Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 159.99

Дата публикации 29.01.2019

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального выгорания педагогов образовательных организаций

Ветчинникова Ольга Александровна
Магистрант 3 курса ХГУ им. Н. ф. Катанова, РФ, г. Абакан, olia-x94@yandex.ru
Научный руководитель Япарова О. Г.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

Аннотация: В статье дается анализ понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональное выгорание». Дано описание результатов исследования эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания опрошенных педагогов образовательных организаций. Результатами эмпирического исследования стало выявление того, что не все исследуемые педагоги образовательных организаций умеют понимать свои эмоции и управлять ими, контролировать их внешнее проявление, а также способны понимать и влиять на эмоции окружающих. У большей части педагогов, испытывающих профессиональное выгорание, доминирующим является симптом «Редукция профессиональных обязанностей». Эмоциональный интеллект имеет обратную взаимосвязь с профессиональным выгоранием, что свидетельствует о том, что при повышении эмоционального интеллекта симптомы профессионального выгорания будут снижаться.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, педагоги образовательных организаций, симптом профессионального выгорания, фаза эмоционального выгорания

Interrelation of emotional intelligence and professional burnout of teachers of educational organizations

Vetchinnikova Olga Alexandrovna
3rd year master student of KSU. N. f. Katanova, Russia, Abakan
Scientific adviser Yaparova O. G.
Candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychological and pedagogical education, INPO KSU. N. F. Katanov, Russia, Abakan

Abstract: The article analyzes the concepts of "emotional intelligence"and" emotional burnout". The article describes the results of the study of emotional intelligence and emotional burnout of the interviewed teachers of educational organizations. The results of the empirical study revealed that not all studied teachers of educational institutions are able to understand their emotions and manage them, control their external manifestation, and are able to understand and influence the emotions of others. About half of the teachers studied have emotional burnout. In most teachers experiencing professional burnout, the dominant symptom is"Reduction of professional responsibilities." Emotional intelligence has an inverse relationship with professional burnout, which indicates that with an increase in emotional intelligence, the symptoms of professional burnout will decrease.
Keywords: emotional intelligence, professional burnout, emotional burnout, teachers of educational institutions, the symptom of professional burnout, the phase of emotional burnout

Педагогическая деятельность является важной, но в то же время одной из сложных профессий вызывающей немалый интерес современных исследователей психологии. Изучение эмоциональной сферы личности педагога как профессионально значимых качеств является одной из центральных проблем отечественной и зарубежной психологии и педагогики, что обусловлено возрастающими требованиями со стороны руководства и общества. С увеличением требований к компетентности педагогического работника возрастают и риски быть подверженным профессиональному стрессу.

Педагог обязан обладать такими необходимыми качествами личности как склонность к работе с детьми, ответственность, уравновешенность, стрессоустойчивость [7], а также способностью к идентификации и интерпретации как своих, так и чужих эмоциональных состояний.

Эмоциональный интеллект объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания и умения подстраиваться под эмоциональное состояние окружающих. Умение владеть собой и правильно осуществлять взаимодействие с окружающими является незаменимым качеством в сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с людьми, что является основным в работе педагога.

Эмоциональный интеллект как интеллектуальные способности, помогающие в идентификации своих и чужих эмоций и чувств, был определен Дж. Майером, который отнес к этим способностям умение распознавать, выражать и контролировать эмоциональную сферу [6], С. В. Щербаков рассматривает данную способность личности как как эмоциональную ориентацию, способствующую пониманию своих и чужих эмоциональных состояний [9].     

В своих работах эмоциональный интеллект рассматривали (М. А. Кленова, 2018), как фактор, влияющий на развитие одиночества (Ю. А. Железнякова, 2014), как сдерживающий фактор эмоционального выгорания (Н. Е. Ширинская, А. Р. Гайнанова, И. А. Пухов, 2013).

Педагогические работники по роду своей деятельности нередко подвергаются такой профессиональной деформации как «эмоциональное выгорание». Данный термин был впервые введен в научный оборот Джорджем Х. Фрейденбергом в 1974 году, оно подразумевало реакцию на рабочие стрессы, что проявляется в личностной деформации, которая содержит в себе психические, психофизиологические и поведенческие компоненты [3]. Проявляется как энергетическое истощение людей, чьи профессии относятся к сфере социальной помощи, выражаясь в плохом самочувствии в следствии чего снижается эффективность профессиональной деятельности [2].

Синдром «эмоционального выгорания» возникает в результате длительной эмоциональной нагрузки под действием стресса, который определяется в эмоциональном, интеллектуальном и физическом истощении. Данный синдром проявляется в чувстве тревоги и депрессии, усталости, безысходности и утрате мотивационной сферы [1].

Эмоциональное (профессиональное) выгорание является серьезным препятствием для профессиональной самореализации специалистом [4], выгорание является специфическим процессом, результатом которого является состояние психосоциальной дезадаптации специалиста, снижением уровня его психофизиологических ресурсов [8], выражающееся в эмоциональном истощении, при котором прослеживаются снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное перенасыщение, а также деперсонализации представляющей собой формирование негативного и циничного отношения к другим людям, выражающегося в том, что контакты с ними становятся обезличенными и формальными, а так же редукции профессиональных достижений, проявляющаяся в недовольстве собой, снижении чувства компетентности в своей работе, а также уменьшении ценности своей деятельности, в результате чего появляется чувство собственной несостоятельности [5].

Несмотря на большое количество исследований данного направления, проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и профессионального выгорания педагогов сельских школ недостаточно изучена.

Для реализации своей профессиональной задачи – сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, воспитания образованного человека, способному к самостоятельному развитию культурного достояния, педагогическому работнику необходимо самому находиться в ресурсном состоянии, не испытывая личностных и профессиональных деформаций.

Мы предполагаем, что педагоги с более развитым эмоциональным интеллектом имеют менее выраженные симптомы профессионального выгорания.

Для изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и профессионального выгорания педагогов образовательных организаций мы использовали следующие методики:

  • «Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн)» (Д. В. Люсин);
  • «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко).
  • Математический метод -  критерий корреляции Пирсона.

Базой исследования стали общеобразовательные учреждения Боградского района Республики Хакасия:

- Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Бородинская средняя общеобразовательная школа», с. Бородино, Боградский район, Республика Хакасия;

- Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Совхакасская средняя общеобразовательная школа», с. Советская Хакасия, Боградский район, Республика Хакасия;

- Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа», с. Троицкое, Боградский район, Республика Хакасия;

- Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Знаменская средняя общеобразовательная школа», с. Знаменка, Боградский район, Республика Хакасия;

- Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа», с. Первомайское, Боградский район, Республика Хакасия.

Эмпирическая выборка была сформирована стратометрическим отбором. Стратами стали: педагоги образовательных учреждений, стаж работы 1 до 49 лет. Вся эмпирическая выборка составила 95 человек.

В исследовании приняли участие педагоги муниципальных бюджетных образовательных учреждения средних общеобразовательных школ.  Испытуемые были поделены на 3 группы в зависимости от профессиональной деятельности (Таблица 1): учителя начальных классов (20 человек) учителя общеобразовательных предметов (физики, математики, русского языка, литературы и т.д.), в дальнейшем учитель-предметник (56 человек), и другие работники образования – к ним мы отнесли старших вожатых, педагогов организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов (19 человек).

Таблица 1. Описание выборки в зависимости от вида профессиональной деятельности

Категория профессионального контингента

Кол-во

%

1

Учителя начальных классов

20

21

2

Учителя предметники

56

59

3

Другие работники образования

19

20

ИТОГО

95

100

Для изучения эмоционального интеллекта исследуемых нами педагогов, мы использовали опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина, результаты, полученные с помощью данной методики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровни выраженности аспектов эмоционального интеллекта педагогов образовательных организаций по опроснику эмоционального интеллекта «ЭмИн»
(Д.В. Люсин)

Примечание: МП - субшкала понимание чужих эмоций; МУ - субшкала управление чужими эмоциями; ВП - субшкала понимание своих эмоций; ВУ - субшкала управление своими эмоциями; ВЭ - субшкала контроль экспрессии; МЭИ - шкала межличностный эмоциональный интеллект; ВЭИ - Шкала внутриличностный эмоциональный интеллект; ПЭ - шкала понимание эмоций; УЭ - шкала управление эмоциями; ОЭИ – общий эмоциональный интеллект.

Рассматривая распределение уровней выраженности Эмоционального интеллекта в выборке, мы можем сделать вывод, что исследуемые нами педагоги образовательных организаций обладают в большей степени показателями уровней выраженности эмоционального интеллекта ниже среднего (низкий и очень низкий). Также при более детальном рассмотрении аспектов эмоционального интеллекта мы можем сказать, что педагоги образовательных организаций в большинстве из опрощенных умеют понимать свои эмоции и управлять ими, а также контролировать их внешнее проявление, но не все педагоги способны понимать и влиять на эмоции окружающих.

Это характеризует опрошенных в целом как обладателей в недостаточной степени развитого общего эмоционального интеллекта. Это может быть, как устойчивой чертой личности, так и временной реакцией на депрессию и тревогу (диагностика педагогов проводилась в конце III четверти учебного года).

Для оценки профессионального выгорания исследуемых нами педагогов образовательных организаций мы воспользовались методикой «диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко (Рис. 2,3).

Рисунок 2. Сформированность фаз эмоционального выгорания педагогов образовательных организаций по опроснику методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Анализируя результаты опрошенных, можно отметить, что фаза «резистенции» сформирована у наибольшего количества опрошенных, чем другие фазы, это говорит о том, что исследуемые нами педагоги проявляют активное сопротивление нарастающему напряжению, они осознанно или бессознательно стремятся к психологическому комфорту, стремятся снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в их распоряжении средств.

 

Обобщая полученные данные и формируя на их основе подробную картину профессионального (эмоционального) выгорания педагогов образовательных организаций нам важно, прежде всего, обратить внимание и на выраженность отдельно взятых симптомов эмоционального выгорания. 

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что наибольший интерес для нас представляют те симптомы, которые уже сформировались или находятся в стадии формирования (Рис. 3).

Рисунок 3. Степень формирования симптомов эмоционального выгорания у педагогов образовательных организаций по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Сложившиеся симптомы не выделяются преобладанием одного или нескольких, все выражены у относительно небольшого количества опрошенных. Это свидетельствует о том, что в группе опрошенных активно начинают формироваться такие симптомы как «Неудовлетворенность собой», и «Эмоциональный дефицит». Что проявляется в том, что в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующее обстоятельство, педагоги начинают испытывать недовольство собой как личностью, так и как профессионалом, испытывают недовольство выбранной профессии, занимаемой должности, конкретными обязанностями. Это способствует длительному напряжению, что в дальнейшем приводит к эмоциональному выгоранию. «Эмоциональный дефицит» проявляется в возникновении ощущения эмоциональной усталости, словно они уже не могут давать знания учащимся, принимать участие в их духовно-нравственном воспитании. При этом 16 % опрошенных отмечают, что подобные ощущения (неспособность помочь, утрата радости и удовлетворения от выполнения профессиональных обязанностей, преобладание негативных эмоций при мыслях о работе и в процессе выполнения должностных обязанностей) сопровождают выполнение своей профессиональной деятельности постоянно. Что характеризует сформированность симптома «эмоциональный дефицит» и формирование эмоционального выгорания.

Также 38 % опрошенных начинают терять способность подключения к профессиональному общению, они стали неадекватно «экономить» на своих эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе профессиональных рабочих контактов. При этом данная категория опрошенных считает, что они поступают допустимым образом, однако субъекты общения (учащиеся, родители) замечают некоторое равнодушие, а иногда неучтивость и пренебрежение со стороны педагога и может быть расценено как неуважение к их личности. Также стоит отметить, что 32 % опрошенных почти всегда обращаются к подобному способу реагирования, утратив способность изменять интенсивность своих переживаний по отношению к учащимся в зависимости от обстоятельств сложившейся ситуации (не способны проявлять большее терпение, сочувствовать, если это необходимо), что указывает на сформированность данного симптома и развитие эмоционального выгорания.

Симптом «Загнанность в клетку» складывается у 32 % исследуемых, они часто испытывают чувство безысходности, в то время, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их не предоставляется возможности. Испытывают состояние интеллектуального затора, тупика.

Также стоит отметить, какие симптомы являются доминирующими в фазах по результатам исследования эмоционального выгорания педагогов образовательных организаций. Таким образом, анализ результатов показал, что:

- в фазе «Напряжение» доминирующим является симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств»;

- в фазе «Резистенция» симптом «Редукция профессиональных обязанностей»;

- в фазе «Истощение» симптом «Психосоматические и вегетативные нарушения».

Таким образом мы видим, что у наибольшей части опрошенных доминирует в фазе «Резистенция» симптом «Редукция профессиональных обязанностей», это подтверждает тот факт, что формирование эмоционального выгорания проявляется в профессиональной деятельности педагога. Редукция выражается в попытках облегчить или сократить свои обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Таблица 2. Взаимосвязь структурных показателей эмоционального интеллекта (по опроснику «ЭмИн» Д. В. Люсина) и симптомов эмоционального выгорания (по «методике диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко)

Структурный показатель эмоционального интеллекта, шкалы / субшкалы

Корреляция

Пирсона

Значение

Фаза «Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Управление чужими эмоциями (МУ)

- 0,393**

0,000

Понимание своих эмоций (ВП)

- 0,489**

0,000

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ)

- 0,409**

0,000

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

- 0,455**

0,000

Понимание эмоций (ПЭ)

- 0,507**

0,000

Управление эмоциями (УЭ)                 

- 0,366**

0,000

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ)

- 0,517**

0,000

Неудовлетворенность собой

«Загнанность в клетку»

Управление своими эмоциями (ВУ)

- 0,333**

0,001

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

- 0,356**

0,000

Управление эмоциями (УЭ)

- 0,336**

0,001

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ)

- 0,348**

0,001

Тревога и депрессия

Контроль экспрессии (ВЭ)

- 0,362**

0,000

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

- 0,393**

0,000

Управление эмоциями (УЭ)

- 0,361**

0,000

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ)

- 0,332**

0,001

Фаза «Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование

Понимание чужих эмоций (МП)

- 0,528**

0,000

Управление чужими эмоциями (МУ)

- 0,523**

0,000

Понимание своих эмоций (ВП)

- 0,672**

0,000

Управление своими эмоциями (ВУ)

- 0,440**

0,000

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ)

- 0,641**

0,000

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

- 0,689**

0,000

Понимание эмоций (ПЭ)

- 0,743**

0,000

Управление эмоциями (УЭ)                        

- 0,527**

0,000

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ)

- 0,798**

0,000

Эмоционально нравственная дезориентация

Управление чужими эмоциями (МУ)

- 0,389**

0,000

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

- 0,370**

0,000

Расширение сферы экономии эмоций

Управление чужими эмоциями (МУ)

- 0,384**

0,000

Понимание своих эмоций (ВП)

- 0,618**

0,000

Управление своими эмоциями (ВУ)

- 0,341**

0,001

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ)

- 0,337**

0,001

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

- 0,630**

0,000

Понимание эмоций (ПЭ)

- 0,495**

0,000

Управление эмоциями (УЭ)

- 0,357**

0,000

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ)

- 0,536**

0,000

Редукция профессиональных обязанностей

Понимание своих эмоций (ВП)

- 0,526**

0,000

Контроль экспрессии (ВЭ)

- 0,307**

0,002

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ)

- 0,263**

0,010

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

- 0,568**

0,000

Понимание эмоций (ПЭ)

- 0,404**

0,000

Управление эмоциями (УЭ)

- 0,301**

0,003

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ)

- 0,504**

0,000

Фаза «Истощение»

Эмоциональная отстраненность

Управление чужими эмоциями (МУ)

0,289**

0,005

Личностная отстраненность (деперсонализация)

Понимание чужих эмоций (МП)

- 0,326**

0,001

Управление чужими эмоциями (МУ)

- 0,400**

0,000

Управление своими эмоциями (ВУ)

- 0,345**

0,001

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ)

- 0,418**

0,000

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

- 0,365**

0,000

Понимание эмоций (ПЭ)

- 0,351**

0,000

Управление эмоциями (УЭ)

- 0,461**

0,000

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ)

- 0,415**

0,000

Психосоматические и психовегетативные нарушения

Понимание чужих эмоций (МП)

- 0,328**

0,001

Управление своими эмоциями (ВУ)

- 0,548**

0,000

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ)

- 0,345**

0,001

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

- 0,460**

0,000

Понимание эмоций (ПЭ)

- 0,345**

0,001

Управление эмоциями (УЭ)

- 0,455**

0,000

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ)

- 0,433**

0,000

Примечание: ** Корреляция значима на уровне 0,01.

Анализ результатов таблицы 2 показал, что в фазах профессионального выгорания со всеми компонентами эмоционального интеллекта коэффициент корреляции r-Пирсона имеет отрицательные значения, следовательно, мы можем сделать вывод, что при развитии эмоционального интеллекта у педагогов образовательных организаций будут уменьшаться симптомы профессионального выгорания. Это будет способствовать повышению самооценки, интереса к жизни и общения с окружающими, возникновению желания совершенствовать свои профессиональные навыки.

Однако стоит отметить, что в ходе исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта нами была обнаружена прямая взаимосвязь по симптому «эмоциональная отстраненность» с межличностным аспектом эмоционального интеллекта. А это означает, что при развитии способности к пониманию и управлению чужими эмоциями у педагога будет возникать потребность в психологическом комфорте, желание ограничить общение с другими людьми что вполне естественно, так как понимание и управление чужими эмоциями является большой эмоциональной нагрузкой, что может привести к экономии своих чувств по отношению к окружающим.


Список литературы

1. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома эмоционального сгорания // Вестник МГУ. 1995. № 1. С. 54-58.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других - Москва: Эксмо, 2010. С. 469.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - СПб.: Питер, 2005. С. 336.
4. Дорохова Т.С Влияние эмоционального выгорания на профессиональную самореализацию социальных педагогов // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Ливница, 14 ноября 2014 г. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014 – С. 196-202.
5. Жуйкова Ю.А. Профессиональное выгорание госслужащих в контексте преодоления профессионального стресса // Развитие профессионализма. 2016. №1. С. 50-51.
6. Майер, Г. Психология эмоционального мышления. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 123- 129.
7. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы - СПб.: Питер, 2007. С. 464.
8. Скоблик О.Н. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание: методологический анализ проблемы // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2017. №9. С. 77-80.
9. Щербаков С. В. Эмоциональный интеллект как структурный компонент психологической культуры курсантов военных вузов // Психологические науки. Фундаментальные исследования. 2015. №2. С. 4336-4339.

Расскажите о нас своим друзьям: