Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 159.9.072

Дата публикации 15.04.2019

Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта сотрудников правоохранительных органов

Сабирова Райхан Шайхышевна
Канд. псих. наук, профессор, зав. каф. Психологии, Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Сланбекова Гульнара Кобылановна
PhD, доцент кафедры психологии, Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, Караганда
Умуркулова Мадина Максимовна
Магистр социальных наук, старший преподаватель кафедры психологии, Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда, happiness770108@mail.ru
Тен Роман Вячеславович
Магистр социальных наук, преподаватель кафедры психологии, Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда

Аннотация: Актуальность рассматриваемой в статье проблемы заключается в недостаточной освещенности в отечественной психологической литературе вопросов совладающего поведения в контексте связи с эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект понимается как способность понимать эмоции, управлять ими, выстраивать адекватные межличностные отношения. Дан анализ понятиям «копинг», «стресс-преодолевающее поведение», «стратегия копинг-поведения». В ходе теоретического и эмпирического изучения выявлены закономерности формирования и функционирования стресс-преодолевающего поведения, обозначена взаимосвязь копинга со спецификой компонентов эмоционального интеллекта. Дана качественная характеристика совладания, которая объединяет в себе значимые показатели личностной компетентности и успешности взаимодействия в профессиональной деятельности; определена зависимость между совладающим поведением и эмоциональным интеллектом сотрудников правоохранительных органов с точки зрения системного подхода. Рассмотрена связь психологических условий успешности социальной адаптации через систему копинг-поведения. Доказано, что стресс-преодолевающее поведение является одним из важных психологических факторов обеспечения эффективности профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Выявлено, что структура и содержание стратегий преодолевающего поведения находятся под детерминирующим влиянием способностей и умений, образующих эмоциональный интеллект личности. Лица, обладающие высоким копинг-потенциалом, наделены большими возможностями к социально-психологической адаптации в разнообразных условиях деятельности.
Ключевые слова: стресс, копинг-стратегия, совладающее поведение, эмоциональный интеллект

The interrelationship between policemans’ coping strategies and features of emotional intelligence

Sabirova Raihan Shaihishevna
Cand. Sci (Psychology), professor, head of the Department of psychology, Karaganda State University named after academician E.A.Buketov, Kazahstan, Karaganda
Slanbekova Gulnara Kobylanovna
PhD of Psychology department, Karaganda State University named after academician E.A.Buketov, Kazahstan, Karaganda
Umurkulova Madina Maximovna
Master of Social Sciences teacher of Psychology department, Karaganda State University named after academician E.A.Buketov, Kazahstan, Karaganda
Ten Roman Vyacheslavovich
Master of Social Sciences teacher of Psychology department, Karaganda State University named after academician E.A.Buketov, Kazahstan, Karaganda

Abstract: The urgency of the problem considered in the article is the insufficient illumination in the domestic psychological literature of the issues of coping behavior in the context of connection with emotional intelligence. Emotional intelligence is understood as the ability to understand emotions, manage them, build adequate interpersonal relationships. Was did the analysis of the concepts of "coping", "stress-overcoming behavior", "strategy of coping behavior." In the course of theoretical and empirical study were identified patterns of formation and functioning of stress-overcoming behavior, was indicated the relationship between coping and the specifics of the components of emotional intelligence. A qualitative characteristic of coping was given, which combines the important indicators of personal competence and the success of interaction in professional activities; determined the relationship between coping behavior and emotional intelligence of law enforcement officers in terms of a systematic approach. The relationship of psychological conditions for the success of social adaptation through the system of coping behavior is considered. It is proved that stress-overcoming behavior is one of the important psychological factors for ensuring the effectiveness of professional activity in extreme conditions. It is revealed that the structure and content of strategies of overcoming behavior are under the determining influence of the abilities and skills that form the emotional intelligence of the individual. Persons with high coping potential are endowed with great opportunities for social and psychological adaptation in various conditions of activity.
Keywords: stress, coping strategy, stress-overcoming behavior, emotional intelligence

На сегодняшний день исследователи различных теоретических и прикладных направлений психологии заняты разработкой вопросов совладающего поведения как области изучения, находящейся на стыке общей, социальной, возрастной психологии и психологии труда, и рассматривающей проблемы регуляции и продуктивности поведения, личностного развития, психического и физического благополучия в стрессовых ситуациях. Данное  направление тесно связано с прикладными аспектами оказания практической помощи людям, оказавшимся в затруднительной жизненной или профессиональной ситуации. 

Ключевым моментом в понимании копинг-поведения является осознание того, что не только характеристики стрессового воздействия, но и особенности совладающей  личности оказывают существенное влияние на адаптивность и продуктивность деятельности субъекта. Эффективность служебной деятельности достигается не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и особенностями совладающего поведения. Неумение совладать со стрессом, управлять собственным поведением в особых жизненных или служебных ситуациях понижает эффективность выполнения должностных обязанностей [1, с. 115].

Длительное  и напряженное функционирование в сложных экстремальных условиях приводит к снижению адаптационного потенциала личности,  внутри- и межличностным конфликтам, профессиональной деформации личности, дисциплинарным нарушениям и служебным девиациям. Повышается риск возникновения различного рода депрессий, психосоматических расстройств, аддиктивных явлений, агрессии и т.д. [2, с. 39]. В связи с этим научно-психологическое обоснование феномена копинг-поведения специалистов юридического труда, определение базисных совладающих стратегий, внутренних и внешних копинг-ресурсов сотрудников, разработка  процедур психодиагностики и психокоррекции совладающего поведения являются одними из наиболее актуальных вопросов  юридической психологии [3, с. 86].

Выбор способа купирования стресса  зависит от многих факторов. Среди них  характерологические особенности субъекта, его социальное окружение, когнитивные особенности, ценностно-смысловая сфера  личности. Одним из ключевых факторов выбора стратегии совладания выступает успешность социальной адаптации человека как в обыденной, так и в профессиональной жизни [4, с. 220].

Эффективность адаптации существенным образом зависит от того, насколько субъект адекватно воспринимает себя в окружающем мире, насколько успешно выстраивает социальные отношения, насколько субъект готов и способен изменять свое поведение соответственно запросам общения [5, с. 14]. В свою очередь, социальная адаптивность как один из компонентов совладающего поведения, обеспечивающая успешность нахождения и использования человеком социальным ресурсов, в значительной мере зависит от того, в какой степени человек способен распознавать собственные эмоции и эмоции других людей и осознанно управлять ими. Иными словами, социальный ресурс копинг-поведения зависит от уровня сформированности у субъекта эмоционального интеллекта.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Модель эмоционального интеллекта Майера - Саловея - Карузо (модель способностей) признается в психологии в качестве основной на данный момент. Ее, как правило, употребляют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью обладает основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана. Майер, Сэловей и Карузо выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта [6, с.31]:

1. Восприятие эмоций - способность растолковывать эмоции (по мимике, жестам, манерам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.

2. Использование эмоций для стимуляции мышления - способность человека (в основном неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе творческое начало, используя эмоции как фактор мотивации и побуждения.

3. Понимание эмоций - способность распознавать причину появления эмоции, определять связь между мыслями и эмоциями, определять динамику перехода от одной эмоции к другой, прогнозировать развитие и протекание эмоций во времени, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (противоречивые, неоднозначные) чувства.

4. Управление эмоциями - способность контролировать, вызывать и осознанно направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных перед собой целей. Сюда также относится умение принимать во внимание эмоции при построении логических цепочек, выполнении различных задач, принятии решений и избрании модели поведения.

Модель эмоционального интеллекта, созданная Дэниэлом Гоулманом и именуемая смешанной моделью, приобрела большую известность [7, с. 68]. Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов:

1. Самопознание - способность идентифицировать свои аффективные переживания, свои побуждения при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.

2. Саморегуляция - способность контролировать свои эмоции, усмирять импульсы.

3. Социальные навыки - умение выстраивать отношения с людьми,  ориентровать их в желаемом направлении.

4. Эмпатия - способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также умение сопереживать другим людям.

5. Мотивация - способность стремиться к достижению цели, побуждение к этому процессу.

Значительное многообразие сложившихся в психологии концепций и подходов к рассмотрению вопросов копинг-поведения, с одной стороны, и представленность большого количества различных принципов интерпретации социально адаптации - с другой, говорит о сложности феномена совладающего поведения и зависимости его от многих факторов [8, с. 56]. Однако в контексте совладающего поведения эмоциональный интеллект практически не исследовался. Установление влияния различных условий и компонентов эмоционального интеллекта на стратегии совладания и социальной адаптации может рассматриваться как шаг в направлении разрешения данной проблемы, что и обосновывает актуальность нашего исследования [9, с. 108].

В связи с вышеуказанным целью исследования выступает установление взаимосвязи психологических характеристик совладающего поведения со способностями и умениями, образующими эмоциональный интеллект личности.

Выдвигается следующая гипотеза исследования: структура и содержание стратегий преодолевающего поведения находятся под детерминационным влиянием способностей и умений, образующих эмоциональный интеллект личности.

С целью выявления особенностей копинг-стилей у сотрудников правоохранительных органов и установления специфики их взаимосвязи с эмоциональным интеллектом нами было проведено исследование, в котором приняли участие  58 сотрудников полиции г. Караганды.

Для проверки гипотезы исследования нами были использованы следующие методики:

1. «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»  Н.Эндлера в адаптации Т. Л. Крюковой. Согласно автору методики, основные реакции на чрезвычайную ситуацию можно объединить в три группы: проблемно-ориентированный копинг, эмоционально-ориентированный копинг и стратегия избегания проблемы.

2. Опросник «ЭмИн» («Эмоциональный интеллект») Д. Люсина. Шкалы опросника исследуют межличностный эмоциональный интеллект, который складывается из таких компонентов, как интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций; внутриличностный эмоциональный интеллект, к которому относятся  осознание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии [10, с. 20].

Анализ совладающих стратегий сотрудников полиции показал, что в данной группе испытуемых присутствуют различные варианты совладающего поведения (рис. 1).

 

Рисунок 1. Общие показатели базисных стратегий в выборке полицейских

 

 

Около половины выборки полицейских (51%) проявляют проблемно-ориентированное копинг-поведение. Выбор проблемно-ориентированного копинга зависит от возможности объективного анализа конкретной проблемной задачи, ее значимости и сложности; от оценки копинг-ресурсов, необходимых для совладания со стрессором – знаний, интеллектуальных и физических данных, семейной, дружеской поддержки и т.д.

 

28% полицейских в стрессовых ситуациях прибегают к эмоционально-ориентированному копинг-поведению. Эмоционально-ориентированный копинг – относительно адаптивная стратегия, ориентированная на эмоциональное отреагирование ситуации. Наиболее часто встречающиеся эмоциональные проявления, наблюдаемые при данном копинге:  протест, оптимизм, подавление эмоций, покорность, агрессия, самообвинение. Высокие показатели по рассматриваемой стратегии говорят о значительном погружении в эмоциональные переживания и неспособности к сосредоточенному и целенаправленному анализу ситуации.

 

Копинг «Избегание» наблюдается у 21% испытуемых. Данный копинг является наименее конструктивным из стратегий, выделяемых Н.С.Эндлером. Наблюдается уход от когнитивного анализа, эмоционального осмысления, активных поведенческих действий. Избегание включает в себя активные действия (замещение, компенсация), так и пассивные (уединение, фантазирование).

 

Таким образом, сотрудников отделений полиции по критерию успешности совладающего копинга можно разделить на 3 группы: первая группа – сотрудники с адаптивным проблемно-ориентированным копинг-поведением (51%), вторая группа – с относительно адаптивным копингом эмоциональной направленности (28%) и третья группа – испытуемые с неадаптивным избегающим стилем копинг-поведения (21%). 

 

Исследование характеристик эмоционального интеллекта обнаруживает следующее (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2. Среднегрупповые показатели эмоционального интеллекта в выборке полицейских, %

 

Обнаружилось, что у испытуемых данной выборки преобладает такой компонент эмоционального интеллекта, как «Понимание своих эмоций» - он встречается у 35% испытуемых. На  второй позиции располагается навык «Понимание чужих эмоций» - 21% от общего числа полицейских. Далее идут такие компоненты, как «Управление своими эмоциями (17%) и «Управление чужими эмоциями» (15%). Менее всего у респондентов данной группы сформирован контроль экспрессии, который выявлен лишь у 12% испытуемых.

Корреляционный  анализ (табл.1) обнаружил, что существуют статистически значимые связи между стратегиями копинг-поведения и эмоциональным интеллектом испытуемых.

Таблица 1. Коэффициенты корреляции r-Пирсона  показателей адаптивности копинга и компонентов эмоционального интеллекта

Базисные копинг-стили

Компоненты эмоционального интеллекта

Понимание чужих эмоций

Управление чужими эмоциями

Понимание своих эмоций

Управление своими эмоциями

Контроль экспресии

Проблемная ориентация копинга

0,349*

-0,040

0,383*

0,443*

-0,299*

Эмоциональная ориентация копинга

- 0,402*

0,091

0,190

- 0,319*

0,333*

Избегание

-0,294*

- 0,288*

0,399*

-0,195

0,017

 

В ходе исследования мы выявили значимую положительную связь проблемной ориентации копинга с высоким уровнем способности к пониманию своих (r =  0,383) и чужих эмоций (r = 0,349), к управлению своими эмоциями (r = 0,443) и отрицательную связь с контролем экспрессии (r = -0,299). Эмоционально-ориентированный копинг оказался положительно связан с высоким контролем экспрессии (r = 0,333), отрицательно связан с низким уровнем управления как своими (r = - 0,319), так и чужими эмоциями (r = - 0,402). Копинг-стратегия «Избегание» оказалась значимо позитивно связана с пониманием своих эмоций (r = 0,399), но отрицательно связана со способностью к пониманию чужих эмоций (r = - 0,294) и управлению ими (r = - 0,288).

 Выбор проблемно-ориентированного копинга зависит от возможности объективного анализа конкретной проблемной задачи, ее значимости и сложности; от оценки копинг-ресурсов, необходимых для совладания со стрессором. Корреляционный анализ показывает, что чем значимее для испытуемых способность к пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих людей, тем более развит проблемно-ориентированный копинг, и оптимальнее способ преодоления стресса. Осознание собственных переживаний и размышлений, умелое соотнесение их с аффективными проявлениями других людей являются значимыми для сотрудников полиции и способствуют выработке оптимального поведения в стрессовой ситуации [11, с. 120].

Чем выше уровень выраженности контроля экспрессии, тем сильнее эмоциональный аспект адаптации и ниже уровень совладающего поведения. Высокие показатели по рассматриваемой стратегии говорят о значительном погружении в эмоциональные переживания и неспособности к сосредоточенному и целенаправленному анализу ситуации. Это приводит к усилению эмоциональной составляющей копинга, к повышению контроля над своими высказываниями и чувствами, а, следовательно, к снижению эффективности совладающего поведения.

Чем более развито понимание своих эмоциональных переживаний, тем выше избегающая стратегия копинга, тем пассивнее сотрудники в ситуации стресса. 

Анализ  и интерпретация результатов проведенного исследования позволяют сделать следующий  вывод: характер профессиональной мотивации и уровень ее сформированности существенным образом влияет на успешность поведения сотрудника в условиях стресса. Данные демонстрируют, что чем более сформированы профессиональные и познавательные мотивы, тем успешнее копинг. Совладающее поведение, ориентированное на успешное разрешение стрессовой ситуации, детерминируется направленностью на развитие  профессиональной компетентности, высоким уровнем сформированности профессиональных и познавательных мотивов.

Таким образом, уровень сформированности эмоционального копинга выступает детерминирующим фактором в успешности копинг-поведения. Результаты  проведенного исследования показали, что выдвигаемая авторами гипотеза нашла свое подтверждение. Сотрудники полиции, обладающие высоким копинг-потенциалом, наделены большими возможностями к социально-психологической адаптации в разнообразных условиях деятельности, а также имеют больше шансов по сравнению с другими восстановить функциональное состояние организма и вернуться к нормальной жизни после воздействия экстремальных ситуаций.

На основе полученных в ходе исследования результатов можно сформулировать следующие практические рекомендации по формированию эффективных стратегий копинг-поведения у сотрудников полиции: 

1. При отборе сотрудников в ряды правоохранительных и правозащитных органов и определения профессиональной пригодности сотрудников представляется целесообразным включать в программу диагностики методики по выявлению копинг-поведения кандидатов в ряды данных структур.

2. Результаты исследования копинг-поведения способствуют своевременному выявлению и профилактике профессионального выгорания, профессиональной деформации и девиантного поведения сотрудников полиции и адвокатуры. Поэтому мониторинг копинг-ресурсов следует проводить на различных этапах профессионализации сотрудника.

3. В работе по коррекции копинг-поведения личности рекомендуется использовать техники, направленные на развитие адекватной самооценки, положительного эмоционального отношения к своей профессиональной деятельности, изменение форм эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях.

4. Результаты проведенного диссертационного исследования расширяют теоретическую и эмпирическую базу по теме исследования и могут быть включены в разработку таких  дисциплин, как юридическая психология, пенитенциарная психология, психология профессионального развития.


Список литературы

1. Рассказова Е.И. Копинг‐стратегии в психологии стресса. М.: Литера, 2014. 354 с.
2. Лебедев И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения. Санкт-Петербург: «Питер», 2002. 89 с.
3. Крюкова T.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома, 2005. 245 с.
4. Абдеева С.Б. Формирование эффективных копинг-стратегий у студентов. Киев: VIP, 2013. 269 с.
5. Лазарус Р. Совладание. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 46 с.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: «МИФ», 2015. 218 с.
7. Карузо Д., Саловей П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и использовать 4 базовых навыка эмоционального лидерства. М.: Саммит-книга, 2016. 198 с.
8. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 78-86.
9. Солдатов В.И. Особенности и прогнозирование стресс-преодолевающего поведения. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 55 с.
10. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
11. Бредберри Т., Гривз Дж. Эмоциональный интеллект 2.0. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 200 с.

Расскажите о нас своим друзьям: