Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 37.015.3

Дата публикации 13.09.2019

Взаимодействие ДОУ с семьей в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Курдова Инеса Павловна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье приведены задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста; дана характеристика принципов дошкольного воспитания детей (научности, гуманизации, интеграции, регионализации); раскрыты составные элементы экологической культуры личности дошкольного возраста, а также составные элементы экологического сознания дошкольников. Кроме того, приведены требования к эколого-развивающей среде в домашних условиях, а также формы и методы экологического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. В статье анализируются модели взаимодействия ДОУ с семьей в экологическом воспитании дошкольников (педагог-родитель, родитель-ребенок, педагог-родитель-ребенок).
Ключевые слова: Природа, окружающая среда, воспитание, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое сознание, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения, семья

Interaction of the DOU with the family in the environmental education of preschool children

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor, Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki,
Kurdova Inesa Pavlovna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: The article presents the tasks of environmental education of preschool children; the characteristic of the principles of preschool education of children (scientific, humanization, integration, regionalization) is given; disclosed are the constituent elements of the ecological culture of a preschool-age individual, as well as the constituent elements of the ecological consciousness of preschool children. In addition, the requirements for the ecological-developing environment at home, as well as the forms and methods of environmental education of children in preschool educational institutions are given. The article analyzes the models of interaction between the Kindergarten and the family in the environmental education of preschool children (teacher-parent, parent-child, teacher-parent-child).
Keywords: Nature, environment, upbringing, environmental education, ecological culture, environmental awareness, preschool children, preschool educational institutions, family

В настоящее время экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие возможно при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической воспитанности, экологических знаний, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В дошкольном возрасте начинает формироваться личность ребенка. Дети начинают  понимать, что человек и природа находятся в неразрывной связи друг с другом. У них развивается эмоциональное отношение к окружающему их миру, они усваивают экологические знания, правила и нормы взаимодействия с природой. Это, в свою очередь, воспитывает сопереживание к природе, а также желание беречь и охранять ее, активно решать  экологические проблемы. Многими учеными отмечена важная роль экологического воспитания детей дошкольного возраста в формировании общей культуры человека.

Теоретические основы экологического воспитания представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Бажович, Н.Н.Кондратьева,  Т.А. Куликова, М.М. Марковская, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Т. Саморукова,  П.Г.Саморукова, Е.И. Тихеева, И.А.Хайдурова, Г.И. Щукина  и др.).

Научные аспекты теоретико-методологического обеспечения процесса экологического воспитания детей, а также взаимодействия ДОУ с семьей в экологическом воспитании дошкольников были исследованы в работах Н.М. Верзилина, С.Н. Глазачева, В.Д. Дерябо, И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, П.Г. Иоганзена, Д.Н. Кавтарадзе, B.А. Левина, A.A. Мамонтова, И.С. Матрусова, И.Н. Пономарева, H.A. Рыжова, И.Т. Суравегина и др.).

Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Основным содержанием, сущностью  экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [1, с.15].

Основной задачей экологического воспитания детей является создание таких условий в дошкольных образовательных учреждениях, которые бы способствовали гармоничному экологическому развитию личности ребенка. Эта задача может быть решена только посредством совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и педагога решаются задачи экологического воспитания (рис.1).

Учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения предусматривает реализацию выделенных на рисунке 1 задач комплексно. Реализация задач экологического воспитания детей будет эффективной при наличии у самого воспитателя экологической культуры и мотивации к приобщению детей к природе. Кроме того, в задачи экологического воспитания входит также формирование у детей умений  слушать товарища, выполнять задания по установке педагога, анализировать результаты своих действий, а также развитие познавательного интереса детей к природе.

Рисунок 1. Задачи экологического воспитания детей

Указанные на рисунке 1 задачи экологического воспитания детей наряду с образовательным характером, носят и воспитательный: они нацелены на развитие у детей заботливого, гуманного отношения к природе, выработку эстетических чувств в процессе общения с природой.

Все задачи экологического воспитания дошкольников не могут быть реализованы без учета ведущих принципов дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация. Характеристика данных принципов представлена в таблице 1.

Процесс становления бережного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.

Таблица 1. Характеристика принципов дошкольного экологического воспитания

Результатом экологического воспитания должна стать экологическая культура личности, составные элементы которой представлены на рисунке 2.

Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является составной частью экологического образования в целом, как разностороннее взаимодействие детей, являющихся активными субъектами деятельности с окружающей средой.

В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации и экологизации личности ребенка.

Рисунок 2. Составные элементы экологической культуры личности дошкольника

Семья является первейшим социальным институтом, в котором помимо  формирования основ духовного и культурного облика человека, происходит и экологическое воспитание детей, которое потом продолжается в дошкольных образовательных учреждениях и далее, в школах. В первую очередь  семье необходимо воспитать экологическое сознание, которое включает в себя эмоциональное отношение и практические поступки детей в природе (рис. 3).

Рисунок 3. Составные элементы экологического сознания дошкольников

В экологическом воспитании центральное место занимает подражание. Ребенку необходимы настоящие положительные примеры родителей и ближайших взрослых. Каждое произнесенное слово родителями, их жесты, могут стать примером для подражания ребенком. Задача родителей познакомить детей, во-первых, с сезонными изменениями в природе, показать пример грамотного, бережного сбора урожая, во-вторых, с правилами поведения в природе, которые должны сводиться к сохранению и защите природы. В результате этого у ребенка будут сформированы поведенческие экологические умения, которые и составляют экологическую культуру личности. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в детях стремления мучить животных, убивать их.

Для дошкольников животные, растения являются источником новых впечатлений, переживаний. Взаимодействуя с ними, ребенок получает массу положительных эмоций, учится быть открытым, выражать свои эмоции и чувства.

В семьях, в которых родители уделяют внимание развитию личности своих детей, необходимо создать эколого-развивающую среду:  иметь книги, комнатные растения, домашних животных.

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

- уголок живой природы, который может быть представлен разнообразными комнатными растениями, выращенные самим ребенком либо совместно с родителями,  а также сюда могут входить все необходимые для ухода за растениями средства (удобрения);

- уголок «выращивания», который должен быть оснащен необходимыми средствами для исследовательско-практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): грунт, инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;

- уголок природного материала, в который должен входить природный материал (шишки, листва, желуди, веточки) для изготовления поделок детьми;

- уголок познавательной информации, включающий в себя литературу об окружающем мире.

Таким образом, экологическое воспитание детей в семье должно сформировать осознанно-правильное отношение детей к природе, ее объектам,  с которыми они непосредственно взаимодействуют. Семья призвана помочь ребенку сформировать культуру поведения в окружающей его среде, привить любовь к природе, а также понять эстетику окружающего мира, донести до него, что только человек несет прямую ответственность за природу и окружающую среду [4, с. 16].

Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать ее красоту – важнейшая задача детского сада [5, с.113].

Вся система построения экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении зиждется на трех основных стержнях (рис.4).

Рисунок 4. Система построения экологического воспитания в ДОУ

Дошкольное образовательное учреждение выступает тем звеном в развитии ребенка, в котором дети  получают образование, учатся взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать самостоятельную деятельность. От того, как ребенок усвоит правила поведения, как он овладеет коммуникативными навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ). Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Гармоничное развитие детей дошкольного возраста невозможно без активного участия его родителей в образовательно-воспитательном процессе ДОУ.

Работа с родителями в экологическом воспитании детей дошкольного возраста является одной из приоритетных в  работе дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог детского сада, однако, определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания.

Экологическое воспитание детей сводится к следующей деятельности педагогов в ДОУ (рис. 5).

Рисунок 5. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать три основные модели взаимодействия ДОУ с семьей: «педагог-родитель», «родитель-ребенок», «педагог-родитель-ребенок» (рис. 6).

Выстраивая такие модели, необходимо учитывать образовательный уровень семьи, ее психологическое состояние и «микроклимат». Желательно проводить работу с родителями дифференцировано и использовать индивидуальный подход к каждой семье. При выборе форм общения с родителями ребенка необходимо избегать нравоучений, замечаний, назиданий. Педагогу необходимо проводить работу по привлечении родителей к решению задач, результатом которых станет положительный эффект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры дошкольников существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду [6, с.20].

Рисунок 6. Модели взаимодействия ДОУ с семьей

В рамках реализации модели «Педагог-родитель» воспитателями дошкольных образовательных учреждений могут проводиться следующие мероприятия:

- индивидуальные беседы и консультации с родителями;

- анкетирование с целью выявления экологической компетентности родителей;

- родительские собрания, «круглые столы»;

- практические семинары;

- родительские гостиные;

- оформление информационных стендов в ДОУ.

В рамках реализации модели «Педагог-ребенок-родитель» воспитатели дошкольных образовательных учреждений могут проводить следующие мероприятия:

- совместные мастер-классы;

- дни открытых дверей;

- семейные календарные праздники и фестивали;

- спортивные праздники;

- дни добрых дел.

В рамках реализации модели «Родитель-ребенок» воспитатели дошкольных образовательных учреждений взаимодействуют с семьей по проведению следующих мероприятий:

- творческих тематических выставок, конкурсов;

- выпуск фотоколлажей;

- реализация тематических проектов;

- ведут портфолио ребенка.

Таким образом, взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей по экологическому воспитанию дошкольников позволяет сформировать у детей положительную направленность отношения к природе,  ответственное отношение к окружающей среде, эмоциональный отклик, проявление эстетических переживаний в процессе общения с природой.


Список литературы

1. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Инфра, 2019. – 255 с.
2. Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1989. – 133с.
3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию – современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27.
4. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015. – № 1. – С. 16-18.
5. Миронова А. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – М.: Учитель, 2018. – 260 с.
6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей третий год жизни. – М.: Цветной мир, 2018. – 80 с.

Расскажите о нас своим друзьям: