Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 373.24

Дата публикации 30.12.2018

Влияние подвижных игр на развитие самостоятельности и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

Вялова Наталия Вячеславовна
старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Павленкова Елена Дмитриевна
студентка факультета психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития таких значимых личностных качеств детей, как самостоятельность и творческая активность. Проанализированы и обобщены взгляды исследователей на различные аспекты данной проблемы. Рассматриваются возможности подвижной игры в развитии самостоятельности и творческой активности у старших дошкольников. В статье представлена программа экспериментального исследования: диагностические методики, система работы по развитию самостоятельности и творческой активности у детей старшей группы посредством подвижных игр, результаты исследования, подтверждающие положительное влияние подвижных игр на развитие указанных личностных качеств дошкольников.
Ключевые слова: развитие и воспитание старших дошкольников, самостоятельность, творческая активность, подвижные игры, двигательно-игровое творчество

Influence of outdoor games on the development of independence and creative activity in children of senior preschool

Vyalov Natalia Vyacheslavovna
senior teacher of the Department of psychology and pedagogy preschool and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Pavlenkova Elena Dmitrievna
student of the faculty of psychology and pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: This article discusses the problem of the development of such significant personal qualities of children as autonomy and creative activity. Analyzed and summarized the views of researchers on various aspects of this problem. The possibilities of the mobile game in the development of independence and creative activity in older preschoolers are considered. The article presents the program of experimental research: diagnostic methods, the system of work on the development of independence and creative activity in children of the older group through outdoor games, the results of the study confirming the positive impact of outdoor games on the development of these personal qualities of preschoolers.
Keywords: development and upbringing of older preschoolers, independence, creative activity, outdoor games, motor-game creativity

Актуальность и значимость проблемы развития самостоятельности творческой активности у детей дошкольного возраста обусловлена многими факторами, в том числе и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (далее ФГОС ДО). Одной из задач, обозначенных ФГОС, является задача развития инициативности, самостоятельности и творчества детей [7]. Решение данной задачи возможно только в ключе формирования субъектной позиции ребенка, необходимыми условиями для этого выступают реализация личностно – ориентированного и деятельностного подхода в развитии и воспитании детей.  

Актуальность проблемы продиктована необходимостью подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в стремительно развивающемся современном обществе, а дошкольников и к предстоящей учебе в школе.

Проблема развития личностных качеств дошкольников, к которым относится самостоятельность и творческая активность, всегда была в центре внимания исследователей в области психологии и педагогики (В.В.Агеев, Р.С.Буре, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский. О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, М.В.Крулехт, А.М.Матюшкин, Н.Я.Михайленко, З.А.Михайлова, Н.Н.Поддъяков и др.).

Различные аспекты проблемы развития самостоятельности и творческой активности у дошкольников в двигательной деятельности изучались многими исследователями: И.М.Воротилкиной, А.В.Кенеман, Л.М.Коровиной, Г.П.Лесковой, Т.И.Осокиной, Н.В.Полтавцевой, М.Ю.Руновой, Э.Я.Степаненковой, Т.Э.Токаевой и др.

Основываясь на том, что ведущим видом деятельности на протяжении дошкольного возраста является игровая деятельность, игра рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания и развития дошкольника.

Подвижные игры занимают особое место среди других детских игр. Отличительной особенностью этих игр является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. По мнению Э.Я.Степаненковой, подвижные игры способствуют не только оздоровлению ребенка, но и активизации творческой деятельности, самостоятельности, проявлению раскованности, свободы в решении игровых задач [6].

Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх обусловлено их творческим характером. Однако, как отмечает Э.Я.Степаненкова, творческая активность детей формируется при условии умелого руководства подвижной игрой. Подчеркивается особая роль педагога в развитии творческой активности и самостоятельности детей в подвижных играх, которая заключается в создании вариантов игр и постепенном привлечении к этому детей. Автор рекомендует начинать с упражнений и подвижных игр, требующих придумывания и исполнения воображаемой роли в предлагаемой игровой ситуации (игры типа «Сделай фигуру», «Обезьяна и охотники» и др.). Исследователь считает, что «…показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр; усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать» [6, с.31].

В работах Е.Ф.Акуловой, М.А.Демиденко, С.Б.Калинковской, Э.Я.Степаненковой, В.Шмониной и др. рассматривались возможности подвижных игр в развитии самостоятельности и творческой активности детей дошкольного возраста [2; 4; 5; 6; 8].   

Изучение и анализ исследований показал, что, несмотря на достаточную теоретико-методологическую и методическую разработанность различных аспектов проблемы, работ, посвященных комплексному подходу в изучении и развитии самостоятельности и творческой активности у старших дошкольников недостаточно. Как показывает анализ работы педагогов ДОО, воспитатели не в полной мере реализуют развивающий и воспитательный потенциал подвижных игр, в основном используют подвижные игры для совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств детей [3].

Мы предположили, что ресурс подвижных игр еще не исчерпан и игры будут эффективны в развитии самостоятельности и творческой активности у старших дошкольников. В связи с этим было организовано экспериментальное исследование, которое проводилось на базе  МБДОУ № 141 г. Дзержинска Нижегородской области. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет (13 мальчиков и 17 девочек).

Цель исследования заключалась в разработке и апробации педагогических условий использования подвижных игр в развитии самостоятельности и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

На этапе констатирующего эксперимента было проведено изучение уровня развития самостоятельности и творческой активности в подвижных играх у старших дошкольников с помощью 2 диагностических методик, разработанных на основе методики Е.Ф.Акуловой [1].

Отметим, что согласно методике № 1 «Проведи игру сам», применяемой на первом этапе эксперимента, главной целью было определение уровня развития самостоятельности ребенка при проведении подвижной игры.

Представим описание данной методики. Детям перед прогулкой сообщалось, что будет «час любимых игр». Выбирался помощник воспитателя - ведущий игры. Давалось указание, что когда подойдет время, ведущий соберет детей для игры. На прогулке педагог напоминал ведущему о задании. Если ребенок затруднялся в организации детей или объяснении игры, педагог оказывал дозированную помощь в виде наводящих вопросов: Как называется игра? Что нужно для этой игры? Расскажи ребятам, как играть в эту игру? и т.д.  

В ходе наблюдения оценивались ответы и действия ребенка.  Оценивались следующие показатели (умения):  

1. Знание игры:

- ребенок называет игру;

- объясняет или напоминает содержание и правила игры;

- знает разные способы распределения ролей.

2. Владение приемами организации игры:

- умение собрать на игру, заинтересовать детей;

- умение распределять роли, используя разные способы;

- умение подать команды или сигналы;

- умение регулировать взаимоотношения участников игры, опираясь на правила игры;

- умение подводить итоги игры (высказывать объективное обоснованное мнение о поведении детей в игре, соблюдении ими правил, о проявлении детьми физических и нравственно-волевых качеств).

Оценка результатов: каждый показатель оценивался баллами в зависимости от степени самостоятельности проявляемой ребенком:

2 балла – ребенок самостоятельно проявляет умение;

1 балл – ребенок проявляет умение с помощью взрослого;

0 баллов – ребенок не проявляет умение.

Далее проводилось суммирование полученных баллов: максимальное количество баллов – 16; минимальное количество баллов – 0.

На основе полученных результатов были выделены уровни развития самостоятельности в подвижной игре у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень – 13- 16 баллов: ребенок имеет полное представление об игре (легко и точно дает название, раскрывает содержание и правила, знает более 3 разных способов распределения ролей); проявляет инициативу и первым предлагает поиграть; берет на себя функцию организатора (может сам собрать детей на игру, распределить роли, подать команды, следить за правильным выполнением правил); самостоятельно регулирует взаимоотношения участников игры, учитывает их интересы, опирается на правила; принимает активное участие в подведении итогов игры, высказывая объективное мнение.

Средний уровень - 8-12 баллов: ребенок имеет определенное представление об игре (может дать точное название, рассказать о содержании и правилах, знает не менее 2 способов распределение ролей); но не достаточно инициативен, затрудняется первым предложить игру; берет на себя функцию организатора, но затрудняется в применении некоторых приемов организации игры; испытывает затруднения в регулировании взаимоотношений участников игры, сам обращается за помощью к сверстникам или взрослому; принимает определенное участие в подведении итогов игры, но его мнение не всегда объективно.

Низкий уровень – 0-7 баллов: ребенок имеет ограниченное представление об игре (затрудняется дать точное название, испытывает трудности в раскрытии содержания и правил, знает 1 способ распределения ролей – считалочку); не проявляет инициативу первым; не владеет приемами организации подвижной игры, как правило, игра распадается на этом этапе; не способен самостоятельно регулировать взаимоотношения участников игры, сам не обращается за помощью к сверстникам или взрослому, но помощь взрослого чаще всего принимает.

Данная методика проводилась нами на дневной прогулке в течение двух недель в начале учебного года. На каждой прогулке оценивалось умение организовать игру со сверстниками у 3-4 детей.

Анализ полученных данных показал, что 50% детей старшей группы имеют низкий уровень развития самостоятельности, у 43% детей выявлен средний уровень, высокий уровень обнаружен у 2 детей (7%).

С целью выявления уровня развития творческой активности у старших дошкольников была использована методика «Придумай игру сам».

Данная методика предполагала проведение беседы индивидуально с каждым ребенком, сначала предъявлялось первое задание, через день второе задание:

а) сообщалось, что пришло письмо от ребят из соседнего детского сада, в котором они пишут, что у них есть любимая игра – «Ловишки», но им стало скучно в нее играть. Ребята просят изменить эту игру, придумать другие варианты игры, чтобы стало интереснее. После этого ребенку задавались вопросы: Что можно изменить в игре? Какой другой вариант этой игры ты можешь предложить ребятам? Давай напишем им письмо вместе.

б) педагог рассказывал ребенку о том, что пришло второе письмо от детей из соседнего детского сада, в котором дети благодарят за придуманный им вариант игры, и просят придумать совсем новую игру. Ребенку предлагалось придумать новую игру для ребят. Для этого предъявлялся наглядный материал – иллюстрации (животных, насекомых, природных явлений, людей разных профессий). Также ребенку предлагался физкультурный инвентарь (обручи, скакалки, мячи,  косички, кегли, разноцветные флажки и ленты и т.д.).

Данная методика проводилась в физкультурном зале или на прогулке.

В ходе наблюдения оценивались ответы и действия ребенка.

По первому заданию оценивались следующие показатели:  

1. Интерес к заданию (эмоциональный отклик):

- ребенок проявляет устойчивый и повышенный интерес к заданию – 2 б.;  

- ребенок проявляет повышенный интерес к заданию на определенное время – 1 б.;

- ребенок быстро теряет интерес к заданию или вообще не проявляет – 0б.   

2. Количество адекватных вариантов или изменений в игре:

- ребенок самостоятельно предлагает несколько вариантов или изменений при сохранении сюжета игры – 2 б.;

- ребенок самостоятельно  или с небольшой помощью взрослого (наводящие вопросы) может изменить только правила или какой-либо другой компонент игры – 1 б.;

- ребенок даже с помощью педагога не справляется с заданием – 0 балл.

По второму заданию оценивались следующие показатели:  

1. Интерес к заданию (эмоциональный отклик):

- ребенок проявляет устойчивый и повышенный интерес к заданию – 2 б.;

- ребенок проявляет повышенный интерес к заданию на определенное время – 1 б.;

- ребенок быстро теряет интерес к заданию или вообще не проявляет – 0 б.

2. Создание новой игры:

- самостоятельное творческое сочинение новой игры на основе личного опыта (оригинальное название, сюжет, соответствующие сюжеты правила, сигналы и т.д.) – 2 б;

- ребенком придумано новое название игры, определены условия для игры, содержание (сюжет) и правила (на основе комбинации знакомых сюжетов) самостоятельно или с небольшой помощью педагога – 1б.;

- ребенок не справляется с заданием или придумывает только название игры с помощью педагога – 0 б.

Далее проводилось суммирование полученных баллов: максимальное количество баллов – 8; минимальное количество – 0.

Анализ результатов позволил выделить три уровня развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень (7-8 баллов): ребенок проявляет активный и устойчивый интерес к заданию; задание полностью принимает и понимает, выполняет сам; предлагает разные адекватные изменения игры (не менее 2-х) при сохранении сюжета, используя прошлый опыт; творчески сочиняет новую игру (оригинальный сюжет), опираясь на личный опыт и наглядность.

Средний уровень (4-6 баллов): ребенок проявляет интерес к заданию (эмоционально оживлен); задание принимает и понимает, но иногда прибегает к помощи взрослого; предлагает адекватный вариант изменения игры; способен использовать прошлый опыт с помощью взрослого и более активных сверстников; с помощью педагога может создать новую игру на основе комбинации знакомых сюжетов, правил; может использовать наглядность и оборудование при создании новой игры с помощью взрослого.

Низкий уровень (0-3 балла): ребенок не проявляет интереса к заданию (равнодушно – пассивен) или быстро его теряет; испытывает значительные затруднения в создании варианта игры; только при активной помощи педагога может придумать название или в общих чертах сюжет игры, но предложенный им вариант невозможно реально воплотить; наличие наглядности и оборудования не стимулирует творческую активность при создании новой игры.

Анализ полученных данных показал, что 67% детей имеют низкий уровень развития творческой активности, у 33% детей выявлен средний уровень, высокий уровень не обнаружен ни у одного ребенка (0%).

Анализ результатов выявил в целом недостаточный уровень развития самостоятельности и творческой активности у детей старшей группы.

Программа формирующего эксперимента была разработана на основе материалов М.А.Демиденко [4]. Разработанный комплекс мероприятий ориентирован на работу с детьми старшего дошкольного возраста продолжительностью 4 месяца.

В ходе формирующего эксперимента работа с детьми осуществлялась поэтапно. На каждом этапе решались определенные задачи по развитию самостоятельности и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Так 1 этап работы (ознакомительный) был направлен на формирование у детей представления о подвижной игре (ее структуре и особенностях организации со сверстниками). На данном этапе решались следующие задачи:

1. Формировать элементарные представления у дошкольников о структуре подвижной игры и роли ведущего игры.

2. Познакомить детей с разными способами сбора детей на игру; различными способами выбора водящего. 

3. Продолжать формировать и совершенствовать двигательно-игровой опыт старших дошкольников.

4. Продолжать формировать у старших дошкольников устойчивый интерес к подвижным играм.

5. Вызвать и поддерживать желание принять участие в игре в роли помощника ведущего игры.

6. Воспитывать нравственные качества и развивать коммуникативные способности: дружелюбие, взаимопомощь, желание сотрудничать и др.

Для формирования у детей элементарных представлений о структуре подвижной игры использовались новые и хорошо знакомые игры. Знакомство с новой игрой проходило 1 раз в неделю в основном на прогулке, за неделю она повторялась 3-4 раза, затем в течение 2-3 недель данная игра повторялась с изменениями, и возвращались к ней еще через 3-4 недели. Были разучены новые игры: «Мышеловка», «Не оставайся на полу», «Хитрая лиса» и др.  

Знакомые подвижные игры (игры средней группы) проводились в разных вариантах (с усложнением): «Самолеты», «Перелет птиц», «Бездомный заяц», «Ловишки», «Цветные автомобили» и др. В этих играх детям предъявлялись повышенные требования к качеству движений, выполнению правил.

Объяснение новой подвижной игры проводилось по традиционной схеме (методике). При проведении же знакомых игр детям предлагались проблемные ситуации, в которых при объяснении-напоминании игры пропускался какой-либо элемент игры и задавался вопрос: Сможем ли мы в нее поиграть, если неизвестны правила игры? Что получится в таком случае? Обсуждая с детьми различные ответы, подводили к пониманию того, что при отсутствии даже одного элемента, игра не состоится. Также с помощью вопросов у детей уточнялось и закреплялось представление о структуре игры (ее основные элементы).

После проведения подвижной игры подводились ее итоги. Педагог вначале сам давал оценку результатам игры с позиции выполнения правил, проявления детьми тех или иных качеств, постепенно предлагая высказаться и детям: Как ты считаешь, кого сегодня можно назвать самым быстрым водящим? Кого бы ты отметила как самых ловких, внимательных мышат? Какое правило было нарушено некоторыми играющими? и т.д.

Одним из условий самостоятельной организации игры со сверстниками является наличие у детей умения быть организатором или ведущим игры. Для этого необходимо в первую очередь сформировать представление о роли (функциях) ведущего игры, содействовать осознанию важности этой роли. Поэтому вначале предлагали детям побыть в роли помощника ведущего (ведущим был педагог). Педагог привлекал помощника к участию в организации некоторых компонентов игры: помочь подготовить оборудование, сделать разметку, повторить после педагога еще раз правила, определить способ выбора водящего, совместно с педагогом руководить игрой, контролируя соблюдение правил играющими и высказать свое мнение при подведении результатов игры. Однако не всем детям сначала хотелось быть помощником, дошкольники больше стремились получить роль водящего. Поэтому роль помощника вначале давалась детям-лидерам с хорошо развитыми организаторскими умениями и речью в качестве поощрения за проявленные личностные качества или определенные достижения (помог товарищу одеться на прогулку, проявил аккуратность в каком-либо деле, хорошо справился с поручением и т.д.). Таким образом, подчеркивалась значимость и важность этой роли. Постепенно все дети попробовали себя в роли помощника, для некоторых детей это оказалось совсем не просто, они стеснялись, терялись, боялись себя проявить, особенно когда приходилось перед всеми детьми повторить правила или принять участие в подведении итогов игры. В этих ситуациях педагог предлагал свою помощь, подсказывал, задавал наводящие вопросы, подбадривал и давал положительную оценку работе помощника.  

При проведении игр показывали детям разные способы сбора на игру: с помощью закличек и зазывалок, по договоренности (в определенном месте по определенному сигналу) и др. Знакомство детей с закличками и зазывалками происходило в свободное время во второй половине дня. Так, детям была дана проблемная ситуация: Как быстро, интересно и весело собрать ребят на подвижную игру на участке? После ответов детей и их обсуждения, предлагалось послушать закличку или зазывалку и ответить на вопрос: Как это можно использовать для игры? Таким образом, дети сами приходили к пониманию того, что для игры необходимо всем желающим быстро собраться в определенном месте, а помогут это сделать, в том числе заклички и зазывалки.

Также в свободное время с детьми разучивались считалки для выбора водящего в игре. Знакомили детей и с другими способами распределения ролей: жеребьевка, «вытягивание соломинок», «стрелочка» и т.д.

Цель 2 этапа (практического) была определена как: формирование и совершенствование у детей навыков организации и самоорганизации подвижных игр со сверстниками. Решались следующие задачи:

1. Формировать и совершенствовать у старших дошкольников умения самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры. 

2. Обогащать и расширять двигательно-игровой опыт детей.

3. Поддерживать устойчивый интерес к подвижным играм и желание самостоятельно играть в подвижные игры с друзьями и другими детьми.

4. Воспитывать нравственные качества и развивать коммуникативные способности: дружелюбие, взаимопомощь, умение сотрудничать и решать конфликтные ситуации в игре, руководствуясь правилами.

С детьми также разучивались новые игры и повторялись знакомые.

Еще одним из условий самостоятельной организации игры со сверстниками является наличие у детей определенных организаторских умений или умения исполнять роль ведущего: создать условия для игры, созвать детей на игру, предложить поиграть и организовать игру (все структурные компоненты).

Для формирования у старших дошкольников умения исполнять роль ведущего в игре применялись практические методы. Была разработана серия заданий-поручений, которые при проведении знакомых подвижных игр упражняли детей в разнообразных умениях: подготовить все необходимое для игры (создать условия); собрать своих товарищей на игру, используя зазывалки и заклички; самостоятельно напомнить содержание игры (как в нее играть), уточнить правила игры; самостоятельно распределить роли (выбирать водящего различными способами); контролировать выполнение правил, высказывать объективное мнение при обсуждении результатов игры. Кроме того, в играх часто возникали непреднамеренные проблемные, и даже конфликтные ситуации, которые также использовались для формирования умения решать спорные вопросы, опираясь на правила игры, умения договариваться, искать компромисс. Перечисленные задания-поручения также сначала давались детям-лидерам, а потом и всем остальным детям.

Для выполнения поставленных задач создавались условия для организации самостоятельных знакомых и любимых подвижных игр детей («Прятки», «Ловишки», «Удочка» и др.), т.к. именно они являются основой для самоорганизации детей в других играх. Использовались следующие методические приемы: сюрпризные моменты, внесение игровой атрибутики, участие педагога в играх, предложение для детей, поощрение детей.

Поощрялись самостоятельные игры с участием 2-3 детей (как правило, друзей или товарищей), и  постепенно подводили к организации игр с большим участием детей: Ребята, у вас получается играть вместе. Почему бы вам не пригласить в игру Ваню, он очень внимательно смотрит, как вы играете, но попроситься к вам в игру не решается. Или детям предлагалось увеличить количество играющих сразу на несколько человек для того, чтобы стало еще интереснее, веселее и сложнее играть.

В конце прогулки педагог отмечал детей, которые смогли успешно организовать самостоятельные подвижные игры или игровые задания со сверстниками.

3 этап (творческий) был направлен на развитие двигательно-игрового творчества старших дошкольников. Определены следующие задачи:  

1. Продолжать обогащать и расширять представления детей о подвижных играх (возможность изменять и усложнять их).

2. Содействовать развитию исполнительского творчества (передача игрового образа с помощью движений, комбинирование движений).

3. Развивать творческую инициативу, активность и самостоятельность  у дошкольников при разработке вариантов знакомых игр.

4. Продолжать формировать и поддерживать осознанный интерес у детей к творческой работе с подвижными играми (изменению и сочинению).   

5. Продолжать воспитывать нравственные качества и развивать коммуникативные способности.  

Для развития исполнительского творчества были отобраны подвижные игры, которые создают условия для комбинации движений из элементов знакомых упражнений, а также в процессе игр требуется передать с помощью движений какой-либо образ, что способствует развитию у детей воссоздающего воображения. Например, игра «Делай как я», проводится путем повторения всевозможных действий за водящим. При этом сам водящий должен придумать и показать оригинальное движение (как правило, новое сочетание знакомых элементов), тем самым развивая свое двигательное творчество. Были проведены следующие подвижные игры, развивающие исполнительское творчество: «Совушка», «Сделай фигуру», «Ловцы обезьян», «Придумай сам», «Кто к нам пришел» и др.

Чтобы подвести детей к придумыванию вариантов знакомых игр, перед детьми ставился проблемный вопрос: Как можно поиграть в знакомую игру по-другому? Дети, как правило, затруднялись дать ответ. Поэтому вначале давался образец педагога, в котором выделялись определенные компоненты (элементы) игры, которые можно изменить: правила, сигналы, движения и результат.

Для развития у детей творческой инициативы, активности и самостоятельности  при разработке вариантов знакомых игр использовалась серия творческих заданий: придумать новые правила  к знакомой игре; изменить сигналы в игре; включить дополнительные задания-движения или заменить одни движения на другие, более сложные; изменить сюжет и двигательную задачу игры.

Наивысшим уровнем творчества является продуктивное творчество, предполагающее создание оригинального продукта. Однако для детей 5-6 лет  в начале учебного года это достаточно сложная задача, поэтому ее решение, на наш взгляд, будет целесообразным в следующей возрастной группе.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента позволил выявить положительную динамику показателей развития самостоятельности у детей экспериментальной группы: увеличение количества детей с высоким и средним уровнем соответственно на 27 % (с 6 % до 33%) и на 20 % (с 27 % до 47 %), уменьшение количества детей с низким уровнем на 47 % (с 67 % до 20%). В контрольной группе также отмечены изменения: количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось на 7%, уменьшилось на 14 % количество детей с низким уровнем. 

Сравнение результатов до и после формирующего эксперимента показало положительные изменения в показателях развития творческой активности старших дошкольников экспериментальной группы: увеличение количества детей с высоким и средним уровнем соответственно на 13% (с 0% до 13%) и на 47 % (с 20 % до 67 %), уменьшение количества детей с низким уровнем на 60% (с 80 % до 20 %). В контрольной группе изменения не выявлены.   

Таким образом, можно констатировать, что результаты, полученные в контрольном эксперименте, подтверждают эффективность созданных педагогических условий использования подвижных игр в развитии самостоятельности и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.   

Считаем, что в перспективе необходимо продолжить работу по разработке и внедрению эффективных средств и методов развития самостоятельности и творческой активности у дошкольников в двигательной деятельности.  


Список литературы

1. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр// Наука, образование, общество. – 2015. - № 4 (6). - с. 38-52.
2. Акулова Е.Ф. Формируем у детей самостоятельность и ответственность //Дошкольное воспитание. – 2009. - №9. - с. 52-58.
3. АндрееваТ.Г., Вялова Н.В. Использование народных подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников// Неофит: Выпуск 15: Сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2018. – с. 60-65
4. М.А. Демиденко Воспитание творческой активности старших дошкольников в подвижных играх// Пути повышения эффективности педагогического процесса в детском саду: Межвуз. сб. науч. тр. / Ростов-на-Дону, РГПИ, 1982 – 91 с.
5. Калинковская С.Б. Использование творческих подвижных игр как здоровьесберегающего фактора в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений//Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 8. - с. 37-48.
6. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. 64 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
8. Шмонина В. Творческие подвижные игры //Дошкольное воспитание. –1991. – № 8. – с.23–27.

Расскажите о нас своим друзьям: