Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №8(13) Август, 2017

УДК 159.99

Дата публикации 23.08.2017

Возможности педагогической интернатуры в развитии личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов

Сладкова Ирина Алексеевна
Старший преподаватель кафедры психологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева, РФ, г. Красноярск

Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы определяется необходимостью развития личностной готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности. Цель статьи – рассмотрение возможностей педагогической интернатуры как формы педагогической практики в развитии личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. Раскрывается значение педагогической интернатуры как формы педагогической практики в развитии основных компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: личностная готовность к профессиональной деятельности, практическая подготовка будущих педагогов-психологов, педагогическая интернатура

The possibilities of pedagogical internship and the development of personal readiness for professional activity of future teachers-psychologists

Sladkova Irina Alekseevna
Senior lecturer Department of psychology, Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev, Russian Federation, Krasnoyarsk

Abstract: The relevance of the research problem is determined by necessity of development of personal readiness of future psychologists to professional activity. The purpose of this article is to review the potential pedagogical internship as a form of pedagogical practice in the development of personal readiness for professional activity of future teachers-psychologists. Reveals the importance of the pedagogical internship as a form of pedagogical practice in the development of the main components of personal readiness to professional activity.
Keywords: personal readiness for professional activities, practical training of future teachers-psychologists, pedagogical internship

 

Модернизация системы высшего профессионального образования,  введение ФГОС ВПО и  изменение профессиональных требований к современному педагогу-психологу, закрепленных в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»  повышают требования к личности педагога-психолога, что актуализирует проблему его подготовки в системе высшего профессионального образования в свете готовности личности будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности.

В психологии готовность рассматривается как установка, на основе которой возникает деятельность (Д.Н. Узнадзе); как психическое состояние (Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов); как устойчивость личности к внутренним и внешним воздействиям (Н.И. Головатый, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко); как подготовленность (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).

Одним из аспектов готовности успешной профессиональной деятельности является личностная готовность к ее осуществлению.  Проблема личностной готовности рассматривалась в исследованиях Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, A. К. Марковой, Е.Н Богданова, В. Д. Шадрикова, Л. М. Митиной, Н. В. Кузьминой, Е.А. Яблоковой, М.В. Новикова, Э.Э. Кугно, А.А. Пасишникова и др.

Личностная готовность в психологии рассматривается как качество, устойчивая характеристика личности (Н.В. Кузьмина), многокомпонентное образование личности, позволяющее осуществлять  стратегию  формирования и реализации профессиональных намерений человека (М.Ю. Савченко), отрефлексированная направленность личности на профессиональную деятельность (И.А. Зимняя).

Личностная готовность к деятельности является многокомпонентной, включающей личностный, мотивационный, когнитивный, функциональный, волевой и оценочный компоненты (Н. В. Кузьмина, Э.Э Кугно, Л. М. Митина, А.А. Пасишников, И.А. Романова М.Ю. Савченко и др.)

В нашем исследовании под личностной готовностью к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов понимается интегративное динамическое новообразование личности, обеспечивающее развитие образа личности и качественные его проявления в профессиональной деятельности в соответствии с мотивационно-ценностными ориентациями личности. Личностная готовность к профессиональной деятельности включает в себя мотивационный, рефлексивный, аксиологический, регулятивный и Я-профессиональное компоненты.

Инновационным способом развития личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов и ее компонентов (учебно-профессиональной мотивации, рефлексии профессионального развития и образа Я-профессиональное, ценностно-смысловых ориентаций своего профессионального развития и регулирования учебно-профессиональной деятельности) является  педагогическая интернатура.

Интернатура впервые появилась в связи с ее введением СССР в 1967 году в медицине, которая является обязательной для выпускников медицинских факультетов после получения диплома для формирование профессиональных компетенций выпускников медицинских факультетов в самостоятельной практической деятельности.

Педагогическая интернатура как форма практики представлена в зарубежных странах (Франция, Великобритания, Япония, Канада, США).  В отечественной образовательной сфере интернатура  не практиковалась ранее,  в настоящее время  педагогическая интернатура представлена как инновационная форма подготовки педагогических кадров с целью уменьшения разрыва между компетенциями выпускников  бакалавриата требованиями профессионального стандарта педагогов.

Проблеме организации педагогической интернатуры посвящены исследования  Е.Н. Геворкян, Е.Ю. Грачевой, В.В. Рубцова, Т.В. Лучкиной, С. А. Минюровой, Н. О. Леоненко,  А.И. Савенкова, Т.В. Фуряевой,  И.Я. Мурзиной и др.

Т.В. Лучкина под педагогической интернатурой «форму поддержки выпускника – бакалавра, пришедшего в образовательную организацию по профилю своей подготовки, представляющая собой часть системы непрерывного педагогического образования» [6, с. 2119].

Как образовательную программу,  включающую в себя систему теоретических курсов и практик (стажировок) на базе школ-партнеров студентов-бакалавров понимает И.А. Мурзина [7, с. 17].

Е.Ю. Грачева считает, что «интернатура представляет собой уникальное образовательное пространство, в котором осуществляется деятельное объединение различных учебных проектов, нацеленных на педагогическую поддержку начинающим учителям» [2].

Анализ российского опыта организации педагогической интернатуры свидетельствует о существовании двух основных подходов к организации в системе отечественного высшего образования: в рамках последипломного образования и параллельно с обучением в вузе.

Опыт организации и реализации педагогической интернатуры как  последипломной практической имеется в Московском государственныом педагогическом университете, Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского, Омском государственном педагогическом университете. Прохождение интернатуры параллельно с обучением в вузе  было реализовано в Московском государственном психолого-педагогическом университете, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, Уральском государственном педагогическом университете.

Мы согласны с мнением Е.Ю. Грачевой, что обучение студентов в педагогической интернатуре способствует их профессионально-личностному росту и развитию их  профессиональной компетентности [2].

Педагогическая интернатура обеспечивает условия для постепенного вхождения в профессию будущих педагогов (Е.И. Зарипова), что способствует развитию профессионального самосознания, формированию образа Я-профессиональное [3].

В процессе обучения в педагогической интернатуры интерны проходят практическую подготовку к профессиональной педагогической деятельности (Е.Н. Геворкян, А.И. Савенкова, И.Я. Мурзина), что по нашему мнению способствует  становлению ценностно-смысловых ориентаций своего профессионального развития и регулирования учебно-профессиональной деятельности

Педагогическая интернатура обеспечивает «вхождение в профессию» в начале профессиональной карьеры в образовательных организациях, что по нашему мнению способствует развитию профессиональной педагогической мотивации, что подтверждается исследованиями Н.Н. Будниковой, Г.И.  Полторжицкой [1].

Наставники оказывают консультирование и психолого-педагогическую поддержку интернов в их самостоятельной профессиональной деятельности,  осуществляют контроль по ее выполнению, что способствует развитию мотивации профессиональной успешности, рефлексии осущесвтления самостоятельной профессиональной деятельности, определения и рефлексивного анализа своих профессиональных возможностей и их соответствия требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Таким образом, педагогическая интернатура способствует развитию личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, что выражается в становлении ценностно-смысловых ориентаций в профессии, повышении учебно-профессиональной мотивации, повышения уверенности в себе и направленности на достижение профессионального успеха, развития образа Я-профессиональное,  осуществления регулирования собственного профессионального становления.


Список литературы

1. Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Интерактивные и адаптивные методики как способ мотивации профессиональной деятельности студентов во время прохождения педагогической практики.// Вестник КАСУ. 2011. №1. С. 111-117.
2. Грачева Е.Ю. Педагогическая интернатура в развитых странах мира [электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/ Pedagogica/2_94004.doc.htm (дата обращения: 20.08.2017).
3. Зарипова Е.И. Педагогическая интернатура как способ устранения «разрыва» между образовательным и профессиональным стандартами педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21584 (дата обращения: 18.08.2017).
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 448 с.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990.- 119 с.
6. Лучкина Т.В. Педагогическая интернатура: возможности, проблемы, перспективы.// Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. - 2013. - № 12. - С. 2119.
7. Мурзина И.Я. Инновационные модели развития регионального педагогического кластера.// Человек в мире культуры. - 2017. - № 1. - С. 13-19.
8. Савченко М.Ю. Формирование личностной готовности учащихся девятых классов к профессиональному самоопределению: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Воронеж, 2006. - 234 с.

Расскажите о нас своим друзьям: