Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 159.923

Дата публикации 31.01.2018

Взаимосвязь эго-состояния личности и мотивации успеха

Никоненко Наталья Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин, Сергиево-Посадского филиала МПГУ

Аннотация: В статье рассматривается наличие взаимосвязи между расширенными эго-состояниями (предложенными в теории трансактного анализа) и мотивацией личности на успех.
Ключевые слова: трансактный анализ, эго-состояния, заботливый родитель, адаптивный ребенок, свободный ребенок, мотивация успеха

Interrelation of the individual's ego state and motivation

Nikonenko Natalia Vladimirovna
The candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Disciplines, Sergiev Posad branch of MPGU

Abstract: The article considers the existence of the relationship between extended ego states (proposed in the theory of transactional analysis) and the motivation of the individual to succeed.
Keywords: transactional analysis, ego states, caring parent, adaptive child, free child, motivation for success


Трансактный анализ   – направление психотерапии, методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном. Целью терапевтической работы является анализ и проработка проблем личности. Через осознание происходит осмысление жизненной ситуации, принятие решения об изменении и коррекции некоторых структурных элементов и жизненного сценария, реализация этих изменений.

Эго-состояния 

Строительными элементами в структуре личности являются эго-состояния, которые Э. Берн определяет как доступные наблюдению психологические позиции, принимаемые человеком.

Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент. Структурная модель описывает три различные эго-состояния и традиционно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями.

Р – Эго-состояние Родителя: руководствуется долженствованием, нормами и правилами. В данном состоянии выделяют Контролирующего и Заботливого Родителя.

В – Эго-состояние Взрослого: рациональное поведение, направленное на реальную ситуацию, мысли и чувства «здесь и сейчас».

Ре – Эго-состояние Ребенка: желания, мечты, спонтанное поведение, эмоциональность. Эго-состояние ребенка может быть: Адаптивным и Свободным.

Используемая нами расширенная система трех эго-состояний показана на рис.1.

Рис. 1. Расширенная система эго-состояний

Критикующий (Контролирующий) РодительПозитивное – защищает, подсказывает, указывает, направляет, помогает, даёт рекомендации.Негативное проявление – директивный, требует послушания, ограничивает, запрещает, командует, контролирует, наказывает. Считает себя безоговорочно правым.Воспитывающий (Заботливый) РодительПозитивное проявление – поддерживает, заботится, ухаживает, вдохновляет, поощряет, подсказывает, усиливает потенциал и ресурсы человека.Негативное проявление – гиперопекает, излишней заботой может подавить инициативу, делает за человека то, что он и сам может сделать.ВзрослыйАнализирует факты, делает выводы, принимает ответственные решения, воплощает свои идеи в жизнь. Понимает и принимает реальность. Является носителем самосознания.Приспособившийся (Адаптивный) ребенокПозитивное проявление – ответственный, послушный, воспитанный, дисциплинированный. Негативное проявление  –  безынициативный, покорный, «запуганный» или бунтующий, эмоционально неустойчивый.Свободный ребенокВнутренняя свобода, творческий, раскрепощенный, спонтанный, непосредственный.

Мотивация

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. Человек, мотивированный на успех, ставит перед собой реальные цели и стремится к их достижению. Он анализирует различные варианты и собственные возможности, способы привлечения различных ресурсов. Неудачи воспринимаются как временные трудности, которые можно преодолеть. Тогда ищется способы и возможности решений. Если трудности непреодолимы, человек, мотивированный на успех, пересматривает свои цели и ставит новые.  Поведение вариативное и гибкое. Принимая решения, они руководствуются реальными возможностями, находят способы достижения цели, имеют запасные варианты в случае неудачи, умеют использовать внешние и внутренние ресурсы.

В основе активности человека лежит вера и потребность в успехе. Такие люди активны, ответственность берут на себя, обычно уверены в себе. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. Такой человек старается избежать трудностей, наказания, неуспешности. У него присутствует страх неудачи, поэтому такие люди безынициативны, неактивны. Ответственность предпочитают переложить на других. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах.

Гипотеза: мы предполагаем, что между следующими элементами есть прямая корреляционная связь:

  1. Заботливый родитель – мотивация на успех
  2. Адаптивный ребенок – мотивация на успех
  3. Взрослый – мотивация на успех

Исследование проводилось в декабре 2017 года, участие в котором приняли 20 человек, в возрасте 20-45 лет.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

  1. Опросник функциональных эго-состояний (разработан J.Hay, адаптирован В.Е. Гусаковским);
  2. Опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН).

Проведя исследования и обработав полученные данные, мы воспользовались методом математического анализа – критерием Спирмена.

В таблице 1 мы представляем итоговые данные после математической обработки.

Таблица 1. Эмпирические значения r-критерия Спирмена

  Эго-состояния
Контролирующий родитель Заботливый родитель Взрослый Свободный ребенок Адаптивный ребенок

Мотивация

 

 

-0.034 0.671 0.438 -0.311 0.666

Анализируя данные таблицы 1, мы видим, что мотивация успеха выше, когда более выражено эго-состояния Заботливый родитель, Адаптивный ребенок.

  1. Заботливый родитель – мотивация успеха. Такие люди заботятся о себе и об окружающих. Их критика проявляется в меньшей степени, чем, например, у Контролирующего родителя. Уверенны в себе, в своих силах, инициативны и ответственны. Исходя из этого, мотивация таких людей будет направлена на успех.
  2. Адаптивный ребенок – мотивация успеха. Такие люди воспитаны, придерживаются этики и морали. Они четко знают общие разумные правила в достижении успеха.

Таким образом, человеку, ориентированному на достижение успеха в конкретных сферах или успеху жизни в целом, как направлением проработки эго-состояний и терапии в технике трансактного анализа, следует развивать позитивные составляющие Заботливого родителя и Адаптивного ребенка.


Список литературы

1. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Академический Проект, 2006. — 320с.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Питер, 2004.
3. Макаров В.В. Трансактный анализ - Восточная версия. – М.: Речь, 2008. – 583с.
4. Стюарт, Ян; Джойнс, Вэнн. Современный трансактный анализ. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 750с.
5. http://it-boost.com/roditel

Расскажите о нас своим друзьям: