author formulates his own point of view on the phenomenon of «lifecreativity» and defines its influence on the level of existential frustration.
Keywords: meaning, authenticity, existential frustration, lifecreativity

Одной из актуальных психологических проблем нашей действительности является пребывание людей взрослого продуктивного возраста в положении неаутентичного экзистирования, когда смыслы жизни не осознаются или осознаются, но не реализуются. В таких случаях жизнь человека внешне может оцениваться в пределах социальной нормы, но сам он ощущает постоянное чувство неудовлетворенности, которое, с одной стороны доставляет дискомфорт ему самому, а с другой – делает его менее продуктивным, чем это возможно, т.е. экзистенциальную фрустрацию [1] (Экзистенциальную фрустрацию я определяю как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности обнаружения себя, самоосуществления, т.е. потребности в осознании и осуществлении в свою жизнь того, что придает ей смысл). Данная проблема не является новой для психологической науки, ее исследование производилось через призму таких феноменов как самореализация [1, 6], самоактуализация [12, 13, 15], самотрансценденция [19–21], аутентичность [11, 14] и др. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть феномен «жизнетворчество» как одну из составляющих процесса реабилитации людей, испытывающих экзистенциальную фрустрацию. В основу исследования положены результаты, полученные в ходе феноменологического анализа случаев участников программы «Своя жизнь»[2] (Программа оказания психологической поддержки людям, переживающим экзистенциальную фрустрацию, реализованная в 2015–2016г. на базе НИ ТГУ в рамках проекта «Своя жизнь» – победителя грантового конкурса Фонда В. Потанина – 2015.)

Каждый из нас имеет представление, пусть даже не явное или не до конца осознаваемое о том, какие занятия создают ощущение осмысленности жизни. Участники проекта «Своя жизнь» в числе таковых называли: сочинение стихов, рисование, занятия медитацией (Руслан, 36 лет), отдых на природе (Татьяна, 36 лет), путешествия, игра на гитаре (Анна, 22 года), танцы, фитнес, практика английского языка (Анна, 26 лет), ролевые игры (Юлия, 41 год), танцы, фитнес, рукоделие (Анна, 36 лет), прогулки в тишине (Татьяна, 29 лет). Состояние, которое перечисленные занятия вызывают, характеризовалось как созидательное, наполняющее энергией, позволяющее побыть собой, не напрягаться. Все они, так или иначе, связаны с получением эстетического удовольствия, о значимости которого писал еще А.Н. Леонтьев: «Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности» [9. С. 24] и, по сути, представляют собой разные виды творчества.

Факт того, что творческие занятия являются эффективными средствами  психологической помощи, уже давно признается большинством ученых–психологов [2–4, 8, 16, 23–25]. Ю. И. Полищук указывает на необходимость выделения целого направления под названием терапия духовной культурой, которое объединяет методы арт-терапии в разных формах, включая музыкотерапию, библиотерапию, терапию театральным искусством; а также арето-терапию А. И. Яроцкого, психотерапию миросозерцанием Я. Марциновского, терапию творческим самовыражением М. Е. Бурно и ряд других[2].

Главным терапевтическим механизмом предложенного М.Е. Бурно метода терапии творческим самовыражением «выступает понимание своей уникальности и нахождение созвучия, прежде всего характерологического, с другими известными людьми. Чтобы помочь пациенту, исходя из особенностей природы его душевного устроения, обрести свою, по возможности, общественно-полезную деятельность, свой жизненный смысл, подобно известным культурным деятелям, имевшим свои характерологические особенности, но сумевшим найти им адаптивное применение. Переживание своей неповторимости и уникальности, по мнению Е. М. Бурно, и есть целительное творческое вдохновение, содержательная встреча с собою, несущая в себе смысл, любовь, опору в жизни (выделено мною – К.В.) [2].

Переживание собственной уникальности, как видится, – это основа аутентичной жизни, стремление к которой, в том числе переживаемое за счет ощущения тревоги, вызываемой состоянием экзистенциальной фрустрации, является нормой. Данная основа проявляется в жизни как творчество, и ее можно и нужно укреплять за счет творческого проживания жизни. Творческого – не в смысле создания великих произведений искусства, хотя и это не исключено, а в смысле реализации подлинных смыслов в каждом жизненном акте.

Отечественными психологами проведены исследования форм проявления жизнетворчества в динамике смысловой системы личности.

Д.А. Леонтьев, описывая предложенную им модель жизнетворчества в психотерапии, отмечает, что «…фиксация на текущем моменте ведет к повышению достоверности, к пониманию истины о себе, а фиксация на широкой перспективе приводит к осмыслению, к пониманию не столько реальности, сколько сферы возможностей. Принцип неопределенности открывает два пути, которые невозможно совместить, но которые оставляют субъекту выбор актуальной стратегии. Работа с перспективой осмысления и составляет основное содержание жизнетворчества» [10. С. 179]. А. В. Колесникова обозначает явление жизнетворчества как творение нового бытия, новой онтологической реальности, и в ней – нового человека [7]. По мнению, О.Ю. Сутормина, жизнетворчество – это процесс, когда личность приобретает особое осмысление себя и особым образом выстраивает свои отношения с миром [17. С. 346]. А. С. Сухоруков жизнетворчество определяет, как «особую форму развития смысловой системы личности…Лишь при решении «задач на воплощение потенциального» человек выводит себя за ее пределы, порождая, таким образом, возможность своего существенного изменения, что и является проявлением жизнетворчества. Творчество, если оно становится жизненной позицией человека, трансформирует закономерности, присущие «психическому» и «личностному», в некую целостность» [18].

Ключевыми характеристиками жизнетворчества в представленных подходах являются осмысленность бытия здесь, сейчас и в широкой перспективе; творение нового бытия, нового себя; особое осмысление себя и выстраивание особых отношений с миром; решение «задач на воплощение потенциального»; обретение жизненного опыта. Во всех приведенных характеристиках, так или иначе, отражена взаимосвязь процесса жизнетворчества с феноменом смысла, который, по справедливому утверждению И. Ялома, «обозначает ощущение значения, целостности, связности, некоего порядка. Это общий термин для того, что должно чем-то выражаться. Поиски смысла подразумевают поиски связи» (выделено мною – К.В.) [22. C. 279].

Связи эти, как видится, рождаются во взаимодействии человека с миром, а, это значит, что смыслы обнаруживают себя именно в акте действия, который, учитывая тот, факт, что человек интегрирован в мир, всегда является взаимным, то есть, с одной стороны человек воздействует на мир, а с другой – мир на него.

Рассматривая человека как сложную, самоорганизующуюся психологическую систему, открытую как в социум, так и в объективную (природную, физическую, «вещную») среду [5. С. 26], мы приходим к убеждению, что осмысленная жизнь характеризуется постоянными изменениями, происходящими тогда, когда имеется к тому внутренняя готовность, и сообразно подлинности человека и внешнему на него воздействию. Другими словами, человек, ищущий смысл, стремится к тому, чтобы вобрать в себя что–то себе соответствующее, тем самым расширить свое сознание (усложниться как системе) и за счет осуществления собственных смыслов в деятельности, которая является ни чем иным как жизнетворчество, перейти на новый уровень развития. Поскольку усложнение человека как системы происходит как за счет возникшего внутри него процесса, так и за счет воздействия из вне, а также учитывая вышеописанный опыт участников проекта «Своя жизнь», можно предположить, что уровень осмысленности жизни может быть существенно повышен за счет практики творческих занятий и, в целом формирования позиции «творца» по отношению к собственной жизни.

Подытоживая вышесказанное, можно заключить, что человеку, пребывающему в состоянии экзистенциальной фрустрации, важно практиковать близкие ему творческие занятия, дающие хоть малейшую возможность побыть в согласии с собой. Такой опыт позволяет с одной стороны – повысить уровень чувствительности к собственной подлинности, с другой – укрепляет эту самую подлинность, давая ей дополнительные ресурсы для распознавания и преодоления чуждого, а также формирования позиции «творца». Отсюда возникает состояние решимости быть собой, которая в свою очередь способна поддерживаться за счет восстановления временной перспективы и создания живого образа будущего.

 


Список литературы

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии / А. Адлер. – М. : Изд–во Института психотерапии, 2002. – 224 с.
2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект, 2006. – 432 с.
3. Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологии. –1992. – № 1. – С. 124–128.
4. Грушко Н. В. Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни. (Из опыта практической работы в группах творческого самовыражения) : методическое пособие / Н.В. Грушко. – Омск, 2002. – 50 с.
5. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В.Е. Клочко. – Томск : Том. гос. ун-т, 2005. – 174 с.
6. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский ; под ред. Г.В. Залевского. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 1999. – 154 с.
7. Колесникова А.В. Жизнетворчество русской интеллигенции, или Бытие, творящее идеи нового бытия : монография / А.В. Колесникова. – Новосибирск : НИПКиПРО, 2005. – 147 с.
8. Копытин А.И. Арт-терапия – новые горизонты / А.И. Копытин. – М. : Когито-Центр, 2006. – 336 с.
9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 575 с.
10. Леонтьев Д.А. Опыт методологического осмысления практик работы с личностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество// Консультативная психология и психотерапия. – 2012. – № 4 (75). – С. 164–185.
11. Леонтьев Д.А. , Осин Е.Н. Смыслоутрата и отчуждение / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 4. – С. 68–77.
12. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. – М. : Рефл-бук, 1997. – 462 с.
13. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт ; перев. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2002. – 462 с.
14. Осин Е.Н. Аутентичность [Электронный ресурс] // Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества. – Электрон. дан. – 2004. – URL: http://institut.smysl.ru/article/osin.php (дата обращения: 14.01.2017).
15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс ; терминологическая правка В.Данченко. – К. : PSYLIB, 2004. – 233 с.
16. Солдатова В. С. Искусство как метод и средство психологической коррекции эмоциональных нарушений // Культурная жизнь Юга России. – 2003. – № 2. – С. 19–22.
17. Сутормин О.Ю. Образ «Я» с позиции процесса жизнетворчества личности // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 10 (32). – С. 346–349.
18. Сухоруков А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы : дис. ... канд. психол. наук. – М., 1997. – 141 с.
19. Франкл В. Доктор и душа / В. Франкл. – СПб. : Ювента, 1997. – К.: PSYLIB, 2004. – С. 242–279.
20. Франкл В. Теория и терапия неврозов / В. Франкл. – СПб. : Речь, 2001. – 234 с.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
22. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом ; пер. с англ. – М. : РИМИС, 2008. – 604 с.
23. Agell G. The place of art in art therapy: Art therapy or arts therapy. American Journal of Art Therapy. – 1982. – № 21. – P. 15–18.
24. Carson D. & Becker, K. When lightning strikes: Reexamining creativity in psychotherapy. Journal of Counseling and Development. – 2004. – № 82(1). – P. 111–115.
25. Coughlin E. Renewed appreciation of connections between mind and body stimulate researchers to harness the healing power of the arts. Chronicles of Higher Education. – 1990. – № 36. – P. 9–12.

Расскажите о нас своим друзьям: