Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 371.111

Дата публикации 13.05.2019

Заместитель директора по научно-методической работе как инициатор развития общеобразовательной организации

Стерхов Алексей Алексеевич
магистр государственного и муниципального управления, методист, председатель Научно-методического совета , ЧОУ гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца, РФ, г. Сургут

Аннотация: Статья посвящена проблематике совершенствования функциональных обязанностей заместителя директора по научно-методической работе в современной школе. В процессе работы над статьёй использованы такие методы исследования, как анализ, обобщение, наблюдение, описание, а также системный метод. В ходе исследования раскрывается специфика воздействия заместителя директора по научно-методической работе на формирование профессиональных кадров в общеобразовательном учреждении, выявляется и обосновывается необходимость непрерывного методического сопровождения всех сторон профессиональной деятельности школьных педагогов, описываются особенности интеграции молодого специалиста в педагогический коллектив и работы над его профессиональным ростом. Рассматриваются различные аспекты работы с одаренными учащимися. В результате исследования делается вывод о необходимости в современной инновационной школе должности заместителя директора по научно-методической работе, который обязан быть профессиональным и компетентным менеджером, носителем высокого уровня управленческой культуры и глубоких знаний в педагогической науке и методике.
Ключевые слова: заместитель директора по научно-методической работе, методист, методическое сопровождение, менеджмент в образовании, аттестация, молодой специалист, нормативные акты

Deputy Director for scientific and methodological work as the initiator of the development of educational organization

Sterkhov Alexey Alexeevich
Master of public administration Methodist, Chairman of the Scientific and methodical Council, Grammar school in the name of St. Nicholas the Wonderworker, Russia, Surgut

Abstract: . The article is devoted to the issues of improving the functional responsibilities of the deputy director for scientific and methodological work in a modern school. In the process of working on the article, such research methods as analysis, synthesis, observation, description, and also the system method were used. The study reveals the specifics of the impact of the deputy director for scientific and methodological work on the formation of professional staff in a general education institution, identifies and justifies the need for continuous methodological support of all aspects of the professional activities of school teachers, describes the features of the young specialist’s integration into the teaching staff and work on his professional growth. Various aspects of working with gifted students are considered. As a result of the study, a conclusion is drawn on the need for a modern innovative school as a deputy director for scientific and methodological work, who must be a professional and competent manager, a carrier of a high level of managerial culture and in-depth knowledge in pedagogical science and methodology.
Keywords: deputy director for scientific and methodological work, methodologist, methodological support, management in education, certification, young specialist, normative acts

Приступая к исследованию деятельности заместителя директора по научно-методической работе в школе, определимся с терминологией, поскольку до сих пор нет однозначного наименования данной должности. Наиболее частыми вариантами являются: «заместитель директора по научно-методической работе», «заместитель директора по методической работе», «заместитель директора по науке» или даже «методист». Из всех вышеперечисленных представляется оптимальным именно первый термин, заложенный и в названии настоящего исследования. Второй из представленных некорректен, поскольку не охватывает в полной мере всех обязанностей, возлагаемых на данного руководителя. Ведь современная общеобразовательная организация должна не только методически безупречно вести образовательный процесс, но и диссеминировать полученный опыт в рамках стажировочных и экспериментальных площадок, публиковать наиболее значимые достижения в форме научных статей, что уже само по себе требует фундаментальных основ научной компетентности от руководителя, а не только элементарной методической грамотности на уровне умения оценить соблюдения параметров проведения урока или оформления рабочей программы у конкретного учителя. Третий из представленных терминов также некорректен, но по противоположной причине: школа является, прежде всего, социальным институтом трансляции знаний, а не научным учреждением, главной задачей которого является открытие нового. Поэтому в чистом виде наука в общеобразовательной школе присутствовать не может, у школы другие приоритеты, и направление компетентности сотрудников иное.

И наконец, последний термин можно применить к работнику, находящемуся в непосредственном подчинении у заместителя директора по научно-методической работе. Так, в школе с количеством учащихся от 300 до 1000 человек заместителю директора по научно-методической работе необходимы, по крайней мере, два методиста: по ступени начального образования и по ступени основного и среднего общего образования.

Заместитель директора по научно-методической работе в современных условиях обязан быть профессиональным и компетентным в своей области менеджером, органичным носителем управленческой культуры. Подобно тому, как невозможно построение правового государства и гражданского общества без усвоения гражданами элементарной правовой культуры в форме знания своих прав и свобод, осознания юридической ответственности перед государством, согражданами, природой – так же невозможен современный школьный руководитель без полноценного овладения управленческой культурой. Так, Г.М. Клочева выделяет в три основных типа навыков управления в рамках развития управленческой культуры: технический (мастерство), межличностный (контактность, коммуникабельность) и концептуальный (способностью осмысливать и видеть организацию процесса как целостного явления) [6, с.58].

По нашему мнению, чтобы стать настоящим руководителем в условиях современного социума, мало желания распоряжаться и эмоциональной напористости в отдаче приказов нижестоящим служащим. Необходимо быть высокообразованным, ответственным, корректным человеком, умеющим поставить себя на место подчинённого в данной конкретной ситуации, что в общеобразовательной организации наблюдается достаточно редко. В качестве причины некомпетентности руководства некоторых школ З.К. Багирова, например, называет переход первоклассных специалистов из системы образования в сферу бизнеса в связи с необходимостью «выживания» в условиях экономической нестабильности в стране [1, с. 42]. В.А. Болотов отмечает тревожную тенденцию оттока молодых специалистов из школы, указывая, что «уход зачастую вызван его неумением [молодого специалиста] «прописаться» в школьном коллективе и не очень большом желании педагогов с большим стажем его «прописывать». Другими словами, начинающий педагог остается один на один со своими школьными трудностями» [2, с. 7]. И действительно, во многих образовательных организациях руководящие должности занимают люди преклонного возраста, работающие в данной школе с молодых лет и зачастую, как отмечают многие учёные-педагоги, не приемлющие инноваций и их носителей – молодое поколение учителей. Серьёзные кадровые проблемы, с которыми сталкивается современная школа, подчёркивают И.А. Иваненко [3], Н.В. Кандаурова [5].

В то же время демографический рост, наблюдаемый в России с начала 2000-х годов, вызывает повышенную потребность общества в молодых талантливых педагогах, способных отдать несколько десятилетий жизни активному, творческому развитию российской школы. И здесь заместитель директора по НМР, если он сам является компетентным специалистом, играет двойную ключевую роль: во-первых, в развитии образовательного пространства и эффективном функционировании самой школы; во-вторых, в непрерывном развитии каждого молодого перспективного специалиста. Современный руководитель школы – это успешный с экономической точки зрения менеджер. Понятие менеджмента в отношении руководства общеобразовательной организации прочно входит в педагогическую науку. Нам данная позиция представляется верной, так как современный потребитель вправе выбирать и требовать получения качественной услуги, особенно если это касается образования, ведь именно формальная квалификация определит в дальнейшем трудовую деятельность выпускника в обществе. И чем выше статус полученного диплома, что напрямую зависит от престижа учебного заведения, тем больше шансов у выпускника на успешную социализацию. То же касается и школьных аттестатов, поскольку именно престиж школы повысит шанс выпускника поступить также в престижное высшее учебное заведение. А так как престиж школы, прежде всего, определяется уровнем профессионализма преподавательского и руководящего состава.

Ни для кого не секрет, что работодатель в лице директора общеобразовательной организации при появлении вакансии предпочитает молодому специалисту педагога-стажиста, имеющего за плечами опыт работы не только с детьми, но и, что немаловажно, с рабочей документацией: рабочими программами, календарно-тематическим планированием и особенно с классным журналом, множество нюансов заполнения которого часто порождают ошибки со стороны начинающих педагогов. Но при всех выгодах приобретения в коллектив опытного специалиста, руководитель должен быть готов и к его минусам: значительный возраст предполагает уменьшения срока трудовой деятельности в данном общеобразовательном учреждении, высокий риск эмоционального выгорания, стремление педагога-стажиста выживать и занимать важное место в школьной среде лишь за счёт прошлых выдающихся заслуг, приобретённых когда-то званий, категорий, наград, не производя никакого нового образовательного продукта на протяжении последних лет.

Исходя из вышеизложенных рисков, представляется предпочтительным принять на работу молодого специалиста, чтобы путём грамотного методического сопровождения в рамках концепции непрерывного образования сформировать из него опытного педагога, психологически и духовно привязанного именно к конкретному общеобразовательному учреждению и не стремящегося в поисках материальной выгоды к частой смене места работы. И здесь ключевая роль принадлежит именно заместителю директора по НМР, который обязан выявить и планомерно развивать таланты молодого педагога. Опираясь на труды известных учёных: Л.И. Пономаревой, исследующей процессы педагогического сопровождения и поддержки учащихся [7], а также на концепцию педагогического проектирования Н.О. Яковлевой [8], считаем возможным перенести базовые элементы сопровождения в методическую область по отношению к педагогам, а не только к учащимся, и развиваем положение о системном методическом сопровождении и, если это необходимо, поддержке педагогического состава общеобразовательной организации.

С самого начала преподавательской деятельности принятого в общеобразовательное учреждение молодого педагога заместитель директора по НМР тестирует его способности и возможности с помощью различных видов мониторинга, оценивая также уровень инициативности, с которой молодой специалист готов выполнять профессиональные задания. Высокий уровень инициативности, творческие способности, креативность, нестандартные подходы в преподавании предмета, готовность к трансляции накапливаемого опыта, позволяют заместителю директора по НМР определить, на какую квалификационную категорию подавать документы данного конкретного педагога, или ограничиться аттестацией на соответствие занимаемой должности, при отсутствии на протяжении двух лет значительных трудовых достижений. В случае готовности молодого педагога к интеллектуальной и творческой активности (мы говорим именно о готовности, то есть об ярко выраженном желании, а не о способности, так как развить способности призван заместитель директора по НМР), процесс методического сопровождения со стадии наблюдения переходит в активную фазу.

Во-первых, речь идёт о таком фундаменте педагогической деятельности, как профессиональное образование и его непрерывное совершенствование. О непрерывности профессионального образования педагога говорит в своих трудах Н.В. Ипполитова [4], концепцию которой берем во внимание при работе над профессионализмом педагогов. Заместителю директора по НМР необходимо наладить контакты с высшим учебным заведением педагогической направленности, подготовив договор о социальном партнёрстве, чтобы учителя могли пользоваться образовательными услугами вуза. В случае отсутствия у учителя образования по занимаемой в школе должности, нужно обеспечить профессиональную переподготовку на базе университета в объёме до 1000 часов. Далее, при наличии диплома бакалавра стимулировать учителя к поступлению в магистратуру. Наиболее талантливым сотрудникам педагогического коллектива следует рекомендовать поступление в аспирантуру на специальности 13.00.00 или по профилю деятельности учителя и оказывать методическое сопровождение на пути к достижению научной степени. Для этого необходимо, чтобы сам заместитель директора по НМР обладал учёной степенью не ниже кандидата наук или хотя бы находился в процессе её получения. Кроме обеспечения профессиональной переподготовки, заместитель директора по НМР обязан составить перспективный план прохождения учителями курсов повышения квалификации на ближайшие пять лет. При этом следует учитывать, чтобы тематика пройденных курсов соответствовала профилю профессиональной деятельности педагога и стратегии развития образования в том субъекте Российской Федерации, где находится общеобразовательное учреждение, а объем курсов был не менее 108 часов за три года преподавательской деятельности. Тематику курсов необходимо подобрать с учётом актуальных требований к учителю и школе со стороны потребителей образовательных услуг. Так, полезными представляются курсы, связанные с духовно-нравственным воспитанием и развитием обучающихся, с внедрением моделей инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с информатизацией современного образовательного пространства, с психолого-педагогическими особенностями подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, с применением здоровьесберегающих технологий в обучении.

Во-вторых, заместитель директора по НМР помогает сформировать целостное представление о педагогической профессии во всех её тонкостях и о профессиональной миссии учителя, призванного воспитать всесторонне развитого гражданина нашей страны. Для этого необходимо научить начинающего педагога формулировать две базовые цели своей профессиональной деятельности: как построить максимально продуктивное обучение детей по своему предмету, и одновременно как способствовать своим каждодневным трудом стабильному повышению эффективности работы общеобразовательной организации. В качестве путей реализации поставленных целей нужно сконструировать модель участия каждого педагога в творческих группах, разрабатывающих проекты взаимодействия четырёх субъектов образовательного процесса: обучающихся, общеобразовательной организации и её сотрудников, родителей и социальных партнёров школы (таковыми могут выступать библиотеки, спортивные комплексы, музеи, ветеранские организации, силовые структуры, летние лагеря). При наличии явных достижений педагога заместитель директора по НМР должен своевременно вести его наградное дело, представляя в указанные сроки на государственные и ведомственные награды различных уровней. Отдельно следует назвать достижения в конкурсах профессионального мастерства, к участию в которых необходимо привлекать (и тщательно готовить) наиболее творческих сотрудников педагогического коллектива.

В-третьих, накануне начала нового учебного года заместитель директора по НМР должен скрупулёзно проверить соответствие составленных учителями рабочих программ по учебным предметам Положению о рабочей программе общеобразовательной организации. Особое внимание следует уделить программам, составленным в соответствии с реализацией ФГОС начального и основного общего образования. Содержание рабочих программ по предметам не должно противоречить таким основополагающим документам, как Конвенция о правах ребёнка, Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и некоторым другим.

Далее, стимулировать педагогов, особенно молодых, которые полны новаторских идей, к разработке и внедрению на практике современных оценочных средств, позволяющих в конце четверти, полугодия, года вывести максимально объективную отметку компетентности обучающегося. Здесь в качестве примеров можно назвать рейтинговую систему баллов, составление портфолио учащегося, систему зачётов и т.д. Также необходимо обучить молодого специалиста максимально использовать ресурсы электронной системы оценивания, которая используется в данном муниципальном образовании, в том числе использовать средства информационно-коммуникационных технологий при иных формах проведения учебных занятий, в случаях, когда проведение урока в классе не представляется возможным (актированные дни в условиях Крайнего Севера, карантин, иные случаи отмены учебных занятий на базе общеобразовательного учреждения). В случае необходимости заместитель директора по НМР помогает педагогам учреждения в разработке или выборе методов и образовательных технологий, направленных на учёт индивидуальных особенностей учащихся. Это может быть как индивидуальный образовательный маршрут, связанный с выбором тех или иных учебных предметов, так и уровневое, гендерное, домашнее обучение.

Следует обеспечить регулярное участие педагогов в стажировочных и пилотных площадках на базе общеобразовательных учреждений города, поэтому через продуктивное сотрудничество с Информационно-методическим центром (Центром развития образования) необходимо отслеживать появление подобных площадок и своевременно направлять для участия в них подготовленную группу из 6-7 учителей. Оптимальным вариантом является организация стажировочной или экспериментальной площадки на базе самого общеобразовательного учреждения, что создаст дополнительные условия для саморазвития педагогического коллектива. Особое внимание следует уделить непрерывности трансляции педагогического опыта, для чего необходимо выявлять и стимулировать работу тех членов коллектива, у которых имеются способности к научно-педагогической деятельности. Современная школа в плане трансляции педагогического опыта не может уже ограничиваться локальными способами диссеминации, к которым мы относим проведение различных мастер-классов и открытых мероприятий на муниципальном и институциональном уровнях (например, на заседании городского предметного методического объединения). Настоящая трансляция опыта на должном уровне обеспечивается только участием педагогов с научными и научно-методическими статьями в конференциях различного уровня, проводимых на базе высших учебных заведений и научных организаций, с обязательной публикацией материалов в сборниках, выпущенных по итогам конференций.

Если заместитель директора по НМР является не просто руководителем, а профессиональным учёным, он может создать на базе своего общеобразовательного учреждения настоящую научную школу, участники которой не ограничатся публикациями уровня сборников тезисов и статей конференций, но будут пробовать себя в более сложных формах научного творчества: публикация в российских и зарубежных журналах, в том числе входящих в перечень ВАК, в международные базы данных Scopus и Web of Science – если в школе созданы научные центры и лаборатории, системно проводящие углубленные исследования в соответствующих отраслях знания); издание учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций, сборников задач (последние три варианта наиболее вероятны и достижимы в условиях общеобразовательной школы); написание коллективной или даже авторской монографии по итогам длительного периода педагогической деятельности. При этом заместитель директора по НМР с помощью непрерывного сотрудничества с вузами должен обеспечить научное рецензирование данных работ специалистами соответствующего уровня, которое поможет выявить достоинства и недостатки научно-педагогических изысканий работников школы, определить вектор дальнейшего продвижения к намеченной цели в рамках объекта и предмета исследования. На базе школы с высоким научным потенциалом можно создать собственный редакционно-издательский совет, который будет готовить к выпуску периодическое научное издание данного общеобразовательного учреждения.

В связи с вышеизложенным, в результате всестороннего методического сопровождения, ряд учителей, приобретя необходимый опыт работы, сами смогут выступить в качестве экспертов различного уровня: войти в состав государственных аттестационных комиссий при вузах своего города, стать  экспертами регионального уровня по аттестации педагогов, по аккредитации образовательных программ, по проверке материалов государственной итоговой аттестации обучающихся в форме ОГЭ и ЕГЭ, входить в жюри профессиональных и творческих конкурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, быть руководителями городского или школьного предметного методического объединения, входить в состав Научно-методического совета своей общеобразовательной организации.

Одной из важнейших функций заместителя директора по НМР становится в современных условиях сопровождение и поддержка совместной работы учителей с обучающимися, выявление и развитие одарённых детей. В целях повышения качества знаний рекомендуется не ограничиваться внутришкольным контролем в форме входных и промежуточных административных срезов, в том числе итоговых административных контрольных работ, а привлекать как можно чаще внешние формы мониторинга. Ими могут быть не только такие классические формы, как ОГЭ и ЕГЭ, но и различные проверочные работы, составленные специалистами городского, регионального Департамента образования, и даже тестирование федерального уровня. Заместитель директора по НМР воспитывает в учителях и учащихся своеобразную мониторинговую культуру, учит не бояться текущих проверок, так они способствуют закреплению универсальных учебных действий, направленных на преодоление жизненных трудностей, которые в процессе социализации возникнут неизбежно. Например, при поступлении в колледжи и вузы выпускнику придётся продемонстрировать конкурентоспособность в борьбе за бюджетные места.

Полностью раскрыться в аспекте интеллектуальной и творческой работы с учащимися педагогу помогает участие и результативность его подопечных в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня. В настоящее время, в условиях перегрузки педагога всевозможными видами отчётности, уже само участие его учащихся в данных мероприятиях является неплохим показателем педагогической активности. Однако главной целью педагога должна быть мотивация учащихся на победу, то есть достижение высокого результата, что развивает социальную успешность ребёнка. Отдельного внимания заслуживает учебно-исследовательская работа обучающихся, преобразуемая с приобретением ими опыта в научно-исследовательскую работу, конечный продукт которой может оказаться достойным представления на серьёзных, «взрослых» научно-практических конференциях, проводимых на базе высших учебных заведений. Но первичную апробацию плоды научно-исследовательской деятельности обучающихся должны пройти в рамках конференции Научного общества гимназии, работу которого в качестве председателя общества также курирует заместитель директора по НМР.

И наконец, заместитель директора по НМР оказывает методическое сопровождение при аттестации педагогов на квалификационную категорию на протяжении всей аттестационной процедуры: от подачи заявления в Аттестационную комиссию субъекта федерации до получения приказа о присвоении квалификационной категории сотрудника.

Кроме вышеуказанных обязанностей, заместитель директора по НМР возглавляет Научно-методический совет общеобразовательной организации, является секретарём школьной Аттестационной комиссии, которая уполномочена проводить аттестацию сотрудников на соответствие занимаемой должности.  Также он координирует взаимодействие образовательной организации по линии методической работы с Департаментом образования местных муниципальных органов исполнительной власти, с Информационно-методическим центром, с Институтом повышения квалификации педагогических работников, отвечает за составление целого ряда локальных нормативных актов, курирует работу методических объединений, координирует проведение ежегодных декад методических объединений, недели науки в школе, тематических педагогических советов.

Таким образом, в современной общеобразовательной организации, когда всё возрастают требования к качеству общего образования, необходима должность заместителя директора по научно-методической работе, который обязан быть профессиональным и компетентным менеджером, носителем высокого уровня управленческой культуры и глубоких знаний в педагогической науке и методике. На него возлагаются такие важнейшие стороны школьного образовательного процесса, как составление локальной нормативно-правовой базы общеобразовательного учреждения, методическое сопровождение молодых специалистов, создание условий для притока в общеобразовательное учреждение инициативных и творческих кадров, развитие редакционно-издательской деятельности, работа с одарёнными учащимися, организация участия детей в олимпиадах, конкурсах, творческих фестивалях, спортивных соревнованиях, научно-исследовательской работе, без которых невозможно интенсивное развитие компетентной, социально активной личности ребёнка как деятельного гражданина России.


Список литературы

1. Багирова З.К. Управленческая культура руководителя общеобразовательной школы: структура и содержание [Текст] / З.К. Багирова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №2 (51). – С. 40-42.
2. Болотов В.А. Размышления о реформе педагогического образования [Текст] / В.А. Болотов // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – №10. – С. 6-10.
3. Иваненко И.А. Методологические подходы подготовки руководителей школ в условиях реализации социального заказа [Текст] / И.А. Иваненко // Вестник Башкирского университета. – 2014. – №2. – С. 728-735.
4. Ипполитова Н.В. Личностный аспект реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании [Текст] / Н.В. Ипполитова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2015. – Т. 7. – №1. – С. 7-12.
5. Кандаурова Н.В. Кадровые проблемы, влияющие на эффективность менеджмента спортивных и общеобразовательных школ [Текст] / Н.В. Кандаурова, Н.И. Пронина // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – №3 (97). – С. 88-92.
6. Клочева Г.М. Управленческая культура как детерминанта профессионализации педагога [Текст] / Г.М. Клочева // Новый взгляд. Международный научный вестник. –2014. – №4. – С. 51-60.
7. Пономарева Л.И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике [Текст] / Л.И. Пономарева // Педагогическое образование в России. – 2014. – №10. – С. 171-174.
8. Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: Монография [Текст] / Н.О. Яковлева. – М: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. – 194 с.

Расскажите о нас своим друзьям: