Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 159.9

Дата публикации 27.05.2019

Условия и факторы формирования стилевых особенностей достижения профессионализма у руководителей воинских подразделений

Чернышенко Эдуард Александрович
Адъюнкт, Военный университет Минобороны России, 123001, Российская Федерация, Москва, ул. Большая Садовая, 14, chernyshenko_eduard@mail.ru

Аннотация: В статье представлены основные результаты эмпирического исследования стилевых особенностей достижения профессионализма руководителей воинских подразделений. Выделение стилей достижения профессионализма осуществлялось по 16 различным показателям самодетерминационного, самоидентификационного и саморегуляционного критериев. Методом кластерного и корреляционного анализа были выделены факторы детерминации стилевых особенностей достижения профессионализма: субъектность, рефлексивность, консерватизм и отчужденность. Определены и конкретизированы условия, в которых указанные факторы возникают и оказывают влияние на формирование эффективных стилей достижения профессионализма. Выделение факторов и определение условий формирования стилей достижения профессионализма позволит сконцентрировать внимание на изучении сущностных аспектов стилей достижения профессионализма и разработать рекомендации по их оптимизации до уровня одного из эффективных стилей.
Ключевые слова: профессионализм, стиль, профессиональное развитие, субъектность, рефлексивность, консерватизм и отчужденность

Conditions and factors in the formation of stylistic features of achieving professionalism at the leaders of military subdivisions

Chernyshenko Eduard A.
University of the Ministry of Defense of Russia, 123001, 14, Bolshaya Sadovaya str., Moscow, Russian Federation

Abstract: The article presents the main results of an empirical study of the stylistic features of the achievement of professionalism of the leaders of military subdivisions. The selection of styles of achieve professionalism was carried out according to 16 different indicators of criteria of self-determination, of self-identification and of self-regulatory. By the method of cluster and correlation analysis, the factors are the determination of the stylistic features of the achievement of professionalism were identified: subjectivity, reflexivity, conservatism and aloofness. The conditions in which these factors arise and influence the formation of effective styles of achieving professionalism are defined and clarified. Selection of factors and determination of conditions for the formation of styles of achieving professionalism will allow focusing on the study of the essential aspects of styles of achieving professionalism and develop recommendations for their optimization to the level of one of the effective styles.
Keywords: professionalism, style, professional development, subjectivity, reflexivity, conservatism and aloofness


Под стилевыми особенностями достижения профессионализма понимается  индивидуально-своеобразный способ самоорганизации субъектом труда своего профессионального развития, направленного на обеспечение высокой эффективности профессиональной деятельности и проявляющийся в устойчивых особенностях психической самодетерминации, самоидентификации и саморегуляции [12].

Семантика слова «особенности» в русском языке означает «характерное, отличительное свойство, качество, признак кого-либо, чего-либо» [11, с.651]. То есть, в соответствии с нормами современного русского языка словосочетание «стилевые особенности» означает «характерное, отличительное свойство, связанное со стилем». В связи с этим лексический конструкт «стилевые особенности достижения профессионализма» по своим семантическим и сущностным характеристикам представляется синонимичным понятию «стиль достижения профессионализма», и в дальнейшем оба этих лексических конструкта будут использованы в настоящей статье как равнозначные.

К эмпирическому исследованию стилевых особенностей достижения профессионализма были привлечены 145 военнослужащих категории «руководитель воинского подразделения» (далее – респонденты), которые прибыли в военно-образовательную организацию для прохождения обучения на потоках дополнительного профессионального образования из 12 различных регионов страны. В соответствии с логикой современных научных исследований психологических аспектов управленческой деятельности [5,7], к руководителям воинских подразделений были отнесены руководители различных структурных воинских формирований по организационному уровню ниже воинской части, имеющих в подчинении личный состав и исполняющих свои обязанности в соответствии со штатным расписанием. Из экспериментальной выборки были исключены респонденты, имеющие общий стаж руководящей работы один год и менее, то есть руководители, находящиеся на этапе профессиональной адаптации и получения первичного профессионального опыта управленческой деятельности [11].

Замысел эмпирического исследования заключался в экспертной и рефлексивной оценке уровня профессионализма респондентов, в обследовании личностных структур руководителей по критериям саморегуляции, самодетерминации и самоидентификации, а также в диагностике темпераментальных особенностей респондентов. Выделение и оценка стилей достижения профессионализма осуществлялась по самодетерминационному, самоидентификационному и саморегуляционному  критериям, которые включали в себя 16 различных показателей. Основные результаты исследования были получены с помощью многошкального опросного метода «Стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой» (версия 2013-го года), русскоязычного опросника каузальных ориентаций «РОКО» (авторы – Д.А. Леонтьев, О.Е. Дергачева), пятой версии методики «Опросник стилей конструирования идентичности М. Берзонски» (в адаптации Ю.Е. Зайцевой), а также с помощью анкет экспертной и рефлексивной оценки уровня профессионализма [12].  

В результате проведенного исследования были выделены эффективные и неэффективные стили достижения профессионализма руководителей воинских подразделений. Эффективные стили достижения профессионализма способствуют прогрессивному профессиональному развитию руководителей, а не эффективный стиль, напротив, не позволяет достичь профессионализма в управленческой деятельности [13].

Однако целостное представление о стилевых особенностях достижения профессионализма руководителей воинских подразделений будет неполным без выявления детерминант их формирования – психологических факторов и условий. Как показало исследование, стили достижения профессионализма имеют существенные различия в структуре и выраженности феноменополагающих компонент. Данные различия детерминируются факторами, оказывающими решающее воздействие на формирование того или иного стиля достижения профессионализма. Каждый из таких факторов включает в себя ряд ключевых показателей стилевых особенностей достижения профессионализма. Выделение этих факторов позволяет сконцентрировать внимание на изучении сущностных аспектов стилевых особенностей достижения профессионализма руководителей воинских подразделений, определить необходимые условия для их формирования и создать модель  оптимизации стиля достижения профессионализма.

В математической статистике переход от исходной совокупности множества показателей к существенно меньшему числу факторов осуществляется посредством факторного анализа. Но в связи с тем, что значения показателей стиля достижения профессионализма не соответствуют нормальному закону распределения, то использование факторного анализа в данных условиях не представляется возможным в силу принятого условия применения факторного анализа только в отношении нормально распределенных переменных. Поэтому дальнейшая факторизация показателей была осуществлена непараметрическими методами математической статистики, а именно, с помощью кластерного анализа (по переменным) и корреляционного анализа (с использованием коэффициента корреляции Спирмана). Кластерный анализ показателей выступает как более простой аналог факторного анализа, который позволяет установить для большого числа исходных показателей сравнительно узкий набор свойств, характеризующих связь между группами этих показателей, называемых факторами [9, c.297].

Кластерному анализу подверглась матрица исходных данных, состоящая из 145 наблюдений и 16 показателей.  По результатам проведения кластерного анализа все показатели объединились в четыре фактора (таблица 1).

Таблица 1. Результаты кластерного анализа показателей матрицы исходных данных

 

 

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

1. Автономия

1. Надежность

1. Контроль

1. Безличность

2. Информационность

2. Общий уровень саморегуляции

2. Нормативность

2. Диффузность

3. Самостоятельность

3. Оценка результатов

4. Приверженность

4. Моделирование

5. Я-определяющая приверженность

5. Программирование

6. Гибкость

7. Планирование

Факторы, выделенные программой математической статистики IBM SPSS Statistics, наглядно представлены в дендрограмме, визуализирующей процесс слияния показателей в факторы (рис. 1).

Рисунок 1. Дендрограмма кластерного анализа матрицы исходных данных по показателям

Однако не все показатели в выделенных факторах имеют высокий факторный вес, т.е. имеют значения коэффициентов корреляции с другими показателями на уровне высокой значимости [2, с.29]. Для более точного определения структуры и характеристик факторов, а также упрощения предметной интерпретации результатов факторизации необходимо было произвести отбор ключевых показателей в факторах, которые в наибольшей степени детерминируют собой стиль достижения профессионализма. Для этих целей была проанализирована теснота связей показателей по коэффициентам корреляции и расстояниям, определенным на основании выбранной дистанционной меры и с учётом предусмотренного z-преобразования значений. Для интерпретации выделенных факторов использовались показатели, имеющие наименьшие дистанционные расстояния и сильные корреляционные связи (на уровне r ≥ 0,7), т.е. показатели, представляющие собой кластерные центры выделенных факторов.

Из анализа корреляционных связей и дистанционных расстояний следует, что кластерным центром «Фактора 1» являются следующие показатели: автономия, информационность и самостоятельность (табл. 2).

Таблица 2. Коэффициенты корреляции показателей в «Факторе 1»

Показатели

Автономия

Информа­ционность

Привержен­ность

Я-опреде­ляющая привержен­ность

Планирова­ние

Гибкость

Самостоя­тельность

Автономия

1,000

,881**

,482**

,543**

,440**

,355**

,834**

Информационность

,881**

1,000

,493**

,493**

,444**

,315**

,807**

Приверженность

,482**

,493**

1,000

,662**

,400**

,449**

,522**

Я-определяющая приверженность

,543**

,493**

,662**

1,000

,520**

,470**

,572**

Планирование

,440**

,444**

,400**

,520**

1,000

,261**

,401**

Гибкость

,355**

,315**

,449**

,470**

,261**

1,000

,421**

Самостоятельность

,834**

,807**

,522**

,572**

,401**

,421**

1,000

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухстор.).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухстор.).

При этом автономия является ведущим показателем «Фактора 1», т.к. имеет наиболее сильные корреляционные связи со всеми другими показателями кластерного центра. Такое сочетание показателей позволяет интерпретировать данный фактор как «Субъектность». Фактор субъектности включает в себя способность руководителя подразделения осуществлять в целом внутренне детерминированное управление своей профессиональной деятельностью и оказывать непосредственное влияние на своё всестороннее профессиональное развитие, т.е. представлять собой активное, самодеятельное начало во взаимодействии с окружающей действительностью и с самим собой.

Для предметной интерпретации «Фактора 2» были выбраны показатели, имеющие наибольшие факторные веса и представляющие собой его кластерный центр, а именно, моделирование, надежность и оценка результатов (табл. 3). Из анализа психологических характеристик указанных показателей следует, что «Фактор 2» оказывает воздействие на формирование у руководителей воинских подразделений способности к осуществлению адекватной оценки результатов своего профессионального развития, позволяющей своевременно выделять значимые условия их достижения, оценивать не только факт рассогласования полученных результатов с целями профессионального развития, но и приведшие к нему причины, своевременно корректировать программу профессионального развития.

Таблица 3. Коэффициенты корреляции показателей в «Факторе 2»

Показатели

Моделиро­вание

Программи­рование

Надежность

Оценка ре­зультатов

Общий уро­вень саморе­гуляции

Моделирование

1,000

,344**

,542**

,356**

,522**

Программирование

,344**

1,000

,270**

,421**

,510**

Надежность

,542**

,270**

1,000

,509**

,565**

Оценка результатов

,356**

,421**

,509**

1,000

,587**

Общий уровень саморегуляции

,522**

,510**

,565**

,587**

1,000

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухстор.).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухстор.).

То есть «фактор 2» в основном оказывает воздействие на формирование рефлексивных способностей руководителя в процессе осуществления им метапрофессиональной деятельности. В связи с этим данный фактор обозначен как «Рефлексивность». Фактор «рефлексивности» также как фактор «субъектности» оказывает значительное влияние на формирование эффективных стилей достижения профессионализма.

В «Фактор 3» по результатам кластеризации вошли два показателя: контроль и нормативность (таблица 4). В его основе лежит низкая потребность в автономии и нормативный стиль самоидентичности. Фактор 3 формирует такие психологические характеристики в структуре стиля достижения профессионализма как негибкость в поведенческих реакциях и в переработке информации, касающейся направлений профессионального развития, потребность в контроле извне при реализации программ профессионального развития, выбор социально-признанных и уже известных способов организации профессионального развития.

Таблица 4. Коэффициенты корреляции показателей в «Факторе 3»

 

Показатели

Контроль

Нормативность

Контроль

1,000

,544**

Нормативный стиль

,544**

1,000

Другими словами фактор 3 характеризует позицию руководителя по удержанию существующего и уже известного положения вещей касательно организации своего профессионального развития, а также характеризует отрицательное отношение руководителя подразделения к каким-либо новшествам в способах организации профессионального развития. Из этого следует, что «Фактор 3» оказывает влияние на степень консервативности в стиле достижения профессионализма и, соответственно, он был обозначен как «Консервативность».

По результатам кластеризации в «фактор 4» вошло два показателя: диффузность и безличность (табл. 5). Показатели диффузности и безличности имеют наибольшие средние ранги в неэффективном стиле достижения профессионализма, который ведет к регрессу (стагнации) в профессиональном развитии руководителя подразделения, к утрате им своей профессиональной самоидентичности и чувства самодетерминации, к увеличению дистанции между руководителем и профессиональной средой, в которой он осуществляет свою профессиональную деятельность, к нарушению эмоциональных связей с ранее значимыми, наполненными смыслом объектами и субъектами профессиональной деятельности.

Таблица 5. Коэффициенты корреляции показателей в «Факторе 4»

Показатели

Безличность

Диффузность

Диффузность

,448**

1,000

Безличность

1,000

,448**

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухстор.).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухстор.).

Из этого следует, что «Фактор 4» по своей функциональной роли в структуре стилей достижения профессионализма ассоциируется с состоянием профессионального отчуждения руководителя подразделения, в связи с чем, он был назван фактором «Отчужденности» [4]. В философии категория отчуждение выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия [10, с. 181]. Другими словами, основной характеристикой фактора отчужденности является потеря человеком своей субъектности, превращение его в объект внешних воздействий. В метапрофессиональной деятельности отчужденность проявляется как незаинтересованность руководителя воинского подразделения в своем профессиональном развитии, в отсутствии инициативы и личного отношения к самой профессиональной деятельности руководителя, формализации выполняемых обязанностей как не имеющих для него смысла.

Из анализа средних рангов показателей фактора отчужденности, следует, что отчужденность играет первостепенную роль в формировании неэффективного стиля достижения профессионализма. По своим сущностным характеристикам фактор отчуждения противоположен факторам субъектности и рефлексивности, и имеет с ними значимые обратные корреляционные связи.

Анализируя роль факторов в формировании стилей достижения профессионализма необходимо учитывать не столько сам факт наличия воздействия того или иного фактора, но в первую очередь композицию и интенсивность их воздействия. Из анализа описательных статистик, средних рангов, корреляций показателей и результатов их кластеризации следует, что факторами определяющими стиль достижения профессионализма являются: суъектность, рефлексивность, консерватизм и отчужденность. При этом решающее значение в формировании эффективных стилей достижения профессионализма имеет фактор субъектности.

Следует отметить, что воздействие факторов обусловлено психологическими условиями, в которых эти факторы возникают и оказывают последующее влияние на формирование того или иного стиля достижения профессионализма. Под условиями формирования стиля достижения профессионализма руководителя воинского подразделения понимается многообразие личностных и социально-психологических феноменов и явлений, влияние которых создает предпосылки для успешного формирования эффективного стиля достижения профессионализма руководителя. Стиль достижения профессионализма руководителя воинского подразделения детерминируется, с одной стороны, «внешними» условиями активного воздействия на личность, т.е. профессиональной средой, а с другой стороны – предопределяется «внутренними» условиями, т.е. определенными личностными особенностями человека.

В свою очередь, все внешние и внутренние условия, оказывающие влияние на стиль достижения профессионализма, можно условно разделить на социально-профессиональные и предметно-профессиональные. Внешние социально-профессиональные условия представляют собой систему неформальных и формальных требований к профессиональной деятельности руководителя подразделения со стороны подчиненных, вышестоящих руководителей и коллектива организации в целом. К внешним социально-профессиональным условиям, прежде всего, относятся социально-психологические особенности воинского коллектива, организационная культура, под которой понимаются формальные и неформальные нормы и ценности, разделяемые абсолютным большинством членов организации, а также система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный исторический и экономический период его развития. К социально-профессиональным условиям следует отнести и отношение значимых близких (семья, друзья, родственники и т.д.) к профессиональной деятельности руководителя подразделения. В своей совокупности внешние социально-профессиональные условия оказывают непосредственное влияние на все факторы, детерминирующие стиль достижения профессионализма.

К внутренним социально-профессиональным условиям, вероятностно оказывающим влияние на стиль достижения профессионализма, следует отнести профессиональный опыт, профессиональное самосознание и профессиональные убеждения руководителя воинского подразделения. Под профессиональными убеждениями понимаются активно приобретенные и критически осмысленные представления и знания о профессии, а также профессиональный гипостасис, имеющий для руководителя высокий личностный смысл и статус доверия, определяющие его отношение к разным сферам профессиональной деятельности. Иначе говоря, это компоненты профессионального мировоззрения личности, с которыми связано переживание их истинности и потребность реализовать их в профессиональной жизни. Убеждения базируются на широких и глубоких знаниях в профессиональной области. Однако знания автоматически не переходят в убеждения, они вырабатываются на основе личного профессионального опыта руководителя. Именно личный профессиональный опыт порождает у руководителя подразделения определенное отношение к профессии и своему профессиональному развитию [1, с. 676].

С профессиональным опытом тесно связано профессиональное самосознание руководителя, под которым понимается целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств [6, с.88]. Профессиональное самосознание является ключевым условием для возникновения рефлексивного фактора, детерминирующего собой эффективные стили достижения профессионализма. Профессиональное самосознание позволяет критично оценивать результаты профессиональной деятельности, оперативно реагировать на изменения условий профессионализации и своевременно осуществлять коррекцию программы профессионального развития.

Под предметно-профессиональными условиями понимается влияние на стиль достижения профессионализма средств профессиональной деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его. Из специфики профессиональной деятельности руководителя, связанной с отсутствием непосредственных вещественных результатов его труда, вытекает и специфичность предмета труда руководителя, которым является информация об объектах управления и внешней среде. Объектом труда руководителя выступают подчиненные и отношения между ними, а средством – принимаемые руководителем управленческие решения, основанные на его профессиональных знаниях и профессиональном опыте. Следовательно, предметно-профессиональными условиями, оказывающими влияние на стиль достижения профессионализма, выступают: нормативные требования к деятельности, как руководителя, так и его подчиненных; особенности и количество выполняемых подразделением задач; интенсивность поступающей информации; компетенции руководителя; когнитивные, коммуникативные и эмоциональные способности руководителя.

Вследствие того, что стиль достижения профессионализма руководителя воинского подразделения является внутрисубъектным феноменом, который связан с самоорганизацией профессионального развития, то  возникающие противоречия между внутренними возможностями руководителя и требованиями профессиональной среды подвигают его к осуществлению различных форм метапрофессиональной деятельности. При этом стиль достижения профессионализма  выступает в роли демпфера, который согласует собой воздействующие факторы и особенности индивидуальности руководителя, что проявляется в компенсаторных и адаптивных свойствах стиля.


Список литературы

1. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: ACT: ACT МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
2. Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии. В 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / О. Ю. Ермолаев-Томилин. – 5-е из., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 235 с.
3. Зайцева, Ю. Е. Конструирование личной идентичности в ситуации жизненного выбора: к методологии исследования субъективных стратегий / Ю. Е. Зайцева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Социология. – 2015. – №1. – С. 5-18.
4. Зиновьева, Д. М. Психология отчуждения: монография / Д.М. Зиновьева; ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «ВАГС», 2005. – 172 с.
5. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.
6. Маркова, А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
7. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998. – 800 с.
8. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. – М.: Когито-Центр, 2004. – 44 с.
9. Наследов, А. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
10. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: В. С. Стёпин и др. – М.: Мысль, 2010. – T.3. – 692 с.
11. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин т рус. яз. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд. стереотип. – М.: Русский язык, 1987. – Т. III. П – Р. – 752 с.
12. Чернышенко Э. А. Психологическая структура стилевых особенностей достижения профессионализма: от теории к практике // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 2 (31). – С. 143-154.
13. Чернышенко Э. А. Стилевые особенности достижения профессионализма: результаты эмпирического исследования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. № 1А. – С. 245-255.
14. Berzonsky M. Social-cognitive perspective on identity construction // Handbook of identity theory and research / eds S. J. Schwaryz, K. Luyckx, V. L. Vognoles. New York: Springler, – 2011. – P. 55–77.
15. Ryan, R. M., Deci, E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. – New York: Guilford Publishing, 2018. – 756 p.

Расскажите о нас своим друзьям: